Тренинг для родителей "Как приучить ребенка к самостоятельности"
материал на тему

Формирование у рдителей потребности в воспитании у детей самостоятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_priuchit_rebenka_k_samostoyatelnosti.docx31.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для родителей на тему:

« Как приучить ребенка к самостоятельности».

Цель: формирование у родителей потребности в воспитании самостоятельности ребенка,обмен мнениями.

Ход проведения:

Психолог: Добрый вечер, уважаемые родители, я рада приветствовать вас и первое  упражнение,  с которого мы начнем нашу  встречу будет называться «Комплименты по кругу». Прошу всех встать. Вам необходимо будет передавать мяч по кругу своему соседу, при этом сказав ему какой-либо комплимент или что-нибудь приятное.
(родители выполняют упражнение «Комплимент по кругу»)

Выполнение практического задания «Знаю ли я своего ребенка».

Психолог: Перед началом нашего разговора мы выполним с вами небольшое задание «Знаю ли я своего ребенка». Перед вами лежат листики, на которых вы будете работать. Ваша задача, уважаемые родители, ответить на вопросы, а затем вы сравните ваши ответы с ответами детей.

1. Самое любимое занятие вашего ребенка?
2. Как вы думаете, кто в семье самый красивый, по мнению ребенка?
3. В какие игрушки ты больше всего любишь играть?
4. Что ты больше всего не любишь делать дома?
5. Ты  помогаешь дома взрослым?

Просмотр видеоролика по теме. Спросить родителей: « А как вы думаете на какую тему мы поговорим сегодня на нашей встрече»  ( Ответы родителей) (Верно сегодня мы поговорим о самостоятельности) .

А как вы думаете, что такое самостоятельность ребенка на ваш взгляд.   (Ответы родителей).  

Теоретический блок.

Многие родители сталкиваются с тем, что их ребенок не выполняет элементарных вещей: его не допросишься одеться в сад, сложить свои игрушки,  почистить зубы.  Чтобы ребенок что-то сделал, нужно по несколько раз повторять, уговаривать, порой даже повышать голос.

Знакомая ситуация?

Чтобы привлечь ребенка к маленьким домашним делам, которые включают уход за собой и за своими вещами, стоит придерживаться некоторых простых принципов.

1. Сформулируйте для себя, что ребенок уже может и должен делать сам.
Этот шаг часто бывает недооценен родителями. Они с легкостью обижаются на то, что ребенок не убирает за собой игрушки,  не может самостоятельно одеться,  не ест сам... Однако если спросить у мамы и папы: «Так что же Ваш ребенок точно должен делать в этом возрасте,  каковы его обязанности?», этот вопрос часто заводит в тупик.

Ведь, во-первых, существует миф, что ребенок никому ничего не должен... Если это действительно так, то почему же родители так сильно сердятся на его «лень» и «непослушание»?

Давайте не будем кривить душой: каждый родитель ожидает, что его ребенок будет вносить свой вклад в уход за собой, домашнее хозяйство и даже жизнь семьи. Вопросы только в том, сколько, как и когда.

Во-вторых, нет четкого представления о возможностях и возрастных этапах развития самостоятельности у ребенка. Словом, непонятно, что, в каком объеме и в каком качестве ребенок должен делать сам.

Что в итоге?
Если даже сами родители смутно представляют себе, что должен делать их ребенок, то как тогда сам малыш может контролировать свои достижения и уж тем более - стремиться к ним?

Итак, задачи и обязанности ребенка должны быть  прозрачны  прежде всего для самих родителей.

Упражнение «Мяч бежит по кругу»Родителипередавая мяч друг другу должны   ответить на вопрос  «А что, по их мнению, должен самостоятельно делать ребенок в 2.5-3 года».

2. Создайте перечень домашних обязанностей и самостоятельных дел ребенка с учетом его возраста. После того, как Вы задумались над тем, что может и должен делать ребенок, составьте список этих действий.

В первой колонке опишите, что ребенок должен делать по уходу за собой (каков уровень его самостоятельности). Во второй колонке перечислите действия, которые ребенок должен выполнять по уходу за своими вещами. В третьей колонке опишите то, что ребенок должен делать для всей семьи.

Не указывайте то, что ребенок уже давно "прошел", выполняет с легкостью и без напоминания. Ваш список должен содержать навыки, которые еще только предстоит освоить или усовершенствовать.

Вот произвольный пример такого списка:
1) уход за собой:

  • относить грязное белье в корзину;
  • самостоятельно включать и выключать свет в туалете;
  • раздеваться и одеваться;

2)уход за своими вещами:

  • складывать свои игрушки без напоминания;
  • относить грязное белье в корзину;
  • складывать вещи на стул или в шкаф (допускается помятость);

3)помощь по дому:

  • не мешать, когда взрослые разговаривают по телефону;
  • помогать маме накрытьна стол;
  • помогать вытирать пыль по просьбе и т.д

Постарайтесь описать в этом списке не только действие, но и качество его выполнения.Ведь в случае маленького ребенка достаточно, когда он просто "поелозит"тряпкой по столу и кое-как скомкает вещи в шкаф. Однако когда ребенокподрастает, стоит требовать от него более точных и аккуратных движений.


3. Двигайтесь маленькими шагами. Послетого, как Вы создали перечень обязанностей Вашего ребенка, начнитеприучать его к ним. Двигайтесь маленькими шагами, например, по одному навыку в неделю.  Для некоторых родителей "приучать" значит сказать один раз вслух и забыть об этом. Но этого совершенно недостаточно.

"Приучать" значит, вдохновлять, стимулировать, поощрять, показывать, корректировать, контролировать и хвалить.
Поэтому недельный срок нужен именно для того, чтобы сконцентрироватьвсю Вашу энергию и внимание на одной задаче, которую Вы хотитепривить Вашему ребенку.

 
4. Начинайте всегда вместе. Многие родители поступают так: они просят ребенка сделать что-то и уходят по своим делам.Надо сказать, что эта тактика не очень эффективна. Пока Вы неубедились, что малыш точно выполнит действие без Вашей помощи иконтроля, оставайтесь рядом с ним.

 

5. Давайте четкие указания, подсказывайте и помогайте.
Оставив все свои дела и моральнонастроившись уделите  все свое вниманиеребенку, четко скажите ему, что делать. Постарайтесь, чтобы Ваш голосзвучал твердо и убедительно, а не заискивающе. Также постарайтесь избегать уговоров .
В период обучения важно оказывать ребенку помощь и подсказки.
Однако их нетак-то просто выполнить правильно. Часто в своем кабинете я наблюдаю,как родители «помогают» ребенку сложить игрушки. Они просто подходят к корзине и, приговаривая «давай-ка соберем машинки» мигом укладывают все вкорзину. Ребенок, успев бросить только одну игрушку, оглядывается и видит, что все уже собрано.
Разумеется,такая помощь не только не «настраивает» ребенка на успех и достижениерезультата, но подчас может и демотивировать его.
 Чаще всегопроблема с самостоятельностью кроется не в сложности самого действия, а втом, чтобы начать его делать. Начать сложно не только для взрослых, но идля детей.
Ведь для того, чтобы начать действовать, нужно:

  • оставить то интересное, чем ребенок занимается СЕЙЧАС;
  • переключить и сфокусировать внимание на чем-то, что будет ПОТОМ;
  • сделать что-то длинное или, как правило, менее интересное;
  • напрячься непонятно ради чего.
    Как же правильно оказывать ребенку помощь?
    Для того,чтобы вдохновить ребенка сделать что-то полезное, можно использовать вербальные (помощь словами) и телесные (с помощью движений и жестов) подсказки.

Телесные подсказки:

  • Жесты.

    Многие недооценивают роль жестов в помощи ребенку, но на самом деле,особенно для маленьких детей, такие подсказки играют огромную роль.

Когда использовать жесты? Жесты хороши, когда слов недостаточно, чтобы побудить ребенка к действию.

Например, когда Вы говорите ребенку «возьми машину и положи в корзину»,он может продолжать стоять на месте или заниматься другими делами.Когда же Вы показываете на машину, внимание ребенкафокусируется и онможет сосредоточиться намного быстрее на задании. Жесты также помогают
начать действовать, то есть запустить цепочку последовательных шагов.Ведь если машина уже в руке, то ничего не стоит положить ее в корзину. 

Упражнение  «Изобрази жестами»

Родителям,  предлагается  выполнить  какое- либо поручение при помощи жестов.( н-р: попрощаться,  поздороваться, повеселиться, полить цветы и т.п.)

  • Движения.
  • Подсказки в виде движений предполагают изменение положения тела ребенка.
    Например, если он стоит далеко от корзины с игрушками, можно, взяв егоза плечи, плавно подвести поближе. Если же ребенок стоит, а для сборамелких деталей удобнее сесть на коврик, то с помощью телесной подсказки,легко похлопав малыша по плечу, можно пригласить его сесть. Когда малышотворачивается, то с помощью телесной подсказки можно направить егокорпус в нужное русло.

Ваши помогающие движения служат не только приглашением к действию, но и хорошей, мягкой коррекцией.Вспомните, сколько бы инструктор по танцам или йоге не объяснял Вам,как встать в третью позицию или «позу собаки», пока он не покажет, алучше не «выстроит» Ваше тело, движение не получится.

  • Демонстрация.
  • Очень хорошо приобщать ребенку к миру дел, предварительно показав ему, что и как нужно сделать.
    Однако с этой подсказкой легко переборщить, например, когда, показывая,мама выполняет все действие за ребенка. Чтобы такого не случилось,можно выполнить только часть действия, оставив его незавершенным, чтобыребенку осталось сделать только финальную часть – закрыть крышку,положить носок в уже открытую коробку и т.д.

Вербальные подсказки:

  • Подробный инструктаж, когда Вы разбиваете действие на маленькие шаги и проговариваете каждый из них (не потому что ребенок не знает, как, а чтобы помочь ему начать).

Чтобы инструкции были восприняты ребенком, нужно обратить внимание на несколько моментов.

Во-первых, Ваши слова должны иметь мотивирующую силу, то есть способствовать тому, чтобы ребенок начал действовать.
Такие инструкции содержат конкретные глаголы, описывают простые ипонятные действия: «возьми машинку», «отнеси ее к шкафу», «положи наполку», «возьми колготы», «посмотри, чистые ли они», «сложи красиво»,«положи в ящик».

Во-вторых, для того, чтобы ребенку было проще поначалу, часть Ваших инструкций должнапомогать ему сосредоточиться. Для этого Вы подсказываете ребенку, как он может сконцентрировать свое внимание, например:  «подойди ко мне», «слушай внимательно», «посмотри сюда», «повернись», «посмотри выше» и т.д.

В-третьих, не стоит начинать говорить следующую инструкцию, пока не выполненапредыдущая. То есть пока ребенок не «посмотрел сюда», не стоит просить его «взять это». Действия должны быть простыми и легкими.

 

6. Хвалите ребенка.
Правильно хвалить – целое искусство. Похвала – это не просто восторг поповоду и без повода. Похвала, которая может стать ценной для ребенка,должна быть конкретной и немедленной.

Когда Вы хотите выразить своеудовлетворение ребенку, опишите, что именно он сделал хорошо,
например: «молодец, ты послушал маму», «посмотри, как быстро ты сложилэти машинки», «мне так нравится, как ты собираешь свои вещи», «сколько утебя сил, ведь ты разложил все подушки самостоятельно!»

В таком виде похвала выглядиткак комментарий, служит хорошей обратной связью для ребенка. Ведь он невидит себя со стороны, ему сложно оценить, что он делает хорошо, а что плохо. Получая похвалу-комментарий от родителей, ребенок много узнает о своих сильных качествах и об их ценности для родителей. А кто не захочет показать себя с лучшей стороны?

7. Вводите элементы соревнования и игры.
Если, несмотря на все Ваши просьбы и поощрения, ребенок все же «тяжелна подъем», можно попробовать заинтересовать его соревнованием.Состязаться можно по-разному – друг с другом, с самим собой (вчерашним),с героями мультфильмов и т.д. Например, «посмотри, как быстро ты сложил эти машинки, а сможешь так же быстро сложить конструкторы?»

Для игрового эффекта можно использовать различные «декорации» и «антураж». Многих детей «заводит» состязание по времени, когда они видят перед собой песочные часы. Другим нравится выполнять задачки, чтобы получить «приз». Интересных условий и игр может быть масса, главное – творческое вдохновение и желание родителей помочь своему ребенку.

 

8. Постепенно уменьшайте уровень своего контроля и помощи.
Использование игры или соревнования не значит, что Вам придется каждыйвечер развлекать ребенка для того, чтобы он научился складывать носки вшкаф. Напротив, по мере того, как ребенок начинает привыкать к своимобязанностям, Вы поэтапно убираете разные элементы помощи, подсказки,
оставляя лишь похвалу за полностью выполненное действие. Впоследствииможно уйти и от этого, в зависимости от того, переходит ли внешняямотивация ребенка  во внутреннюю.

Кроме этого, если Ваш ребенокуже освоил тот или иной навык, Вы можете отлучаться по своим делам и неследить за качеством выполнения, лишь иногда проверяя, не «сбился» лималыш с пути, отвлекшись на игру или мультик.

После теоретической части спросить родителей  «А как они приучают детей дома к самостоятельности» (Ответы родителей).

Рефлексия.

Упражнение «Пожелания».  По кругу родители передают мяч и высказывают свои пожелания друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка-передвижка для родителей "Как приучить ребенка к самостоятельности"

Как же приучить ребенка к самостоятельности? Не каждый родитель знает секреты воспитания самостоятельного ребенка. Каких же ошибок следует избегать при привитии ребенку самостоятельности? Все это вы у...

Консультация для родителей "Как приучить ребенка к самостоятельности"

Консультация  имее важное значение как для воспитателей детских садов,так и для родителей.   Надо ребенка помочь научить, создать мотивацию, чтобы он сам одевался,раздевался, хотя бы делал п...

Консультация для родителей «Как приучить ребенка к самостоятельности?»

Консультация для родителей  «Как приучить ребенка к самостоятельности?»...

Консультация для родителей " Как приучить ребенка к самостоятельности

Ребенок рождается беспомощным и зависимым от взрослых. Это абсолютно естественно. Но когда малыш подрастает, он уже и физически и психологически готов многие вещи делать сам: ходить, бегать, пользоват...