Мастер-класс для педагогов «Фольклор, как средство успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду»
материал
Проблема адаптации ребенка в детском саду очень актуальна в наше время. Современные родители стремятся построить карьеру, обеспечить семью, поэтому своих детей они отдают в детский сад с раннего возраста.
А для ребенка детский сад является новой и неизведанной территорией. Доказано, что ребенок испытывает стресс, когда его внезапно «отрывают» от мамы и оставляют с «чужими людьми» в детском саду.
Реализуя в прошлом году проект «Потешки», мы пришли к выводу, что фольклор является наиболее эффективным способом успокоения ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
«Фольклор, как средство успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду»
Воспитатель 1 младшей группы МДОУ ЦРР д/с № 130
Григерт Олеся Геннадьевна
Цель: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.
Задачи:
- Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством фольклора;
- Формирование у детей культурно-гигиенические навыков.
- Развитие у детей интереса и эмоционального отклика к фольклорным произведениям.
- Воспитание у детей нравственных качеств: доброжелательности, отзывчивости, заботливого отношения друг к другу в общении со сверстниками и взрослыми.
- Объединение усилий педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.
Проблема адаптации ребенка в детском саду очень актуальна в наше время. Современные родители стремятся построить карьеру, обеспечить семью, поэтому своих детей они отдают в детский сад с раннего возраста.
А для ребенка детский сад является новой и неизведанной территорией. Доказано, что ребенок испытывает стресс, когда его внезапно «отрывают» от мамы и оставляют с «чужими людьми» в детском саду.
Реализуя в прошлом году проект «Потешки», мы пришли к выводу, что фольклор является наиболее эффективным способом успокоения ребенка.
Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д. Ушинский. А Василий Александрович Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
Правильно подобранная потешка, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. Прослушивание позитивно - эмоционального исполнения фольклорных форм помогает малышу отвлечься и успокоиться. А превращение детских потешек и пестушек в игру создаёт условия для комфортного пребывания детей младшего дошкольного возраста в детском саду. Именно поэтому мы решили использовать фольклор в своей работе с детьми.
Фольклор мы используем в разных видах деятельности: в режимных моментах, в образовательной деятельности, в наблюдениях, в подвижных играх, в играх на развитие мелкой моторики, в театрализованной деятельности.
При подборе материала необходимо учесть требования к играм с малышами 1,5-2 лет:
- Потешки должны включать в себя повторения одного и того же слова или слога – «Котя-котенька-коток», «Катя-Катя маленька! Катенька удаленька», «Ай-люли-люли-люли», «Ай-да, ай-да» и т.д.
- Эти повторяющиеся слова или слоги должны быть очень простыми для произнесения. Например, потешка со словами «Тынцы-брынцы-бубенцы» скорее предназначена для забавы, чем для развития речи, т.к. малыш еще не может произнести эти слоги. А вот повторение слогов типа «кап-кап-кап», «га-га-га», «ой, гу-гу, ой, гу-гу» и т.д. ему вполне по силам.
- Повторяющийся слог или слово должны быть в сильной позиции т.е. должны находиться либо в начале предложения, либо в его конце. Именно слова в сильной позиции очень хорошо выделяются ребенком на слух и стимулируют малыша к их повторению.
- Потешка должна предусматривать игру с малышом – изображение действий, сопровождение ходьбы, прыжков, игр в прятки и т.д.
- Слова потешки должны произноситься ритмично, четко, в спокойном темпе, с выделением нужных слогов (для этого гласную нужно тянуть и артикулировать звуки несколько утрированно, подчеркнуто четко).
У детей младшего возраста есть неподдельный интерес к музыке, желание ее слушать, эмоционально на нее откликаться, поэтому благодаря тесному сотрудничеству с музыкальным руководителем фольклорные игры приобрели новый оттенок. Музыкальный руководитель помогает мне подобрать такой репертуар, где есть гармоническое соединение движений и рифмованной речи. Фольклорные музыкальные игры не только повышают у детей настроение, вызывают интерес и желание играть, петь, плясать, но и отвлекают детей от переживаний.
А сейчас я хочу представить вашему вниманию использование потешек в течение одного дня в простой речи и с использованием музыкального материала. А мне в этом помогут воспитанники 1 младшей группы.
1. Утром малышей я встречаю потешками, которые помогают установить с ними контакт, вызвать положительные эмоции, симпатию к воспитателю, так как многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя его содержания.
«Кто у нас хороший.
Кто у нас пригожий?
Димочка хороший!
Ванечка пригожий!»
2. Познакомиться с новым ребенком можно так.
Красные кафтанчики,
Синие карманчики,
На дубу они сидят,
Меж собою говорят —
Все про Галеньку,
Все про маленьку.
Ласковые слова потешек волшебно действуют на детей сами по себе, а если их произносить ласковым нежным голосом - эффект усиливается вдвойне.
3. Во время умывания потешки и попевки учат моих детей не бояться воды, прививают детям культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Водичка - водичка!
Умой мое личико!
Чтобы щечки алели!
Чтобы глазки блестели!
Чтоб смеялся роток!
Чтоб кусался зубок!»
Кто горячей водой умывается,
Называется молодцом.
Кто холодной водой умывается,
Называется храбрецом.
А кто не умывается,
Никак не называется.
4. Если ребенок плачет, можно его успокоить:
Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка
Принесет орешки –
Для тебя потешки
У Танюши целый час, слезы катятся из глаз
Удивляется лягушка, Ну и квакса ты, Танюшка!
5.Помогает потешка и в процессе кормления:
Вот девочка Маша. А вот каша.
Вкусная каша, ешь, Маша.
Ложку - за брата Антошку!
Ложку - за -подружку!
Ложку - за рыжую кошку,
Ложку - за мышку-крошку,
Ложку - за пса Тимошку,
ложку - за уточку-хромоножку!
За Машу - последнюю ложку!
Вот и вся каша. Молодец, Маша!
Варись, варись кашка
В голубенькой чашке,
Варись поскорее,
Булькай веселее.
Варись кашка сладка,
Из густого молока,
Из густого молока
Да из мелкой крупки
У того, кто кашу съест
Вырастут все зубки!
- При укладывании детей спать проговариваю или пою огромное количество потешек и попевок:
Баю-баю-баиньки,
прилетели чайки,
Стали крыльями махать,
Наших деток усыплять.
А, баиньки, баиньки, нашему заиньке
У заиньки-крошки набегались ножки
И сами к подушке тянутся ушки
- Под звуки нежных ласковых песенок малыш легче проснётся
Вот и проснулись! Где были? В сказке!
Выспались щечки, выспались глазки,
Выспались ручки, выспались ножки…
Будут играть, бежать по дорожке.
Выспался носик, выспалась шейка…
Ай, потягунюшка, ты не болей-ка!
Выспались бровки, выспались ушки…
Ай, потягунюшки, ай, порастушки!
- Развиваю двигательную активность детей, используя фольклорные игры
Поехали, поехали
За грибами, за орехами...
Большие ноги
Шли по дороге:
ТОП, ТОП, ТОП.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке: Топ-топ-топ!
Топ-топ-топ!
Приехали, приехали
С грибами и орехами!
- При одевании детей на прогулку проговариваем:
Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся гулять.
Завязала Настеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки.
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
- Широко применяю на практике игры-забавы:
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит
Вот так, вот так, и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть
Вот так, вот так, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так, надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал.
Зайка – прыг и убежал.
Мы в глаза с тобой глядим, «До свиданья» – говорим Завтра встретимся опять Будем вместе мы играть. |
Наполнение потешек игровым содержанием является самым эффективным средством для погружения малышей в ауру комфорта и психологического равновесия.
Игры пробуждают доверие к педагогу. Постепенно из «пока чужого человека» я превращаюсь в «Олесю Геннадьевну», или даже в «Маму». Это самый важный показатель эффективности нашего труда.
Нами была создана методическая копилка «Фольклорный сундучок», в котором живут потешки, пестушки, попевки, игры, необходимы мне для работы с детьми.
Наша работы была бы невозможна без родителей. В группе действует рубрика «Учим вместе», которая постоянно пополняется новым материалом, который родители могут повторять и использовать дома. Проводим семинары - практикумы на разные темы по проблемам адаптации детей к детскому саду, в том числе по ознакомлению семей с разными видами фольклорных детских игр, где родители находятся в роли ребенка.
Такие формы взаимодействия и сотрудничества оказывают положительное влияние на протекание адаптации.
В период адаптации мы совместно с педагогом-психологом, тщательно наблюдаем за детьми. Это основной способ диагностирования эмоционального состояния детей в этом возрасте. Оцениваем сон, аппетит, эмоциональное состояние, уровень и формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
В этом году результаты порадовали. Несмотря на сложные медицинские диагнозы поступивших детей, уже в ноябре 2019 года из 15 детей, мы отметили легкую степень адаптации у 53% (8 детей). Средняя степень адаптации была у 27 % (4 детей). Тяжелая степень адаптации - 20% (3 детей).
По итогам работы своим достижением считаем: создание в группе атмосферы доброжелательности, взаимопонимания, комфорта. Жизнь в группе стала еще интересней, насыщенней, запоминающейся. Дошколята - малыши полюбили свой детский сад, свою группу.
В перспективе мы видим возможность интеграции фольклорной игры и детской фольклорной литературы в работу по формированию общих основ здорового образа жизни детей младшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровьесберегающие технологии как условие создания успешной адаптации детей младшего школьного возраста к детскому саду».
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Особенно важно это для детей младшего дошкольного возраста, которы...

Художественно-творческая деятельность как средство успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста "
С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения &nd...

Методическая разработка "Песочная терапия как средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду"
Играя с песком, ребенок самовыражается. Используя игрушки, он выражает все то, что ему трудно выразить в словах.Каждая выбранная игрушка воплощает какой-либо персонаж, который взаимодействует с другим...
Сборник консультаций для родителей для успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к детскому саду
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются с...

" Условия успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду"
В данной работе отмечены особенности создания благоприятных условий адаптации младших дошкольников к жизни в детском саду....

Подборка консультаций для родителей: "Успешная адаптация детей младшего дошкольного возраста к детскому саду"
Подборка консультаций для родителей для помощи в адаптационный период к детскому саду....
Методическая разработка "Песочная терапия как средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду"
Самая лучшая игрушка для ребенка – это кучка песка.К.Д.Ушинский...