Разные дети - разные подходы в развитии.
консультация на тему
Севеты психолога родителям по воспитанию их чад.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznye_deti_-_raznye_podhody_v_razvitii.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
«У вас агрессивный ребенок»
ОПРЕДЕЛИТЕ ПРИЧИНЫ:
* Иногда агрессия ребенка – часть протеста против чрезмерных требований взрослых. Это встречается в семьях, где родители переусердствовали в отношении каких-либо действий, которые они считают необходимыми.
* Агрессивные реакции могут появляться в ответ на невыполнение желаний ребенка. Далеко не все разнообразные «хочу» ребенка могут быть выполнены без неприятных последствий для самого ребенка и взрослых, так что требования детей надо ограничивать. В таких ситуациях можно попробовать перевести активность ребенка в другое русло, это поможет избежать конфликта.
* Агрессия может быть следствием переживаний, связанных с обидой, ущемленным самолюбием.
! Помните, агрессивность может помешать ребенку наладить контакт с окружающими людьми. Помогите вашему ребенку преодолеть агрессию. |
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С АГРЕССИВНЫМ РЕБЁНКОМ:
- Запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности; лишь определив причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность будет преодолена.
- Дайте возможность ребенку выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты: разрешите ему поколотить подушку и увидите, что в реальной жизни в данный момент агрессивность снизилась.
- Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения, не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы мести.
- Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы его любите, цените и принимаете его, не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть.
СОВЕТУЕМ ПОИГРАТЬ В СОВМЕСТНЫЕ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ СО СВЕРСТНИКАМИ ИЛИ ВЗРОСЛЫМИ:
«Брыкание». Ребенок ложиться на ковер на спину и медленно начинает брыкаться, касаясь то правой, то левой ногой пола. Постепенно увеличивается скорость и сила брыкания. На каждый удар ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.
«Карикатура». Вместе с ребенком обсудите, какие качества ему нравятся и не нравятся в других (в конкретном человеке). Пусть ребенок нарисует портрет этого человека в шутливом виде.
Сделайте вместе с ребенком куклу «Бобо». К старой подушке пришейте руке и ноги, из кусочков ткани сделайте «лицо». Такую куклу ребенок может спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни.
ОПРЕДЕЛИТЕ ПРИЧИНЫ:
Чаще всего застенчивость – результат реакции на эмоцию страха, которая возникла у ребенка в определенный момент при взаимодействии с другими людьми и закрепилась.
Работа по преодолению застенчивости требует осторожности и деликатности, так как застенчивые дети могут отреагировать на вмешательство взрослых совсем не так, как вы ожидаете.
!Помочь ребенку преодолеть застенчивость нужно, пока он еще маленький, ведь с возрастом, такое поведение может закрепиться, стать стилем поведения в жизни. |
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ЗАСТЕНЧИВЫМ РЕБЁНКОМ:
- Расширяйте круг знакомств ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите малыша в гости, расширяйте маршруты прогулок, учите его спокойно относиться к новым местам.
- Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами; не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения, дайте ему определенную меру свободы и открытых действий.
- Постоянно укрепляйте ребенка уверенность в себе, в собственных силах.
- Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых бы застенчивому ребенку пришлось вступать в контакт с «чужим» взрослым.
СОВЕТУЕМ ПОИГРАТЬ:
- Во время утренней гимнастики выполняйте различные упражнения, подражая животным: потянуться, как кошка, вытянуть шею, как жираф и т. д. Такая игра способствует раскрепощению.
- «Колдун» заколдовал ребенка так, что он потерял голос. На все вопросы он должен отвечать только жестами и мимикой. Игра направлена на овладение неречевыми средствами общения.
- «Сказка». Предложите ребенку с вашей помощью придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как его, опираясь на значение и звучание имени.
Например: Марина – морская сказка о девочке, живущей в море.
Игра способствует лучшему осознанию себя, развитию умения говорить о себе без стеснения, оценке лучших своих сторон.
«У вас конфликтный ребенок»
ОПРЕДЕЛИТЕ ПРИЧИНЫ:
* Возможно конфликтность – следствие эгоистичности ребенка. Если дома он – центр внимания и малейшее его желание исполняется, то ребенок ждет такого же к себе отношения и со стороны других детей. Но не получая желаемого, он начинает добиваться своего, провоцируя конфликты.
* Возможно ребенок «заброшен», ему не хватает в семье заботы, внимания, он испытывает обиду и злость и вымещает в ссорах накопившиеся в его душе чувства.
* Возможно ребенок часто является свидетелем ссор между родителями или другими членами семьи и просто начинает подражать их поведению.
! Конфликтное поведение ребенка – это сигнал, что и с вами, уважаемые родители что-то не так. Поэтому будьте готовы изменить свое поведение. |
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С КОНФЛИКТНЫМ РЕБЁНКОМ:
- Сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими. Обращайте внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой.
- Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего; старайтесь объективно разобраться в причинах конфликта.
- После ссоры обсудите с ребенком причины ее возникновения, определите неправильные действия ребенка, которые привели к конфликту; попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации.
- Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения с другими: он может утвердиться в мысли, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.
- Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей: только если во время ссор один всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прерывать их контакт, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.
СОВЕТУЕМ ПОИГРАТЬ:
- Попросите ребенка нарисовать его друзей, потом рассказать что-нибудь о каждом.
- С компанией детей сочините сказку, так чтобы каждый по очереди добавлял свое предложение. Такое придумывание сказки помогает детям выразить свою индивидуальность, высказать мысли, учит адекватным способам взаимодействия – взаимопомощи, умению спокойно выслушать собеседника.
ОПРЕДЕЛИТЕ ПРИЧИНЫ:
В отличие от застенчивого ребенка, который хочет общаться с другими, но не умеет этого делать, замкнутый ребенок не хочет и не знает, как общаться.
* Истоки замкнутости лежат в раннем детстве. В младенчестве для таких детей характерны беспокойство, плаксивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями уклада жизни.
* Позднее появляется страх перед чужими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию. Как правило, такие дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжительное ее отсутствие.
! Замкнутость не пройдет по взмаху «волшебной палочки». Приготовьтесь к длительной работе, которая будет проходить в ходе вашего общения с ребенком. |
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ЗАМКНУТЫМ РЕБЁНКОМ:
- Расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми.
- Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком.
- Стремитесь сами стать для ребенка примером активно общающегося человека.
- Если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнуты и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу, который профессионально поможет решить эту проблему.
СОВЕТУЕМ ПОИГРАТЬ:
- «Незнайка». Взрослый задает ребенку различные вопросы, а тот только разводит руками и пожимает плечами. Игра способствует развитию выразительных жестов.
- Попросите ребенка рассказать о его сильных сторонах: о том, что он любит, ценит, принимает в себе; о том, что дает ему чувство уверенности в себе. Если ребенку трудно говорить, можно говорить по очереди: сначала он, потом вы, затем снова он и т. д.
- «Закончи предложение». Предложите ребенку посочинять и закончить фразу (Я хочу… Я умею… Я смогу… Я добьюсь…).
- Совместные настольные игры. Хорошо, если участвуют несколько детей.
- Фантастический рисунок (фигура). Предложите ребенку начать рисовать (лепить) что-то неожиданное. Через некоторое время обменяйтесь с ним рисунками, пусть он завершит вашу, а вы закончите его работу.
- Любые сюжетные игры. «Как будто…». Например, представь, как будто тебя пригласили на передачу «Поле чудес».
«У вас беспокойный ребенок»
ОПРЕДЕЛИТЕ ПРИЧИНЫ:
* Если эмоциональная неустойчивость (то смех, то слезы, то обида, то истерика) появились неожиданно, и вы вдруг стали замечать, что ребенок начал обостренно эмоционально реагировать на все происходящее вокруг, то причиной может быть:
* Кризисный возраст (6 – 7 лет). Ребенок учится управлять своими эмоциями, проявлять их адекватно ситуации, но это пока еще не очень хорошо получается.
* Недостаточно сильно развито торможение. Ребенок непосредственно, импульсивно реагирует на происходящее, так как не может задержать эмоцию, оставить ее при себе. Торможение поддается тренировке (начиная с 5 – 6 лет).
* Незнание ребенка, как ему выразить свое настроение, отсутствие навыков владения способами проявить эмоцию.
* Неблагоприятные отношения внутри семьи, которые ребенок сильно переживает, и накопленное напряжение, выплескивающееся в своих эмоциональных реакциях.
! Управлять сложным миром эмоций даже взрослому подчас бывает трудно. Не требуйте от ребенка чрезмерного самоконтроля. Наберитесь терпения. |
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С БЕСПОКОЙНЫМ РЕБЁНКОМ:
- Избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудиться, но нельзя и все запрещать; четко решите для себя, что можно, а что нельзя, согласуйте это со всеми членами семьи.
- Своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в поведении.
- Уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым, но в то же время объясните ребенку, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, надо это понять и принять.
- Помните, что истерические приступы чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие. Не надо потакать ребенку, не надо изменять своих требований, лучше, когда ребенок успокоиться, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе.
СОВЕТУЕМ:
- Необходимо познакомить вашего ребенка с несколькими основными эмоциями и с тем как они проявляются.
- Научите вашего малыша расслаблять мышцы, часто эмоциональная неустойчивость у ребенка соседствует с двигательной закрепощенностью, беспокойным сном, сильным внутренним напряжением.
- Во время чтения сказок, любых совместных игр попросите ребенка мимикой показывать чувства героев: радость, интерес, удивление, печаль, страх, гнев.
- Обращайте внимание ребенка на то, как приятно состояние ненапряженности, спокойствия. После подвижных игр предложите ему превратиться в соню, лентяя, расслабив при этом все мышцы тела. Хорошо, если в минуты расслабления в комнате будет звучать тихая, спокойная музыка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Единые цели и разные подходы к развитию речи в семье. Подготовка ребенка к школе"
Доклад по развитию речи., в котором приведены дидактические игры, упражнения, памятка для родителй при подготовке ребенка к школе. Как правильно готовить руку к письму, воспитывать усидчивость и внима...
Разные дети – разные реакции
1. Приветствие.2. Вступительная беседа.Одна из распространённых причин непонимания между детьми и взрослыми заключается в различии их природных темпераментов. Зачастую родители предъявляют к своему ре...
Разные дети - разные игры
Презентация «Игры на развитие ПФ»...
Участие в городском практико-ориентированном семинаре: "Разные дети - разные маршруты" (Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент эффективного включения обучающегося с ОВЗ в образовательное пространство)
28.02.2017 я выступала на семинаре, где представила историю - образовательный маршрут воспитанника нашего дошкольного отделения с НОДА (ДЦП)....
Семинар –практикум для родителей «Игрушки детям разные нужны, для развития детей они важны!»
Семинар –практикум для родителей«Игрушки детям разные нужны,для развития детей они важны!»...