«Формирование связной речи с использованием занимательных игр»
консультация на тему
Консультация для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_svyaznoy_rechi_s_ispolzovaniem_zanimatelnykh_igr.docx | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ИГР.
Опыт связан с системой занятий с детьми, в ходе которых используются эффективные методы и приёмы, способствующие формированию связной речи.
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широким кругом педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.
Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание обеспечивающее общение и взаимопонимание людей
Связная речь включает в себя развитие двух форм речи - диалогической и монологической.
Диалогическая речь: умение детей слушать и понимать обращённую к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря и от того насколько он овладел грамматическим строем речи. Разговорная речь как речь с собеседником предполагает также умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным.
Монологическая речь: рассказ - это связное развёрнутое изложение какого – либо факта.
Пересказ - воспроизведение прослушанного художественного произведения в выразительной устной речи.
Для развития речи, необходимо развивать: мышление, память, внимание, умение строить фразы, композиционно оформлять содержание.
В дошкольном возрасте детей так же учат самих составлять простейшие рассказы, в содержании и форме которых должна проявляться самостоятельность и творческая активность.
Работая с детьми, я заметила, что (Слайд 2)
1. Дети мало задают вопросы товарищам и воспитателю
2. Отвечают на поставленный вопрос, кратко не объясняя ответа
3. Не умеют составлять описательные, творческие и коллективные рассказы
4. Не умеют логически без пропусков пересказать содержание только что прочитанной сказки
5. У детей слабо развито воображение, внимание, память, мелкая моторика, творческое мышление
6. Родители мало уделяют внимания речи детей. У отдельных родителей вообще отсутствует желание заниматься с детьми.
В силу этих и других причин считаю очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их и превратить непосильный труд в самый любимый и доступный вид деятельности - ИГРУ.
Как загораются глаза детей, какое нетерпеливое ожидание чего то приятного, радостного светится в них, когда я говорю «Сейчас мы с вами, дети, поиграем! »Здесь даже не надо быть психологом, что бы понять какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребёнка. Игровые приёмы помогают сделать задания для детей привлекательнее. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие – то знания, овладевают навыками, учатся культуре общения друг с другом, с окружающими, формируется связная речь.
Для решения этих проблем я поставила перед собой следующие задачи: (слайд 3)
1. Подбор наиболее эффективных методов, приёмов, средств, способствующих создать интерес к речевой деятельности у воспитанников.
2. Обогащение и активизация словаря.
3. Формирование грамматического строя речи.
4. Развитие образной и лексической стороны речи.
5. Развитие интонационной и звуковой культуры речи.
6. Развитие воображения, внимания, памяти, творческого мышления, мелкой моторики
7. Вызвать у родителей интерес к связной речи детей.
Основной формой работы с детьми считаю занимательные игры, но так же успешно решать поставленные задачи мне помогает: (Слайд 4)
Проведение диагностики.
Отбор художественной литературы.
Созданная в группе богатая развивающая среда. (слад 5)
Использование наглядного материала (дид. Игры, серии сюжетных картинок, схемы, карточки, плакаты) (слайд 6-7)
Большое значение для развития навыков самостоятельной речи, я придаю рассказам по сериям сюжетных картинок. (слайд 8) Серии картинок помогают ребёнку разобраться в последовательности событий. Он учится выделять основные моменты в содержании рассказа, уточняет значение известных ему слов и усваивает новые. Новые слова запоминаются не механически, а в процессе их активного использования. В ходе работы над рассказами по серии сюжетных картинок дети овладевают навыками диалогической речи.
Обучая детей составлению описательных рассказов я использую схемы. (слайд 9)
Схемы заметно облегчают составление описательных рассказов, зрительный план делает рассказ чётким, связным, полным и последовательным. Схема учит детей самостоятельной постановке вопросов.
Для формирования диалогической речи я использую различные виды театра. (слайд 10)
При использовании театра так же развивается мышление, воображение, мелкая моторика.
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев». От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. (игры для развития мелкой моторики) (Слайд 11 -13)
Ежедневное проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
Для развития памяти, мышления, внимания, речи использую копилку речевого материала, в которую входят считалки, скороговорки, стихи, загадки, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, альбомы для работы над звукопроизношением, и т. д.) (Слайд 14 -20)
Темматические занятия я провожу в виде игры, по типу телевизионных «КВН», «Что? Где? Когда? ». (слайд 21- 23)
Использую занимательные игры в совместной деятельности в группе и на прогулке. (слайд 24 -25)
Предлагаю в самостоятельной деятельности. (слайд 26-28)
Веду активную работу с родителями в виде бесед, консультаций, рекомендаций, викторин, анкетирования, приглашаю родителей на занятия (слайд 29-31)
(Известно, что во многих детских садах не хватает наглядных пособий, дидактических игр и других необходимых средств обучения. Наш детский сад не исключение, поэтому многое приходится делать своими руками.)
Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием занимательных игр и упражнений, наглядных пособий, даёт свои результаты
(слайд 32)
1. Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребёнку в школе.
2. Дети активнее стали работать на занятиях, у них развилось внимание, память, наблюдательность, повысилось творческое мышление, воображение.
3. Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. речевая активность повысилась на 50%, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы из 10 и более предложений. Составляют небольшие небылицы и творческие рассказы.
4. Дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.
5. 100% детей ушли в школу с чистым и правильным звукопроизношением .
6. Родители заинтересовались речью детей и с удовольствием принимают участие в любой предложенной им деятельности.
Но на мой взгляд всё таки над развитием творческого воображения у детей следует поработать и мне хочется попробовать ввести для решения этой проблемы нетрадиционные техники рисования. Здесь будут решаться и другие задачи, такие как развитие мышления, мелкой моторики, фантазии и конечно же связная речь при описании изготовленной работы.
Анкета
«О развитии речи вашего ребенка»
- Как вы считаете, уровень развития речи связан с интеллектуальным развитием ребенка
- 2. По каким критериям можно судить о нормальном развитии речи ребенка (отметьте подходящие варианты?
А. Отсутствие дефектов звукопроизношения,
Б. Отсутствие ошибок в согласовании слов, употреблении предлогов.
Высокий уровень развития связной речи: умение пересказывать тексты, использовать сложные предложения.
Г. Умение читать.
Д. Ваш вариант ответа.
3. Есть ли у членов вашей семьи дефекты звукопроизношения?
4. Есть ли у вашего ребенка дефекты звукопроизношения?
5. Обращались ли вы за помощью к логопеду?
6. Как вы считаете, может ли детский сад оказать положительное воздействие на развитие речи ребенка?
7. Готовы ли вы сотрудничать с педагогами детского сада по вопросам развития речи ребенка?
8. Консультацию какого специалиста вы хотели бы получить: логопеда, воспитателя, учителя начальных классов?
9. Какие еще вопросы по проблеме речевого развития ребенка вас интересуют?
Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи»
Обобщение опыта работы по теме: "Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи"Презентация "Составление описательных рассказов по теме...
Сообщение из опыта работы «Использование метода моделирования при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
В сообщении раскрыты основные принципы использования метода наглядного моделирования в работе по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...
Тема: Формирование связной речи с использованием мнемотаблиц при разучивание стихотворений.
Использование мнемотехники (в переводе – «искусство запоминания») как системы различных приемов обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Мнемоте...
Перспективный план работы по формированию связной речи посредством использования мнемотаблиц
Мною был разработан перспективный план работы с детьми по использованию мнемотехники....
«Формирование связной речи с использованием занимательных игр»
Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные ...
Формирование связной речи через использование сюжетно-ролевой игры.
Речь - одна из важных линий развития речи ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взг...
Нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи с использованием элементов мнемотехники.
В статье дается определение терминологии - мнемотехника. Рассматриваются направления использования мнемотехники в уловиях педагогического воздействия при развитии речи дошкольников....