Ознакомление дошкольников с правами ребенка.
статья (подготовительная группа) на тему

Ерощенко Екатерина Викторовна

В данной статье содержится материал в помощь воспитателю:

- задачи,которые ставит перед собой педагог при ознакомлении детей с данной темой;

- формы реализации этих задач;

- дидактические игры;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_doshkolnikov_s_pravami_rebyonka.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Дети – будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества. «Дети - не будущие личности; они уже личности. Дети – существа, в душах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей надо руководить с нежностью» - (Януш Корчак)

С наступлением XXI века во всем мире проблема защиты детей обострилась. Социально-экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях. Растут беспризорность, наркомания, насилия. Увеличилось количество детей, оставшихся без родительского присмотра. И главной задачей нашего государства является – как защитить права ребенка, сохранить тем самым генофонд нации.

Дошкольное детство – это не просто уникальный период в жизни человека в процессе, которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, это ещё и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых родителей, педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в дошкольном возрасте, приводят к тяжёлым последствиям.

Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав.

Декларация прав ребенка, принятая в 1959г., является первым документом международного масштаба, защищающим права детей.

В декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.

Но, не смотря на столь немалый срок выхода этого главного документа, он пока еще мало знаком не только родителям, но и педагогам. Необходимо раскрыть взрослым важность документа. И, что значительно сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка.

Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнения. Его право, как и право любого человека, нужно уважать и не нарушать.

И поэтому педагогам, воспитателям надлежит быть наиболее грамотным в этой области, и делиться своими знаниями. Именно воспитатели вносят с первых лет жизни в сознание детей образ мира, дружбы, сотрудничества, терпимости и доброты, делают самое важное дело – закладывают фундамент нового миролюбивого и сознательного поколения – людей будущего. Без этого никакие уставы, декларации и  Конвенции ничего не сделают.

Проблема – недостаточная информированность взрослых о правах ребенка и документах, в которых говорится об этих правах; недостаток знаний о собственных правах у детей дошкольного возраста.

Решение проблемы  – познакомить дошкольников и их родителей с документами о правах ребенка, в доступной форме разъяснить значение каждого права.

Задачи:

1. Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка.

2. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.

3. Воспитание уважения к достоинству и  личным правам другого человека, формирование основ толерантности.

Посредством различных видов детской деятельности у детей формируются  элементарные представления о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правам.

Формы реализации:

1. Занятия по познавательной деятельности.

2. Беседы с детьми и родителями.

3. Игровая деятельность.

4. Продуктивная деятельность.

5. Театрализованная деятельность. Организация совместных с родителями развлечений.

6. Организация экскурсий, целевых прогулок.

7. Чтение специально подобранной литературы.

Главными путями реализации задачи повышения уровня правовой культуры дошкольников являются образовательные мероприятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий; традиционные праздники, концерты; беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми. Вся запланированная работа сообщает детям знания, вызывает оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствует развитию социальных эмоций, чувств.

Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно–игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.

Работа по развитию у детей представления об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Например, детям можно предложить понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло, воссоздавать зрительные образы. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

Прием драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ "театральный инстинкт" - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей.

Предварительная работа и работа на закрепление материала ведется только в повседневной совместной и самостоятельной деятельности детей, что позволяет избежать излишней заорганизованности детей. Занятия, игры, труд в повседневной деятельности организуются небольшими подгруппами детей, что способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей.

Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей использовала разнообразные методы и приемы:

- использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы)

- решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя;

- дидактические игры.

Форма образовательных мероприятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.

Опрос детей на тему "Права ребенка"

Вопросы, составляющие основу опросника:

Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права?

Как ты думаешь, что такое право?

Какие права есть у тебя и других детей?

Какие права ты считаешь самыми важными?

Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту?

Кто защищает права детей?

Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей?

Правильные ответы ребенка на 5-7 вопросов свидетельствуют о высоком уровне правовой культуры; 3-4 вопроса – о среднем уровне; если ребенок ответил менее чем на 3 вопроса, то это говорит о низком уровне сформированности правовой культуры данного дошкольника.

Беседа "Как поступить?"

Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?

Нужно ли принимать в свою игру других детей, если они просят об этом? Почему?

Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?

Можно ли без спроса брать чужие вещи? Почему?

Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?

Можно ли вертеться на занятиях, мешать заниматься другим детям? Почему?

        Дидактические игры

Игра «Наши имена»

Дети встают в круг, воспитатель бросает (катит) мяч одному из них. Поймав мяч, ребенок называет свое имя и возвращает мяч воспитателю.

«Ласковое имя» (Игра с мячом.)

Цель: учить ласково называть имена сверстников; формировать положительное отношение к сверстникам; развивать интонационные стороны речи.

Ход игры: Дети стоят или сидят в кругу. Глядя в глаза, друг другу они передают мяч и произносят имя соседа ласково.

      «Образуй отчество»

Цель: учить образовывать отчества от мужских имен; развивать речь.

Ход игры: Воспитатель называет мужское имя, а дети образуют от него отчество. (Например, Игорь – Игоревна, Игоревич). В игре можно использовать мяч.

«Я знаю …»  (Игра со скакалкой).

        Цель: развивать речь, мышление.

Ход игры: Ребенок прыгает через скакалку и называет имена девочек или мальчиков на каждый прыжок. Игра может проводиться в виде соревнования.

«Четвертый лишний»

        Цель: развивать внимание, речь.

Ход игры: Воспитатель называет четыре слова, а дети находят лишнее и объясняют. Почему это слово лишнее.

Настя, Таня, Миша, Люба;

Коля, Толя, Ваня, Оля;

Иван, Анатолий, Петя, Фёдор;

Иванов, Петров, Семён, Соловьёв;

Ивановна, Аркадий, Васильевна, Мироновна;

«Я имею право …»

Цель: дать правовые знания.

Оборудование: набор сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН о правах ребенка; картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в Конвенции (ребенок катается на велосипеде, играет, поливает цветы и т.д.)

Ход игры: дети поочередно выбирают картинки, которые соответствуют статьям Конвенции и раскладывают около шаблона «Я имею право …» (шаблон выполнен в виде знака +). Затем ребенок объясняет свой выбор, остальные обсуждают правильность принятого решения.

«Я не должен …»

Цель: разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей о социальных нормах.

Оборудование: серия сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах взрослый – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок – окружающий мир.

Ход игры: дети раскладывают около шаблона «Я не должен …» (знак -) картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми. Между человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор.

Особое значение в жизни ребенка играет семья. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Поэтому, чем выше культура общества, тем выше культура семьи. Значимость воспитательной деятельности семьи, педагогической культуры и воспитанности самих родителей в современных условиях значительно возрастает, так как обновляются задачи, содержание, средства и формы воспитания детей в семье, в современной деятельности семьи, детского сада, учреждений и служб. Поэтому задача педагогического коллектива состоит в том, чтоб совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы взаимодействия с родителями.

Как хорошо, что есть права!

Закон нас строго защищает.

И в нем важны нам все права,

Они великой силой обладают –

Чтоб нас никто не мог побидь,

Украсть, унизить и обидеть.

Как хорошо, что есть права!

Права останутся навеки.

Они помогут человеку,

Мир восстановят навсегда.

И у младенца есть права,

И у собаки , и у кошек тоже,

Без права на свете  жить на сможем,

Всегда нам право и везде поможет.

Ознакомление дошкольников с правами ребёнка в подготовительной группе.

        ГБДОУ №50

 Воспитатель:  Ерощенко Е.В.

        Санкт – Петербург

2013год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Права с самого рождения Образовательная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка.

Северо-Восточный Административный Округ Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение детский сад№1495.      Права с самого рожденияОбразовательная деятельно...

Дошкольникам о правах ребенка

Формирование у дошкольников правового сознания. В игровых занятиях дети не только узнают свои права, но и чувствуют ответственность за тех, кто рядом, за окружающий мир, за будущее....

Конспект "Ознакомление дошкольников с правами"

Закрепить представление детей о защите прав ребенка, дать представление о том, что отдых необходим для сохранения здоровья, ввести в активный словарь детей понятия «активный отдых», «пассивный отдых»,...

Групповая консультация для родителей дошкольников "О ПРАВАХ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Цель: повышение правовых знаний по вопросу защиты и охране прав ребенка дошкольного возраста среди родителей.Добрый день, уважаемые родители! В рамках проведения Дня правовой помощи детям, представляе...

Перспективный план по ознакомлению дошкольников с правами детей в младшей группе

Перспективный план по ознакомлению дошкольников с правами детей в младшей группе. В плане предпринята попытка создания организационно-правовой основы взаимодействия педагогов, детей, родител...

Конспект занятия по ознакомлению детей с правами ребенка для второй младшей группы "Дружная семейка" (с использованием ИКТ)

Конспект занятия по ознакомлению детей с правами ребенка для второй младшей группы....

Методика ознакомления дошкольников с правами ребенка.

Методика ознакомления дошкольников с правами ребенка....