Кружок "Такие разные дети"
материал (подготовительная группа) на тему

Шайнурова Ираида Рагибовна

Целью дополнительной образовательной программы  является создание условий для формирования школьной готовности у детей с мотивационной незрелостью в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_na_kruzhok_takie_raznye_deti.doc316 КБ

Предварительный просмотр:

г. Нижневартовск


Пояснительная записка к программе «Такие разные дети»

3

Цели и задачи программы «Такие разные дети»

4

Организация проведения занятий

5

Тематическое планирование

8

Заключение

21


Данная программа дополнительного образования разработана на основе программы «Такие разные дети» под редакцией кандидата педагогических наук  Е.В. Свистуновой, город Москва. Предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

В психолого-педагогической литературе ведутся споры по поводу того, стоит ли дошкольников готовить к обучению в школе, к переходу от игровой к учебной деятельности. Аргументом в пользу важности готовить детей еще до школы служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.

В последние несколько лет правительством Российской Федерации большое внимание уделяется готовности дошкольников к школьному обучению. Одной из важнейших задач концепции модернизации  образования является формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе, что предполагает обеспечение готовности дошкольников к школе.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что «дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства». В этой связи работа по выявлению и сопровождению неготовых к школьному обучению детей является одним из приоритетных направлений в образовании.

Актуальность программы «Такие разные дети»

Психологи и педагоги озабочены тем, что ежегодно увеличивается рост детей неготовых к школе, не желающих идти в общеобразовательные учреждения, среди которых все чаще попадают дети с достаточно высоким уровнем умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Поэтому самым актуальным на сегодняшний день является направление «Мотивационная готовность ребенка к школе», который имеет социальный заказ со стороны родителей и педагогов.

Мотивационная готовность к школьному обучению является частью личностной готовности, а значит и психологической готовности к школе.

Проблема мотивационной готовности не является достаточно разработанной, но существует большое количество методов, позволяющих изучать мотивационную сферу поступающего в школу ребёнка. Психологи интересуются вопросом мотивационной готовности детей к школе, прежде всего потому, что в практике обнаруживается зависимость между характером мотивации и деятельностью, между мотивацией ученика и успешностью его обучения.

        Анализ диагностического обследования психологической готовности детей  дошкольного возраста к школе показывает, что необходимо подготавливать детей подготовительных групп к освоению некоторых самых главных учебных умений и мотивов, так как это влияет на способность справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.

Целью дополнительной образовательной программы  является создание условий для формирования школьной готовности у детей с мотивационной незрелостью в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

  • продолжать формировать учебно – познавательные мотивы;
  • способствовать удержанию внутренней позиции будущего ученика;
  • развивать высшие психические функции (внимание, память, мышление, восприятие, воображение) и формировать их произвольность;
  • продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения;
  • продолжать повышать уверенность в себе и развивать самостоятельность;
  • продолжать формировать самосознание и адекватную самооценку;
  • обеспечивать атмосферу эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения;
  • развивать рефлексию, возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли;
  • продолжать учить детей поддерживать и укреплять позитивные чувства, снимать утомление, предупреждать негативные эмоции.

Поставленные задачи рассматриваются как единый комплекс, т.к. только целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению (или формированию определенных психологических компонентов).

Принципы:

  1. Принцип позитивности –  создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.
  2. Принцип целостности развития – усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.
  3. Принцип доступности и индивидуального подхода – максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.
  4. Принцип развития и саморазвития личности – активизация творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию, саморегуляции.
  5. Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий.

Программа представляет собой систему из 72 занятий взаимосвязанных и выстроенных в определенной логике и предполагающих  формирование у  дошкольников необходимого уровня психологической готовности к обучению в школе  (мотивационной, волевой, интеллектуальной и эмоциональной готовности, коммуникативных навыков). Форма работы с детьми: групповые занятия, которые проводятся два раза в неделю, продолжительностью 30 минут, в течение девяти месяцев: сентябрь - май, в помещении, где есть место для двигательной активности и мебель по количеству детей для выполнения письменных заданий.

Особенности организации групповой работы с детьми: организация развивающих занятий  предполагает необходимость решения следующих задач: набор группы, проведение предварительной диагностики, проведение цикла развивающих занятий, заключительная диагностика и контроль результатов в смысле реально достигнутого изменения актуальной ситуации развития детей.

Принципы проведения занятий:

  • системность подачи материала,
  • наглядность обучения,
  • цикличность построения занятия,
  • доступность,
  • проблемность,
  • развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно – гигиенических норм и правил.

           Мотивационный компонент представлен в занятиях в виде:

        игрового преподнесения заданий;

        создания положительного образа школьника;

        при выполнении некоторых заданий, упоминание в инструкции, что сейчас дети будут работать как настоящие школьники;

        подкрепление положительного отношения к школе;

        закрепления знаний о школьных принадлежностях;

        закрепления образцов ролевого поведения;

        формирования чувства уверенности в роли ученика.

Форма организации - подгрупповая  (численность 10 человек). Во время занятий дети сидят в кругу – на стульчиках или на ковре.

Круг – это, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.

Принцип комплектования: в каждую группу включаются дети с различным уровнем психологической готовности к школьному обучению, с акцентуацией различных проблем, с тем, чтобы дети помогали друг другу в приобретении новых психологических навыков.

Форма проведения занятия: игровая. Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью дошкольного возраста является игра, поэтому программа строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь на обеспечение психологической комфортности при переходе ребенка из ДОУ в школу.  

Игра является эффективной формой коррекции психического развития ребенка дошкольного возраста. Игра обеспечивает положительную мотивацию для участия в развивающей работе и создает наилучшие условия для воссоздания самых различных отношений и связей, в которые вступают дети в реальной жизни. Положительная мотивация открывает широкие возможности целенаправленного формирования различных сторон психической деятельности.

        Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием.

Структура группового занятия:

1. Ритуал приветствия.

2. Разминка.

3. Рефлексия прошлого занятия.

4. Основное содержание занятия.

5. Рефлексия прошедшего занятия.

6. Ритуал прощания.

Ритуалы  приветствия - прощания -  позволяют сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.

Разминка - средство воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности; выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность (активизировать, либо снять чрезмерное, возбуждение).

Рефлексия занятия - ретроспективная оценка в двух аспектах:

  • эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо - плохо и почему);
  • смысловом (почему это важно, зачем мы это делаем).

Рефлексия прошлого занятия - дети вспоминают, чем занимались в последний раз, что особенно запомнилось, зачем они это делали, с кем обсуждали эти упражнения после встречи, показывали ли другим людям, и что из этого получилось. Психолог объясняет, как это могло помочь им в учебе или общении вне занятий.

Основное содержание занятия – на эту часть приходится значительная нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и частичную коррекцию психологической готовности ребенка к школе. Основные процедуры: игры на развитие психических процессов, коммуникативных навыков, элементы продуктивных видов деятельности, чтение художественной литературы, выполнение письменных заданий.

Рефлексия прошедшего занятия - дети сами или при помощи взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и психологу. Желание принадлежать к группе отчасти препятствует общению детей с ровесниками. Боясь испортить отношения со значимыми людьми, дети очень часто ведут себя по примеру взрослых, а именно: молчат, когда им что-то неприятно, подавляют свои желания в угоду желаниям других, не выражают свою точку зрения. Поэтому очень важно побуждать детей давать обратную связь сверстникам и взрослым. Это обеспечивает открытое, искреннее и живое общение.

О результативности проведенных занятий можно судить по следующим критериям:

        возрастающий интерес к выполнению коррекционно – развивающих заданий для ребенка;

        увеличение заинтересованности в специальных упражнениях на развитие учебных склонностей;

        повышение уровня активности участников занятий, проявляющейся в желании сотрудничества;

        повышение уровня заинтересованности в проведении совместных дел взрослого и ребенка.

Как показывает практический опыт, после проведения занятий, не сразу, не вдруг, а постепенно, положительные результаты начинают проявляться. У детей появляется желание обучаться в школе, способность выполнять такие виды деятельности, к которым раньше не проявляли интерес.

Ожидаемые результаты: повышение мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению, сформированность «внутренней позиции ученика», возникновение эмоционально – положительного отношения к школе, расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике, новый уровень самосознания.

Мотивационно готовым к обучению в школе является ребенок, у которого в сформированном виде наблюдаются черты зрелой «внутренней позиции школьника», прежде всего характерные для нее мотивы, которые проявляются в следующих симптомах:

  • ребенок хочет идти в школу и переживает при отсутствии такой возможности;
  • учение привлекает его как серьезное, социально значимая деятельность;
  • сформирована широкая полимотивация учения;
  • сила учебных мотивов достаточна для преодоления школьных трудностей;
  • сформирована устойчивая иерархия мотивов, в которой доминируют познавательные и социальные мотивы учения и нравственные мотивы поведения;
  • ребенок свободно вербализует мотивы, объясняет смысл учения, то есть обнаруживает высокую степень осознания мотивационной сферы.

        

Месяц

Недели

Тема

Цель

Задачи

Результат

Сен-тябрь

Сен-тябрь

1 неделя

(1 занятие)

«Знакомство»

(вводное занятие)

Создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе, доброжелательной атмосферы.

Развивать чувство принадлежности к группе.

Развивать наблюдательность, внимание.

Учить видеть и учитывать настроения сверстников в общении.

Улучшение взаимоотношений между детьми.

Сплоченность микро-группы детей.

1 неделя

(2 занятие)

«Ребята – дошколята»

Создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе, доброжелательной атмосферы.

Знакомство со школьными правилами.

Развивать групповую сплоченность и положительное эмоциональное отношение участников друг другу.

Познакомить со школьными правилами.

Развивать произвольное поведение.

Диагностировать тонкую моторику, произвольность и зрительно – моторную координацию.

Сплоченность микро-группы детей.

Выявление уровня готовности к школе.

2 неделя

(1 занятие)

«Собирай всех друзей!»

Формирование интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий.

Создание доверительной атмосферы.

Развивать чувство принадлежности к группе.

Продолжать знакомство со школьными правилами.

Развивать произвольность поведения.

Развивать внимание и мышление.

Развивать зрительно – моторную координацию, пространственное восприятие и тонкую моторику.

Расширение знаний детей о школьных правилах. Сплочение микрогруппы детей.

2 неделя

(2 занятие)

«Вниматель-ные детишки»

Формирование интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий.

Создание доверительной атмосферы.

Развивать чувство принадлежности к группе.

Развивать произвольное поведение.

Тренировать тонкую моторику.

Диагностировать работоспособность, внимание и пространственное восприятие.

Развивать фонематическое восприятие.

Расширение знаний детей о школьных правилах. Сплочение микрогруппы детей.

3 неделя

(1 занятие)

«Дошколята - ученики»

Формирование интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий.

Повышение уверенности в себе и развитие самостоя-тельности.

Развивать внимание и произвольность.

Повышать уровень школьной компетентности.

Развивать восприятие и мышление.

Диагностировать зрительно – моторную координацию.

Формировать представления о качествах личности людей.

Повышение самооценки.

Расширение знаний детей о школьной жизни.

3 неделя

(2 занятие)

«Автопортрет»

Развитие психических функций и формирование их произвольности.

Формирование коммуника-тивных навыков сотрудни-чества в общении со сверстниками.

Развивать групповую сплоченность.

Тренировать тонкую моторику.

Развивать слухо – моторную координацию и внимание.

Развивать кругозор, речь и мышление.

Диагностировать самооценку.

Сплочение группы.

4 неделя

(1 занятие)

«Дошколята учатся писать»

Формировать учебно – познавательные мотивы.

Развитие мелкой моторики рук детей.

Развивать внимание и произвольность.

Обучать работе в тетрадях.

Тренировать тонкую моторику.

Развивать понятийное мышление.

Развитие моторики рук дутуй.

4 неделя

(2 занятие)

«Воображал-ки»

Развитие психических функций и формирование их произвольности.

Развивать воображение и выразительность движений.

Развивать произвольность поведения.

Тренировать тонкую моторику.

Развивать внимание и восприятие.

Повышение уровня развития воображения детей.

Ок-тябрь  

Ок-тябрь  

1 неделя

(1 занятие)

«Точка, точка, запятая»

Развитие психических функций и формирование их произвольности.

Развивать выразительность движений.

Развивать внимание и произвольность.

Тренировать тонкую моторику.

Закреплять порядковые числительные.

Развивать пространственную ориентацию на листе бумаги.

Развивать логическое мышление.

Развитие математических способностей детей.

1 неделя

(2 занятие)

«В мире фигур»

Развитие психических функций и формирование их произвольности.

Развивать внимание и произвольность.

Расширять кругозор и развивать речь.

Тренировать тонкую моторику и тактильную чувствительность.

Развивать пространственную ориентацию.

Повышение уровня развития высших психических процессов.

2 неделя

(1 занятие)

«Каникулы 1»

Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.

Создание атмосферы тепла, доверия.

Способствовать повышению и формированию адекватной самооценки ребенка.

Развивать координацию движений.

Снимать мышечные зажимы.

Тренировать умение работать по образцу.

Развивать внимание и зрительно – моторную координацию.

Развивать речь, воображение и мышление.

Повышение самооценки ребенка.

Сплочение микрогруппы детей.

2 неделя

(2 занятие)

«Каникулы 2»

Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.

Создание атмосферы тепла, доверия.

Способствовать повышению и формированию адекватной самооценки ребенка.

Развивать произвольное поведение и координацию движений.

Повышать уровень школьной компетентности.

Развивать внимание и пространственную ориентацию.

Тренировать тонкую моторику.

Развивать воображение и мышление.

Повышение самооценки ребенка.

Сплочение микрогруппы детей.

3 неделя

(1 занятие)

«Треугольная страна»

Развитие психических функций и формирование их произвольности.

Развивать внимание и произвольное поведение.

Познакомить с понятием «Симметрия».

Развивать моторику и координацию.

Развивать конструктивное мышление.

Тренировать зрительную память.

Повышение уровня развития высших психических процессов.

3 неделя

(2 занятие)

«Знаки вокруг»

Формировать учебно – познавательные мотивы.

Развивать произвольное поведение.

Повторить буквы и цифры.

Развивать пространственную ориентацию.

Тренировать тонкую моторику.

Развивать внимание и зрительную память.

Желание выполнять установлен-ные правила.

4 неделя

(1 занятие)

«Заниматься нам пора!»

Развитие психических функций и формирование их произвольности.

Развивать самоконтроль.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать внимание и зрительную память.

Закреплять понятия «больше», «меньше».

Развивать речь и мышление.

Повышение уровня развития высших психических процессов.

4 неделя

(2 занятие)

«Буквоежкины дела»

Формировать учебно – познавательные мотивы.

Развивать словарный запас и фонематическое восприятие.

Продолжать повторять буквы и цифры.

Развивать тонкую моторику.

Развивать внимание и мышление.

Тренировать умение работать по правилам.

Повышение уровня развития высших психических процессов.

Ноя-брь

Ноя-брь

1 неделя

(1 занятие)

«Учимся, играя 1»

Формировать учебно – познавательные мотивы.

Развитие психических функций и формирование их произвольности.

Развивать внимание и произвольность.

Тренировать моторику и координацию.

Развивать логическое мышление.

Развивать пространственную ориентировку.

Повышение уровня развития высших психических процессов.

1 неделя

(2 занятие)

«Учимся, играя 2»

Формировать учебно – познавательные мотивы.

Развитие психических функций и формирование их произвольности.

Развивать произвольность движений и ориентировку в пространстве.

Развивать речь и мышление.

Развивать слуховое внимание.

Развивать слухо – моторную координацию.

2 неделя

(1 занятие)

«Учусь учиться 1»

Формировать учебно – познавательные мотивы.

Развитие психических функций и формирование их произвольности.

Развивать внимание и произвольность.

Развивать речь и мышление.

Развивать зрительную память.

Тренировать счетные навыки.

Повышение уровня развития высших психических процессов.

2 неделя

(2 занятие)

«Учусь учиться 2»

Развивать произвольность.

Развивать речь и мышление.

Тренировать объем внимания и его переключение.

3 неделя

(1 занятие)

«Учусь учиться 3»

Формировать учебно – познавательные мотивы.

Развитие психических функций и формирование их произвольности.

Развивать внимание и произвольность.

Развивать речь, мышление и воображение.

Тренировать тонкую моторику.

Повышение уровня развития высших психических процессов.

3 неделя

(2 занятие)

«Учусь учиться 4»

Развивать внимание и произвольность.

Развивать координацию движений.

Развивать пространственную ориентировку.

Развивать речь и мышление.

4 неделя

(1 занятие)

«Школа зовет 1»

Формирование правильных представлений и общего положительного отношения к школе и учению.

Развитие психических функций и формирование их произвольности.

Развивать внимание и произвольность.

Развивать логическое мышление.

Тренировать тонкую моторику.

Показать важность и значимость школьных занятий.

Повышение уровня развития высших психических процессов.

Положи-тельное отношение к школе.

4 неделя

(2 занятие)

«Школа зовет 2»

Воспитывать смелость.

Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Развивать зрительную память.

Тренировать тонкую моторику.

Развивать речь и мышление.

Де-кабрь

Де-кабрь

1 неделя

(1 занятие)

«Эстафета»

Формирование интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий.

Развивать внимание и самоконтроль.

Тренировать слуховую память и пространственную ориентацию.

Развивать речь и мышление.

Побуждение интереса к школьной жизни.

1 неделя

(2 занятие)

«Угадай-ка!»

Формирование интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий.

Развивать внимание и произвольность.

Развивать эмоционально – выразительные движения.

Развивать восприятие и мышление.

Тренировать тонкую моторику.

Побуждение интереса к школьной жизни.

2 неделя

(1 занятие)

«Знайка – помогай-ка 1»

Формирование интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий.

Развитие психических функций и формирование их произвольности.

Развивать внимание и произвольность.

Развивать эмоционально – выразительные движения.

Развивать речь и мышление.

Повышение уровня развития высших психических процессов.

Побуждение интереса к школьной жизни.

2 неделя

(2 занятие)

«Знайка – помогай-ка 2»

Развивать внимание и произвольность.

Диагностировать преобладающую мотивацию – учебная или  игровая.

Тренировать зрительную память.

Развивать речь и мышление.

3 неделя

(1 занятие)

«Дружба крепкая»

Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.

Создание атмосферы тепла, доверия.

Идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я», раскрытие своего «Я», разгадывание характеров с опорой на художественное изображение.

Принятие детьми друг друга.

Формировать представление о качествах личности: добрый, вежливый, правдивый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый.

Повышение самооценки ребенка.

3 неделя

(2 занятие)

«Планета друзей»

Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками.

Формирование правильных представлений и общего положительного отношения к школе и учению.

Создавать атмосферу тепла и доверия, развивать умение чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Развивать коммуникативные навыки через средства художественной литературы.

Сформировать у детей первоначальные знания о школе, создать положительную установку на школу.

Развивать умение быстро сосредотачиваться.

Рефлексия с опорой на художественное изображение.

Расшире-ние знаний детей о мире шко-льников.

4  неделя

(1 занятие)

«АБВГДейка»

Формирование интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий.

Показать важность и значимость школьных занятий.

Развивать внимание, наблюдательность, слуховую память, умение объединять слова в группы по определенным признакам, выявить знания детей принципа звуко-буквенного анализа.

Развитие умения согласовывать свои действия, действовать сообща.

Положите-льное отношение к школе.

4  неделя

(2 занятие)

«Новогодние приключения»

Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками.

Создавать атмосферу тепла и доверия, развивать умение чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Развивать коммуникативные навыки через средства художественной литературы.

Сплочение группы. Создание атмосферы праздника.

Ян-варь

Ян-варь

1 неделя

(2 занятия)

«Зимние каникулы»

Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками.

Создавать атмосферу тепла и доверия, развивать умение чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Развивать коммуникативные навыки через средства художественной литературы.

Сплочение группы. Создание атмосферы праздника.

2 неделя

(1 занятие)

«Путешествие в страну знаний»

Формирование самосознания и адекватной самооценки.

Формирование правильных представлений и общего положительного отношения к школе и учению.

Способствовать повышению и формированию адекватной самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений  между детьми, стимулирование внутригруппового общения. Развивать самосознание (знать ФИО, дату рождения, страну, адрес, родной язык).

Побуждение интереса к разным сторонам школьной жизни.

 Раскрыть различные стороны жизни школьников, показать радость детей, идущих в школу.

Развивать внимание, наблюдательность, вербальное мышление, развивать произвольную сферу.

Развивать мотивационную готовность к школе.

Повышение самооценки ребенка.

2 неделя

(2 занятие)

«Буквы Чародейки»

Развитие мотивационной готовности к школьному обучению.

Развитие психических функций и формирование их произвольности.

Развивать мотивационную готовность к школьному обучению, развивать перцептивную зрелость.

Развивать внимание, наблюдательность, тактильную память, умение объединять слова в группы по определенным признакам.

Повышение уровня развития психичес-ких процессов.

3 неделя

(2 занятия)

«Замок Царицы Науки»

Формирование правильных представлений и общего положительного отношения к школе и учению.

Ориентация детей на «школьную» организацию деятельности и поведения.

Закрепить интерес к разным сторонам школьной жизни.

Познакомить детей с распорядком жизни в школе (урок, перемена).

Развитие внимания, элементов логического мышления, регуляции движений собственного тела.

Побуждение интереса к школьной жизни.

Желание быть школьни-ком.

4 неделя

(2 занятия)

«Страна занимательных уроков»

Продолжать формировать учебно – познавательные мотивы.

Развитие психических функций и формирование их произвольности.

Познакомить с содержанием школьного обучения.

Развивать внимание, зрительную память, логическое  мышление, развивать произвольную сферу.

Развивать мотивационную готовность к школьному обучению, развивать перцептивную зрелость.

Положительное отношение к школе.

Повышение уровня развития психических процессов.

Фев-раль 

Фев-раль

4 неделя

(2 занятия)

Экскурсия «Встреча со школой»

Формирование правильных представлений и общего положительного отношения к школе и учению.

Формировать интерес к новому, к школьному содержанию занятий.

Обогатить знания детей о школе.

Вызвать положительные эмоциональные переживания, познакомить с кабинетом первоклассников, школьной библиотекой.

Познакомить со школьным двором, спортивной площадкой.

Продолжать рассказывать о нормах поведения в коллективе, необходимости считаться с мнением других, подчиняться общим правилам.

Зарождение чувства доверия к школе. Же-лание прий-ти в школу еще раз. Возник-новение эмоционально–поло-жительного отношения к школе.

2 неделя

(2 занятия)

«От Незнайки до…»

Ориентация детей на «школьную» организацию деятельности и поведения.

Развитие мотивационной готовности к школе.

Показать детям образ «примерного» ученика.

Способствовать формированию положительных черт характера (уважение к другим людям, щедрость и т.п.) сначала в игре, затем в повседневной жизни детей.

Учить передавать эмоциональное состояние героя; развивать способности понимать чувства другого.

Развивать воображение, умение передавать свое эмоциональное состояние через художественный образ.

Знакомство со школьными правилами.

Примеривание  «роли ученика» на себя.

3  неделя

(2 занятия)

«Приключения Знайки»

Продолжать формировать учебно – познавательные мотивы.

Формировать умение объединять слова в группы (обобщение), развивать понимание и ориентировку в окружающей жизни.

Развивать рефлексию, возвращение чувства ответствен-ности за результаты деятельности, воспитание воли.

Развивать мотивационную готовность к обучению в школе.

Положительное отношение к школе.

4  неделя

(2 занятия)

«Лесная школа 1»

Формирование интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий.

Повышение психологической безопасности участников; уменьшение тревожности; развитие уверенности в себе.

Способствовать удержанию внутренней позиции будущего ученика.

Продолжать закреплять знания о правилах поведения в школе, на уроке.

Закрепить знания об атрибутах.

Выявить реальные страхи детей, развивать умение говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников, формировать социальное доверие.

Коррекция негативного образа «Я», снятие тревожности, неуверенности в себе.

Желание учиться в школе.

Повышение самооценки ребенка.

Март

Март

1 неделя

(2 занятия)

«Лесная школа 2»

Ориентация детей на «школьную» организацию деятельности и поведения.

Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.

Способствовать удержанию внутренней позиции будущего ученика.

Развивать контроль за собственными действиями, способность реально оценивать свои и чужие поступки.

Развивать ответственность, самоконтроль, самооценку.

Развивать элементы логического мышления.

Развивать тактильную чувствительность и зрительную память сосредоточенность, усидчивость, навыки счета.

Закрепить знания о правилах поведения в школе, на уроке.

Желание выполнять установленные правила.

2 неделя  

(2 занятия)

«Мастерская добрых дел»

Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения.

Формирование знания о школьной дружбе.

Учить сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов.

Дать почувствовать себя значимым, выявление положительных сторон личности, сплочение детской группы.

Развивать внимание, элементы логического мышления, регуляцию движений собственного тела.

Развивать умение видеть в одном и том же предмете противоположные свойства, находить противоречия.

Способ-ность избегать конфликты.

3 неделя

(2 занятия)

«Интересные дела»

Продолжать формировать учебно – познавательные мотивы.

Развитие психических функций и формирование их произвольности.

Определить уровень информированности о школьной жизни.

Развивать внимание, речь, двигательную активность.

Развивать творческое воображение; умение создавать несколько образов и выбирать из них самый оригинальный; умение выделять различные признаки предмета.

Положительное отноше-ние к школе.

Повышение уровня развития психичес-ких про-цессов.

4 неделя

(2 занятия)

«Забавные превращения»

Продолжать формировать учебно – познавательные мотивы.

Развитие психических функций и формирование их произвольности.

Стимулировать умственную деятельность, тренировать психические процессы (память, внимание). Способствовать хорошему эмоциональному настрою, обеспечивать, благодаря смене деятельности, отдых.

Помочь лучше подготовиться к школе.

Возникновение содер-жательных контактов между детьми.

Повышение уровня раз-вития пси-хических процессов.

Ап-рель

Ап-рель

 

1 неделя

(2 занятия)

«Учимся, играя»

Формирование интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий.

Признание роли и авторитета учителя.

Выявить особенности внутренней позиции у детей 6-7 лет.

Развивать логическое мышление, слуховую память, воображение.

Развивать мышечное чувство, двигательную память, пальчиковую моторику.

Развивать конструктивное мышление. Учить ориентироваться на листе бумаги, отсчитывать клетки, строчки, развивать внимание.

Новый уровень самосознания. Чувство радости от общения с учителем, растущий интерес к учителю.

2 неделя

(2 занятия)

«Игры Деда Буквоеда»

Признание роли и авторитета учителя.

Развитие навыков межличностного взаимодействия.

Создание образа доброго учителя.

Возбудить чувство доверия к учителю.

Развивать зрительную память, пространственные представления и ручную умелость.

Развивать речевую активность, словотворчество.

Развивать конструктивное мышление. Учить ориентироваться на листе бумаги, отсчитывать клетки, строчки, развивать внимание.

Чувство радости от общения с учителем, растущий интерес к учителю.

3 неделя

(2 занятия)

«Страна Знаний»

Продолжать формировать учебно – познавательные мотивы.

Развитие психических функций и формирование их произвольности.

Развивать, укреплять мелкую моторику детей через игры и упражнения, пальчиковую гимнастику.

Развивать конструктивное мышление. Учить ориентироваться на листе бумаги, отсчитывать клетки, строчки, развивать внимание.

Учить детей запоминать и быстро воспроизводить образец.

Развивать мотивационную готовность к обучению в школе.

Положи-тельное отношение

к школе.

Повышение уровня развития психичес-ких процессов.

4 неделя

(2 занятия)

«Я знаю, я умею, я могу!»

Продолжать формировать учебно – познавательные мотивы.

Развитие психических функций и формирование их произвольности.

Развивать произвольное внимание, память, мелкую моторику, пространственное восприятие.

Способствовать хорошему эмоциональному настрою, обеспечивать, благодаря смене деятельности, отдых.

Помочь лучше подготовиться к школе.

Положительное отношение к школе.

Май

Май        

1 неделя

(2 занятия)

«Заниматься нам не лень!»

Продолжать формировать учебно – познавательные мотивы.

Развитие психических функций и формирование их произвольности.

Закрепить чувство доверия, интереса к учителю.

Продолжать повышать психологическую безопасность детей, уменьшать тревожность, снимать напряжение перед обучением в школе.

Развивать, укреплять мелкую моторику детей.

Развивать конструктивное мышление.

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, отсчитывать клетки, строчки, развивать внимание.

Стремление стать лучше, заслужить одобрение учителя.

2 неделя

 (2 занятия)

«Я буду первоклассником!»

Формировать школьную готовность у детей старшего дошкольного возраста

Повышать психологическую безопасность детей, уменьшать тревожность, снимать напряжение перед обучением в школе.

Развивать произвольную сферу, вербальное, наглядно-образное и логическое мышление, развивать внимание, слуховую и тактильную память.

Стимулировать внутригрупповое общение.

Развивать фонематический слух.

Формиро-вание «внутренней позиции школьника».

3 неделя

(2 занятия)

«Давайте прощаться!»

Создание положительной мотивации, ситуации успеха.

Завершение развивающих занятий.

Развивать эмпатию, а именно понимание, сочувствие и содействие другим людям

Развивать коммуникативные навыки, преодолевать тактильные барьеры.

Продолжать учить детей поддерживать и укреплять позитивные чувства, снимать утомление, предупреждать негативные эмоции.

Поощрение детей медалями.

4 неделя

(2 занятия)

Диагностика готовности детей к школе

Выявление уровня учебно – познавательной и мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению.

Оценить уровень развития мотивационной готовности детей к школе.

Оценить особенности тонкой моторики и произвольного внимания, умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.

Оценить сформированность произвольной регуляции собственной деятельности.

Оценить сформированность графической деятельности, общего уровня развития.

Выявление уровня  мотивационной готовности детей к школе.


Мотивация является действительно сложным, многоуровневым и к тому же изменяющимся психическим явлением. Важно, что для гармоничного психического развития у будущего школьника должна быть сформирована зрелая учебно-познавательная мотивация, устойчивое желание учиться.

        Мотивационная готовность детей находится на разном уровне к началу поступления в школу, ими движут разные мотивы и желания обучаться в школе. У некоторых детей совсем нет желания учиться, и это естественно, т.к. они воспитываются в разных семьях, в которых родители по-разному относятся к школе, к учителям и к учебе ребенка. Некоторые дети хотят идти в школу не потому что они готовы обучаться, а потому что это для них новый социальный статус, внешние красочные школьные атрибуты, новые друзья, с которыми можно играть, новая позиция – стать старше, возможность получать хорошую оценку за любую работу.

        Даже если у детей интеллектуальные, социально-психологические и эмоционально-волевые компоненты готовности к школе на высоком уровне, без мотивационной готовности к обучению в школе эти компоненты не могут решать большого значения. Именно внутренняя мотивация, ее настрой являются определяющим моментом успешного обучения будущего ученика.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Разный темперамент - разные дети"

Индивидуальные особенности детей.Разный темперамент - разная эмоциональность.Холерик.Сангвиник.Флегматик.Меланхолик.Как вести себя родилелям....

Разные дети - разные подходы в развитии.

Севеты психолога родителям по воспитанию их чад....

Разные дети – разные реакции

1. Приветствие.2. Вступительная беседа.Одна из распространённых причин непонимания между детьми и взрослыми заключается в различии их природных темпераментов. Зачастую родители предъявляют к своему ре...

Разные дети - разные игры

Презентация «Игры на развитие ПФ»...

Разный темперамент - разные дети

Разный темперамент - разные дети...

«Разный темперамент – разные дети»

Консультация для родителей...