Мастер-класс для воспитателей "Песочная терапия - залог успешной адаптации ребёнка к ДОУ"
консультация (младшая группа) по теме
Адаптация детей к детскому саду через игры с песком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 364.28 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ —
ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К ДОУ»
ПОДГОТОВИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ
ГАЛИУЛЛИНА Ф.М.
МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 25»
Г. НЕФТЕЮГАНСК
Песок имеет уникальное свойство поглощать отрицательную психическую энергию и стабилизировать эмоциональное состояние. При взаимодействии с ним человек бессознательно включается в процесс игры. Хочется строить замки – стройте, хочется рушить – не сдерживайте себя… Это помогает понять, что в жизни все можно изменить и построить заново.
Изучив множество статей, пособий, книг я узнала, что теоретическая основа песочной терапии построена на идеях Карла Густава Юнга и сформулированных им принципах, которыми я руководствуюсь в своей работе:
- реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями детских игр и сказок – на основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот;
- осмысление опыта и ситуации – разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Этот принцип позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы;
- принцип обмена – в играх с песком ребенок и педагог легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами. Таким образом песочная терапия позволяет построить партнерские взаимоотношения;
- принцип оживления абстрактных символов – песочная терапия позволяет сформировать чувство реальности происходящего;
- но самое главное: песочная терапия — это игры с песком, где «Правил не существует! »
Песочную терапию, в группе, я успешно применяю с целью спокойной, безболезненной адаптации малышей, в консультировании родителей. Форма работы может быть как групповая, так и индивидуальная.
Песочная терапия помогает мне:
- осуществлять мягкую адаптацию ребенка к детскому саду (поступление в детский сад, смена детского сада, рождение брата или сестры у ребёнка;
- корректировать эмоциональную сферу ребенка;
Я рассматриваю песочницу как посредника в установлении контакта с ребенком, особенно в ситуации, когда мне трудно установить контакт, я предлагаю вместе построить в песочнице сказочную страну.
Для меня важно наблюдать за тем, как дети проявляют себя в игре и контакте друг с другом. Кто-то показывает себя лидером, кто-то ведомым. Один ребёнок будет играть обособленно, другой – распространится на всю территорию в песочнице. Дети получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать другого.
Мои наблюдения показали, что дети не всегда обращаются за помощью к взрослому: сидят тихонько в уголочке, плачут или просто молчат, но в душе у них печаль. И тут на помощь приходят игры с песком! Я приглашаю несколько детей, предлагаю поиграть при помощи фигурок в сюжетно-ролевые игры на прогулке или в группе - создаю проблемные ситуации и предлагаю детям найти выход из неё. Как правило, один ребенок уж точно знает, что нужно делать! Он смело «подходит», берёт фигурки или предметы и просит ему помочь. Так, играя с песком, дети учатся просить помощь у взрослого, а параллельно развиваются и коммуникативные навыки детей.
В процессе игры, когда ребенок строит сказочную страну, я стараюсь не обращать на него внимания – сесть в сторонке и наблюдать за ним незаметно. Это даёт ребёнку состояние покоя, уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим с собой. Когда игра закончена, я прошу ребенка рассказать или показать, что у него получилось. Если он отказывается, я не настаиваю, а просто говорю, что мне очень понравилась его песочная картинка.
В течение занятия, пока маленький «волшебник» строит свою сказочную страну можно выяснить:
• уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику, если ребенок говорящий;
• уровень развития игровой деятельности (игрушки просто разбросаны в песочнице или нет, присутствует ли сюжет или развитие сюжета) ;
• эмоциональное развитие;
• на групповых занятиях – уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками.
Существуют ритуалы «входа» в песочную страну и «выхода» из неё.
Мои занятия всегда начинаются с ритуала приветствия, а заканчиваются ритуалом прощания с песком. У каждого педагога свои. Они разнообразны, один из них:
Ритуал «входа» в Песочную страну:
- Чтобы попасть в Песочную страну, мы вместе встаём вокруг песочницы, держась за руки, вытянув руки над песочницей ладонями вниз, произносим слова:
«В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди».
Ритуал «выхода» из Песочной страны:
- Для того, чтобы попрощаться с Песочной страной, мы протягиваем руки над песочницей, рисуем в воздухе сердечко и произносим такие слова:
«Веселилась детвора,
Отдохнуть пришла пора! ».
У нас существуют специальные правила игры с песком:
- Не разрушать чужие постройки, а только свои;
- Чужие игрушки без разрешения не брать;
- Во время игр договариваться, а не ссориться.
Занятия провожу как бы в несколько этапов:
- углубление рук в песок;
- игры на поверхности песка;
- строительство из песка;
- рассказывание сказок.
В сказках, которые мы проигрываем в песке добро всегда побеждает зло.
На песке можно проигрывать любые сказки: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба»– печем пироги, которыми можем угостить персонажей, сажаем репку, строим терем и т. д. Сказку на песке можно разыгрывать, передвигая персонажей в разных направлениях. При этом дети постепенно учатся соотносить речь с действиями персонажей, начинают самостоятельно творить, фантазировать, изменяя сюжет, добавляя новых действующих лиц.
Конечно, как и любой метод, песочная терапия имеет и свои особенности применения: некоторые дети не любят «пачкать» руки, но это особенности детей и таких детей единицы (чаще всего это результат позиции родителей: «не пачкайся! », «не будь грязным как поросенок! »).
Применение песочницы наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Игры с песком улучшают эмоциональное состояние детей: гиперактивных песок уравновешивает, зажатых – расслабляет, тревожных – успокаивает, агрессивных – утихомиривает. Во время игр да и после них все дети довольны и всегда желают встретиться с песком вновь. И это главное что дает детям игра с песком!
Уважаемые коллеги, сегодня для вас я подготовила подборку игр с песком, которые я использую в работе с детьми, памятки для педагогов, рекомендации для родителей. Надеюсь, что они помогут и вам, в период адаптации ваших воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: " Преемственность в дошкольном и школьном образовании как залог успешной адаптации ребёнка к школе"
Выступление на педсовете....
Мастер -класс «Сотрудничество ДОУ и семьи- залог развития личности успешного ребёнка»
Цель: Презентация инновационной формы организации взаимодействия с родителями воспитанников – совместной деятельности с одновременным участием детей и их родителей....
Консультация для родителей.Успешная адаптация ребёнка в детском саду. Успешная адаптация ребёнка в детском саду.
Успешная адаптация ребёнка в детском саду. ...
Консультация для родителей «Песочная терапия — залог успешной адаптации ребенка к ДОУ ».
Консультация для родителей,игры....
Мастер-класс. Тема: "Психологическое здоровье воспитателя - залог успешной педагогической деятельности"
Будьте добрыми, если захотите; Будьте мудрыми, если сможете; Но здоровыми вы должны быть всегда. /Конфуций/...
Мастер-класс для педагогов «Фольклор, как средство успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду»
Проблема адаптации ребенка в детском саду очень актуальна в наше время. Современные родители стремятся построить карьеру, обеспечить семью, поэтому своих детей они отдают в детский сад с раннего возра...
Мастер-класс для педагогов "Песочная терапия как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада"
Применение песочной терапии в адаптационный период в ДОО...