РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ, ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕГО-КОНСТРУКТОРА
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Конструирование из лего-конструкторов полностью отвечает интересам детей дошкольного возраста, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Благодаря этому ребенок особенно быстро совершенствуется в навыках и умениях, в умственном и эстетическом развитии. Тонкая моторика рук связана с центрами речи, значит, у продвинутого в конструировании ребенка быстрее развивается речь. Ловкие, точные движения рук дают ему возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_statya_polyakova_i.n.docx | 17.69 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ, ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ
ЛЕГО-КОНСТРУКТОРА
Полякова И.Н.
воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 46 «Колокольчик»
Россия, г. Белгород
Психологи, изучавшие воображение ребенка, отмечали существенную его роль в познавательном развитии, например В. Штерн, Л. Дьюи и др. рассматривали воображение дошкольника как изначально заданную способность, полагая, что детское воображение является более ярким и оригинальным по сравнению с воображением взрослого человека. Таким образом, развитие воображения, возникая первоначально под влиянием словесных воздействий взрослых в сюжетно-ролевой игре, в дальнейшем произвольное воображение ребенка проявляется и в других видах детской деятельности, осуществление которых невозможно без предварительного планирования (изобразительная, трудовая, музыкальная и др.). На протяжении детского возраста активно развивается творческое воображение ребенка. Он создает образы воображения путем комбинирования и преобразования имеющихся представлений доступными ему способами. Важно, чтобы содержание и форма общения взрослого с воспитанником создавали возможность для вступления в «зону ближайшего развития» ребенка, способствовали бы реализации его возможностей в творческой деятельности. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами ‒ памятью и мышлением.
Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности, воли, способностей конструктивного мышления, которое, в свою очередь, теснейшим образом связано с чувственным (цвет, дизайн, прикосновение) и интеллектуальным (языковое развитие, техническое, концептуальное мышление, способности: планировать, оценивать, классифицировать) развитием ребенка; развивает творческий потенциал (творческая фантазия, нацеленность на успех и т.д.), а также его личностные качества детей дошкольного возраста (энтузиазм, само мотивация, доброжелательность, терпение).
Конструирование из лего-конструкторов полностью отвечает интересам детей дошкольного возраста, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Благодаря этому ребенок особенно быстро совершенствуется в навыках и умениях, в умственном и эстетическом развитии. Тонкая моторика рук связана с центрами речи, значит, у продвинутого в конструировании ребенка быстрее развивается речь. Ловкие, точные движения рук дают ему возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Таким образом, детское конструирование из-за его созидательной природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника при определенной организации может носить подлинно творческий характер. Характер постройки ЛЕГО раскрывает возможности ребенка, уровень его представлений об окружающем мире, выявляет созидательные способности. Работа по теме ЛЕГО-конструирования закладывает основы проектной деятельности детей, учит планировать и самостоятельно выполнять творческие задания, помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат, что вызывает у них желание двигаться по пути открытий и исследований. Освоение ЛЕГО-конструкторов и его использование должно быть процессом направляемым, а не спонтанным. Для этих целей обязательным элементом процесса обучения является наличие у педагога четкой стратегии использования конструктора в образовательной и воспитательной сферах.
Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, анализ, беседы, общение, экспериментирование, исследования, чтение, моделирование по схеме, замыслу, образцу, реализация совместных проектов. Процессе непосредственной образовательной деятельности предполагается использование субъектного опыта всех участников занятия в диалоге «ребенок – педагог» и «ребенок – ребенок».
Примерные формы организации непосредственной деятельности:
- Игровая деятельность: сюжетные игры, создание игровых ситуаций по режимным моментам, игры с речевым сопровождением, пальчиковые игры, театрализованные игры.
- Продуктивная деятельность: мастерская ЛЕГО-конструирование, реализация проектов, опытно-экспериментальная деятельность, выставки.
- Познавательно-исследовательская деятельность: решение проблемных ситуаций, экспериментирование, исследование.
- Коммуникативная деятельность: беседа, ситуативный разговор, игровые ситуации.
- Трудовая деятельность: дежурство, поручения, задания.
Использование лего-технологии в дошкольном образовании обусловлена ее высокими образовательными возможностями: строясь на интегрированных принципах, она объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, что позволяет использовать ее в различных игровых зонах. Игры с ЛЕГО-конструктором способствуют формированию положительной мотивации к обучению, активной включенности ребенка в процесс игры, создают основу формированию учебных навыков.
Список литературы
- Волкова С.И. Конструирование. ‒ М: «Просвещение», 2009. – 425 с.
- Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте.
- Глушкова Г., Малтызова М., Чижова Т. Конструктоы LEGO, как полифункциональное и трансформируемое средство образовательной среды группы // Дошкольное воспитание. – 2014. – №3 . – С. 65.
- Комарова Л.Г. Строим из ЛЕГО. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО. ‒ М.: Линка-пресс, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ НА СТЕКЛЕ
В соответствии с ФГОС дошкольного образования: • Сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которая позволяет сделать более эффективным процесс обучения и воспитания. • В процессе воспитан...
План самообразования музыкального руководителя ДОУ «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театральную деятельность»
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, со...
Самообразование : «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность»
Самообразование : «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность»...
"Развитие творческих способностей старших дошкольников через музыкально-экологическую сказку"
Доклад музыкального руководителя на областном семинаре по экологии....
Самообразование " Развитие творческих способностей старших дошкольников через театральную деятельность"2020-2022
самообразование 2020-2022 г...
Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность
Развитие творческих способностей старших дошкольников посредставм театрализованной деятельности (из опыта работы)....
Развитие творческих способностей старших дошкольников через использование пластилинографии
Развитие творческих способностей старших дошкольников через использование пластилинографии...