Статья на тему: «Создание развивающей предметно - пространственной среды для организации сюжетно – ролевой игры детей среднего дошкольного возраста» (из опыта работы).
статья (средняя группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Создание развивающей предметно - пространственной среды для организации сюжетно – ролевой игры детей среднего дошкольного возраста» (из опыта работы).
Бронзова М.В. воспитатель группы №9 СПбГАДОУ №15
Колпинского района Санкт-Петербурга
Сюжетно-ролевые игры играют важную роль в воспитании
и психическом развитии ребенка. Известный психолог Л.С. Рубенштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет, собственную.
Для организации и реализации развивающих целей сюжетно-ролевых игр детей среднего дошкольного возраста необходимо создать развивающую предметно - пространственную среду.
Организация предметно – пространственной развивающей среды дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день актуальный вопрос. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Понятие развивающая предметно – пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного
и физического развития» (С. Л. Новоселова). Роль взрослого заключается
в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, гендерные особенности, психофизиологические
и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития,
а также особенности эмоциональной сферы. Организация развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его возрастных особенностей, интересов, уровня активности.
Предметно - развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возраста детей, периода обучения, образовательной программы, иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной
к корректировке.
Предметный окружающий мир ребенка, необходимо пополнять
и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Основной задачей педагога является формирование положительного эмоционального отношения к игровой деятельности, развитие интереса
к сюжетной игре. И чтобы привлечь ребенка к развитию игровых действий, необходимо заботиться о создании развивающей предметно-пространственной среды в группе, которая будет являться стимулом для развития сюжетно-ролевой игры.
Проведенная практическая отработка методики организации сюжетно-ролевых игр в грамотно организованной предметно-пространственной среде позволит детям среднего дошкольного возраста усвоить умения и навыки, обозначенные целями самой игры, и будет интересна как педагогам дошкольных образовательных учреждений, так и родителям дошкольников.
В своей группе, делая акцент на развитие у детей среднего дошкольного возраста интереса к сюжетной игровой деятельности, мы создавали РППС, учитывая все требования ФГОС ДО.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
В средней группе продолжается обогащение сюжетов и замыслов сюжетно – ролевых игр. Соответственно обогащается и развивающая предметно - пространственная среда группы
Насыщенность предметно – развивающей и образовательной среды становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.
Например, внесение в группу новых игр - лэпбук «Животные леса», «Профессии моей семьи», бизиборд «Профессии», макет «Пожарный щит», помогли расширить и обогатить знания детей об окружающем мире, животных и профессиях. Полученные знания помогали детям разнообразить игровые действия в сюжетно - ролевых играх «Зоопарк», «Больница», «Пожарные спешат на помощь».
Внесение новых игрушек наталкивает ребёнка на новые игровые замыслы, на отражение в играх новых сторон жизни. Поэтому необходимо пополнять игровую среду атрибутами, сделанными из бросового материала. Были изготовлены новые атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Пожарные»: «шланг для пожарной машины», накидки, маркеры (изображение «огня», номер пожарной службы и МЧС).
Для развития выразительности игрового поведения, воображения и творческих проявлений в игре «В гостях у сказки»» для детей были предоставлены элементы костюмов сказочных героев, маски животных, ленты, накидки, ширма, «театральные афиши и билеты» сделанные педагогами.
Для создания атрибутов педагоги привлекали детей. Ребята вместе с воспитателем создавали некоторые элементы для игры. Данный процесс усиливал желание детей быстрее начать игру, углубиться в ее сюжет, поднимал эмоциональный настрой дошкольников.
Активное участие в создании атрибутов для сюжетно – ролевых игр приняли родители. Предметно – пространственная среда группы пополнилась атрибутами, привлекающими ребёнка к развитию интереса к игре и обогащению игровых действий. Это - макеты домов разного размера, макет «здания пожарной части». Сшиты накидки и шапочки для игры «Больница». Изготовлен «огнетушитель» и «шланг» для пожарной машины. Оформлена папка - «Каталок причесок» для игры «Салон красоты». Сделаны муляжи «продуктов питания» для игры «Магазин».
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости
от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов
и возможностей детей.
Дети вместе с воспитателем, в процессе игры могут трансформировать и изменять предметно – пространственную среду, согласно замыслу игры
и её содержанию, менять элементы игры, использовать другие предметы.
Достаточно заменить покрытие из ткани и это уже не машина,
а «Пожарная часть» или «Больница». Дети могут действовать сами
в зависимости от игрового замысла.
Среда должна иметь легкие передвижные, переносные конструкции, которые дают возможность детям создавать пространство для игры
в удобном месте.
Например: домик – палатка внесённый в среду группы использовался детьми, как место уединения, так и в сюжетно – ролевой игре. Он превращался то
в «Дом - теремок» или «Больницу», часто использовался как «Дом для семьи».
Идею мобильности и динамичности мы воплотили и с помощью ширмы. Она позволяет детям изменять пространство, в соответствии
с сюжетом игры, можно переставлять ширму, изменять её положение при организации нового сюжета и игровых действий. Она может быть и местом уединения, где ребёнку хочется посмотреть книгу или поиграть одному. Ширма – трансформер. Ширмы двух и трёхстворчатые, они лёгкие
и безопасные в использовании. Она может трасформироваться в «комнатку», домик, «пункт медицинской помощи», машину, и другое, что позволяет использовать игровое оборудование в разных вариантах.
Ширмы для мальчиков позволяют менять предметно-пространственное окружение, вносить в него новое в соответствие с интересами детей. Все любимые мальчиками предметы легко крепятся и кладутся в карманы: часы, рация, фонарик, карта, бинокль. В них также легко размещаются плотницкие и столярные инструменты: ножовка, молоток, отвертка.
Ширма для девочек дополнена атрибутами для маленькой барышни (сумочка, шляпка, бусы, зонтик).
Ширмы удобно хранить, легко складывать, что позволяет
их переносить на новое место игры. Ширмы многофункциональны
и универсальны.
Вариативность среды тоже предполагает наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Например: центр конструирования, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы построек) позволяет организовать сюжетную конструктивную деятельность с подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо
на столе (город, мост, парковка для машин). Развернуть мастерскую
по изготовлению предметов мебели для игры «Мебельный магазин».
Например: домик – палатка внесённый в среду группы использовался детьми, как место уединения, так и в сюжетно – ролевой игре. Он превращался то
в «Дом - теремок» или «Больницу», часто использовался как «Дом для семьи».
Использование маркеров игрового пространства» помогают детям
в сюжетно – ролевой игре указывать на место действия, обстановку,
в которой оно происходит. Например, игрушечная кухонная плита используется как часть дома-теремка, остов ракеты, рама, может изображать нос корабля или переднюю стенку автобуса.
Наличие в группе, полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов активно используются детьми в сюжетно ролевой игре, в качестве предметов-заместителей. Например: природный и бросовый материал. Жёлуди, шишки, камешки, крышки, крупные пуговицы, трубочки, палочки, коробки разного размера и формы и др. могут быть использованы как атрибуты для с/р игр «Магазин» («конфеты», «крупа», «макароны» и т.п.), «Строители», «Водители» (коробки - грузы, строительный материал), «День рождение» ( подарки и угощение), «Пожарные» (крышки используются как песок для тушения пожара).
Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды.
Изготовление детьми игрового поля: «Лесная поляна», «Ферма», «Пикник» оснащаются набором мелких игрушек, в соответствии с игровым замыслом детей. Дети могут добавить готовые макеты или построить из различного конструктора необходимые сооружения, использовать предметы-заместители, игрушки-самоделки.
Различные детали крупных напольных строительных наборов, всевозможные объёмные предметы: коробки, диванные подушки, физкультурные палки, верёвки, коробки, лоскуты ткани позволяют детям строить и изменять сюжет игры. Например: ткани разного размера и цвета используются как полянка, речка, остров, ковёр – самолёт или крыша, навес, накидка и т.п.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям.
необходимым ему для игры, имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Необходимо также учитывать гендерные особенности детей, их интересы в игровой деятельности.
Например: уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм «Водители», «Инспектор ГИБДД». Дети закрепляют знания правил дорожного движения. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог, модель светофора и дорожных знаков. Девочки, с удовольствием включаются в игровую деятельность (Например: врач в «Пункт медицинской помощи на дороге»), пассажиры «автобуса»).
Для организации сюжетно - ролевой игры, дети свободно используют игровой материал из разных уголков группы (Н: книги, карандаши, мячи, музыкальные инструменты, муляжи фруктов и овощей, рюкзачки, сумки, посуда, куклы, используются для игры в «Магазин», «Семья», «День рождение», «Пикник на полянке»). При этом дети мобильно перемещают игрушки и игровые атрибуты, организуя сюжетную деятельность на ковре, в домике- палатке, на столе.
Создание безопасной предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Игры, игрушки и игровые атрибуты для сюжетно – ролевой игры должны быть красочными, эстетичными, прочными, ориентируемыми на возраст детей группы.
Практика применения сюжетно-ролевых игр в правильно организованной предметно - пространственной среде позволяет сделать следующие выводы:
Предметно - развивающая среда группы должна меняться
в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы, иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке.
Предметный окружающий мир ребенка, необходимо пополнять
и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Очень важно, чтобы организация центров сюжетной игры и педагогические задачи соответствовали возрасту ребенка.
Правильно построенная предметно – пространственная развивающая среда в группе способствуют эмоциональному
и интеллектуальному развитию воспитанников, раскрывает
их индивидуальные интересы и игровые потребности.
Педагог, принимая участие в организации сюжетно-ролевой игры, должен заботится о создании предметно-игровой обстановки в группе, которая будет являться стимулом развития у детей самостоятельной сюжетно-ролевой игры.
Литература:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. – Москва: Эксмо, 2014г.
2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2014, 2015, 2016 гг.
3.Рубинштейн, С.Л. Избранные психологические труды. — Москва: Просвещение, 2015г.
4. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда. — Москва: Просвещение, 2015г.
5. Чоома А.Д. Значение сюжетно-ролевой игры для развития дошкольников.-
Чита, 2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему : ,, Значение ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности в дошкольном возрасте". (из опыта работы)
В статье рассказывается об опыте работы по ознакомлению детей с правилами противопожарной безопасности ....
ТЕМА: «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»
В период дошкольного детства ведущим видом деятельности является игра. Это связанно с тем, что игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми знания...
"Организация сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста."
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии р...
Комплексное педагогическое сопровождение организации сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Особое место занимают творческие сюжетно-ролевые игры, которые создают сами дети. Дошкол...
Мастер-класс для воспитателей с презентацией "Организация сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте"
материал для воспитателей...
Доклад из опыта работы: «Особенности организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте»
Доклад из опыта работы: «Особенности организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте»...
Доклад из опыта работы: «Особенности организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте»
Доклад из опыта работы: «Особенности организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте»...