Теория и методика экологического воспитания
методическая разработка на тему

В статье рассказывается о целях, условиях и принципах экологического воспитания дошкольников в детском саду. Описываются методы экологического воспитания. Представлен краткий анализ программ экологического образования дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoriya_i_metodika_ekologicheskogo_vospitaniya.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста.

В настоящее время проблема экологического воспитания является актуальной. В современном обществе не сформировано экологическое сознание. Министерство образования РФ для решения данной проблемы требует включать в образовательный процесс формирование знаний экологического характера у дошкольников, начиная уже с младшего возраста.

Экологическое образование в дошкольном возрасте в первую очередь направлено на развитие гуманных чувств ребенка, накопление им эмоционально – положительного опыта общения с природой.

Экологическое образование дошкольников предполагает создание системы работы в детском саду, которая стала бы интересным, увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.

Экология – это наука о взаимодействиях живых организмов друг с другом и окружающей средой.

Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объекту природы. Целесообразно заниматься экологическим воспитанием детей с первых лет жизни.

Экологическое воспитание включает в себя интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Все три аспекта взаимосвязаны, составляю нравственную основу, которая проявляется в поведении ребенка.

Экологическое воспитание ребенка предполагает:

  • Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
  • Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
  • Развитие эстетических чувств (умение увидеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить ее);
  • Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными.

Осознанно правильное отношение ребенка к природе строиться на элементарных знаниях экологического характера.

Экологическое знание - это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней.

Процесс приобщения детей к экологической культуре происходит с раннего дошкольного возраста. Основополагающую роль в экологическом воспитании ребенка играют, как правило, все сферы дошкольного детства: семья, сверстники, различные типы образовательных учреждений. Влияние дошкольного учреждения на формирование экологических знаний может оказаться решающим.

Окружающая среда, ее правильная организация в ДОУ и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным и природным миром являются одним из условий эффективности формирования экологических знаний в условиях дошкольного учреждения. Эффективное влияние окружающей среды на личность ребенка в дошкольном образовательном учреждении в значительной степени зависит от способности педагогов организовать такую среду.

Опыт работы многих воспитателей российских ДОУ показывает, что в процессе экологического образования и воспитания дошкольников необходимо формировать структуру целостных знаний о единстве земли, воздуха, флоры и фауны, взаимосвязи и взаимозависимости человека с миром природы.

Для экологического воспитания в ДОУ необходимы следующие условия:

  1. создание в группе уголка живой и неживой природы;
  2. создание на территории дошкольного учреждения внешних природных зон – сад, огород, экологическая тропа, зона отдыха, «птичья столовая» и т.п.;
  3. взаимодействие с родителями с целью интеграции экологического воспитания с семейным воспитанием;
  4. организация исследовательской и природоохранной деятельности детей на основе сочетания посильного детского труда с игровыми ситуациями.

Такая форма организации исследовательской и природоохранной деятельности детей решает задачу формирования у детей понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе.

Задачами экологического воспитания являются:

  1. формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными;
  2. воспитание чувственно-эмоциональных реакций детей на окружающую среду;
  3. воспитание у детей заботливого отношения к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой;
  4. воспитание эстетических и патриотических чувств средствами природы.

В настоящее время существует целый ряд экологических программ для ДОУ. Большинство из них основано на формировании у дошкольников познавательного отношения к природе, трудовых умений и навыков, понимания значения труда как деятельности по удовлетворению потребностей живых существ; на воспитании интереса  к труду и природе, бережного и заботливого отношения к природе, гуманно-деятельного отношения ко всему живому; на развитие эколого-эстетического видения природы, эстетического отношения к ней; на воспитание экологически целесообразного поведения в природе.

В работе с детьми по формированию экологической культуры важно знать следующие принципы экологического воспитания и образования дошкольников:

  1. принцип развивающего и воспитывающего характера знаний о природе (отбор знаний о природе должен производиться с учетом цели и задач экологического образования дошкольников, их возрастных возможностей);
  2. принцип научности в отборе содержания знаний. Нужно исходить из ведущих целей современного естествознания (идея многообразия природы, единства живого и неживого, взаимосвязи организма и среды обитания, приспособленности живого к условиям существования, изменчивости природы, сущности взаимодействия человека и природы) и научных понятий (растения и животные – живые существа; живое и неживое; рост и развитие; биоценоз и др.);
  3. принцип энциклопедичности в отборе содержания знаний;
  4. принцип учета характера системности знаний о природе на разных возрастных этапах;
  5. принцип доступности;
  6. краеведческий принцип в отборе материала;
  7. экологический подход к отбору знаний о природе;
  8. принцип концентричности в подаче и усвоении природоведческих знаний в дошкольном возрасте (усложнение материала от группы к группе).

Важной особенностью в экологическом воспитании дошкольников является организация эколого-развивающей среды, которая должна способствовать возникновению и развитию познавательных интересов ребенка, развитию его волевых качеств, эмоций и чувств, способствовать взаимопроникновению с природным окружением ребенка.

При организации эколого-развивающей среды необходимо учитывать:

  • требования к подбору и размещению растений и животных уголка природы в соответствии с их биологическими особенностями;
  • возможностью содержания объектов в условиях, приближенным к естественным;
  • возрастными особенностями детей (своеобразием восприятия, уровнем развития и познавательной деятельностью, доступностью для наблюдений и труда);
  • безопасностью объектов для жизни и здоровья детей, дидактической и воспитательной значимостью и др.

При организации работы по экологическому воспитанию дошкольников необходимо учитывать следующие методы:

  1. Наблюдение – ведущий метод экологического образования детей. Наблюдение обогащает чувственный опыт, формирует реалистические представления и понятия о природе, основы экологического сознания, эстетического видения мира природы, бережного и заботливого отношения ко всему живому.
  2. Использование иллюстративно-наглядного материала в экологическом образовании детей.
  3. Использование технических средств обучения (диапозитивов, диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, компьютерных программ и др.) в системе эколого-педагогической работы.
  4. Труд как один из основных методов экологического образования детей.
  5. Использование элементарных опытов в системе экологической работы с детьми дошкольного возраста.
  6. Игра как метод экологического образования.
  7. Моделирующая деятельность как метод экологического образования детей.
  8. Рассказы воспитателя о предметах и явлениях природы, деятельности человека в ней.
  9. Составление природоведческой книги, ее использование для мотивации освоения экологических представлений, в воспитании у детей наблюдательности, интереса, любви и бережного отношения к природе, в обогащении эстетических впечатлений и чувств.
  10. Использование экологических сказок в формировании научного видения природы, в раскрытии сложных явлений, многообразия форм приспособления живых организмов к окружающей среде, воспитании ценностных ориентаций по отношению к объектам природы.
  11. Использование бесед как метода расширения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе.

Вопросы к интервью эколога (воспитателя – специалиста) ДОУ.

  1. Что Вы понимаете под термином «экология»?
  2. Что Вы понимаете под термином «экологическое воспитание»?
  3. Что Вы понимаете под термином «экологические знания»?
  4. Как Вы понимаете, в чем состоит цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?
  5. Как Вы думаете, какую роль в экологическом воспитании играет формирование у детей эмоционального отношения к природе?
  6. Назовите, какие формы, методы и средства необходимо использовать в формировании экологического воспитания детей.
  7. Перечислите, какие условия необходимо создать в ДОУ, для осуществления экологического воспитания детей?
  8. Какие задачи решает экологическое воспитание дошкольников в ДОУ?
  9. Назовите, на какие три вида групп можно условно разделить существующие экологические программы, в соответствии их  содержания, цели и задачам.
  10.  Какие требования при организации эколого-развивающей среды должен учитывать воспитатель?
  11. Назовите, технические средства, которые можно успешно использовать в системе эколого-педагогической работы в ДОУ?

Анализ программ экологического образования дошкольников.

В настоящее время существует целый ряд экологических программ для ДОУ. Анализ существующих программ по содержанию, целям и задачам позволяет условно разделить их на три основные группы: программы экологической (в основном биоэкологической) направленности; программы эстетико-культурно-экологической направленности; программы социально-экологической направленности.

Программы экологической направленности (биоэкологической)

название

автор

Цель, задачи, содержание

«Юный эколог»

С.Н.Николаева

В программе выделяется два аспекта содержания экологического воспитания: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Автор подчеркивает, что экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе лежат «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда». Программа состоит из двух подпрограмм: «Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников ДОУ». Программа одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.

«Мы»

Н.Н.Кондратьева

Основой содержания программы является «знания о человеке в его связи с природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умении его осуществлять». При этом главное внимание уделяется рассмотрению связей живых организмов с окружающей средой на разных уровнях. В каждом разделе программы представлены знания как основа экологического сознания, умения экологически ориентированных деятельностей, опыт гуманного отношения к природе. Основу экологической культуры личности, по мнению автора, составляет идея единства человека и природы.

«Наш дом – природа»

Н.А.Рыжова

Цель программы – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание в ней уделяется формирования целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Большое внимание уделяется развитию у детей элементарных представлений о существующих в природе взаимосвязях. Дошкольники учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Такой подход позволяет подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей. Важное значение придается нравственному аспекту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края. Программа рекомендована Министерством образования РФ.

«Экологическая дорожка»

А.В.Королева

Автор программы подчеркивает, что в процессе освоения ее программы дети получают основные понятия экологии, овладевают элементарными приемами наблюдений в природе, осваивают этические нормы отношения к живому, учатся понимать и ценить красоту живой природы как источника творческого вдохновения.

«Я познаю мир»

Творческий коллектив д/с №232 г.Ульяновска под редакцией Э.Э.Баранниковой

Цель программы - помочь сформировать у ребенка элементарную систему знаний о природе, научить понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости и действовать в соответствии с полученными знаниями.

«Паутинка»

Ж.Л.Васякина-Новикова

Формирование целостной системы знаний и умений, развивающих у детей планетарное мышление на основе формирования социально-экологического идеала; экологического воспитания. Программа включает в себя четыре блока: «Как я живу»; «Где я живу»; «Когда я живу»; «С кем я живу» и составлена по возрастным группам. К программе выпущены рекомендации, разработана конкретная технология решения задач экологического воспитания, представлено примерное распределение материала на год. программа рекомендована Министерством образования РФ.

Программы эстетико-культурно-экологической направленности

название

авторы

Цель, задачи, содержание

«Семицветик»

В.И.Ашикова, С.Г.Ашиковой

Программа нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой, саморазвивающейся личности. Авторы считают, что ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит от того как он будет действовать, какие поступки совершать программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях или в семье. Основой программы является восприятие красоты в природе, в созданных человеком творениях и в самом человеке, в его внутреннем мире и созидательных поступках. В программе имеются две базовые темы «Природа» и «Человек». Тема «Природа» включает не только четыре ее царства на Земле (минералы, растения, животные и человек), но и выходит за пределы планеты - в ближайшее и дальнее космическое пространство. Вторая тема рассматривает человека – созидателя народных и национальных героев, подвижников мировой культуры, вошедших в летописи и оставивших добрый след на Земле. Авторы выделяют следующие тематические блоки: «Планета Земля»; «Небо»; «Искусство»; «Светочи». Программа одобрена Министерством образования РФ.

«Мир вокруг нас»

Т.И.Поповой

Программа определена как «программа культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей» и представляет собой адаптацию идей других программ подобного типа на региональном уровне.

«Планета – наш дом»

И.Г.Белавиной, Н.Г.Найденской

Одной из задач программы является «формирование новой системы духовных ценностей ребенка, базирующихся на эстетических компонентах программы».

«Природа и художник»

Т.А.Копцева

Программа характеризуется блочно-тематическим планированием: выделены блоки «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства». Автор рассматривает мир природы как предмет пристального изучения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность детей. В настоящее время эта программа часто используется в сочетании с программой Н.А.Рыжовой «Наш дом – природа». программа одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.

Программы социально-экологической направленности.

«Мы – земляне»

Н.Н.Вересова

В содержании программы отражен комплекс вопросов социальной направленности (социальной экологии, экономики, граждановедения, валеологии и т.п.).

«Экономика и экология»

Л.М.Кларина

Автор отмечает, что ее разработки направлены на совершенствование экономического, экологического и социального сознания детей. Программа данного автора предназначена для детей в возрасте от 6 до 10 лет, однако ее элементы используются рядом дошкольных учреждений. Проблемы экономики и экологии увязываются автором через вопросы использования природных ресурсов и анализ потребностей человека. Многие сады используют в работе персонажей, придуманных автором, - Гнома Эконома и Фею Экологии.

«Детский сад XXI века» или «Надежда»

Т.В.Потапова

В программе наряду с вопросами образования в области окружающей среды большое внимание уделяется формированию у ребенка основ гражданской позиции, в том числе ознакомлению с правами человека, вопросам рационального природопользования (полное название программы – программа подготовки детей дошкольного возраста к обучению основам экологии, природопользования и правам человека»). Автор подчеркивает, что « при ознакомлении ребенка с окружающим миром… следует делать упор не столько на знания о предметах и явлениях, сколько на навыки бережного и неразрушающего обращения с ними и активное желание поступать…щадящим и сберегающим образом».

Литература

  1. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно – методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. – 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф.Горбатенко.
  2. Дик Н.Ф. Развивающие занятия по экологии для дошкольников. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
  3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми сред. И ст. групп дет.сада: Кн. для воспитателей дет.сада. – М.: Просвещение, 1999.
  4. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  5. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теории и методике экологического воспитания в старшей группе (поход на луг) на тему: «Стрекотание кузнечика»

Конспект занятия по теории и методике экологического воспитания в старшей группе (поход на луг) на тему: «Стрекотание кузнечика»...

Теория и методика экологического образования

Организация зеленой зоны в помещении и на участке детского сада...

МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИОННОМУ ЗАНЯТИЮ по предмету «Теория и методика экологического образования дошкольников»

Практические и игровые методы ознакомления с природой в дошкольном учреждении....

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ".

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ"....

Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в ...

Теория и методика экологического воспитания

Практические методы ознакомления детей с природой. Их характеристика и методика применения в разных возрастных группах....

теория и методика экологического образования и воспитания

Экологическое образование — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой.    В период дошкольного детства...