Актуальный педагогический опыт
материал на тему

В педагогическом опыте описывается работа педагога по теме" Исследовательская деятельность дошкольников", которую он вел на протяжении трех лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_ped.opyta_.doc234.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема опыта: «Развитие познавательной активности детей через исследовательскую деятельность».

Автор опыта: Селезнева Оксана Игоревна, воспитатель СП МБОУ СОШ№2 .

Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

      Работа по данной теме ведется педагогом с 2010 года на базе структурного подразделения МБОУ СОШ № 2 – детский сад «Березка». Деятельность данного учреждения направлена на реализацию основных задач дошкольного образования по программе воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» М.А.Васильевой, которые конкретизируются в зависимости от его вида и приоритетных направлений. Приоритетным  направлением работы  детского сада является осуществление художественно-эстетического развития.

Составление социального паспорта группы выявило, что большинство семей имеют доход ниже среднего уровня. В связи с этим родители вынуждены искать дополнительный источник заработка, что ведет к нехватке времени для общения с ребенком. К тому же 70%  детей из группы воспитываются в неполных семьях. Так же анкетирование и опрос родителей показали,  что свободное время и выходные дни дети в основном проводят за просмотром телевизора и игрой на компьютере. Все это ведет к тому, что у детей пропадает интерес к познавательной активности. Анализ  диагностики с учетом требований программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией  Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой показал, что более 42% детей имеют недостаточные представления о свойствах предметов и низкий уровень  познавательного интереса. Подведя итоги диагностики,  мы пришли к выводу, что необходимо уделить еще больше внимания развитию познавательной активности детей.

Актуальность опыта

     Н.Н. Поддьяков подчеркивал: в образовательном процессе четко выделяются две формы детской активности. Первая определяется содержанием, предлагаемым взрослым, и связана с трансляцией культурных образцов, адекватных периоду детства, и форм детской активности. Другая форма исходит, наоборот, от ребенка: он сам является инициатором обследования различных объектов и выступает в роли экспериментатора, пытающегося понять сложные зависимости в окружающем мире. Н.Н. Поддьяков считал, что очень важно поддерживать эту бескорыстную познавательную активность детей.

     В семейном воспитании часто встречается подход, называемый акселерация развития, когда взрослый обучает ребенка таким способам взаимодействия с объектами, которые выходят за рамки возможностей детей. В этом случае ребенок осваивает нехарактерные для его возраста виды действий и знаний, что часто приводит к механическому заучиванию информации.

     Чтобы не возникало противоречий между развитием ребенка в семье и развитием его в ДОУ, необходимо вовлекать родителей  в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов (ФГОС 3.2.5).

      Ведущая педагогическая идея опыта заключается в развитие познавательной активности детей через игры, чтение художественной литературы, опыты, художественное творчество.

Длительность работы над опытом

1 этап: начальный (констатирующий)- сентябрь 2010 май 2011.

2 этап: основной (формирующий)- сентябрь 2011-май 2012.

3 этап: заключительный (контрольный) - сентябрь 2012-май 2013.

     Диапазон опыта представляет собой  кружковую работу, систему занятий и работу с родителями.

Теоретическая база опыта

      По мнению многих исследователей, познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка.

       Что такое познавательная активность?

      Доктор психологических наук Морозова И.С. считает, что под познавательной активностью дошкольников следует понимать  личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, в процессе получения знаний, готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.

       В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности ребенка, авторы, исследовавшие эту проблему, выделяли общение (Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Т.А. Серебрякова), потребность в новых впечатлениях (Л.И. Божович), общий уровень развития активности (Н.С. Лейтес, В.Д. Небылицин).

        Познавательная активность тесно связана с исследовательской деятельностью.

        Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Он выделяет два основных вида исследовательской деятельности:

-активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

-деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

       В качестве основных развивающих функций познавательно-исследовательской деятельности на этапе старшего дошкольного возраста обозначены следующие:       

  • развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности)
  • освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификационных), пространственных и временных отношений;
  • перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира);
  • развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
  • расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).

        В соответствии с ФГОС,  все выше сказанное реализуется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

Новизна опыта

      В процесс  работы по развитию познавательной активности детей были вовлечены не только педагоги, но и родители, задействованы все образовательные области, использовалась проектная деятельность.

Технология  опыта

 Цель. Формирование основных интегрированных качеств ребенка, предусмотренных ФГОС, через исследовательскую деятельность.

Задачи.

  1. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
  2. Развитие познавательных способностей, творческого мышления, воображения.
  3. Организация совместной деятельности родителей и педагогов для развития познавательной активности детей.

     Известно, что познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

     Очень эффективным приемом развития познавательной активности детей является ознакомление со всем окружающим. Важно обращать внимание ребенка на предметы и вещи, что их окружают. Дети должны не только слышать, но и видеть разные действия. То же самое касается и предмета. Чтобы понять, о чем идет речь, ребенок должен увидеть сам предмет и потрогать его, подержать в руках. Таким образом, в развитии познавательной активности должны быть задействованы все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

       Ж. Пиаже считал, что ребенок должен самостоятельно осваивать способы взаимодействия с объектами.

       Главным источником для получения представлений о мире является исследовательское поведение дошкольника.

        Особая роль в исследовательской деятельности ребёнка отведена опытам и экспериментам.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской  деятельности:

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие  ситуации;

- трудовые поручения, действия.

Оборудование для исследовательской деятельности:

1. Прозрачные и непрозрачные емкости.

2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки.

3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).

4. Резиновые груши разного размера.

5. Пластиковые, резиновые трубочки.

6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.

7.  Пластиковые контейнеры.

8. Рулетка, линейка.

9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи, термометр.

10. Фартуки клеенчатые, щетки, совки.

11. Цветные прозрачные стеклышки.

12. Лупы, зеркала, магниты.

13. Лопатки, грабли, лейки.

14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности.

Материал, подлежащий исследованию:

1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный уголь.

2. Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн).

3.  Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель.

4. Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов.

5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.

      С целью развития исследовательского поведения дошкольников в группе был организован уголок экспериментирования, задачами которого являются:

  • -развитие наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных  операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
  • -формирование умений комплексно обследовать предмет.

          В уголке экспериментальной деятельности были выделены:

- место для постоянной выставки, где были размещены различные коллекции.

- место для приборов (микроскоп, увеличительные стекла, магниты, песочные часы, ёмкости, подносы, мерные ложки и т.д.).

- место для хранения материалов (природного, "бросового").

- место для проведения опытов.

- место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).

     Также были помещены  модели, отображающие основные свойства веществ.

      Для положительной мотивации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников используются различные стимулы. Это, прежде всего, новизна, необычность исследуемого объекта,  некая тайна, сюрприз. Для успешного усвоения детьми материала лучше сочетать несколько видов деятельности.

Диапазон работы педагога по развитию познавательной активности детей включал в себя: кружок « Почемучки», НОД и работу с родителями.

        На начальном этапе (сентябрь 2010 - май 2011) была проведена диагностика детей средней группы, затем составлен план работы по исследовательской деятельности (приложение 1).

      Объектами  изучения на данном этапе были вода (в различных состояниях), песок, воздух (ветер) и солнце. Дети узнали о влиянии их на жизнь людей, животных и растений.

       В группе проводилась тематическая неделя «В гостях у королевы Воды», где воспитанники с помощью опытов закрепляли свои знания о свойствах воды. Родителями были изготовлены книжки-малышки «Для чего нужна вода», «Стихи и загадки о воде», «Водичка, водичка…», нарисованы плакаты на тему «Берегите воду».

       На   основном этапе (сентябрь 2011-май 2012) также проводилась диагностика, был составлен план работы. Хочется отметить, что дети стали больше проявлять инициативу, вносить элементы исследовательской деятельности в свободную деятельность (играли « в лабораторию» и «археологов»).

      Особое впечатление на детей произвело изучение явления оптические иллюзии.

Дети и родители активно приняли участие в выставке «Моя коллекция», для родителей была проведена консультация «Влияние коллекционирования на развитие познавательной активности детей» (приложение 2).

       На заключительном этапе (сентябрь 2012 - май 2013) дети познакомились с появлением жизни на  Земле (от происхождения вселенной до появления человека) (приложение 3), было проведено занятие « Извержение вулкана» (приложение 4).

       На данном этапе была осуществлена проектная деятельность. Знакомство с природными зонами проходило в рамках реализации педагогического проекта «Животные и среда их обитания». В ходе проекта дети находили взаимосвязь внешнего вида животных, образом их питания с той природной зоной, где они обитают. Родителями были подготовлены доклады, выполнены иллюстрации. Кроме того, родители были вовлечены процесс ознакомления детей со съедобными и ядовитыми грибами, изготовления генеалогического древа.

       В результате работы были задействованы все направления:

- «Физическое развитие» (опыты с мылом, подвижные игры, дыхательные упражнения).

- « Социально-личностное развитие» (труд, беседы о безопасности).

- «Познавательно - речевое развитие» (опыты, чтение художественной литературы).

- «Художественно-эстетическое развитие» (продуктивная деятельность).

Развитие познавательной активности детей проходило в тесном взаимодействии семьи и ДОУ.

Результативность

Мониторинг развития детей проводился с учетом требований программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией  Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

     Диагностика, проведенная в конце начального этапа, выявила, что у детей повысился уровень познавательной  активности на 10,53%.

Уровень развития познавательной активности

Сентябрь

2010

Май

2011

Высокий

15, 79%

31,58%

Средний

42,11%

36.84%

Низкий

42,11%

31,58%

На втором этапе уровень познавательной активности детей вырос на 15,79%.

Уровень развития познавательной активности

Сентябрь

2011

Май

2012

Высокий

31,58%

36,85%

Средний

36.84%

47,37%

Низкий

31,58%

15,79%

Диагностика на заключительном этапе показала, что уровень познавательной активности вырос на 5,27%.

Уровень развития познавательной активности

Сентябрь

2012

Май

2013

Высокий

47,37%

52,64%

Средний

36,84%

42,11%

Низкий

15,79%

5,27%

Для наиболее наглядного представления динамику развития отобразим в виде графика.

За три года работы уровень познавательной активности  детей вырос на 36,84%, что  свидетельствует о положительной динамике.

Список литературы

  1. Федеральный  государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  2. Методические рекомендации к « Программе воспитания и обучения в детском саду»/ Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: « Мозаика – Синтез», 2005- 344 с.
  3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011.- 336 с.
  4. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4 - 7 лет. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2012. – 80 с.
  5. Планирование экспериментально-опытной деятельности дошкольников // Дошкольная педагогика.- 2011 № 4.
  6. Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» - СПб.: Детство-Пресс,2008 г.
  7. И.С.Морозова « Познавательная активность младших дошкольников» УДК159.9.072.422
  8. Н.Н. Поддьяков «Очерки психического развития дошкольников» - М.: Линка- Пресс, 2013.- 192 с.

Приложение 1.

Исследовательская деятельность в средней группе.

Месяц.

Тема.

Выставки, стенды, работа с родителями.

Опыты, эксперименты.

Мероприятие.

Сентябрь

« Вот какая пена!»

Познакомить детей со свойствами мыла.

Развивать навыки самостоятельности.

Воспитывать желание соблюдать гигиену.

1.Намыливание рук мылом до образования густой пены.

Оборудование: вода, мыло, полотенце.

2.Надувание мыльных пузырей через трубочку.

Оборудование: мыльный раствор, широкие трубочки.

Изготовление пособий, работа с литературой.

Чтение: К.Чуковский «Мойдодыр»,

А.Барто «Девочка чумазая»,

потешки «Мыло душистое…» и «Кран откройся…»

Октябрь

«Песок сухой и мокрый».

Познакомить детей со свойствами песка.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать аккуратность.

1.«Лепим пирожки»: лепка пирожков из сухого и влажного песка.

Оборудование: песок, вода, формы.

2.«Следы»: на влажном песке остаются следы от обуви, колес.

Оборудование: влажный песок, игрушки.

Изготовление пособий, работа с литературой.

Ноябрь

«Вода».

Познакомить детей со свойствами воды.

Развивать наблюдательность.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Изготовление книжек-малышек с пословицами, поговорками и стихами о воде.

«Игры с водой»:

1.«Переливаемся, разливаемся» (вода не имеет формы).

Оборудование: вода, различные сосуды.

2. «Цветная водичка» (вода бесцветна).

Оборудование: вода, прозрачные стаканчики, акварельные краски

3. « Ни вкуса, ни запаха» (чистая вода не имеет вкуса и запаха).

Оборудование: кипяченая вода, чашки, сахар, соль, лимонный сок, мята.

Беседа с детьми «Берегите воду».

Потешка « От водички, от водицы».

Декабрь

« Снег»

Познакомить детей со свойствами снега.

Развивать моторику рук.

Папка-передвижка «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

«Делаем фигурки» (свойства мокрого и рассыпчатого снега).

Оборудование: снег, вода, формы.

Наблюдения: «Снег холодный и тает на ладони», «Снег тает в помещении, а на улице нет»

Рисование узоров цветной водой на снегу «Цветной снег».

Труд: сметание снега со скамеек.

Чтение: Л.Воронкова «Снег идет».

Дыхательное упражнение

 « Сдуваем снежинки с ладошки»

Украшение деревьев цветными льдинками.

 Беседа «Почему нельзя есть снег, и сосать лед»

«Лед».

Познакомить детей с превращением воды в лед.

Развивать сенсорное восприятие.

Наблюдение: «Лед холодный, но тает в помещении и на ладони, а на улице нет».

«Украсим елочку сосульками» (окрашивание воды и превращение ее в лед).

Оборудование: вода, формочки, нитки,  акварельные краски

Январь

Воздух.

Познакомить детей со свойствами воздуха.

Развивать наблюдательность.

Показ презентации

« В гостях у королевы Воды».

Игры с воздухом.

«Бульбочки».

Оборудование: таз с водой, трубочки.

«Надувание шариков» (чтобы «увидеть» воздух).

Дыхательные упражнения.

Февраль

Ветер.

Познакомить детей  с определением направления ветра.

Развивать интерес к явлениям природы.

Изготовление родителями ветродуев.

Наблюдения:

 «Куда дует ветер?»

«Где живет ветер?».

Игры:

«Сила ветра»

 (на прогулке)

Оборудование: стол, перо, карандаш, кубик, картон.

 «Веселые кораблики»

(сила ветра).

Оборудование: таз с водой, лодочки.

Чтение: А.Пушкин « Ветер, ветер, ты могуч…»

Упражнения «Ветер дует нам в лицо», «Ветер тихо клен качает».

Март

Солнце.

Формировать понятия детей о том, что для жизни на Земле нужно солнце.

Развивать интерес к явлениям природы.

Наблюдения на прогулке за солнцем и небом (ясно или пасмурно).

Эксперимент

«Теплый камушек».

Оборудование: камушки разных цветов.

«Солнечные зайчики»

Оборудование: зеркала.

Игра «Солнышко и дождик».

Закличка «Солнышко».

 Аппликация «Солнышко лучистое»

Теневой театр.

Апрель

Снег и лед.

Познакомить детей со свойствами снега и льда весной.

Развивать познавательный интерес.

Наблюдение: «Со сменой времен года происходит изменение состояния снега и льда».

«Следы на снегу».

(плотность снега)

Измерение глубины снежного покрова на участке.

Оборудование: палки разной длины.

Рисование    

 «Сосульки длинные и короткие».

Май

«Вода».

Продолжать знакомить детей со свойствами воды и ее значением для растений.

Развивать наблюдательность.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Консультация для родителей « Организация экспериментально - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в летний период».

Игра

 « Ловкие пальчики»

(вода хорошо впитывается).

Оборудование: тазики, вода, поролоновые губки.

Полив цветов в уголке природы.

Замачивание и посадка семян фасоли.

 

Приложение 2.

«Влияние коллекционирования на развитие познавательной активности детей»

Коллекционирование (от латинского collectio — собрание) — целенаправленное собирательство, систематизированный подбор и классификация каких-либо однородных предметов, объединённых по определённым признакам и имеющих научную, историческую или художественную ценность. Отличается от простого собирательства, которое сводится в основном к бессистемному накоплению тех или иных предметов.

Виды коллекционирования:

Даже самое странное собирательство (пуговицы, различные этикетки и т. д.) не является пустым занятием, поскольку оно обогащает человека, расширяет его кругозор, вырабатывает зоркость, которая позволяет видеть то, чего не видят другие. Найти собственный ориентир в этом мире — значит найти ключ к раскрытию таланта своей личности.

Дети увлекаются различными видами собирательства еще в дошкольном возрасте. Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются: внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Другой немаловажной причиной занятий с детьми коллекционированием является проблема детских стрессов, которые являются следствием дефицита положительных эмоций.

Стойкость такого пытливого отношения ребенка к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или угашают его своим пренебрежительным отношением. Но если родители, воспитатели поддерживают интересы ребенка, если направляют познавательную деятельность ребенка, то формируются ценнейшие черты личности - любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества личности придают активности ребенка четкую познавательную направленность.

 Поэтому очень важно создать такую атмосферу, при которой это увлечение уже в самом начале приобретёт характер настоящего коллекционирования и будет способствовать расширению кругозора, развитию художественного вкуса ребёнка, навыков самостоятельной исследовательской работы. Сознательное отношение к коллекционированию требует изучения истории, географии, иностранных языков, знакомства с основами изобразительного искусства. Эти знания в свою очередь расширяются и углубляются в процессе коллекционирования — каждый экспонат

коллекции должен быть изучен, объяснён, а для этого необходимо обращаться к учебникам, справочной литературе, словарям и т. д. Задача семьи заключается в умелом, тактичном руководстве увлечением ребёнка, исключающем резкий и необоснованный запрет.

Приложение 3.

«В природе все взаимосвязано»

Исследовательская деятельность в подготовительной  группе.

Месяц

Наблюдения.

Исследования.

Выставки. Стенды.  Работа с родителями.

Опыты, эксперименты

Чтение, мероприятие.

Сентябрь

- наблюдение за изменением состояния растений в зависимости от изменения времени года.

- приготовление альбомов для исследовательской деятельности.

-разучивание с детьми стихов об осени:

А.С.Пушкин «Осень», А.А. Фет « Ласточки пропали».

- наблюдение за тем, как лопаются стручки гороха, высвобождая семена.

- сбор стручков дикого гороха.

Октябрь

-рассматривание песка и почвы.

- выставка ракушек в уголке природы.

-опыт «Свойства насеянного песка» (Шапиро «Научные ответы…»).

-опыт «Строение веществ» (Веракса 21-56)

-разучивание стихотворения: И.Бунин «Первый снег».

- знакомство детей с происхождением вселенной, солнечной системы.

-стенд в уголке природы «Созвездия».

-опыт «Лунный пейзаж» (папка).

-аппликация «Солнечная система».

-разучивание стихотворения на запоминание  порядка расположения планет солнечной системы.

-рисование «Мой знак Зодиака».

Ноябрь

- знакомство с образованием жизни на Земле (от вулканов до растений и грибов).

-изготовление карточек «Виды грибов».

-опыт «Вода-невидимка»  (Шапиро «Секреты…»)

-опыт «Делаем облако» (Зубкова, папка).

-опыт «Появление плесени».

- беседа «Зачем нужны растения».

Декабрь

-знакомство с происхождением животных.

-фотовыставка «Домашний любимец».

-выставка «Вымершие животные».

-чтение: Т.Крюкова «Куда ушли мамонты», «Почему страус летать не умеет», «Почему зайцы с волками не дружат».

-п.и. « Кто как ходит? (журнал  «Детский сад. Все для воспитателя!»)

Январь

-знакомство детей с динозаврами.

Стенд в уголке природы «Эпоха динозавров».

Лепка «Парк динозавров».

Февраль

-знакомство с природными зонами.

-опыт «Почему лед не тонет?» (Шапиро «Секреты…»)

-беседа об охране окружающей среды.

-рассматривание папки «В мире дикой природы».

-занятие «Термометр» (Веракса).

Март

- знакомство с первобытным человеком.

 

-занятие «Первобытные люди»

(ж-л  «Детский сад» №5 ,с.15)

-знакомство с происхождением современного человека.

-выставка картин из бросового материала.

-опыт «Плавание тел»

(Веракса, с.66)

-знакомство с искусством палеолита

(наскальная живопись).

-изготовление украшений.

Апрель

- как появились расы?

-опыты «Почему волосы не бывают синими или зелеными?», «Почему волосы бывают прямыми и вьющимися»

- рисование «Мы такие разные».

Май

-как жили наши предки.

-изготовление генеалогического древа.

-приготовление старинного русского блюда тюря. (Дорожин, с.14)

-знакомство с мифическими персонажами русского фольклора, рисование.

Приложение 4.

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Извержение вулкана".

Цель:

1.Закрепить знания  детей о вулкане и причинах его извержения.

2. Познакомить с влиянием вулканов на жизнь людей.

3.Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме.

Оборудование:

 

Пластиковые тарелки, картонные конусы, пластиковые баночки, сода, мыльный раствор красного цвета, ложки, шприцы (по количеству детей); уксус,  лист бумаги с изображением формулы,  макет вулкана.

Предварительная работа: знакомство детей с природным явлением – вулкан, причиной его извержения.

Ход занятия:

(Дети и воспитатель входят в импровизированную лабораторию, где их встречает второй воспитатель и просят показать как извергается вулкан.).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, откуда произошло слово вулкан? Сейчас я вам расскажу одну легенду.

«Жил на свете бог по имени Вулкан. Нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнём их жилища, не засыпало пеплом их сады и поля. Говорят с тех пор, все огнедышащие горы стали называть вулканами.»

(Детей подводят к столу, где стоят макеты вулканов.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в нашей лаборатории есть несколько моделей вулканов. Давайте рассмотрим их. (Дети называют части вулкана: конус-основание, горлышко баночки - кратер, а сама баночка-жерло вулкана).

Хотите, я вас научу, как сделать извержение вулкана. (Дети отвечают).

У меня есть секретная формула, которая «оживляет» вулканы.

Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в кратер одну чайную ложку соды, мыльный раствор красного цвета. А теперь внимание! Следующая жидкость из моей формулы обозначена особым знаком. Что он означает? (Дети отвечают.) Верно, это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость – уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю несколько капель уксуса. Посмотрите, что происходит? Хотите попробовать повторить этот опыт сами?

(Дети сами готовят состав лавы, но уксус добавляет воспитатель.)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что не всегда вулканы несут угрозу жизни и опустошение. Извержения порождают газы и горные породы, которые человек использует в своей жизни. Эти огнедышащие горы также дарят человеку горячую воду, энергию, различные металлы и даже драгоценные камни. Шлаки, или мелкие частички лавы, используются для производства бетона и чтобы фильтровать воду на очистных станциях. Проходя через горную породу, вода вбирает в себя химические элементы известные своими лечебными свойствами. На термальных станциях пациенты пьют целебную воду или купаются в источниках, принимают грязевые ванны и проходят курс массажа.

Подведение итогов: 

Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо поработали. За это вам присуждается звание «Знатоки вулканов».

Приложение 5.

Структурное Подразделение

Муниципального Бюджетного Образовательного Учреждения Средняя Образовательная Школа  №2

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ЖИВОТНЫЕ И СРЕДА ИХ ОБИТАНИЯ»

Автор:                                                            Селезнева Оксана Игоревна

                                                                           воспитатель

                                                        старшей – подготовительной группы.

Нарьян-Мар

2013

Педагогический проект.

«Животные и среда их обитания».

Участники проекта.

Воспитатели старшей - подготовительной группы, воспитатель по ИЗО, родители.

Целевая группа проекта.

Воспитанники старшей – подготовительной группы и их родители.

Тип проекта.

По времени.

По доминирующей  деятельности.

1 месяц.

Информационно-творческий.

Цель проекта.

Научить детей понимать связь между живым организмом  и средой его обитания.

Задачи проекта.

  1. Формировать представление детей о многообразии животного мира.
  2. Создавать условия для поисково-исследовательской деятельности.
  3. Развивать эмоционально-положительное отношение к животным.
  4. Воспитывать нравственное поведение в природе.

Актуальность проекта.

Живая природа – это удивительно сложный, многогранный мир.  Особое место в нем отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, несмотря на это, их роль в биосфере огромна. Животный мир является одним из основных компонентов природной среды, важной составной частью природных богатств нашей планеты. Он служит источником для получения промышленного, лекарственного сырья, пищевых продуктов и других материальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства. Животный мир используется также в научных, культурно-просветительских и эстетических целях. От людей во многом зависит сохранность, многообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должен иметь минимум естественнонаучных знаний.

Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и живых организмах, человек получает уже в детстве. У  дошкольников накапливается большой объем знаний о природе. Однако основная часть этих знаний — разрозненные конкретные сведения об отдельных видах живых организмов, наиболее характерных особенностях их строения и поведения. Это проявляется в том, что ребенок может узнать и назвать животное, рассказать о наиболее ярких признаках его внешнего вида, повадках. Сведения же об особенностях жизни животных (где обитают, характер питания, сезонные изменения) у детей разрозненные и неконкретные.

Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к животным объясняется отсутствием у них необходимых знаний, поэтому  воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, включающей в себя представления о животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей; понимания взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности животных к условиям существования; осознание того, что все живые существа на земле связаны друг с другом сложной системой связей.

 

Подготовительный этап.

  1. Изготовление макетов « Домашний двор» и «Лес».
  2. Приобретение фигурок домашних и диких животных.
  3. Подготовка родителями воспитанников докладов и иллюстраций «Природные зоны мира».
  4. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала и дидактических игр.
  5. Работа с познавательной и художественной литературой.
  6. Оформление экологического уголка.
  7. Рассматривание с детьми карты мира.

Основной этап.

Заключительный этап.

Первая неделя.

«Животные жарких стран».

Задачи:

 -познакомить детей с природными зонами жарких стран (саванна, пустыня, тропический лес).

-объяснить, как животные жарких районов Земли приспособлены к жизни при высоких температурах и с малым количеством воды.

-познакомить с некоторыми травоядными и хищными животными равнин, пустынь и тропических лесов.

-дать общее представление о повадках и образе жизни некоторых животных.

Мероприятия:

  • Рисование: «Животные жарких стран», «Путешествие в Африку».
  • Рассматривание иллюстраций, беседа, загадки, стихи.
  • Дидактические игры «Что про кого?», «Тени разбежались», «Угадай по следу»,«Кто чем питается».
  • Пазлы: «В жаркой саванне», «В тропическом лесу», «Кенгуру», «Орангутанг», «Коала».
  • Чтение Б. Заходер «Ма-Тари-Кари»,  К. Чуковский «Бармалей», Р. Д. Киплинг «Слоненок», «Как на спине верблюда появился горб».

Вторая неделя.

«Животный мир Арктики и Антарктики».

Задачи:

-познакомить детей с природными зонами: арктическая пустыня, тундра, лесотундра и тайга.

-познакомить детей с животными полярных районов Земли, систематизировать знания об этих животных.

-рассказать о приспособленности животных полярных районов к жизни при очень низких температурах.

Мероприятия:

  • Рисование «Животные северных стран».
  • Аппликация «Белый медведь и северное сияние».
  • Конструирование из бумаги «Пингвин».
  • Рассматривание иллюстраций, беседа, загадки.
  • Дидактические игры «Кто где живет?», «Угадай по следу», «Рассели животных».
  • Пазлы «В мире снега и льда».
  • Чтение Г. Снигирев «Про пингвинов», «Медвежонок», «Соболь», Степан Писахов «Белые медведи», Н. Сладков «Во льдах».

Третья неделя.

«Водный мир».

Задачи:

-объяснить детям, что водоемы населяют не только рыбы, но и другие классы животных.

-познакомить с некоторыми обитателями мирового океана.

Мероприятия:

  • Рассматривание иллюстраций, беседа, загадки, стихи.
  • Лепка «На дне морском».
  • Дидактические игры «Кто где живет?», «Угадай по следу».
  • Рисование «Царство Морского царя».
  • Выставка ракушек.
  • Чтение А. Сансара «Сказка про рыбку», В.Бианки  «Где раки зимуют», Р. Д. Киплинг «Почему кит ест только мелких рыбок».

Четвертая неделя.

«Царство насекомых».

Задачи:

-познакомить детей с самым многочисленным классом животных.

-объяснить, какую пользу приносят насекомые.

Мероприятия:

  • Рассматривание иллюстраций, беседа, загадки.
  • Аппликация «Бабочка на цветке».
  • Чтение Д. Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и про мохнатого Мишу - короткий хвост», «Сказка Про Козявочку», «Сказка о том, как жила-была последняя Муха».
  • Просмотр мультфильма «Пчела Майя».
  • Игра-драматизация « Муха-цокотуха».
  • Дидактическая игра «Угадай по описанию», «Тени разбежались».

Пятая неделя.

«Охрана животных».

Задачи:

-расширять представления детей о необходимости охранять животных.

-знакомить детей с проблемой редких и  исчезающих животных; развивать умение выявлять положительные и отрицательные влияния человеческой деятельности на окружающую природу.

-воспитывать чувство бережного отношения к окружающей природе и животному миру.

Мероприятия:

  • Чтение С. Я. Маршак «Детки в клетке».
  • Беседа об охране окружающей среды, рассматривание иллюстраций.
  • Рисование «Наш дом- природа».
  • Рассматривание «Красной книги».
  • Изготовление родителями коллажей и поделок из бросового материала.

Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результативности.

Оборудование и материалы.

Книги о животных; дидактические карточки «Арктика и Антарктика», «Обитатели моря», «Животные жарких стран», «Животные»; папки с карточками «В мире дикой природы»; пазлы;  материалы для продуктивной изобразительной деятельности; наборы игрушек, аудио и видео материалы.

Результаты реализации проекта.

В результате реализации проекта «Животные и среда их обитания» был получен положительный результат. Дети научились соотносить внешний вид животных с образом их жизни и средой обитания, стали гуманнее относиться ко всему живому. Финалом проекта стали оформление альбома с рисунками «Животный мир» и выставка коллажей и поделок из бросового материала «Сделаем мир ярче».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальный педагогический опыт по теме: "Формирование навыков ориентирования в пространстве у дошкольников посредством обучения играм и упражнениям с математическим содержанием".

Одним из приоритетных направлений в работе детского сада является подготовка детей к успешному обучению в школе. В рамках данного направления педагогом была выбрана тема опыта «Формирование навыков ор...

Актуальный педагогический опыт по теме: "Развитие внимания у детей среднего и старшего дошкольного возраста с помощью игр экологического содержания"

Актуальный педагогический опыт по теме:"Развитие внимания у детей среднего и старшего дошкольного возраста" выполнен мной на базе МБДОУ детский сад № 41 г. Белгорода. Он содержит опирание моей работы ...

Актуальный педагогический опыт «Дизайнерская деятельность как средство развития творческих умений детей дошкольного возраста»

Способности к творческой деятельности зарождаются ещё в раннем возрасте. И если вовремя создать условия для их развития, то творческая деятельность станет ярким и благоприятным средством самовыражения...

Актуальный педагогический опыт "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности"

Опыт помогает в работе воспитателя развивать связную, грамматически правильную, эмоциональную речь. Представлен перспективный план работы, приложение в виде занятий, упражнений, сообщение для воспитат...

Актуальный педагогический опыт: Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством метода наглядного моделирования.

АПО - Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством метода наглядного моделирования....

Актуальный педагогический опыт

Социальная ситуация развития детей, посещающих детский сад характеризуется невысокими показателями уровня жизни и доходов семей, занятостью родителей преимущественно сельскохозяйственными профессиями,...

Актуальный педагогический опыт «Обогащение двигательного опыта дошкольников в процессе интерактивного педагогического взаимодействия участников образовательного процесса».

Ведущая    педагогическая     идея     опыта заключается в создании необходимых педагогических условий для обогащения двигательного опыта дошколь...