Развитие коммуникативной культуры педагога как средство повышения качества образоания в детском саду
статья на тему
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты формирования коммуникативной компетентности педагога ДОУ как одно из требований к профессиональной деятельности современного педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коммуникативная культура педагога ДОУ | 30.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативной культуры педагога
как средство повышения качества образования в детском саду
Развитие образования в настоящее время требует обновления его содержания, методов обучения и достижения на этой основе нового качества его результатов.
Сегодня особенно острой является проблема коммуникативной культуры, что повышает требования к профессиональной деятельности современного педагога. Формирование коммуникативной культуры в профессиональной деятельности педагога является важным условием и средством самореализации личности, педагогического поиска, личностного совершенствования.
Одним из условий педагогического процесса служит коммуникативная деятельность педагога, т.е. организация работы с воспитанниками через различные виды общения. Иными словами, обучение и воспитание по своей сути – коммуникативный процесс.
Базовую основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность, которая как свойство личности включает в себя коммуникабельность, эмпатию, развитый эмоциональный интеллект, умение устанавливать эмоциональный контакт, управлять своими эмоциями и др.
Исследования Никитиной Г.Н., Соломатина А.М., Трофимовой Г.С. показывают, что у педагогов, как начинающих, так и со стажем, наблюдается недостаточная сформированность коммуникативной компетенции, умений и механизмов понимания другого человека.
Анализ психолого-педагогических трудов Исаева Д.Н., Виноградова П.Н., Э. Берна, М. Беркли-Ален показывает, что на протяжении многих лет идет поиск разнообразного содержания, форм и методов взаимодействия педагогов с детьми, родителями, коллегами.
Актуальность проблемы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога в целом и его коммуникативной культуре в процессе воспитания и обучения.
Традиционной составляющей практической работы психолога в учреждениях образования является психологическое просвещение педагогов. У воспитателей и специалистов ДОУ существует огромный багаж психологических знаний и навыков. Но, иногда, даже те, кто работает с детьми не один год, располагают не слишком богатыми сведениями о психологических особенностях своих воспитанников.
Психологическое просвещение направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимые для них сведения, позволяющие:
- организовать эффективный воспитательно-образовательный процесс;
- построить взаимоотношения с воспитанниками, коллегами и родителями на взаимовыгодных началах;
- осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками педагогического взаимодействия.
Как основа профессиональной деятельности педагога понятие «коммуникативная культура» предусматривает выполнение норм и правил общения, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура коммуникативного поведения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. В данном аспекте коммуникативная культура рассматривается как педагогический феномен, представляющий собой позицию личности и уровень профессионального развития.
Любое педагогическое действие предполагает контакт и ведущую роль педагога в процессе общения. Для конструктивности контакта ему нужны не только знания и учет индивидуальных особенностей собеседника (ребенка, родителя, коллеги) и своих собственных, но и владение методами построения оптимальных стратегий педагогического воздействия. Это возможно при ориентации педагога на формирование у себя коммуникативных качеств, умения адекватно оценивать межличностные отношения.
Характер педагогической деятельности постоянно ставит педагога в ситуации общения, требуя от него проявления коммуникативной компетентности, которая зависит от уровня развития социально-психологических качеств личности, способствующих межличностному взаимодействию. К ним в первую очередь относятся общительность, рефлексивность, гибкость, эмпатийность.
Известно, что коммуникация в профессиональной деятельности педагога выполняет три основные функции:
- коммуникативную, включающую обмен информацией;
- интерактивную, предусматривающую организацию взаимодействия;
- перцептивную, отражающую процесс восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия.
Причинами низкой коммуникации могут быть:
- стереотипы: упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций (отсутствие объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем);
- «предвзятые представления»: склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («мы верим тому, чему хотим верить», мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное);
- плохие отношения между людьми: если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;
- отсутствие внимания и интереса собеседника или интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;
- пренебрежение фактами: привычка делать выводы и заключения при отсутствии достаточного числа фактов;
- ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.;
- неверный выбор стратегии и тактики общения.
Эффективной формой работы с педагогическим коллективом ДОУ является психологическая работа по развитию коммуникативной культуры педагогов, созданию условий для их психологического здоровья и эмоционального благополучия.
В данном направлении решаются следующие задачи:
- развитие у педагогов навыков межличностного взаимодействия (речевая культура и этикет);
- знакомство с техниками эффективного общения;
- обучение психотехникам, нацеленным на снятие эмоционального напряжения и повышение творческого потенциала;
- развитие эмоционального интеллекта.
Работа психолога дошкольного образовательного учреждения с педагогами проводится в педагогическом клубе «Фрекенбок +».
Клуб существует с 2006 года и является инновационной формой работы психолога с коллективом.
Педагогический коллектив составляют 31 педагог, 10 специалистов. Стаж работы педагогических работников коллектива от 2 до 20 и более лет.
В результате проведенных исследований на первом этапе работы клуба (2006-2009г.г.) было установлено, что многие педагоги испытывают психоэмоциональное напряжение или синдром эмоционального выгорания, что отрицательно влияет на их профессиональную деятельность и коммуникативные взаимоотношения с коллегами, родителями и, в первую очередь, с детьми.
На протяжении нескольких лет работа психологической службы ДОУ была направлена на профилактику стрессовых состояний у педагогов, снятие эмоционального напряжения, повышение профессиональной мотивации.
С 2010 года по настоящее время деятельность клуба направлена на развитие коммуникативной культуры и компетентности педагогов и специалистов ДОУ.
Для определения уровня общительности, стиля педагогического общения, способности педагогов к эмпатии было проведено психодиагностическое исследование. В исследовании приняли участие 30 педагогов.
Результаты диагностических данных отражены в таблицах 1, 2, 3.
Таблица 1
Оценка уровня общительности
(тест Ф. Ряховского)
3 – 8 баллов 4 человека (13 %) | 9-24 балла 25 человек (83 %) | 25-31 1 человек (4 %) |
Очень общительны. Любят принимать участие в дискуссиях. Берутся за любое дело. Вспыльчивы, обидчивы, нередко необъективны. | Общительны, любопытны, любят высказываться по разным вопросам. Любознательны, охотно слушают собеседника. Новые проблемы не пугают. В высказываниях порой много сарказма без всякого на то основания. | Не коммуникабельны, замкнуты, предпочитают одиночество. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводит из равновесия. |
Таблица 2
Опросник определения стиля педагогического общения
25-30 баллов 24 человека (80 %) | 10-24 6 человек (20 %) | 10-19 0 человек |
предпочтение к демократическому стилю | склонность к авторитарному стилю | выраженность либерального стиля общения |
Таблица 3
Опросник для диагностики способности к эмпатии
(А. Мехрабиен, Н. Эпштейн)
Уровень эмпатических тенденций | |||
высокий | средний | низкий | очень низкий |
33-30 | 29-23 | 22-17 | 16-0 |
5 человек (17 %) | 16 человек (53 %) | 9 человек (30 %) | 0 человек |
Большинство педагогов (83%) коллектива показали средний уровень коммуникабельности, большинство из них (80%) предпочитают демократический стиль общения; 70% - имеют средний и высокий уровень эмпатии, у 30% педагогов – низкий уровень эмпатии.
Принято считать, что критерии развития коммуникативной компетенции должны отражать следующие умения:
- умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также умение распознавать личностные свойства и качества собеседника;
- умение вырабатывать тактику взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных целей;
- умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относиться к нему.
В связи с этим в коллективе проводится психологическая работа по развитию коммуникативной культуры педагогов, созданию условий для их психологического здоровья и эмоционального благополучия.
Цель проводимой работы: осознание педагогами своей индивидуальности в профессиональной деятельности, поиск резервов для более эффективной работы, выявление причин возможных или истинных профессиональных проблем, изменение педагогической позиции с субъект-объектных на субъект-субъектные отношения с детьми.
Задачи:
- Мотивировать педагогов к анализу собственных педагогических взглядов и установок.
- Способствовать развитию невербальных и вербальных средств передачи информации, навыков конструктивного выражения своих эмоций и чувств, активного слушания, эмпатии, партнерских отношений и рефлексии.
- Обеспечить условия для развития эмоциональной отзывчивости, эмоциональной выразительности и эмоциональной устойчивости педагогов.
- Обучить навыкам саморегуляции эмоциональных состояний.
Режим проведения занятий: 1 раз в месяц.
Структура занятия:
- Вводная часть включает разминку, которая представлена упражнениями, позволяющими настроиться на основную работу.
- Основная часть занимает большую часть времени и предназначена для рассмотрения в теоретическом и практическом плане вопросов основного материала.
- Заключительная часть включает:
– подведение итогов занятия, рефлексия;
– снятие эмоционального напряжения посредством релаксации.
В работе с группой педагогов психологом используются различные методические средства.
Диагностические процедуры используются как средство получения новой информации о себе, как средство самопонимания и самораскрытия. Диагностические методики стимулируют у участников потребность в понимании себя, самоисследовании, самоизучении.
Информирование (инструктирование) может проводиться через описание случаев из собственной практики и анализ материала, возникающего «здесь и теперь». Это вмешательство, при котором ведущий подсказывает и помогает участникам, если они сталкиваются с трудностями, предоставляет им обратную связь и поддерживает их в процессе взаимодействия.
Групповая дискуссия – это свободный вербальный обмен знаниями и мнениями между участниками группы. Она позволяет обучить участников группы конструктивному анализу реальных ситуаций, развивает умение слушать, понимать позиции оппонентов, взаимодействовать с другими участниками. Также групповая дискуссия позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации, устраняет эмоциональную предвзятость.
Психогимнастика используется для обеспечения следующих целей:
- диагностической – в пантомиме проявляются скрытые импульсы поведения и позиции участника;
- коррекционной – психогимнастика служит формированию определенных навыков и типов поведения, помогает корректировать неадекватные эмоции и дает материал для интерпретации и установления обратной связи;
- социометрической – дает информацию о взаимоотношениях в группе и положении в ней отдельных участников.
Проективное рисование – вспомогательный метод групповой работы, дающий основание для диагностики и интерпретации затруднений в общении. Метод позволяет работать с мыслями и чувствами, которые участник не осознает по тем или иным причинам. В процессе рисования человеку предоставляется возможность отразить в рисунке многие личностные проблемы, травмирующие переживания прошлого, затруднения в общении и др. Данный метод позволяет работать с неосознаваемыми стремлениями и чувствами участников, а также с мыслями, которые они не могут высказать открыто.
Психотехнические игры и упражнения помогают педагогам справиться с различными обстоятельствами, и направлены на достижение двух целей. Во-первых, они способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослаблению его психической напряженности. Во-вторых, они нацелены на развитие внутренних психических сил педагога, расширение профессионального самосознания.
Ролевые игры – это метод, суть которого заключается в разыгрывании участниками различных ролей. Правильно организованное и управляемое разыгрывание ролей не несет угрозы целостности личности участников, так как они всего лишь играют вымышленного персонажа. Этот метод полезен тем, что позволяет участникам «укрыться за ролью» и при необходимости – выйти из нее. Тем не менее, разыгрывание ролей является мощным механизмом изменения. В процессе ролевой игры участникам предоставляется возможность выражать чувства и мысли, так или иначе действовать, но исходя из той роли, в которой они находятся, и в соответствии с имеющимися у данной роли возможностями.
Проводимая работа по развитию коммуникативной культуры педагогов предполагает достижения следующих результатов: осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности, ориентация педагогов на построение личностных взаимоотношений с детьми, освоение навыков рефлексивного и эмпатийного поведения.
Коммуникативная культура педагога является одним из важнейших компонентов профессиональной деятельности. Эффективности процесса формирования коммуникативной культуры педагога во многом способствует его коммуникативная грамотность, умение реализовать принципы партнерства в педагогическом взаимодействии.
Владение технологиями коммуникативной культуры должно привести педагогов к осмыслению своей профессиональной деятельности. Профессионально-коммуникативная культура в значительной степени определяет компетентность педагога, способного к обеспечению эффективного педагогического общения в ходе осуществления субъектного взаимодействия и развития соответствующих личностно-ориентированных взаимоотношений всех участников образовательного процесса.
Л И Т Е Р А Т У Р А
- Алферов А.Д. Опыт и проблемы повышения психологической компетентности учителя//Вопросы психологии. 1988. № 4.
- Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Банщикова Т.Н., Ветров Ю.П., Клушина Н.П. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Ветрова. – М.: Книголюб, 2004.
- Борисова Т., Галашко Л., Доценко Л. / Детский сад от «А» до «Я». № 3, 2009г.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – М.: Издательство «Ось-89», 2001.
- Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Речь, 2007.
- Морева Н.А. Тренинг педагогического общения: Учеб. пособие для ВУЗов. – М.: Просвещение, 2003.
- Основы психологии. Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2000.
- Практические семинары и тренинги для педагогов. – Вып. 1. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие / авт.-сост. Е.В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Профессиональное саморазвитие молодого педагога: практикум / авт.-сост. Л.Р. Шафигулина. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2008.
- Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. – М.: Генезис, 2001. – 240 с.
- Шевцова И.В. Упражнения и рекомендации для тренинга личностного роста. – СПб.: Речь, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет в ДОУ на тему: « Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»
Педагогический совет был разработан и проведён в 2012 году в МБДОУ "Д/с №6 "Малышка" МО ЗАТО Комаровский...
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ
Современные реали развития общества требуют выработки современных подходов к воспитанию детей и юношества на основе решения задач всестороннего развития личности, формирования стратегии активной жизне...
педагогический совет « Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»
Цель педсовета: в игровой форме проанализировать профессиональную компетентность педагогов ДОУ.Задачи педсовета:· Уточнить теоретические понятия ...
МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Улучшение системы качества образования в ДОО является социально-значимой проблемой, стоящей перед педагогической наукой и практикой. Только активная жизненная позиция педагога, повышение его профессио...
«Формирование информационно коммуникативной компетентности педагога, как средство повышения качества образования» (доклад для городского методического объединения воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов)
ИКТ - компетентность педагогов и применение ИКТ в образовательном процессе возникает с появлением компьютера, его использованием, как в повседневной жизни, так и в образовательном процессе в рамках мо...
Статья использование комплекта "Мате: плюс. Математика в детском саду" в образовательной деятельности как инструмент повышения качества образования в детском саду
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКТА «МАТЕ: ПЛЮС. МАТЕМАТИКА В ДЕТСКОМ САДУ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ....
Мастер - класс использование комплекта "Мате: плюс.Математика в детском саду " в образовательной деятельности как иснструмент повышения качества образования в детском саду
МАСТЕР - КЛАСС ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКТА «МАТЕ: ПЛЮС. МАТЕМАТИКА В ДЕТСКОМ САДУ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ....