Статья «Развивающая предметная среда дома для детей дошкольного возраста». (советы для родителей)
консультация на тему

Статья «Развивающая предметная среда дома для детей дошкольного возраста». (советы для родителей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rekomendatsii_dlya_roditeley.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая предметная среда дома для детей дошкольного     возраста.

(советы для родителей)

В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной цели – воспитание и развитие ребёнка в детском социуме. Создание такой обстановки – большое искусство. Для многих родителей семейное воспитание представляется более естественным, особенно для дошкольника,  поэтому достаточно большой процент детей по тем или иным причинам не посещают детские дошкольные учреждения. Ребёнок растёт в привычных домашних условиях, соблюдая привычный режим, избегая стрессов и  перегрузок. Задача семьи – смоделировать социокультурную предметно – пространственную развивающую среду, которая позволила бы ребёнку развиваться творчески, познавать язык, реализовывать свои познавательные и коммуникативные потребности. Условия, которые создаст семья ребёнку, определят в будущем, как он будет учиться, будет ли пытлив его ум, будет ли он стремиться к познанию окружающего. От того, какая среда окружает ребёнка, зависит его интеллектуальное, нравственное, эстетическое развитие.   Поэтому важно грамотно создать  развивающую среду для ребёнка – дошкольника в условиях семьи, важно чтобы материальная среда была именно развивающей.  Ребёнок должен осваивать всё пространство квартиры, но в то же время у него должно быть своё пространство, оборудованное с учётом его психофизиологических особенностей и возможностей. Предметно – пространственная среда семейного воспитания даёт возможность ребёнку формировать ценности познания и отношения к миру не только с помощью родителей, но и самостоятельно.

Как достичь этого в условиях семьи? К тому же есть ряд причин, затрудняющих « внедрение развивающей среды» в семью. Это и малый метраж квартир, и небольшой общий семейный доход, и отсутствие элементарных знаний о том, как должна выглядеть среда, комната ребёнка. Всё и просто, и сложно. Взрослый должен осознать, что среда – это пространство, заполненное предметами, игрушками, живя среди них, ребёнок  вместе с взрослым осваивает окружающий мир. Поэтому и создавать среду следует с позиции творческой активности и самостоятельности ребёнка. Взрослый создаёт среду, дающую свободу деятельности и активности ребёнка. Среда не должна быть статичной. Среда – носитель информации об окружающем. В помещении должно быть светло. « Центры» должны разумно сочетаться.

 Так какие же рекомендации можно дать родителям по построению развивающей среды в семье.

  • В семье игры и игрушки можно разместить, создав « центры». Содержание  «центров»  нужно периодически менять. Это не значит, что игрушки нужно выбрасывать. Создайте дома             « камеру хранения», из которой доставайте те игрушки, которые  немного подзабыты ребёнком.
  • Учитывайте возрастные особенности и потребности ребёнка.
  • Включите не только стационарную, но и  мобильную мебель.
  •  Сделайте « сундучок»,  в  котором  будут  храниться  предметы, материалы, куски ткани, платки, старые платья, сумки и прочие детали разных костюмов.
  • Не концентрируйте весь игровой материал в  одном месте, создавайте для ребёнка ситуацию активного поиска.
  • Помните, что мальчики осваивают «дальнее пространство», а девочки – « ближнее» пространство.
  • Предметы – заместители и полифункциональное игровое оборудование (ширмы) обладают наибольшим развивающим эффектом.
  • Интересно создать в комнате подиум с мягкими подушками, на которых можно отдохнуть.
  • Создайте « детское зеркальце». В идеале зеркало помещают в прихожей. Уходя из квартиры, ребёнок  учится приводить себя в порядок и, вернувшись, осматривать себя и менять, в случае  необходимости, что – либо в своей внешности. У ребёнка начинает формироваться культура внешнего вида, качества трудолюбия, самостоятельности. Не храните одежду на стульчиках. Хорошо, если вы приобретете,  детские плечики и ребёнок будет приучаться к порядку.
  • Можно организовать «Картинную  мини – галерею». Важно приучить глаза ребёнка к живописи, графике, к скульптуре. Размещайте произведения одного или нескольких авторов портретную живопись, рассматривайте  и обсуждайте вместе с ребёнком. Там же размещайте детские работы.
  •  Организуйте «мешочек добрых дел». За каждое сделанное доброе дело в мешочек помещайте мелкий предмет. Итоги подводите в субботу, но не используйте «мешочек» в качестве поведения на показ.
  • «Детская лаборатория – это серьёзно». Создайте элементарную детскую лабораторию. Соберите в коробочку магниты, бинокли, лупы, микрофоны, компасы и т.д. Организуя лабораторию, постепенно вводите новые предметы, рассказывая о них, показывая способ действия.
  • В зависимости от пола ребёнка, организуйте уголок « умелых ручек»  или  « уголок мастериц». Сделайте подборку из бросового материала: пробки, пластиковые бутылки, катушки, подборку из природного материала: шишки, мох, семечки…
  •  «Книжки в вашем доме». Создайте полочку или стол, где будут храниться любимые книги, магнитофон. Рассматривайте, слушайте вместе, а потом  ребёнок сам начнёт читать.
  • «Альбомы по интересам». Собирайте в них фантики, открытки, наклейки, создавайте коллекции.
  • «Лента моей жизни». Очень хорошо, когда у ребёнка на виду имеются семейные фотографии, ещё лучше, когда рядом  есть фотографии всей семейной родословной.
  • Организуйте уголок спорта. Пусть там находятся любимые  спортивные игрушки, и будет возможность поиграть в любой момент.
  • Создайте уголок « тишины», где будут предметы и игрушки, дающие возможность успокоиться, отдохнуть.
  • При создании среды учитывайте гендерную специфику и наполните среду, как общим, так и специфичным  материалом для девочек и для мальчиков. Специфичный материал, мы знаем, для девочек – куклы, коляски, для мальчиков – машины, пистолеты…..  Что же может быть общим? Это конструкторы, обучающие игры.
  • Покупая игрушку, обращайте внимание на сертификат, безопасность материалов, развивающий потенциал игрушки.
  • Если ребёнок проявляет интерес к цифрам, буквам, добавьте магнитную доску, наборы цифр, букв, линейки.

Помните, создание среды  - это творческий процесс. В нём  принимают участие две стороны – родители и дети. Дерзайте и у вас получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая предметная среда дома для детей дошкольного возраста

Как же создавать в семье развивающую среду?...

Развивающая предметная среда дома для детей дошкольного возраста

В помощь родителям для организации предметной развивающей среды дома для детей старшего дошкольного возраста....

Статья «Развивающая предметная среда дома для детей дошкольного возраста». (советы для родителей)

В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной цели – воспитание и развитие ребёнка в детском социуме. Создание такой обстановки – большое искусство. Для многих родителей семейное восп...

Консультация для родителей «Развивающая предметная среда дома для детей дошкольного возраста»

Среда – это все то, что окружает ребенка и с чем он взаимодействует. Задача родителей— обогатить эту среду.Зачем же это нужно?Ребенок развивается в любых условиях. Вот только в г...

Консультация для родителей "Развивающая предметная среда дома для детей дошкольного возраста"

В дошкольном учреждении для детей создаётся предметная среда она служит для воспитания и развития ребёнка в детском социуме.Поэтому важно создать развивающую среду и дома,от этого зависит его интнллек...

Консультация для родителей»Развивающая предметная среда дома для детей дошкольного возраста «

Консультация,как можно организовать интересно развивающую среду дома для ребёнка...