Тренинг с родителями «Пойми своего ребенка»
материал по теме

Крылова Юлия Владимировна

В данном тренинге родителям предлагаются игры и упражнения такие, как "Воспоминания детства", "Ярлыки", "Ребенок моими глазами", которые помогают  родителям смотреть на мир глазами ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг с родителями «Пойми своего ребенка»

Цель – решение вопросов воспитания детей, связанных с учётом особенностей ребёнка и условий его жизнедеятельности, признание права ребёнка «быть самим собой».

Задачи:

  1. Повысить родительскую компетентность в понимании природы внутренних переживаний и потребностей ребёнка дошкольного возраста
  2. Формировать у родителей умение смотреть на мир глазами ребёнка
  3. Помочь родителям осознать собственную воспитательную позицию

Ход тренинга

1. Приветствие по  кругу

Участники встают в круг, каждый поочередно с помощью мимики, жестов здоровается с участниками тренинга, все другие один за одним повторяют. Упражнение заканчивается, когда все участники поприветствуют друг друга.

Обсуждение:

  • Легко ли было придумать и передать собственное приветствие?
  • Тяжело ли было воссоздавать чужое приветствие?
  • Что вы ощущали, когда передавали приветствия друг друга?

2. Психогимнастическое упражнение «Воспоминания детства»

Включается релаксационная музыка и медленно говорится: «Сядьте удобно: ноги поставьте на пол, так чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию – оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках и ногах. Поток воздуха уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте, что вам пять, шесть, семь лет. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы играете со своей любимой игрушкой.

А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда вы будете готовы, откройте глаза».

Обсуждение:

Предлагается рассказать участникам тренинга о том, что они ощущали. Первым на вопрос отвечает психолог: «Когда я была маленькая… Далее высказывания по кругу:

  • Назовите ассоциации со словом «детство»
  • Вспомните самый счастливый день из своего детства.
  • Вспомните свой самый волнующий день.
  • Вспомните, чего вам было стыдно.
  • Можете ли сравнить себя в детстве и вашего ребёнка?
  • Изменились ли чувства, переживаемые в этих ситуациях?
  • Изменилось ли отношение к этим ситуациям?

Родитель и ребенок, это разные люди, возрастные категории, но нужно стремиться к взаимопониманию. Психолог говорит о важности понимания себя самого и своего ребенка.

3. Упражнение «Ярлыки»

Родители объединяются в пары, где один выполняет роль ребенка, а другой взрослого. Каждому «ребенку» психолог одевает на голову «корону» с надписями: «Улыбайся мне», «Будь пасмурным», «Корчи мне гримасы», «Одобряй меня», «Говори, что я ничего не умею», «Жалей меня», так, чтобы родители не видели, что на ней написано. После этого каждой группе дается задача составить целую картину из разрезанных кусочков, но обращаться во время работы к участникам своей пары нужно так, как написано на его «короне».

Через 5-7 минут все, не снимая «короны», отвечают на вопрос:

- Понравилось ли вам, когда с вами общались таким образом?

После того, как все желающие высказались, психолог предлагает снять «короны».

Обсуждение:

  • Чем в реальной жизни могут быть «короны»?
  • Как влияет наличие подобных ярлыков на общение?
  • Как часто мы встречаемся с ситуациями навешивания ярлыков?
  • Как ребенок реагирует на ярлык?
  • Как можно изменить представление человека о вас?
  • Легко ли избавиться ярлыка? Как это сделать?

4. Упражнение «Ребенок моими глазами и реальность»

Родителям раздаются таблицы, в которых предлагается заполнить столбик «Ответ родителя», а дома задать те же вопросы ребенку и заполнить колонку «Ответ ребенка» а затем сравнить (Приложение 1).

Обсуждение:

  • Сложно ли Вам было отвечать на вопросы?
  • Как  Вы думаете, совпадут ваши ответы с ответами детей?
  • Какой вопрос для Вас был легче всего, а какой вызвал трудности?

5. Притча «Небезупречный»

У одного водоноса, было два больших глиняных горшка. Один из них был с трещиной, через которую половина воды вытекала по пути от источника к деревне, в то время как другой горшок был безупречен. Два года водонос доставлял лишь полтора горшка воды своим односельчанам. Конечно, безупречный горшок гордился своими достижениями. А треснувший горшок страшно стыдился своего несовершенства и был очень несчастен, поскольку мог сделать только половину того, для чего был предназначен. Однажды он заговорил с переносчиком воды:

– Я стыжусь за себя и хочу извиниться перед тобой.

– Почему? Чего ты стыдишься?

– Через эту трещину в моём боку просачивается вода. Ты делал свою работу, но из-за моего недостатка, получал только половину результата, - удрученно сказал горшок.

Что же ответил ему водонос?

– Посмотри на эти цветы на обочине. Ты заметил, что они растут только на твоей стороне дороги, а не на стороне другого горшка? Дело в том, что я всегда знал о твоём недостатке.

Каждый день, когда мы шли от источника, ты поливал цветы.

В течение двух лет я любовался ими. Без тебя, просто такого как ты есть, не было бы такой красоты!

Обсуждение:

  • Какой смысл заложен в притче?

Так и дети: очень разные, индивидуальные, запоминающие и у каждого свои неповторимые «чёрточки». Нужно их только почувствовать и понять.

6. Заключение

На выбор родителей закончить фразу: «Сегодня я поняла», «Сегодня я узнала», «Для меня важно… »

После чего родителям раздаются памятки (Приложение 2).

Приложение 1

№ п/п

Содержание вопроса

Ответ родителя

Ответ ребенка

1

Любимое животное

2

Любимый цвет

3

Любимая сказка

4

Любимый персонаж

5

Любимая песенка

6

Как зовут друзей

7

Что хочет в подарок

Приложение 2

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ОТ РЕБЁНКА

Эта «Памятка» – не только своеобразный монолог ребёнка, отстаивающего свои права, но и открытое приглашение взрослых к диалогу и взаимопониманию.

Прислушаемся к советам своих детей!

«Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть,
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха –  поймут всё без труда.
Слова порой запутаны, пример же – никогда.
Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провёл.
Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ.
И если все мне рассказать, я выучу урок.
Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить и умным словесам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет,
Зато пойму, как ты живешь: по правде или нет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для родителей "Пойми меня"

Цель:  гармонизация детско-родительских отношений в семье и профилактика семейного неблагополучия....

Тренинг для родителей "Как приучить ребенка к самостоятельности"

Формирование у рдителей потребности в воспитании у детей самостоятельности...

Программа тематического тренинга для родителей дошкольников «Когда ребенок сводит взрослого с ума»

Программа тематического  тренинга    для  родителей  дошкольников«Когда  ребенок  сводит   взрослого  с  ума»Цели:Повысить родит...

Родительское собрание-тренинг «Как общаться со своим ребенком?»

Родителям старших дошкольников в форме игровых заданий предлагается решить различные педагогические ситуации, связанные с проблемами детско-родительского общения и взаимодействия...

Родительское собрание-тренинг "Как общаться со своим ребенком?"

Дать родителям возможность задуматься над проблемой воспитания детей; разобрать вызывающие затруднения ситуации, связанные с детьми; научитьсятехникам активного и эмпатического слушания, что приведет ...

Родительское собрание-тренинг «Как общаться со своим ребенком?»

Родительское собрание-тренинг «Как общаться со своим ребенком?» Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемой воспитания детей, поделиться друг с другом опытом воспитания ...