Развитие познания и речи посредством музыкального фольклора
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему
Цель: развивать у детей интерес и любовь к русскому народному музыкальному творчеству.
Задачи:
- Расширять знания детей о культуре русского народа, об устном
народном творчестве.
2.. Развивать активное восприятие музыки посредством
музыкального фольклора.
3. .Формировать исполнительские навыки в области пения, движения,
музицирования.
4. Воспитывать патриотические чувства, гордость за нашу страну.
Дети входят в зал "змейкой" под р.н.м. «Коробейники»
М.р. Ребята, сегодня мы с вами послушаем русскую народную музыку,
поиграем в народные и хороводные игры. А вы знаете, что русский
народ очень любил веселиться, но только после того, как закончатся
работы в поле или дома. Недаром русская народная пословица гласит:
"Делу время- потехе час!"
Как у нас на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто и никто не скучал,
Сам народ для себя песни-шутки слагал.
Наши дедушки, бабушки нам говорили,
Как плясали они, хороводы водили,
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь с колыбели.
Русский народ, Русь… Похоже звучат эти слова, правда? А как теперь называется наша страна?
Дети: Россия.
М.р. Ребята, на прошлых занятиях мы с вами начали учить песню про
Россию. Предлагаю вам исполнить два куплета из неё и разучить третий
куплет.
Песня "Моя Россия"
М.р. Мне нравятся разные удивительные истории и сегодня я хочу
рассказать одну из них. Давным-давно, когда люди ни читать, ни писать
не умели, жила – была бабушка Серафима. Любила она с внуками
нянчиться, сказки сказывать, колыбельные песни петь, потешки и
прибаутки сочинять Мы тоже с вами знаем такую прибаутку:
«Лиса по лесу ходила»
Так вот… Ребятки слушали бабушку Серафиму, запоминали.
А когда выросли, стали рассказывать своим детям, те - своим. Так и
передавали услышанное из уст в уста. Благодаря этому теперь и мы с
вами имеем возможность познакомиться с фольклором или устным
народным творчеством.
М.р. Почему устное?
Дети: Ответы.
М.р. Потому, что передавалось из уст в уста.
Потом люди обучились грамоте и стали записывать услышанные песни, колыбельные, пословицы, загадки, сказки.
Любит русский народ песни задорные, шуточные, которые поднимают настроение, веселят душу. Они придают настроение, бодрость духу и желание работать. И мы с вами знаем такую песню и сейчас исполним её.
М.р. Ребята, возьмите у себя под стульчиками палочки , ложки и выходите в
круг. Давайте присядем на коврике на коленках поплотнее к друг к другу.
Сейчас зазвучит русская народная песня "Во кузнице" и я вам предлагаю
ими ритмично стучать под музыку.
(дети садятся и под музыку ритмично стучат и на окончание музыкальной фразы передают инструменты по кругу вправо)
Русская народная песня "Во кузнице"
М.р.: Очень любит наш народ задорные пляски!
Ты играй, моя гармошка,
До, ре, ми, фа, соль, ля, си!
Посмотрите, полюбуйтесь,
Как плясали на Руси!
Хоровод – это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Основное построение хоровода – круг. Собирались за околицей парни и девушки и водили хороводы.
- Эх, оркестр народный,
Раздольный, хороводный.
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую!
Хоровод "На горе-то калина"
М.р. Как у наших у ворот
Собирается народ:
Песни запевает,
Игры затевает.
Ну-ка, узнаете ли сейчас, какая русская народная мелодия сейчас зазвучит?
Дети: Ответы.
р.н.м."Во саду ли, в огороде"
М.р. Тень, тень, потетень,
Заплетай скорей плетень!
М.р. Давайте выберем Пугало считалкой:
«Шла коза по мостику и виляла хвостиком,
Зацепилась за перила, прямо в речку угодила!
Кто не верит, это - он! Выходи скорее вон!»
Игра "Пугало"
М.р. Множество игр на занятии нашем
Играем, шутим и пляшем.
В играх рот не разевай,
Смелость, ловкость проявляй!
В старину не было телевизоров, компьютеров и чтобы не скучать люди играли в народные игры. Я предлагаю поиграть в одну из таких игр.
Игра «У дяди Якова»
У дяди Якова 12 сыновей, 12 сыновей у дяди Якова.
Они не ели, они не пили, а делали вот так! (правая рука, левая рука и т.д.)
М.р.: Совсем недавно мы разучили с вами игру «Дударь», но вы уже
полюбили её!
Считалка: «3 бычка в хлеву стояли,сено сладкое жевали.
1,2,3- в этот счёт дударь ты!»
Игра "Дударь"
Дударь
Дударь, дударь, дударище,
Старый, старый старичище.
Его под колоду, его под сырую,
Его под гнилую.
Дударь, дударь, что болит?
(голова, рука, шея...)
М.р.- Ну, вот, ребята! Мы с вами много сегодня узнали об устном народном
и музыкальном творчестве нашего народа. Помните и не
забывайте русскую народную музыку, песни, танцы и игры. И я
надеюсь, что вы с удовольствием будете и дальше не потеряете
интереса к русским народным играм, хороводам и песням, и
познакомите с ними и других знакомых вам детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытое занятие | 29.15 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подг. гр.
Тема: Развитие познания и речи посредством музыкального
фольклора.
Цель: развивать у детей интерес и любовь к русскому народному музыкальному творчеству.
Задачи:
- Расширять знания детей о культуре русского народа, об устном
народном творчестве.
2.. Развивать активное восприятие музыки посредством
музыкального фольклора.
3. .Формировать исполнительские навыки в области пения, движения,
музицирования.
4. Воспитывать патриотические чувства, гордость за нашу страну.
Дети входят в зал "змейкой" под р.н.м. «Коробейники»
М.р. Ребята, сегодня мы с вами послушаем русскую народную музыку,
поиграем в народные и хороводные игры. А вы знаете, что русский
народ очень любил веселиться, но только после того, как закончатся
работы в поле или дома. Недаром русская народная пословица гласит:
"Делу время- потехе час!"
Как у нас на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто и никто не скучал,
Сам народ для себя песни-шутки слагал.
Наши дедушки, бабушки нам говорили,
Как плясали они, хороводы водили,
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь с колыбели.
Русский народ, Русь… Похоже звучат эти слова, правда? А как теперь называется наша страна?
Дети: Россия.
М.р. Ребята, на прошлых занятиях мы с вами начали учить песню про
Россию. Предлагаю вам исполнить два куплета из неё и разучить третий
куплет.
Песня "Моя Россия"
М.р. Мне нравятся разные удивительные истории и сегодня я хочу
рассказать одну из них. Давным-давно, когда люди ни читать, ни писать
не умели, жила – была бабушка Серафима. Любила она с внуками
нянчиться, сказки сказывать, колыбельные песни петь, потешки и
прибаутки сочинять Мы тоже с вами знаем такую прибаутку:
«Лиса по лесу ходила»
Так вот… Ребятки слушали бабушку Серафиму, запоминали.
А когда выросли, стали рассказывать своим детям, те - своим. Так и
передавали услышанное из уст в уста. Благодаря этому теперь и мы с
вами имеем возможность познакомиться с фольклором или устным
народным творчеством.
М.р. Почему устное?
Дети: Ответы.
М.р. Потому, что передавалось из уст в уста.
Потом люди обучились грамоте и стали записывать услышанные песни, колыбельные, пословицы, загадки, сказки.
Любит русский народ песни задорные, шуточные, которые поднимают настроение, веселят душу. Они придают настроение, бодрость духу и желание работать. И мы с вами знаем такую песню и сейчас исполним её.
М.р. Ребята, возьмите у себя под стульчиками палочки , ложки и выходите в
круг. Давайте присядем на коврике на коленках поплотнее к друг к другу.
Сейчас зазвучит русская народная песня "Во кузнице" и я вам предлагаю
ими ритмично стучать под музыку.
(дети садятся и под музыку ритмично стучат и на окончание музыкальной фразы передают инструменты по кругу вправо)
Русская народная песня "Во кузнице"
М.р.: Очень любит наш народ задорные пляски!
Ты играй, моя гармошка,
До, ре, ми, фа, соль, ля, си!
Посмотрите, полюбуйтесь,
Как плясали на Руси!
Хоровод – это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Основное построение хоровода – круг. Собирались за околицей парни и девушки и водили хороводы.
- Эх, оркестр народный,
Раздольный, хороводный.
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую!
Хоровод "На горе-то калина"
М.р. Как у наших у ворот
Собирается народ:
Песни запевает,
Игры затевает.
Ну-ка, узнаете ли сейчас, какая русская народная мелодия сейчас зазвучит?
Дети: Ответы.
р.н.м."Во саду ли, в огороде"
М.р. Тень, тень, потетень,
Заплетай скорей плетень!
М.р. Давайте выберем Пугало считалкой:
«Шла коза по мостику и виляла хвостиком,
Зацепилась за перила, прямо в речку угодила!
Кто не верит, это - он! Выходи скорее вон!»
Игра "Пугало"
М.р. Множество игр на занятии нашем
Играем, шутим и пляшем.
В играх рот не разевай,
Смелость, ловкость проявляй!
В старину не было телевизоров, компьютеров и чтобы не скучать люди играли в народные игры. Я предлагаю поиграть в одну из таких игр.
Игра «У дяди Якова»
У дяди Якова 12 сыновей, 12 сыновей у дяди Якова.
Они не ели, они не пили, а делали вот так! (правая рука, левая рука и т.д.)
М.р.: Совсем недавно мы разучили с вами игру «Дударь», но вы уже
полюбили её!
Считалка: «3 бычка в хлеву стояли,сено сладкое жевали.
1,2,3- в этот счёт дударь ты!»
Игра "Дударь"
Дударь
Дударь, дударь, дударище,
Старый, старый старичище.
Его под колоду, его под сырую,
Его под гнилую.
Дударь, дударь, что болит?
(голова, рука, шея...)
М.р.- Ну, вот, ребята! Мы с вами много сегодня узнали об устном народном
и музыкальном творчестве нашего народа. Помните и не
забывайте русскую народную музыку, песни, танцы и игры. И я
надеюсь, что вы с удовольствием будете и дальше не потеряете
интереса к русским народным играм, хороводам и песням, и
познакомите с ними и других знакомых вам детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интонационной выразительности речи средствами музыкального фольклора
Опыт работы музыкального руководитля Ода Марины Николаевной МБДОУ детского сада №21 города Апатиты...
Развитие и воспитание дошкольников посредством музыкального фольклора
О важности духовного и эстетического развития детей в процессе изучения музыкального фольклора....
Развитие и воспитание дошкольников посредством музыкального фольклора
О важности духовного и эстетического развития детей при знакомстве с музыкальным фольклором...
Развитие и воспитание дошкольников посредством музыкального фольклора
О важности духовного и эстетического развития дошкольников при ознакомлении с фольклором...
Опыт работы на тему: "Развитие музыкальных способностей посредством музыкального фольклора"
Опыт работы на тему: "Развитие музыкальных способностей посредством музыкального фольклора"...
Конспект выступления на педсовете воспитателя Кравченко Натальи Вячеславовны на тему: «Развитие культуры речи посредством русского фольклора».
На особенность познания дошкольниками окружающего мира через родное слово обращали внимания и русские педагоги XIX столетия. Одним из первых данную проблему стал изучать К.Д. Ушинский. Он характеризуе...
Развитие звуковой культуры речи посредством фольклора и моделирования
Звуковая культура речи — это важный аспект человеческого общения, который формируется под влиянием различных культурных и социальных факторов. В последние десятилетия наблюдается возрождение инт...