Разные дети – разные реакции
материал (средняя группа) на тему
1. Приветствие.
2. Вступительная беседа.
Одна из распространённых причин непонимания между детьми и взрослыми заключается в различии их природных темпераментов. Зачастую родители предъявляют к своему ребёнку требования, выполнить которые он просто не может именно в силу своих врождённых психологических особенностей. Даже самый спокойный и невозмутимый флегматик начнёт капризничать, если вы попытаетесь разговаривать с ним на языке холерика или сангвиника, и наоборот. Поэтому для того чтобы научиться общаться с малышом без ссор, обоюдных истерик и конфликтов, очень важно определить тип его темперамента.
Темперамент – это динамика особенностей нервной и психической деятельности человека. Он проявляется в скорости речи и мышления, в движениях, мимике, жестах, в манере общения, в реакции на те или иные события. Одни дети от природы энергичны и непоседливы, другие – спокойны и медлительны. Одни реагируют на наказания и замечания криком и плачем, другие замыкаются в себе, третьи просто не обращают на них внимания.
Сами дети из-за недостаточного эмоционального и психического развития ещё не умеют контролировать своё поведение. Получается так, что не ребёнок управляет собственным темпераментом, а темперамент управляет им. Только в последствии, в процессе воспитания и общения с людьми, у малыша накапливается определённый жизненный опыт, и постепенно он учится справляться с «неудобными» особенностями своей психики.
Темперамент – это врождённое качество, и изменить его невозможно. Но внимательные родители могут научиться им управлять.
Давайте рассмотрим основные характеристики темперамента.
Ребёнок-холерик (возбудимый тип нервной системы) – имеет сильную, подвижную, неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. Все реакции ребёнка-холерика носят ярко выраженный характер. Младенцы бурно реагируют на любые неудобства: мокрая пелёнка, крошка на простыне – вызывают неудержимый, до посинения плач. Так же ярко маленький ребёнок проявляет и другие эмоциональные реакции: не просто смеётся, а хохочет, не сердится, а приходит в ярость. Холерик склонен к игре на публику, он постоянно нуждается в зрителях, от которых ждёт ответной реакции. Поэтому малыш-холерик никогда не будет плакать и капризничать в одиночестве.
Повышенная возбудимость и быстрота реакций приводят к тому, что многим холерикам свойственно сначала сделать и только потом подумать, нужно ли было поступать именно так.
У детей этого типа выразительная мимика лица, резкие, порывистые жесты, быстрая, громкая речь. Всё поведение отличается выраженной направленностью – ребёнок стремится воздействовать на то, что видит, переделать окружающую обстановку в соответствии со своими потребностями, желаниями и при этом проявляет завидную энергию, упорство.
Дети-холерики любят подвижные игры и занятия, в которых можно проявить себя, стремятся исполнить главную роль в игре, организовать товарищей и руководить ими, пытаются руководить и взрослыми. Всё, что требует проявления активности, легко удаётся детям этого типа, и, наоборот, ситуации, в которых надо сдержать себя, ограничить свои желания, вызывают у них чувство протеста.
Ребёнок с возбудимой нервной системой обычно с трудом засыпает, спит спокойно, но просыпается быстро и сразу, же включается в обычный жизненный ритм. Он, за редким исключением, подвижен и деятелен, без конца что-то выдумывает и изобретает, стремится проникнуть в самые запретные места. Кажется, его энергия неистощима: после бурно проведённого дня ребёнок отказывается ложиться в постель, требует, чтобы ему рассказали сказку, пытается затеять игру.
В коллективе с такими детьми особенно трудно: они излишне подвижны, шумливы, импульсивны, вспыльчивы, с трудом подчиняются установленным правилам, конфликтуют из-за игрушек, правил игры, обижаются на замечания взрослых.
Ребёнок-сангвиник (спокойный тип нервной системы) – имеет сильную, подвижную, уравновешенную нервную систему. Внешне он похож на ребёнка-холерика тем, что активен, имеет живую мимику, пользуется жестами, говорит быстро и громко. У ребёнка-сангвиника, как правило, ровное, спокойное, жизнерадостное настроение, без резких переходов, свойственных холерикам. Сангвиник быстро засыпает и легко просыпается, без особых сложностей переходит от подвижных игр к спокойным занятиям и наоборот.
Особенность сангвиников – их лёгкая приспособляемость к любым условиям. Ребёнок довольно покладист и рассудителен, легко идёт на компромисс (охотно выполняет установленный порядок дня, подчиняется любым распоряжениям взрослых, выполняет поручения). На наказания сангвиник реагирует спокойно. Он абсолютно не злопамятен, а потому очень быстро забывает обиды.
Дети этого типа легко вступают в контакт с другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причём могут и руководить, и подчиняться. Сангвиники живо откликаются на всё, что видят и слышат, задают много вопросов, одновременно интересуются самыми различными явлениями. Такой ребёнок стремится узнать как можно больше и легко усваивает новую информацию. Однако, малышу не достаёт терпения и упорства, поэтому он часто не может сосредоточиться на каком-то одном виде деятельности. При неправильном воспитании такие дети нередко вырастают ветреными и легкомысленными.
Ребёнок-флегматик (сильный тип нервной системы) – имеет сильную, уравновешенную, но малоподвижную нервную систему. В раннем детстве это спокойный малыш, который много спит, проснувшись, лежит спокойно, редко плачет, редко смеётся. Дети-флегматики трудно засыпают и просыпаются с трудом, после сна остаются некоторое время вялыми. Все реакции таких детей имеют не чёткий характер: смеются негромко, плачут тихо, мимика слабо выражена, нет лишних движений, жестов. Речь тоже особая – неторопливая, с паузами не только между предложениями, но и между словами. Ему трудно быстро реагировать на любые воздействия, поэтому между вопросом к ребёнку и его ответом следует пауза. Прежде, чем начать деятельность, следует период раскачки, внешнего бездействия. Приступив к делу, флегматик способен длительное время им заниматься, не уставая от однообразных, повторяющихся действий. А вот внезапно прекратить то, что он начал, ему трудно, особенно в тех случаях, когда предстоит заниматься новым, незнакомым делом.
Поведение ребёнка-флегматика отличается устойчивостью, его трудно вывести из себя. Привычки, навыки формируются долго, но, сформировавшись, становятся прочными. Всё новое, непривычное воспринимает не сразу. Поступая в детский сад, малыш долго приспосабливается к новому режиму, с трудом расстаётся с родителями, не принимает участия в играх детей. Шумных игр такой ребёнок не любит, так же как и интенсивного общения со сверстниками. Он крайне редко занимает позицию лидера среди других детей. Флегматики неуютно себя чувствуют в гостях, неохотно знакомятся с новыми людьми. В привычной обстановке ребёнок без принуждения выполняет правила поведения, справляется со знакомой работой, любое дело выполняет тщательно, аккуратно.
Положительные стороны – это стремление к усидчивости, тщательности, добросовестности, надёжности во всех проявлениях. Отрицательные – вялость, низкая активность, замедленный темп действия.
Ребёнок-меланхолик (слабый тип нервной системы) – отличается повышенной чуткостью, ранимостью. Слабость нервных процессов не означает неполноценности. Просто у этих детей слишком быстрая реакция на слабые раздражители, быстро наступает утомление нервных клеток, слабые процессы возбуждения и торможения.
Меланхолик – это тип ребёнка, о котором говорят, что «его не видно и не слышно». Он не кричит, а попискивает, не смеётся, а улыбается, не просит, а жалобно взирает на желаемое, малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не требующую движений, ему не свойственно активно включаться в разговор, демонстрировать свои знания и умения. Он склонен к играм в одиночестве или с товарищем, которого хорошо знает, шумные сверстники его утомляют. Чувства меланхолика глубоки, длительны, но внешне почти не выражаются, что иногда приводит взрослых в заблуждение.
Поскольку нервная система не выдерживает длительных раздражителей, дети быстро устают – от шума, от новых людей, от замечаний. Всякий нажим ещё более усиливает усталость. Знания даются меланхолику с большим трудом, так как малыш постоянно отвлекается на посторонние предметы и не может сосредоточиться на главном. Меланхоличные дети очень мнительны, они не редко волнуются по пустякам и крайне болезненно реагируют на наказания и отрицательные оценки. Резкий тон, принуждение подавляют и без того малую активность меланхолика. У детей с трудом формируются навыки, долго не складываются привычки, но всё, что у них удаётся сформировать, отличается прочностью, надёжностью, устойчивостью и не требует дополнительного контроля.
Пассивность, утомляемость, замкнутость, медлительность – основные недостатки ребёнка-меланхолика. В то же время они имеют такие ценные свойства, как чуткость, отзывчивость, устойчивость интересов, привязанностей, привычек. Такие дети часто замыкаются в себе, с большими трудностями входят в коллектив, долго не могут привыкнуть к режиму дня в детском саду, плачут, отказываются от игр, занятий.
3. Практическая часть.
Из характеристики темпераментов ясно, что нельзя детей с различными темпераментами воспитывать одинаково. Очевидно, этим можно объяснить, что в одной и той же семье при одинаковых условиях воспитываются разные люди. Родители в таких случаях часто говорят: «Мы же их воспитывали одинаково». Именно – одинаково, а надо было воспитывать, учитывая природный тип нервной системы. И это, в свою очередь, помогло бы избежать многих трудностей в общении с ребёнком.
Наверное, в описании какого-то типа темперамента вы уже узнали своего ребёнка, но точнее определить тип темперамента ребёнка вы сможете, ответив на вопросы специального теста.
Тест на определение темперамента.
Из 4-х предложенных утверждений выберите одно, наиболее свойственное вашему ребёнку.
Ваш ребёнок:
1. а) неусидчив, суетлив;
б) весел и жизнерадостен;
в) спокоен и хладнокровен;
г) стеснителен и застенчив.
2. а) невыдержан, вспыльчив;
б) энергичен и деловит;
в) последователен и обстоятелен;
г) теряется в новой обстановке.
3. а) нетерпелив;
б) не доводит начатое дело до конца;
в) осторожен и рассудителен;
г) с трудом устанавливает контакт с незнакомыми детьми.
4. а) резок и прямолинеен в отношениях с детьми;
б) склонен переоценивать себя;
в) умеет ждать;
г) не верит в свои силы.
5. а) решителен и инициативен;
б) быстро схватывает новое;
в) молчалив;
г) легко переносит одиночество.
6. а) упрям;
б) неустойчив в интересах и склонностях;
в) обладает спокойной, ровной речью, с остановками;
г) чувствует подавленность и растерянность при неудачах.
7. а) находчив в спорте;
б) легко переживает неудачи и неприятности;
в) сдержан и терпелив;
г) склонен уходить в себя.
8. а) неосторожен;
б) легко приспосабливается к разным обстоятельствам;
в) доводит начатое дело до конца;
г) быстро утомляется.
9. а) играет рывками;
б) с увлечением берётся за любую новую игру;
в) не растрачивает попусту силы;
г) обладает слабой, тихой речью, иногда снижающейся.
10. а) незлопамятен и боязлив;
б) быстро остывает, если что-то перестаёт его интересовать;
в) строго придерживается выработанного распорядка дня;
г) умеет ладить с детьми.
11. а) обладает быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями, речью;
б) быстро включается в новую игру и быстро переключается на другую;
в) легко сдерживает порыв;
г) впечатлителен до слезливости.
12. а) неуравновешен и эмоционален;
б) быстро устаёт от однообразных игр;
в) маловосприимчив к одобрению и порицанию;
г) предъявляет высокие требования к родителям.
13. а) бывает забиякой;
б) общителен;
в) незлоблив;
г) подозрителен, недоверчив.
14. а) не терпит, когда ему противоречат;
б) может долго играть, бегать;
в) постоянен в своих интересах;
г) очень чувствителен и легко раним.
15. а) обладает выразительной мимикой;
б) обладает громкой, быстрой, отчётливой речью, сопровождающейся живыми жестами и выразительной мимикой;
в) медленно переключается с одного дела на другое;
г) чрезмерно обидчив.
16. а) решителен;
б) сохраняет самообладание в неожиданной и сложной обстановке;
в) ровно относится к своим приятелям;
г) скрытен и необщителен.
17. а) любознателен;
б) обладает весёлым нравом;
в) аккуратен;
г) неактивен и робок.
18. а) обладает резкими, порывистыми движениями;
б) быстро засыпает и пробуждается;
в) с трудом приспосабливается к новой обстановке;
г) безропотен, покорен.
19. а) несобран;
б) настойчив в достижении поставленной цели;
в) инертен, малоподвижен, вял;
г) ждёт сочувствия и помощи от других.
20. а) склонен к резким сменам настроения;
б) рассеян часто отвлекается;
в) выдержан;
г) чрезвычайно восприимчив к одобрению и порицанию.
Результаты тестирования.
Суммируйте количество ответов «А» и умножьте на 5. Вы получите составляющую холерического темперамента у вашего ребёнка. Проделав то же с ответами «Б», вы узнаете, сколько в вашем ребёнке от сангвиника, «В» подскажет вам составляющую флегматика, а «Г» - меланхолика. Но большее количество баллов говорит о том, что этот тип темперамента преобладает и строить свой воспитательный процесс и общение с ребёнком необходимо, учитывая именно этот тип темперамента.
А сейчас я вам расскажу как себя вести со своим ребёнком, учитывая тип его темперамента.
Если у детей преобладают черты сангвинического темперамента:
• важно проявлять строгость, требовательность к ребёнку, контролировать его действия и поступки;
• обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал игрушки);
• необходимо, чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать приниматься за другой рисунок, пока не окончен первый);
• целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново; главное – показать ребёнку конечный результат добросовестных действий;
• важно формировать у ребёнка устойчивые интересы (не допускать частой смены деятельности);
• учить внимательно относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения.
Если у детей преобладают черты холерического темперамента:
• с пониманием относиться к проявлению активности ребёнка;
• говорить с ребёнком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров;
• целесообразно ограничивать всё, что возбуждает нервную систему ребёнка: кино, телевидение, чтение – всё должно быть в меру; за два часа до сна только спокойные игры и занятия;
• необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры (но не те, где соревнуются), конструирование, рисование, лепка – всё, что требует усидчивости;
• воспитывать у ребёнка умение управлять собой (игры с командами, с внезапными остановками «замри», где он будет подчиняться);
• приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с желаниями других, просить, а не требовать;
• необходимо строго соблюдать режим дня.
Если у детей преобладают черты флегматического темперамента:
• нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребёнка;
• не следует отстранять ребёнка от той деятельности, которая требует приложения усилий;
• следует чаще хвалить его за скорые действия;
• необходимо ставить ребёнка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера;
• следует побуждать ребёнка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег);
• побуждать ребёнка к игре, труду, конструированию – активизировать его;
• нельзя резко обрывать ребёнка (необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности);
• привлекать ребёнка к деятельности в коллективе.
Если у детей преобладают черты меланхолического темперамента:
• нужно ограничивать шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребёнка не бояться небольшого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку;
• нельзя повышать голос на ребёнка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчёркивать его недостатки;
• целесообразно беседовать с ребёнком, так как он отличается внушаемостью (говорить нужно мягко, убеждающе, но уверенно, определённо);
• ребёнку полезно заниматься спортом;
• необходимо разнообразить жизнь ребёнка;
• надо привлекать ребёнка к совместному труду со взрослыми;
• важно развивать у него общительность;
• необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость.
4. Заключение.
Теперь вы знаете, какой тип темперамента преобладает у вашего ребёнка и как с ним прави
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reaktsii.docx | 25.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ № 869 комбинированного вида
23.11.2012
1. Приветствие.
2. Вступительная беседа.
Одна из распространённых причин непонимания между детьми и взрослыми заключается в различии их природных темпераментов. Зачастую родители предъявляют к своему ребёнку требования, выполнить которые он просто не может именно в силу своих врождённых психологических особенностей. Даже самый спокойный и невозмутимый флегматик начнёт капризничать, если вы попытаетесь разговаривать с ним на языке холерика или сангвиника, и наоборот. Поэтому для того чтобы научиться общаться с малышом без ссор, обоюдных истерик и конфликтов, очень важно определить тип его темперамента.
Темперамент – это динамика особенностей нервной и психической деятельности человека. Он проявляется в скорости речи и мышления, в движениях, мимике, жестах, в манере общения, в реакции на те или иные события. Одни дети от природы энергичны и непоседливы, другие – спокойны и медлительны. Одни реагируют на наказания и замечания криком и плачем, другие замыкаются в себе, третьи просто не обращают на них внимания.
Сами дети из-за недостаточного эмоционального и психического развития ещё не умеют контролировать своё поведение. Получается так, что не ребёнок управляет собственным темпераментом, а темперамент управляет им. Только в последствии, в процессе воспитания и общения с людьми, у малыша накапливается определённый жизненный опыт, и постепенно он учится справляться с «неудобными» особенностями своей психики.
Темперамент – это врождённое качество, и изменить его невозможно. Но внимательные родители могут научиться им управлять.
Давайте рассмотрим основные характеристики темперамента.
Ребёнок-холерик (возбудимый тип нервной системы) – имеет сильную, подвижную, неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. Все реакции ребёнка-холерика носят ярко выраженный характер. Младенцы бурно реагируют на любые неудобства: мокрая пелёнка, крошка на простыне – вызывают неудержимый, до посинения плач. Так же ярко маленький ребёнок проявляет и другие эмоциональные реакции: не просто смеётся, а хохочет, не сердится, а приходит в ярость. Холерик склонен к игре на публику, он постоянно нуждается в зрителях, от которых ждёт ответной реакции. Поэтому малыш-холерик никогда не будет плакать и капризничать в одиночестве.
Повышенная возбудимость и быстрота реакций приводят к тому, что многим холерикам свойственно сначала сделать и только потом подумать, нужно ли было поступать именно так.
У детей этого типа выразительная мимика лица, резкие, порывистые жесты, быстрая, громкая речь. Всё поведение отличается выраженной направленностью – ребёнок стремится воздействовать на то, что видит, переделать окружающую обстановку в соответствии со своими потребностями, желаниями и при этом проявляет завидную энергию, упорство.
Дети-холерики любят подвижные игры и занятия, в которых можно проявить себя, стремятся исполнить главную роль в игре, организовать товарищей и руководить ими, пытаются руководить и взрослыми. Всё, что требует проявления активности, легко удаётся детям этого типа, и, наоборот, ситуации, в которых надо сдержать себя, ограничить свои желания, вызывают у них чувство протеста.
Ребёнок с возбудимой нервной системой обычно с трудом засыпает, спит спокойно, но просыпается быстро и сразу, же включается в обычный жизненный ритм. Он, за редким исключением, подвижен и деятелен, без конца что-то выдумывает и изобретает, стремится проникнуть в самые запретные места. Кажется, его энергия неистощима: после бурно проведённого дня ребёнок отказывается ложиться в постель, требует, чтобы ему рассказали сказку, пытается затеять игру.
В коллективе с такими детьми особенно трудно: они излишне подвижны, шумливы, импульсивны, вспыльчивы, с трудом подчиняются установленным правилам, конфликтуют из-за игрушек, правил игры, обижаются на замечания взрослых.
Ребёнок-сангвиник (спокойный тип нервной системы) – имеет сильную, подвижную, уравновешенную нервную систему. Внешне он похож на ребёнка-холерика тем, что активен, имеет живую мимику, пользуется жестами, говорит быстро и громко. У ребёнка-сангвиника, как правило, ровное, спокойное, жизнерадостное настроение, без резких переходов, свойственных холерикам. Сангвиник быстро засыпает и легко просыпается, без особых сложностей переходит от подвижных игр к спокойным занятиям и наоборот.
Особенность сангвиников – их лёгкая приспособляемость к любым условиям. Ребёнок довольно покладист и рассудителен, легко идёт на компромисс (охотно выполняет установленный порядок дня, подчиняется любым распоряжениям взрослых, выполняет поручения). На наказания сангвиник реагирует спокойно. Он абсолютно не злопамятен, а потому очень быстро забывает обиды.
Дети этого типа легко вступают в контакт с другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причём могут и руководить, и подчиняться. Сангвиники живо откликаются на всё, что видят и слышат, задают много вопросов, одновременно интересуются самыми различными явлениями. Такой ребёнок стремится узнать как можно больше и легко усваивает новую информацию. Однако, малышу не достаёт терпения и упорства, поэтому он часто не может сосредоточиться на каком-то одном виде деятельности. При неправильном воспитании такие дети нередко вырастают ветреными и легкомысленными.
Ребёнок-флегматик (сильный тип нервной системы) – имеет сильную, уравновешенную, но малоподвижную нервную систему. В раннем детстве это спокойный малыш, который много спит, проснувшись, лежит спокойно, редко плачет, редко смеётся. Дети-флегматики трудно засыпают и просыпаются с трудом, после сна остаются некоторое время вялыми. Все реакции таких детей имеют не чёткий характер: смеются негромко, плачут тихо, мимика слабо выражена, нет лишних движений, жестов. Речь тоже особая – неторопливая, с паузами не только между предложениями, но и между словами. Ему трудно быстро реагировать на любые воздействия, поэтому между вопросом к ребёнку и его ответом следует пауза. Прежде, чем начать деятельность, следует период раскачки, внешнего бездействия. Приступив к делу, флегматик способен длительное время им заниматься, не уставая от однообразных, повторяющихся действий. А вот внезапно прекратить то, что он начал, ему трудно, особенно в тех случаях, когда предстоит заниматься новым, незнакомым делом.
Поведение ребёнка-флегматика отличается устойчивостью, его трудно вывести из себя. Привычки, навыки формируются долго, но, сформировавшись, становятся прочными. Всё новое, непривычное воспринимает не сразу. Поступая в детский сад, малыш долго приспосабливается к новому режиму, с трудом расстаётся с родителями, не принимает участия в играх детей. Шумных игр такой ребёнок не любит, так же как и интенсивного общения со сверстниками. Он крайне редко занимает позицию лидера среди других детей. Флегматики неуютно себя чувствуют в гостях, неохотно знакомятся с новыми людьми. В привычной обстановке ребёнок без принуждения выполняет правила поведения, справляется со знакомой работой, любое дело выполняет тщательно, аккуратно.
Положительные стороны – это стремление к усидчивости, тщательности, добросовестности, надёжности во всех проявлениях. Отрицательные – вялость, низкая активность, замедленный темп действия.
Ребёнок-меланхолик (слабый тип нервной системы) – отличается повышенной чуткостью, ранимостью. Слабость нервных процессов не означает неполноценности. Просто у этих детей слишком быстрая реакция на слабые раздражители, быстро наступает утомление нервных клеток, слабые процессы возбуждения и торможения.
Меланхолик – это тип ребёнка, о котором говорят, что «его не видно и не слышно». Он не кричит, а попискивает, не смеётся, а улыбается, не просит, а жалобно взирает на желаемое, малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не требующую движений, ему не свойственно активно включаться в разговор, демонстрировать свои знания и умения. Он склонен к играм в одиночестве или с товарищем, которого хорошо знает, шумные сверстники его утомляют. Чувства меланхолика глубоки, длительны, но внешне почти не выражаются, что иногда приводит взрослых в заблуждение.
Поскольку нервная система не выдерживает длительных раздражителей, дети быстро устают – от шума, от новых людей, от замечаний. Всякий нажим ещё более усиливает усталость. Знания даются меланхолику с большим трудом, так как малыш постоянно отвлекается на посторонние предметы и не может сосредоточиться на главном. Меланхоличные дети очень мнительны, они не редко волнуются по пустякам и крайне болезненно реагируют на наказания и отрицательные оценки. Резкий тон, принуждение подавляют и без того малую активность меланхолика. У детей с трудом формируются навыки, долго не складываются привычки, но всё, что у них удаётся сформировать, отличается прочностью, надёжностью, устойчивостью и не требует дополнительного контроля.
Пассивность, утомляемость, замкнутость, медлительность – основные недостатки ребёнка-меланхолика. В то же время они имеют такие ценные свойства, как чуткость, отзывчивость, устойчивость интересов, привязанностей, привычек. Такие дети часто замыкаются в себе, с большими трудностями входят в коллектив, долго не могут привыкнуть к режиму дня в детском саду, плачут, отказываются от игр, занятий.
3. Практическая часть.
Из характеристики темпераментов ясно, что нельзя детей с различными темпераментами воспитывать одинаково. Очевидно, этим можно объяснить, что в одной и той же семье при одинаковых условиях воспитываются разные люди. Родители в таких случаях часто говорят: «Мы же их воспитывали одинаково». Именно – одинаково, а надо было воспитывать, учитывая природный тип нервной системы. И это, в свою очередь, помогло бы избежать многих трудностей в общении с ребёнком.
Наверное, в описании какого-то типа темперамента вы уже узнали своего ребёнка, но точнее определить тип темперамента ребёнка вы сможете, ответив на вопросы специального теста.
Тест на определение темперамента.
Из 4-х предложенных утверждений выберите одно, наиболее свойственное вашему ребёнку.
Ваш ребёнок:
1. а) неусидчив, суетлив;
б) весел и жизнерадостен;
в) спокоен и хладнокровен;
г) стеснителен и застенчив.
2. а) невыдержан, вспыльчив;
б) энергичен и деловит;
в) последователен и обстоятелен;
г) теряется в новой обстановке.
3. а) нетерпелив;
б) не доводит начатое дело до конца;
в) осторожен и рассудителен;
г) с трудом устанавливает контакт с незнакомыми детьми.
4. а) резок и прямолинеен в отношениях с детьми;
б) склонен переоценивать себя;
в) умеет ждать;
г) не верит в свои силы.
5. а) решителен и инициативен;
б) быстро схватывает новое;
в) молчалив;
г) легко переносит одиночество.
6. а) упрям;
б) неустойчив в интересах и склонностях;
в) обладает спокойной, ровной речью, с остановками;
г) чувствует подавленность и растерянность при неудачах.
7. а) находчив в спорте;
б) легко переживает неудачи и неприятности;
в) сдержан и терпелив;
г) склонен уходить в себя.
8. а) неосторожен;
б) легко приспосабливается к разным обстоятельствам;
в) доводит начатое дело до конца;
г) быстро утомляется.
9. а) играет рывками;
б) с увлечением берётся за любую новую игру;
в) не растрачивает попусту силы;
г) обладает слабой, тихой речью, иногда снижающейся.
10. а) незлопамятен и боязлив;
б) быстро остывает, если что-то перестаёт его интересовать;
в) строго придерживается выработанного распорядка дня;
г) умеет ладить с детьми.
11. а) обладает быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями, речью;
б) быстро включается в новую игру и быстро переключается на другую;
в) легко сдерживает порыв;
г) впечатлителен до слезливости.
12. а) неуравновешен и эмоционален;
б) быстро устаёт от однообразных игр;
в) маловосприимчив к одобрению и порицанию;
г) предъявляет высокие требования к родителям.
13. а) бывает забиякой;
б) общителен;
в) незлоблив;
г) подозрителен, недоверчив.
14. а) не терпит, когда ему противоречат;
б) может долго играть, бегать;
в) постоянен в своих интересах;
г) очень чувствителен и легко раним.
15. а) обладает выразительной мимикой;
б) обладает громкой, быстрой, отчётливой речью, сопровождающейся живыми жестами и выразительной мимикой;
в) медленно переключается с одного дела на другое;
г) чрезмерно обидчив.
16. а) решителен;
б) сохраняет самообладание в неожиданной и сложной обстановке;
в) ровно относится к своим приятелям;
г) скрытен и необщителен.
17. а) любознателен;
б) обладает весёлым нравом;
в) аккуратен;
г) неактивен и робок.
18. а) обладает резкими, порывистыми движениями;
б) быстро засыпает и пробуждается;
в) с трудом приспосабливается к новой обстановке;
г) безропотен, покорен.
19. а) несобран;
б) настойчив в достижении поставленной цели;
в) инертен, малоподвижен, вял;
г) ждёт сочувствия и помощи от других.
20. а) склонен к резким сменам настроения;
б) рассеян часто отвлекается;
в) выдержан;
г) чрезвычайно восприимчив к одобрению и порицанию.
Результаты тестирования.
Суммируйте количество ответов «А» и умножьте на 5. Вы получите составляющую холерического темперамента у вашего ребёнка. Проделав то же с ответами «Б», вы узнаете, сколько в вашем ребёнке от сангвиника, «В» подскажет вам составляющую флегматика, а «Г» - меланхолика. Но большее количество баллов говорит о том, что этот тип темперамента преобладает и строить свой воспитательный процесс и общение с ребёнком необходимо, учитывая именно этот тип темперамента.
А сейчас я вам расскажу как себя вести со своим ребёнком, учитывая тип его темперамента.
Если у детей преобладают черты сангвинического темперамента:
• важно проявлять строгость, требовательность к ребёнку, контролировать его действия и поступки;
• обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал игрушки);
• необходимо, чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать приниматься за другой рисунок, пока не окончен первый);
• целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново; главное – показать ребёнку конечный результат добросовестных действий;
• важно формировать у ребёнка устойчивые интересы (не допускать частой смены деятельности);
• учить внимательно относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения.
Если у детей преобладают черты холерического темперамента:
• с пониманием относиться к проявлению активности ребёнка;
• говорить с ребёнком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров;
• целесообразно ограничивать всё, что возбуждает нервную систему ребёнка: кино, телевидение, чтение – всё должно быть в меру; за два часа до сна только спокойные игры и занятия;
• необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры (но не те, где соревнуются), конструирование, рисование, лепка – всё, что требует усидчивости;
• воспитывать у ребёнка умение управлять собой (игры с командами, с внезапными остановками «замри», где он будет подчиняться);
• приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с желаниями других, просить, а не требовать;
• необходимо строго соблюдать режим дня.
Если у детей преобладают черты флегматического темперамента:
• нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребёнка;
• не следует отстранять ребёнка от той деятельности, которая требует приложения усилий;
• следует чаще хвалить его за скорые действия;
• необходимо ставить ребёнка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера;
• следует побуждать ребёнка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег);
• побуждать ребёнка к игре, труду, конструированию – активизировать его;
• нельзя резко обрывать ребёнка (необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности);
• привлекать ребёнка к деятельности в коллективе.
Если у детей преобладают черты меланхолического темперамента:
• нужно ограничивать шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребёнка не бояться небольшого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку;
• нельзя повышать голос на ребёнка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчёркивать его недостатки;
• целесообразно беседовать с ребёнком, так как он отличается внушаемостью (говорить нужно мягко, убеждающе, но уверенно, определённо);
• ребёнку полезно заниматься спортом;
• необходимо разнообразить жизнь ребёнка;
• надо привлекать ребёнка к совместному труду со взрослыми;
• важно развивать у него общительность;
• необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость.
4. Заключение.
Теперь вы знаете, какой тип темперамента преобладает у вашего ребёнка и как с ним прави
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Разный темперамент - разные дети"
Индивидуальные особенности детей.Разный темперамент - разная эмоциональность.Холерик.Сангвиник.Флегматик.Меланхолик.Как вести себя родилелям....
Разные дети - разные подходы в развитии.
Севеты психолога родителям по воспитанию их чад....
Разные дети - разные игры
Презентация «Игры на развитие ПФ»...
Участие в городском практико-ориентированном семинаре: "Разные дети - разные маршруты" (Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент эффективного включения обучающегося с ОВЗ в образовательное пространство)
28.02.2017 я выступала на семинаре, где представила историю - образовательный маршрут воспитанника нашего дошкольного отделения с НОДА (ДЦП)....
Разный темперамент - разные дети
Разный темперамент - разные дети...
«Разный темперамент – разные дети»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей на тему «Разный темперамент – разные дети»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «РАЗНЫЙ ТЕМПЕРАМЕНТ – РАЗНЫЕ ДЕТИ» РАЗНЫЙ ТЕМПЕРАМЕНТ - РАЗНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬТемперамент характеризует темп, интенсивность, ритм, скоро...