Развитие коммуникативной культуры педагога как средство повышения качества образоания в детском саду
статья на тему

Беляева Инга Владимировна

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты формирования коммуникативной компетентности педагога ДОУ как одно из требований к профессиональной деятельности современного педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативной культуры педагога

как средство повышения качества образования в детском саду

Развитие образования в настоящее время требует обновления его содержания, методов обучения и достижения на этой основе нового качества его результатов.

Сегодня особенно острой является проблема коммуникативной культуры, что повышает требования к профессиональной деятельности современного педагога. Формирование коммуникативной культуры в профессиональной деятельности педагога является важным условием и средством самореализации личности, педагогического поиска, личностного совершенствования.

Одним из условий педагогического процесса служит коммуникативная деятельность педагога, т.е. организация работы с воспитанниками через различные виды общения. Иными словами, обучение и воспитание по своей сути – коммуникативный процесс.

Базовую основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность, которая как свойство личности включает в себя коммуникабельность, эмпатию, развитый эмоциональный интеллект, умение устанавливать эмоциональный контакт, управлять своими эмоциями и др.

Исследования Никитиной Г.Н., Соломатина А.М., Трофимовой Г.С. показывают, что у педагогов, как начинающих, так и со стажем, наблюдается недостаточная сформированность коммуникативной компетенции, умений и механизмов понимания другого человека.

Анализ психолого-педагогических трудов Исаева Д.Н., Виноградова П.Н., Э. Берна, М. Беркли-Ален показывает, что на протяжении многих лет идет поиск разнообразного содержания, форм и методов взаимодействия педагогов с детьми, родителями, коллегами.

Актуальность проблемы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога в целом и его коммуникативной культуре в процессе воспитания и обучения.

Традиционной составляющей практической работы психолога в учреждениях образования является психологическое просвещение педагогов. У воспитателей и специалистов ДОУ существует огромный багаж психологических знаний и навыков. Но, иногда, даже те, кто работает с детьми не один год, располагают не слишком богатыми сведениями о психологических особенностях своих воспитанников.

Психологическое просвещение направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимые для них сведения, позволяющие:

- организовать эффективный воспитательно-образовательный процесс;

- построить взаимоотношения с воспитанниками, коллегами и родителями на взаимовыгодных началах;

- осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками педагогического взаимодействия.

Как основа профессиональной деятельности педагога понятие «коммуникативная культура» предусматривает выполнение норм и правил общения, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура коммуникативного поведения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. В данном аспекте коммуникативная культура рассматривается как педагогический феномен, представляющий собой позицию личности и уровень профессионального развития.

Любое педагогическое действие предполагает контакт и ведущую роль педагога в процессе общения. Для конструктивности контакта ему нужны не только знания и учет индивидуальных особенностей собеседника (ребенка, родителя, коллеги) и своих собственных, но и владение методами построения оптимальных стратегий педагогического воздействия. Это возможно при ориентации педагога на формирование у себя коммуникативных качеств, умения адекватно оценивать межличностные отношения.

Характер педагогической деятельности постоянно ставит педагога в ситуации общения, требуя от него проявления коммуникативной компетентности, которая зависит от уровня развития социально-психологических качеств личности, способствующих межличностному взаимодействию. К ним в первую очередь относятся общительность, рефлексивность, гибкость, эмпатийность.

Известно, что коммуникация в профессиональной деятельности педагога выполняет три основные функции:

- коммуникативную, включающую обмен информацией;

- интерактивную, предусматривающую организацию взаимодействия;

- перцептивную, отражающую процесс восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия.

Причинами низкой коммуникации могут быть:

- стереотипы: упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций (отсутствие объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем);
- «предвзятые представления»: склонность отвергать все, что противоречит  собственным взглядам, что ново, необычно («мы верим тому, чему хотим верить», мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное);

- плохие отношения между людьми: если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

- отсутствие внимания и интереса собеседника или интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;

- пренебрежение фактами: привычка делать выводы и заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

- ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.;

- неверный выбор стратегии и тактики общения.

Эффективной формой работы с педагогическим коллективом ДОУ является психологическая работа по развитию коммуникативной культуры педагогов, созданию условий для их психологического здоровья и эмоционального благополучия.

 В данном направлении решаются следующие задачи:

- развитие у педагогов навыков межличностного взаимодействия (речевая культура и этикет);

- знакомство с техниками эффективного общения;

- обучение психотехникам, нацеленным на снятие эмоционального напряжения и повышение творческого потенциала;

- развитие эмоционального интеллекта.

Работа психолога дошкольного образовательного учреждения с педагогами проводится в педагогическом клубе «Фрекенбок +».  

Клуб существует с 2006 года и является инновационной формой работы психолога с коллективом.

Педагогический коллектив составляют 31 педагог, 10 специалистов. Стаж работы педагогических работников коллектива от 2 до 20 и более лет.

В результате проведенных исследований на первом этапе работы клуба (2006-2009г.г.) было установлено, что многие педагоги испытывают психоэмоциональное напряжение или синдром эмоционального выгорания, что отрицательно влияет на их профессиональную деятельность и коммуникативные взаимоотношения с коллегами, родителями и, в первую очередь, с детьми.

На протяжении нескольких лет работа психологической службы ДОУ была направлена на профилактику стрессовых состояний у педагогов, снятие эмоционального напряжения, повышение профессиональной мотивации.

С 2010 года по настоящее время деятельность клуба направлена на развитие коммуникативной культуры и компетентности педагогов и специалистов ДОУ.

Для определения уровня общительности, стиля педагогического общения, способности педагогов к эмпатии было проведено психодиагностическое исследование. В исследовании приняли участие 30 педагогов.

Результаты диагностических данных отражены в таблицах 1, 2, 3.

Таблица 1

Оценка уровня общительности

(тест Ф. Ряховского)

3 – 8 баллов

4 человека (13 %)

9-24 балла

25 человек (83 %)

25-31

1 человек (4 %)

Очень общительны.

Любят принимать участие в дискуссиях.

Берутся за любое дело. Вспыльчивы, обидчивы, нередко необъективны.

Общительны, любопытны, любят высказываться по разным вопросам. Любознательны, охотно слушают собеседника.

Новые проблемы не пугают.

В высказываниях порой много сарказма без всякого на то основания.

Не коммуникабельны, замкнуты, предпочитают одиночество.

Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводит из равновесия.

Таблица 2

Опросник определения стиля педагогического общения

25-30 баллов

24 человека (80 %)

10-24

6 человек (20 %)

10-19

0 человек

предпочтение

к демократическому стилю

склонность

к авторитарному стилю

выраженность

либерального стиля общения

Таблица 3

Опросник для диагностики способности к эмпатии

(А. Мехрабиен, Н. Эпштейн)

Уровень эмпатических тенденций

высокий

средний

низкий

очень низкий

33-30

29-23

22-17

16-0

5 человек

(17 %)

16 человек

(53 %)

9 человек

(30 %)

0 человек

Большинство педагогов (83%) коллектива показали средний уровень коммуникабельности, большинство из них (80%) предпочитают демократический стиль общения; 70% - имеют средний и высокий уровень эмпатии, у 30%  педагогов – низкий уровень эмпатии.

Принято считать, что критерии развития коммуникативной компетенции должны отражать следующие умения:

- умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также умение распознавать личностные свойства и качества собеседника;

- умение вырабатывать тактику взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных целей;

- умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам  воспринимается партнером по общению и эмпатийно относиться к нему.

В связи с этим в коллективе проводится психологическая работа по развитию коммуникативной культуры педагогов, созданию условий для их психологического здоровья и эмоционального благополучия.

Цель проводимой работы: осознание педагогами своей индивидуальности в профессиональной деятельности, поиск резервов для более эффективной работы, выявление причин возможных или истинных профессиональных проблем, изменение педагогической позиции с субъект-объектных на субъект-субъектные отношения с детьми.

Задачи:

  1. Мотивировать педагогов к анализу собственных педагогических взглядов и установок.
  2. Способствовать развитию невербальных и вербальных средств передачи информации, навыков конструктивного выражения своих эмоций и чувств, активного слушания, эмпатии, партнерских отношений и рефлексии.
  3. Обеспечить условия для развития эмоциональной отзывчивости, эмоциональной выразительности и эмоциональной устойчивости педагогов.
  4. Обучить навыкам саморегуляции эмоциональных состояний.

Режим проведения занятий: 1 раз в месяц.

Структура занятия:

  1. Вводная часть включает разминку, которая представлена упражнениями, позволяющими настроиться на основную работу.
  2. Основная часть занимает большую часть времени и предназначена для рассмотрения в теоретическом и практическом плане вопросов основного материала.
  3. Заключительная часть включает:

– подведение итогов занятия, рефлексия;

– снятие эмоционального напряжения посредством релаксации.

В работе с группой педагогов психологом используются различные методические средства.

Диагностические процедуры используются как средство получения новой информации о себе, как средство самопонимания и самораскрытия. Диагностические методики стимулируют у участников потребность в понимании себя, самоисследовании, самоизучении.

Информирование (инструктирование) может проводиться через описание случаев из собственной практики и анализ материала, возникающего «здесь и теперь». Это вмешательство, при котором ведущий подсказывает и помогает участникам, если они сталкиваются с трудностями, предоставляет им обратную связь и поддерживает их в процессе взаимодействия.

Групповая дискуссия – это свободный вербальный обмен знаниями и мнениями между участниками группы. Она позволяет обучить участников группы конструктивному анализу реальных ситуаций, развивает умение слушать, понимать позиции оппонентов, взаимодействовать с другими участниками. Также групповая дискуссия позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации, устраняет эмоциональную предвзятость.

Психогимнастика используется для обеспечения следующих целей:

- диагностической – в пантомиме проявляются скрытые импульсы поведения и позиции участника;

- коррекционной – психогимнастика служит формированию определенных навыков и типов поведения, помогает корректировать неадекватные эмоции и дает материал для интерпретации и установления обратной связи;

- социометрической – дает информацию о взаимоотношениях в группе и положении в ней отдельных участников.

Проективное рисование  вспомогательный метод групповой работы, дающий основание для диагностики и интерпретации затруднений в общении. Метод позволяет работать с мыслями и чувствами, которые участник не осознает по тем или иным причинам. В процессе рисования человеку предоставляется возможность отразить в рисунке многие личностные проблемы, травмирующие переживания прошлого, затруднения в общении и др. Данный метод позволяет работать с неосознаваемыми стремлениями и чувствами участников, а также с мыслями, которые они не могут высказать открыто.

Психотехнические игры и упражнения помогают педагогам справиться с различными обстоятельствами, и направлены на достижение двух целей. Во-первых, они способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослаблению его психической напряженности. Во-вторых, они нацелены на развитие внутренних психических сил педагога, расширение профессионального самосознания.

Ролевые игры – это метод, суть которого заключается в разыгрывании участниками различных ролей. Правильно организованное и управляемое разыгрывание ролей не несет угрозы целостности личности участников, так как они всего лишь играют вымышленного персонажа. Этот метод полезен тем, что позволяет участникам «укрыться за ролью» и при необходимости – выйти из нее. Тем не менее, разыгрывание ролей является мощным механизмом изменения. В процессе ролевой игры участникам предоставляется возможность выражать чувства и мысли, так или иначе действовать, но исходя из той роли, в которой они находятся, и в соответствии с имеющимися у данной роли возможностями.

Проводимая работа по развитию коммуникативной культуры педагогов предполагает достижения следующих результатов: осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности, ориентация педагогов на построение личностных взаимоотношений с детьми, освоение навыков рефлексивного и эмпатийного поведения.

Коммуникативная культура педагога является одним из важнейших компонентов профессиональной деятельности. Эффективности процесса формирования коммуникативной культуры педагога во многом способствует его коммуникативная грамотность, умение реализовать принципы партнерства в педагогическом взаимодействии.

Владение технологиями коммуникативной культуры должно привести педагогов к осмыслению своей профессиональной деятельности. Профессионально-коммуникативная культура в значительной степени определяет компетентность педагога, способного к обеспечению эффективного педагогического общения в ходе осуществления субъектного взаимодействия и развития соответствующих личностно-ориентированных взаимоотношений всех участников образовательного процесса.

Л И Т Е Р А Т У Р А

  1. Алферов А.Д. Опыт и проблемы повышения психологической компетентности учителя//Вопросы психологии. 1988. № 4.
  2. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Банщикова Т.Н., Ветров Ю.П., Клушина Н.П. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Ветрова. – М.: Книголюб, 2004.
  4. Борисова Т., Галашко Л., Доценко Л. / Детский сад от «А» до «Я». № 3, 2009г.
  5. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – М.: Издательство «Ось-89», 2001.
  6. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Речь, 2007.
  7. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения: Учеб. пособие для ВУЗов. – М.: Просвещение, 2003.
  8. Основы психологии. Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2000.
  9. Практические семинары и тренинги для педагогов. – Вып. 1. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие / авт.-сост. Е.В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  10.  Профессиональное саморазвитие молодого педагога: практикум / авт.-сост. Л.Р. Шафигулина. – Волгоград: Учитель, 2009.
  11. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2008.
  12. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. – М.: Генезис, 2001. – 240 с.
  13. Шевцова И.В. Упражнения и рекомендации для тренинга личностного роста. – СПб.: Речь, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ на тему: « Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»

Педагогический совет был разработан и проведён в 2012 году в  МБДОУ "Д/с №6 "Малышка" МО ЗАТО Комаровский...

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ

Современные реали развития общества требуют выработки современных подходов к воспитанию детей и юношества на основе решения задач всестороннего развития личности, формирования стратегии активной жизне...

педагогический совет « Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»

Цель педсовета: в игровой форме проанализировать профессиональную компетентность педагогов ДОУ.Задачи педсовета:·         Уточнить теоретические понятия ...

МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Улучшение системы качества образования в ДОО является социально-значимой проблемой, стоящей перед педагогической наукой и практикой. Только активная жизненная позиция педагога, повышение его профессио...

«Формирование информационно коммуникативной компетентности педагога, как средство повышения качества образования» (доклад для городского методического объединения воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов)

ИКТ - компетентность педагогов и применение ИКТ в образовательном процессе возникает с появлением компьютера, его использованием, как в повседневной жизни, так и в образовательном процессе в рамках мо...

Статья использование комплекта "Мате: плюс. Математика в детском саду" в образовательной деятельности как инструмент повышения качества образования в детском саду

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКТА «МАТЕ: ПЛЮС. МАТЕМАТИКА В ДЕТСКОМ САДУ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ....

Мастер - класс использование комплекта "Мате: плюс.Математика в детском саду " в образовательной деятельности как иснструмент повышения качества образования в детском саду

МАСТЕР - КЛАСС  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКТА «МАТЕ: ПЛЮС. МАТЕМАТИКА В ДЕТСКОМ САДУ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ....