Тема: Формирование связной речи с использованием мнемотаблиц при разучивание стихотворений.
проект (старшая группа) на тему
Использование мнемотехники (в переводе – «искусство запоминания») как системы различных приемов обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника – это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, а ассоциативная память самая надёжная.
Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.odt | 29.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Промышленновский детский сад Сказка»
Тема: Формирование связной речи с использованием мнемотаблиц при разучивание стихотворений.
Старшая и подготовительная группы
Воспитатели:
Гавриленко Л. П
Промышленная 2014г
Пояснительная записка
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»
К. Д. Ушинский
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое).
Заучивание стихотворений вызывает у детей большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.
Что делать? Как исправить ситуацию?
Наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих инновационных методик, технологий, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик является - мнемотехника, - эффективное коррекционное средство при обучении связной речи дошкольников.
Использование мнемотехники (в переводе – «искусство запоминания») как системы различных приемов обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника – это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, а ассоциативная память самая надёжная.
Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, речь.
Инновационный характер направления:
заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности. Визуальный (видят картинку-схему, особенности цвета и фактуры), аудиальный (слышат пояснения педагога и рассказы сверстников). Данные пособия индивидуализируют коррекционный процесс: позволяют учитывать особенности каждого ребенка в области познания.
Цель направления:
Цель обучения мнемотехнике – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Гипотеза:
Если систематически использовать мнемотехнику, то расширятся представления ребенка об окружающем мире, разовьются психические процессы, сформируется связная речь, что в дальнейшем приведет к развитию познавательной активности и коммуникативных навыков, которые в свою очередь помогут в социальной адаптации ребенка, его успешности в школе.
Дидактические задачи:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;
- перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Средства для реализации поставленных целей:
НОД по развитию связной речи с использованием картинно-графических схем, которые способствуют развитию внимания, мышления, наблюдательности, образования наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Основные задачи мнемотехники:
- Развитие всех видов памяти:
- зрительной,
- слуховой,
- ассоциативной,
- словесно – логической,
- отработка различных приёмов запоминания.
2. Развитие логического мышления (умение анализировать, систематизировать).
3. Развитие образного мышления ( кодирование любой информации).
4. Решение различных общеобразовательных, дидактических задач, ознакомление с различной информацией.
5. Развитие смекалки, тренировка внимания.
В содержание методики мнемотехники входят:
- освоение методов мнемотехники на материале ознакомления с окружающим – природа, времена года, растительный и животный мир и др.;
- упражнения на развитие различных параметров внимания;
- развитие образной сферы на основе восприятия: цветовая характеристика букв, умение кодировать любую информацию.
Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Мнемотаблица - это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа.
Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме.
Рисунки и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Этапы использования мнемотаблиц.
- Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
- Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
- Осуществляется пересказ информации с опорой на символы (образы),т.е происходит отработка метода запоминании
- Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
- Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.
Мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Этапы работы над стихотворением:
- Выразительное чтение стихотворения.
- Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
- Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
- Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
- Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
- Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
- Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.
Перспективный план работы по формированию связной речи посредством использования мнемотаблиц при разучивание стихотварений.
Старшая группа.
Месяц | Образовательная деятельность | Цели, содержание | Часы (Всего 144 часа) |
СЕНТЯБРЬ | Осень Перелетные птицы Игрушки Дождь в лесу |
|
3 3 3 |
ОКТЯБРЬ | Бабье лето Осенью Листоход Все дождь и дождь |
|
3 3 3 |
НОЯБРЬ | Улетают, улетели Осенний сад Прощальная улыбка ноября Первый снег |
|
3 3 3 |
ДЕКАБРЬ | Письмо на снегу Зимующие птицы Зимние забавы Новый год |
| 3 3 3 3 |
ЯНВАРЬ | Январь Встречас зимы Мороз Белая береза |
интонационно выразительно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения | 3 3 3 3 |
ФЕВРАЛЬ | Февраль День защитников отечества Зимой Будущим мужчинам |
| 3 3 3 3 3 |
МАРТ | Капель Жаворонок 8 Марта женский день Весенние воды |
интонационно выразительно передавать любование картиной весенней природы при чтении наизусть стихотворения | 3 3 3 3 |
АПРЕЛЬ | Апрель Космос Весна Дом. Семья |
интонационно выразительно передавать любование картиной весенней природы при чтении наизусть стихотворения |
3 3 3 |
МАЙ | Первый ландыш Радуга Цветы Лето |
|
3 3 3 |
Диагностические исследования
Диагностика слуховой памяти у детей 4 – 5 лет: воспитатель произносит 10 слов: окно, небо, лето, ветка, река, сетка, дом, снег, стул, город. Слова читаются монотонно, с интервалом 1-2 секунды. Затем педагог просит ребенка повторить слова, которые он запомнил.
Диагностика зрительной памяти у детей 4- 5 лет: воспитатель показывает 10 картинок по очереди с промежутком 2-3 секунды, затем просит ребенка назвать те картинки, которые он запомнил.
Критерий оценок (зрительная память) :
высокий уровень - 7 - 10 картинок;
средний уровень - 4 - 7 картинок;
низкий уровень - 0 - 4 картинок.
Критерий оценок (слуховая память) :
высокий уровень - 6 - l0 слов;
средний уровень - 3 - 6 слов;
низкий уровень - 0 - 3 слов.
Работа с родителями
Работа с родителями - это сложная и важная часть деятельности воспитателей, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей. Детский сад всегда стремился усилить своё влияние на семью, чтобы с её помощью реализовать возможности и развивать способности ребёнка. В современных условиях дошкольное учреждение становится всё более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.
Перспективный план работы с родителями.
Месяц | Содержание |
Сентябрь | Консультация для родителей что такое мнемотехника |
Ноябрь | Папка - передвижка с образцами мнемотаблиц составленных по произведениям (стихи, рассказы, сказки) |
Февраль | Составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по произведениям (стихи) |
Март | Информационная ширма «Мнемотехника для детей » |
Апрель | Составление дома детьми вместе с родителями стихотворения по готовой мнемотаблице. |
Выводы
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, мы использую мнемотаблицы в своей работе по обучению детей связной речи.
Мнемотаблицы использую :
- для обогащения словарного запаса;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов.
Применять модельные схемы можно и на других занятиях.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаётся достичь следующих результатов:
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Литература:
- Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Ефименкова Л.Н. – М., 1985.
- Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4.
- Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – СПб: Детство-Пресс, 2009.
- Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память/ Широких Т. Д. Ребёнок в детском саду. 2004. №2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по теме: «Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми»
Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с речевыми нарушениями служат приёмы мнемотехники. Они заметно облегчают дошкольникам овладение родным языком, сокращают врем...
Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста. Журнал "Теория и практика образования в современном мире", Санкт-Петербург,2014
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание н...
Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста. (Копилка)
Использованы материалы из открытых источников сети интернет.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16737346","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"396","width":"480"}}]]Од...
Перспективный план работы по формированию связной речи посредством использования мнемотаблиц
Мною был разработан перспективный план работы с детьми по использованию мнемотехники....
Презентация проекта "Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений"
Презентация проекта "Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений"...
Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.
Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста. Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений. Классический способ заучивания ...
«Создание и использование мнемотаблицы при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
Как же помочь детям выучить сложное стихотворение? Предлагаю освоить технику мнемотаблицы, которая поможет ребенку дошкольного возраста выучить стихотворение быстро и в игровой форме. Испо...