Мастер-класс для педагогов «Фольклор, как средство успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду»
материал

Григерт Олеся Геннадьевна

Проблема адаптации ребенка в детском саду очень актуальна в наше время. Современные родители стремятся построить карьеру, обеспечить семью, поэтому своих детей они отдают в детский сад с раннего возраста.

А для ребенка детский сад является новой и неизведанной территорией. Доказано, что ребенок испытывает стресс, когда его внезапно «отрывают» от мамы и оставляют с «чужими людьми» в детском саду.

Реализуя в прошлом году проект «Потешки», мы пришли к выводу, что фольклор является наиболее эффективным способом успокоения ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Фольклор, как средство успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду»

                                 

 Воспитатель 1 младшей группы МДОУ ЦРР д/с № 130  

Григерт Олеся Геннадьевна

Цель: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.

Задачи

  1. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством фольклора;
  2. Формирование у детей культурно-гигиенические навыков.
  3. Развитие у детей интереса и эмоционального отклика к фольклорным произведениям.
  4. Воспитание у детей нравственных  качеств:  доброжелательности,   отзывчивости, заботливого отношения друг к другу в общении со сверстниками и взрослыми.
  5. Объединение усилий педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.

Проблема адаптации ребенка в детском саду очень актуальна в наше время. Современные родители стремятся построить карьеру, обеспечить семью, поэтому своих детей они отдают в детский сад с раннего возраста.

А для ребенка детский сад является новой и неизведанной территорией. Доказано, что ребенок испытывает стресс, когда его внезапно «отрывают» от мамы и оставляют с «чужими людьми» в детском саду.

Реализуя в прошлом году проект «Потешки», мы пришли к выводу, что фольклор является наиболее эффективным способом успокоения ребенка.

Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д. Ушинский. А Василий Александрович Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

Правильно подобранная потешка, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. Прослушивание позитивно - эмоционального исполнения фольклорных форм помогает малышу отвлечься и успокоиться. А превращение детских потешек и пестушек в игру создаёт условия для комфортного пребывания детей младшего дошкольного возраста в детском саду. Именно поэтому мы решили использовать фольклор в своей работе с детьми.

                Фольклор мы        используем        в        разных        видах деятельности: в режимных моментах, в образовательной деятельности, в наблюдениях, в подвижных играх, в играх на развитие мелкой моторики, в театрализованной деятельности.

При подборе материала необходимо учесть требования к  играм с малышами 1,5-2 лет:

  1. Потешки должны включать в себя повторения одного и того же слова или слога – «Котя-котенька-коток», «Катя-Катя маленька! Катенька удаленька», «Ай-люли-люли-люли», «Ай-да, ай-да» и т.д.
  2. Эти повторяющиеся слова или слоги должны быть очень простыми для произнесения. Например, потешка со словами «Тынцы-брынцы-бубенцы» скорее предназначена для забавы, чем для развития речи, т.к. малыш еще не может произнести эти слоги. А вот повторение слогов типа «кап-кап-кап», «га-га-га», «ой, гу-гу, ой, гу-гу» и т.д. ему вполне по силам.
  3. Повторяющийся слог или слово должны быть в сильной позиции т.е. должны находиться либо в начале предложения, либо в его конце. Именно слова в сильной позиции очень хорошо выделяются ребенком на слух и стимулируют малыша к их повторению.
  4. Потешка должна предусматривать игру с малышом – изображение действий, сопровождение ходьбы, прыжков, игр в прятки и т.д.
  5. Слова потешки должны произноситься ритмично, четко, в спокойном темпе, с выделением нужных слогов (для этого гласную нужно тянуть и артикулировать звуки несколько утрированно, подчеркнуто четко).

        У детей младшего возраста есть неподдельный интерес к музыке, желание ее слушать, эмоционально на нее откликаться, поэтому благодаря тесному сотрудничеству с музыкальным руководителем фольклорные игры приобрели новый оттенок. Музыкальный руководитель помогает мне подобрать такой репертуар, где есть гармоническое соединение движений и рифмованной речи. Фольклорные музыкальные игры не только повышают у детей настроение, вызывают интерес и желание играть, петь, плясать, но и отвлекают детей от переживаний.

А сейчас я хочу представить вашему вниманию использование потешек в течение одного дня в простой речи и с использованием музыкального материала. А мне в этом помогут воспитанники 1 младшей группы.

1. Утром малышей я встречаю потешками, которые помогают установить с ними контакт, вызвать положительные эмоции, симпатию к воспитателю, так как многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя его содержания.

«Кто у нас хороший.

Кто у нас пригожий?

Димочка хороший!

Ванечка пригожий!»

2. Познакомиться с новым ребенком можно так.

Красные кафтанчики,

Синие карманчики,

На дубу они сидят,

Меж собою говорят —

Все про Галеньку,

Все про маленьку.

Ласковые слова потешек волшебно действуют на детей сами по себе, а если их произносить ласковым нежным голосом - эффект усиливается вдвойне.

3. Во время умывания потешки и попевки учат моих детей не бояться воды, прививают детям культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

Водичка - водичка!

Умой мое личико!

Чтобы щечки алели!

Чтобы глазки блестели!

Чтоб смеялся роток!

Чтоб кусался зубок!»

Кто горячей водой умывается,

Называется молодцом.

Кто холодной водой умывается,

Называется храбрецом.

А кто не умывается,

Никак не называется.

4. Если ребенок плачет, можно его успокоить:

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка 

Принесет орешки – 

Для тебя потешки

У Танюши целый час, слезы катятся из глаз

Удивляется лягушка, Ну и квакса ты, Танюшка!

5.Помогает потешка и в процессе кормления:

Вот девочка Маша. А вот каша.

Вкусная каша, ешь, Маша.

Ложку - за брата Антошку!

Ложку - за -подружку!

Ложку - за рыжую кошку,

Ложку - за мышку-крошку,

Ложку - за пса Тимошку,

ложку - за уточку-хромоножку!

За Машу - последнюю ложку!

Вот и вся каша. Молодец, Маша!

Варись, варись кашка

В голубенькой чашке,

Варись поскорее,

Булькай веселее.

Варись кашка сладка,

Из густого молока,

Из густого молока

Да из мелкой крупки

У того, кто кашу съест

Вырастут все зубки!

  1. При укладывании детей спать проговариваю или пою огромное количество потешек и попевок:

Баю-баю-баиньки,

прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Наших деток усыплять.

А, баиньки, баиньки, нашему заиньке

У заиньки-крошки набегались ножки

И сами к подушке тянутся ушки

  1. Под звуки нежных ласковых песенок малыш легче проснётся

Вот и проснулись! Где были? В сказке!

Выспались щечки, выспались глазки,

Выспались ручки, выспались ножки…

Будут играть, бежать по дорожке.

Выспался носик, выспалась шейка…

Ай, потягунюшка, ты не болей-ка!

Выспались бровки, выспались ушки…

Ай, потягунюшки, ай, порастушки!

  1. Развиваю двигательную активность детей, используя фольклорные игры

Поехали, поехали

За грибами, за орехами...

Большие ноги

Шли по дороге:

ТОП, ТОП, ТОП.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке: Топ-топ-топ!

Топ-топ-топ!

Приехали, приехали

С грибами и орехами!

  1. При одевании детей на прогулку  проговариваем:

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять.

Завязала Настеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки.

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

  1. Широко применяю на практике игры-забавы:

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит

Вот так, вот так, и ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть

Вот так, вот так, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так, надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал.

Зайка – прыг и убежал.

 

  1. А уходя вечером домой, прощаемся

Мы в глаза с тобой глядим,

«До свиданья» – говорим

Завтра встретимся опять

Будем вместе мы играть.

Наполнение потешек игровым содержанием является самым эффективным средством для погружения малышей в ауру комфорта и психологического равновесия.

Игры пробуждают доверие к педагогу. Постепенно из «пока чужого человека» я превращаюсь в «Олесю Геннадьевну», или даже в «Маму». Это самый важный показатель эффективности нашего труда.

Нами была создана методическая копилка «Фольклорный сундучок», в котором живут  потешки, пестушки, попевки, игры, необходимы мне для работы с детьми.

Наша работы была бы невозможна без родителей. В группе действует рубрика «Учим вместе», которая постоянно пополняется новым материалом, который родители могут повторять и использовать дома. Проводим семинары - практикумы на разные темы по проблемам адаптации детей к детскому саду, в том числе по ознакомлению семей с разными видами фольклорных детских игр, где родители находятся в роли ребенка.

Такие формы взаимодействия и сотрудничества оказывают положительное влияние на протекание адаптации.

В период адаптации мы совместно с педагогом-психологом, тщательно наблюдаем за детьми. Это основной способ диагностирования эмоционального состояния детей в этом возрасте. Оцениваем сон, аппетит, эмоциональное состояние, уровень и формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

В этом году результаты порадовали. Несмотря на сложные медицинские диагнозы поступивших детей, уже в ноябре 2019 года из 15 детей, мы отметили легкую степень адаптации у 53% (8 детей). Средняя степень адаптации была у 27 % (4 детей). Тяжелая степень адаптации - 20% (3 детей).

По итогам работы своим достижением считаем: создание в группе атмосферы доброжелательности, взаимопонимания, комфорта. Жизнь в группе стала еще интересней, насыщенней, запоминающейся. Дошколята - малыши полюбили свой детский сад, свою группу.

В перспективе мы видим возможность интеграции фольклорной игры и детской фольклорной литературы в работу по формированию общих основ здорового образа жизни детей младшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровьесберегающие технологии как условие создания успешной адаптации детей младшего школьного возраста к детскому саду».

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Особенно важно это для детей младшего дошкольного возраста, которы...

Художественно-творческая деятельность как средство успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста "

С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения &nd...

Методическая разработка "Песочная терапия как средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду"

Играя с песком, ребенок самовыражается. Используя игрушки, он выражает все то, что ему трудно выразить в словах.Каждая выбранная игрушка воплощает какой-либо персонаж, который взаимодействует с другим...

Сборник консультаций для родителей для успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к детскому саду

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все ме​няется кардинальным образом. В привыч​ный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются с...

" Условия успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду"

В данной работе отмечены особенности создания благоприятных условий адаптации младших дошкольников к жизни в детском саду....

Подборка консультаций для родителей: "Успешная адаптация детей младшего дошкольного возраста к детскому саду"

Подборка консультаций для родителей для помощи в адаптационный период к детскому саду....