Развитие познания и речи посредством музыкального фольклора
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Бахтина Галина Ивановна

 

Цель: развивать у детей интерес и любовь к русскому народному музыкальному творчеству.

Задачи:

  1. Расширять знания детей о культуре  русского народа, об устном

народном творчестве.

     2.. Развивать активное восприятие музыки посредством

          музыкального фольклора.

     3. .Формировать исполнительские навыки в области пения, движения,

     музицирования.

4. Воспитывать патриотические чувства, гордость за нашу страну.

 

  Дети входят в зал "змейкой" под р.н.м.  «Коробейники»

М.р.  Ребята,  сегодня мы с вами послушаем русскую народную музыку,   

          поиграем в народные и хороводные игры. А вы знаете, что русский

          народ очень любил  веселиться, но только после того, как закончатся

          работы в поле или дома. Недаром русская народная пословица гласит:

          "Делу время- потехе час!"

Как у нас на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто и никто не скучал,

Сам народ для себя песни-шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили,

Как плясали они, хороводы водили,

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

     Своих деток учили петь с колыбели.

 

Русский народ, Русь…  Похоже звучат эти слова, правда? А как теперь называется наша страна?

Дети: Россия.

М.р. Ребята, на прошлых  занятиях мы с вами начали учить песню про

         Россию. Предлагаю вам исполнить  два куплета из неё и разучить третий  

         куплет.

                                     Песня "Моя Россия"

М.р. Мне нравятся  разные удивительные истории и сегодня я хочу

      рассказать одну из них. Давным-давно, когда люди ни читать, ни писать

      не умели, жила – была бабушка Серафима. Любила она с внуками

      нянчиться, сказки сказывать, колыбельные песни петь, потешки и 

      прибаутки  сочинять Мы тоже с вами знаем такую прибаутку:

                              «Лиса по лесу ходила»

      Так вот… Ребятки слушали бабушку Серафиму, запоминали.

      А когда  выросли, стали рассказывать своим детям, те - своим. Так и

      передавали услышанное  из уст в уста. Благодаря этому теперь и мы с  

      вами имеем возможность познакомиться с фольклором или устным

      народным творчеством.

М.р.  Почему устное?

Дети: Ответы.

М.р.  Потому, что передавалось из уст в уста.

Потом люди обучились грамоте и стали записывать услышанные песни, колыбельные, пословицы, загадки, сказки.

Любит русский народ песни задорные, шуточные, которые поднимают настроение, веселят душу. Они придают настроение, бодрость духу и желание работать. И мы с вами знаем такую песню и сейчас исполним её.

 

М.р.  Ребята, возьмите у себя под стульчиками палочки , ложки и выходите в

       круг. Давайте присядем на коврике на коленках поплотнее к друг к другу.

       Сейчас зазвучит русская народная песня "Во кузнице" и я вам предлагаю

       ими  ритмично стучать под музыку.

          (дети садятся и под музыку ритмично стучат и на окончание музыкальной фразы передают инструменты по кругу вправо)

                            Русская народная песня "Во кузнице"

М.р.: Очень любит наш народ задорные пляски!

          Ты  играй, моя гармошка,

              До, ре, ми, фа, соль, ля, си!

              Посмотрите, полюбуйтесь,

              Как плясали на Руси!

Хоровод – это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Основное построение хоровода – круг. Собирались за околицей парни и девушки и водили хороводы.

 

- Эх, оркестр народный,

  Раздольный, хороводный.

  Если грянет плясовую –

  Я со всеми затанцую!

                        Хоровод "На горе-то калина"

М.р.  Как у наших у ворот

          Собирается народ:

          Песни запевает,

          Игры затевает.

   Ну-ка, узнаете ли сейчас, какая русская народная мелодия сейчас  зазвучит?

Дети: Ответы. 

                           р.н.м."Во саду ли, в огороде"

М.р. Тень, тень, потетень,

          Заплетай скорей плетень!

М.р.  Давайте выберем Пугало считалкой:

                              «Шла коза по мостику и виляла хвостиком,

                              Зацепилась за перила, прямо в речку угодила!

                              Кто не верит, это - он! Выходи скорее вон!»

                                    Игра "Пугало"

М.р. Множество игр на занятии нашем

         Играем, шутим и пляшем.

         В играх рот не разевай,

         Смелость, ловкость проявляй!

В старину не было телевизоров, компьютеров  и чтобы не скучать люди играли в народные игры. Я предлагаю поиграть в одну из таких   игр.

                                      Игра «У дяди Якова»

       У дяди Якова 12 сыновей, 12 сыновей у дяди Якова.

       Они не ели, они не пили, а делали вот так! (правая рука, левая рука и т.д.)

М.р.: Совсем недавно мы разучили с вами игру «Дударь», но вы уже

        полюбили её!

Считалка:     «3 бычка в хлеву стояли,сено сладкое жевали.

1,2,3- в этот счёт дударь ты

                                           Игра "Дударь"

        Дударь

        Дударь, дударь, дударище,

        Старый, старый старичище.

        Его под колоду, его под сырую,

        Его под гнилую.

        Дударь, дударь, что болит?

                                       (голова, рука, шея...)

 

М.р.- Ну, вот, ребята! Мы с вами много сегодня узнали об устном народном

         и музыкальном творчестве нашего народа. Помните и не

         забывайте русскую народную музыку, песни, танцы и игры. И я

         надеюсь, что вы с удовольствием будете и дальше не потеряете

         интереса к  русским народным играм, хороводам и песням, и

         познакомите с ними и других знакомых вам детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытое занятие29.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                       Конспект НОД в   подг. гр.  

Тема: Развитие познания и речи посредством музыкального

           фольклора.

Цель: развивать у детей интерес и любовь к русскому народному музыкальному творчеству.

Задачи:

  1. Расширять знания детей о культуре  русского народа, об устном

народном творчестве.

     2.. Развивать активное восприятие музыки посредством

          музыкального фольклора.

     3. .Формировать исполнительские навыки в области пения, движения,

     музицирования.

4. Воспитывать патриотические чувства, гордость за нашу страну.

  Дети входят в зал "змейкой" под р.н.м.  «Коробейники»

М.р.  Ребята,  сегодня мы с вами послушаем русскую народную музыку,  

          поиграем в народные и хороводные игры. А вы знаете, что русский

          народ очень любил  веселиться, но только после того, как закончатся

          работы в поле или дома. Недаром русская народная пословица гласит:

          "Делу время- потехе час!"

Как у нас на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто и никто не скучал,

Сам народ для себя песни-шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили,

Как плясали они, хороводы водили,

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

     Своих деток учили петь с колыбели.

Русский народ, Русь…  Похоже звучат эти слова, правда? А как теперь называется наша страна?

Дети: Россия.

М.р. Ребята, на прошлых  занятиях мы с вами начали учить песню про

         Россию. Предлагаю вам исполнить  два куплета из неё и разучить третий  

         куплет.

                                     Песня "Моя Россия"

М.р. Мне нравятся  разные удивительные истории и сегодня я хочу

      рассказать одну из них. Давным-давно, когда люди ни читать, ни писать

      не умели, жила – была бабушка Серафима. Любила она с внуками

      нянчиться, сказки сказывать, колыбельные песни петь, потешки и  

      прибаутки  сочинять Мы тоже с вами знаем такую прибаутку:

                              «Лиса по лесу ходила»

      Так вот… Ребятки слушали бабушку Серафиму, запоминали.

      А когда  выросли, стали рассказывать своим детям, те - своим. Так и

      передавали услышанное  из уст в уста. Благодаря этому теперь и мы с  

      вами имеем возможность познакомиться с фольклором или устным

      народным творчеством.

М.р.  Почему устное?

Дети: Ответы.

М.р.  Потому, что передавалось из уст в уста.

Потом люди обучились грамоте и стали записывать услышанные песни, колыбельные, пословицы, загадки, сказки.

Любит русский народ песни задорные, шуточные, которые поднимают настроение, веселят душу. Они придают настроение, бодрость духу и желание работать. И мы с вами знаем такую песню и сейчас исполним её.

М.р.  Ребята, возьмите у себя под стульчиками палочки , ложки и выходите в

       круг. Давайте присядем на коврике на коленках поплотнее к друг к другу.

       Сейчас зазвучит русская народная песня "Во кузнице" и я вам предлагаю

       ими  ритмично стучать под музыку.

          (дети садятся и под музыку ритмично стучат и на окончание музыкальной фразы передают инструменты по кругу вправо)

                            Русская народная песня "Во кузнице"

М.р.: Очень любит наш народ задорные пляски!

          Ты  играй, моя гармошка,

              До, ре, ми, фа, соль, ля, си!

              Посмотрите, полюбуйтесь,

              Как плясали на Руси!

Хоровод – это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Основное построение хоровода – круг. Собирались за околицей парни и девушки и водили хороводы.

- Эх, оркестр народный,

  Раздольный, хороводный.

  Если грянет плясовую –

  Я со всеми затанцую!

                        Хоровод "На горе-то калина"

М.р.  Как у наших у ворот

          Собирается народ:

          Песни запевает,

          Игры затевает.

   Ну-ка, узнаете ли сейчас, какая русская народная мелодия сейчас  зазвучит?

Дети: Ответы. 

                           р.н.м."Во саду ли, в огороде"

М.р. Тень, тень, потетень,

          Заплетай скорей плетень!

М.р.  Давайте выберем Пугало считалкой:

                              «Шла коза по мостику и виляла хвостиком,

                              Зацепилась за перила, прямо в речку угодила!

                              Кто не верит, это - он! Выходи скорее вон!»

                                    Игра "Пугало"

М.р. Множество игр на занятии нашем

         Играем, шутим и пляшем.

         В играх рот не разевай,

         Смелость, ловкость проявляй!

В старину не было телевизоров, компьютеров  и чтобы не скучать люди играли в народные игры. Я предлагаю поиграть в одну из таких   игр.

                                      Игра «У дяди Якова»

       У дяди Якова 12 сыновей, 12 сыновей у дяди Якова.

       Они не ели, они не пили, а делали вот так! (правая рука, левая рука и т.д.)

М.р.: Совсем недавно мы разучили с вами игру «Дударь», но вы уже

        полюбили её!

Считалка:     «3 бычка в хлеву стояли,сено сладкое жевали.

1,2,3- в этот счёт дударь ты

                                           Игра "Дударь"

        Дударь

        Дударь, дударь, дударище,

        Старый, старый старичище.

        Его под колоду, его под сырую,

        Его под гнилую.

        Дударь, дударь, что болит?

                                       (голова, рука, шея...)

М.р.- Ну, вот, ребята! Мы с вами много сегодня узнали об устном народном

         и музыкальном творчестве нашего народа. Помните и не

         забывайте русскую народную музыку, песни, танцы и игры. И я

         надеюсь, что вы с удовольствием будете и дальше не потеряете

         интереса к  русским народным играм, хороводам и песням, и

         познакомите с ними и других знакомых вам детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интонационной выразительности речи средствами музыкального фольклора

Опыт работы музыкального руководитля Ода Марины Николаевной МБДОУ детского сада №21 города Апатиты...

Развитие и воспитание дошкольников посредством музыкального фольклора

О важности духовного и эстетического развития детей в процессе изучения музыкального фольклора....

Развитие и воспитание дошкольников посредством музыкального фольклора

О важности духовного и эстетического развития детей при знакомстве с музыкальным фольклором...

Развитие и воспитание дошкольников посредством музыкального фольклора

О важности духовного и эстетического развития дошкольников при ознакомлении с фольклором...

Опыт работы на тему: "Развитие музыкальных способностей посредством музыкального фольклора"

Опыт работы на тему: "Развитие музыкальных способностей посредством музыкального фольклора"...

Конспект выступления на педсовете воспитателя Кравченко Натальи Вячеславовны на тему: «Развитие культуры речи посредством русского фольклора».

На особенность познания дошкольниками окружающего мира через родное слово обращали внимания и русские педагоги XIX столетия. Одним из первых данную проблему стал изучать К.Д. Ушинский. Он характеризуе...

Развитие звуковой культуры речи посредством фольклора и моделирования

Звуковая культура речи — это важный аспект человеческого общения, который формируется под влиянием различных культурных и социальных факторов. В последние десятилетия наблюдается возрождение инт...