Непосредственная - образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему «ОСЕНЬ»
материал (старшая группа) на тему

 

Цель:

-  Систематизировать представления детей о характерных признаках осени. 

Задачи:

- Способствовать закреплению умения, устанавливать связь между признаками в природе, использовать объекты живой и неживой природы, формированию отстаивать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.

 - Содействовать развитию памяти внимания, воображения, логического мышления, обогащать словарь

- Воспитывать патриотизм через гуманное отношение к родной природе.

Демонстрационный материал

Иллюстрация картин "Ранняя осень", "Поздняя осень". Обобщающие таблицы предыдущих занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_sayt.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 98

Московского района Санкт-Петербурга

Непосредственная - образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему

«ОСЕНЬ»

Подготовила: Абрахманова Ляйсан Индусовна

Воспитатель старшей  группы

Санкт-Петербург

2014 год

Цель:

-  Систематизировать представления детей о характерных признаках осени.  

Задачи:

- Способствовать закреплению умения, устанавливать связь между признаками в природе, использовать объекты живой и неживой природы, формированию отстаивать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.

 - Содействовать развитию памяти внимания, воображения, логического мышления, обогащать словарь

- Воспитывать патриотизм через гуманное отношение к родной природе.

Демонстрационный материал

Иллюстрация картин "Ранняя осень", "Поздняя осень". Обобщающие таблицы предыдущих занятий.

Ход работы

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима.

Дети: Осень.

Воспитатель: Посмотрим у меня есть для вас письмо. Пишет нам зайчик.

«Здравствуйте. На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город. подскажите когда она будет в лесу.»

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое?

Дети: Дождь, снег, туман.

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода?

Дети: Посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру.

Игра "Погода осенью"

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью, когда идет дождь

Дети:  Дождливая.

Воспитатель: Когда дует ветер?

Дети: Ветреная.

Воспитатель: Отлично: Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.

Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: Ранняя, поздняя.

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень.

Дети показывают и называют

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой в сентябре?

Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, воздух чист, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

Воспитатель: Какая погода в октябре?

Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

Воспитатель: Что вы можете сказать о ноябрьской природе?

Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.

Осень подойдет неслышно,

 Тихо встанет у ворот.

 В огороде листик вишни,

 На дорогу упадет.

 Это первая примета,

 Что от нас уходит лето.

 А вторая куст малины,

 В нитях белой паутины.        

Чуть короче станет день,

 Потемнеют облака,

 Словно их накроет тень,

 Станет пасмурной река -

 Третья верная примета:

 Осень бродит близко где-то

 Ранним утром на поляны,

 Лягут белые туманы.

 А потом уж жди, не жди

 Моросящие дожди

 Пеленой затянут просинь

 Значит, наступила осень.

У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания?

Дети: Да.

В круг ребята становитесь,

 Крепче за руки держитесь.

 Я шкатулочку возьму,

 И приметы соберу.

Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.

1 ребенок: Коли ясно, то и осень прекрасна.

2 ребенок: Осень идет, и дождь за собой ведет.

3 ребенок: Красна весна цветами, а осень пирогами.

4 ребенок: От осени к лету, поворота нету.

5 ребенок: Лето со снопами, осень с пирогами.

Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

Физминутка "Листочки".

Осенние листочки закружились.

 Веселый ветер зашумел над ними,

 Весело они летели

 И на землю сели.

 Вот ветер снова тихо набежал,

 Вдруг листочки красивые поднял.

 Весело они летели

 И на землю сели.

Воспитатель: Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень?

1 ребенок: Никогда бы не было коротких дней.

2 ребенок: Не смогли надеть осеннюю одежду.

3 ребенок: Не увидели золотую листву.

4 ребенок: Не наблюдали за цветными листьями.

5 ребенок: Не было бы листопада.

Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться

Воспитатель: А вот скажите, пожалуйста, какие птицы бывают?

Дети: Перелетные, зимующие

Воспитатель: А что же это за перелетные птицы?

Дети: Это птицы, которые улетают на юг, там теплее и сытнее.

Воспитатель: А как вы думаете, все ли птицы сразу улетают?

Дети: Нет сначала, улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому что они прячутся. (Ласточки, стрижки кукушки, жаворонки). Затем улетают птицы, которые находят корм на земле. Исчезают червяки, не заметны плоды и зерна. (Это скворцы, журавли, грачи). В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки. Потому что вода на реках замерзает.

Воспитатель: Во время переплета птицы устают, их много погибает. И поэтому, когда они садятся отдыхать, не пугайте их.

Воспитатель: А какие птицы остаются у нас зимовать и почему?

Дети: Воробьи, галки, вороны, северные голуби, сороки, свиристели, клесты, синицы, перепелки, дятлы, глухари, тетерева, филины. У этих птиц оперенья гуще, они прилетают ближе к жилью человека. Человек о них заботится.

Воспитатель: Дети вы верно подметили, что в природе все взаимосвязано, природа засыпает постепенно. Чудесно! Мне понравилось, как отвечают: без стеснения. У вас отличные знания о птицах. А что вы можете сказать о животных, как они готовятся к зиме?

Дети: У лося отпадают рога. Заяц выводит детенышей и меняет серую шубку на белую. Ежи, барсуки, тушканчики готовят гнездышки из сухой травы, листьев, чтоб на зиму лечь спать. Куница разоряет гнезда белок. Медведь откладывает запасы жира под шкурой, чтоб зимой впасть в спячку. Бодрствуют лисы, волки, зайцы, рыси. Потому что они сами могут достать себе корм. Белка меняет серую шкурку на голубую,  и делает запасы в кладовых.

Воспитатель: Скажите, а чем занимаются люди осенью?

Дети: Собирают ягоды, грибы. Сушат на зиму. Варят варенья, делают соленья. Убирают овощи и фрукты в огородах.

Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.

Эхо лесное, спросить могу?

 Ау-ау-ау!

 Куда это листья лесные пропали?

 Опали-опали-опали:

 Травы лесные, где вы, не вижу?

 Ниже-ниже-ниже:

 Цветы луговые, а вы все цветете?

 Что ты, что ты:

 Птички- певички, давно ли галдели?

 Летели, летели, на юг улетели:

 Рыбы речные, вы где?

 А мы на дне, мы в глубине:

 Лягушки и жабы, куда подевались?

 В ил закопались, в ил закопались:

 Белки и зайцы, про вас не знаем?

 Линяем, линяем, линяем:

 Так что же творится в лесу? - ты спросил.

 Осень, осень, осень.

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.

Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг. Прилетели зимующие птицы в наши края. Но осень будет теплая, звери завалялись в спячку.

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ.

Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» Тема «В стране сказок»

Вводная часть-организационный момент : получения письма от незнайки, в котором находится карта- схема с заданиями. В основной части работы решаются поставленные задачи, в заключительной части по...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» по теме «В стране сказок».

План-конспект  непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» (старшая группа) по  теме «В стране сказок»...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познание». Тема: «Мира не узнаешь, не зная края своего».

План-конспект непосредственно образовательной деятельности написан с учётом ФГТ. Интеграция образовательных областей "Социализация", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Музыка" способ...

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Тема: "Составление детьми описательных рассказов о ягодах (по муляжам)".".

Лексическая тема "Ягоды". Использование современных образовательных технологий: игровые технологии, здоровьесберегающая, технология личностно-ориентированного взаимодествия педагога с детьми....

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Осень»

Уточнить представления детей о характерных признаках осени. Закрепить умение устанавливать связь между признаками в природе, используя объекты живой и неживой природы. Учить детей связно и живо расска...