Конспект занятия по теории и методике экологического воспитания в старшей группе (поход на луг) на тему: «Стрекотание кузнечика»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Афанасьева (Гурьянова) Надежда Евгеньевна

Конспект занятия по теории и методике экологического воспитания в старшей группе (поход на луг) на тему: «Стрекотание кузнечика»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strekotanie_kuznechika.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по теории и методике экологического воспитания

в старшей группе (поход на луг)

на тему: «Стрекотание кузнечика»

Задачи:

1.Образовательные:

- закреплять знания детей о кузнечике;

- формировать представления детей о стрекотании кузнечиков;

- продолжать закреплять умение детей ориентироваться по плану-схеме;

2.Развивающие:

- развивать внимание, логическое мышление, память, слуховое восприятие;

- развивать выносливость;

- развивать наблюдательность;

3.Воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к кузнечикам;

Словарная работа: активизировать: кузнечики, пение, шелест, жужжание; ввести: стрекочет;

Методы и приемы:

вводная часть:

- беседа (на тему «Правила поведения в лесу, на лугу»);

- разбор плана;

- чтение загадок;

- вопросы;

- игра «Шпионы»;

- показ воспитателем образца работы с сачком;

основная часть:

- самостоятельная деятельность детей: ловля кузнечиков с помощью сачков, их рассматривание;

- индивидуальные указания;

- индивидуальнгые пояснения;

заключительная часть:

- беседа (на тему «Описание кузнечика»);

- игра «Луговые цветы»;

- упражнения в ходьбе

- пение песни «В траве сидел кузнечик» (сл. Н.Носова, муз. В.Шаинского);

- игра «Так ли это?»;

Материалы и оборудование: походный рюкзак; план со схематически изображенными на нем крупными объектами; красный флажок, сачок на каждого ребенка;

Предварительная работа:

- беседа на тему «Правила поведения в лесу, на лугу»;

- рассказ воспитателя о кузнечиках;

- просмотр иллюстраций, слайдов о кузнечиках;

- беседа о различных деревьях (береза, дуб, рябина, ель и др.), цветах;

- сбор походных рюкзаков;

Индивидуальная работа: развивать монологическую речь Оли М.

Ход занятия:

Воспитатель (В): ребята, сегодня мы с вами отправимся в поход на луг слушать как стрекочут кузнечики. Но прежде, чем пойти туда, мы все дружно вспомним как нужно вести себя на природе. Скажите, пожалуйста, что нельзя делать на природе?

Дети (Д): -  мусорить;

- сильно кричать;

- рвать цветы;

- убегать. Нужно всегда быть рядом со взрослыми;

- ломать ветки;

- разрушать муравейники;

- и т. д.

 (В):  молодцы! Правильно, там, куда мы сегодня отправимся, нельзя делать все то, о чем вы сказали.

    Воспитатель раздает каждому ребенку план.

(В):  у каждого из вас план маршрута, по которому мы сейчас отправимся в поход. Какие объекты на нем изображены?

(Д): -детский сад;

-лес;

-луг;

-дорожки;

(В): стрелочкой указан наш путь. Оля, расскажи, пожалуйста, от какого объекта и куда мы пойдем.

Оля М.: мы выйдем из детского сада и двинемся по дорожке в сторону леса. Далее пойдем на луг и обратно в детский сад.

(В): все правильно, разобрались. А теперь берем свои рюкзаки, карты и двигаемся по строго указанному маршруту.

     Воспитатель вместе с детьми отправляется в поход. Дойдя до леса, который располагается недалеко от детского сада, педагог зачитывает загадки.

(В): ребята, сейчас мы проходим по лесу. Посмотрите, как много здесь разных красивых деревьев! Давайте попробуем поиграть с вами в игру: я буду читать загадки, а вы будете показывать пальчиком и называть то дерево, о котором я вам говорю.

       Загадка читается про то дерево, рядом с которым проходит группа:

- Весной зеленела,

  Летом загорела,

   Осенью надела

   Красные кораллы (рябина).

- Никто не пугает

   А вся дрожит (осина).

- Ствол белеет,

   Шапочка зеленеет.

  Стоит в белой одежке,

   Свесив сережки (береза).

- Что же это за девица?

   Не швея, не мастерица.

 Ничего сама не шьет,

 А в иголках круглый год (ель).

- Высоконько стоит,

   Далеконько глядит,

  Станет старушкой-

   Будет избушкой (сосна).

- Я из крошки- бочки вылез,

   Корешки пустил и вырос,

   Стал высок я и могуч,

   Не боюсь ни гроз, ни туч.

   Я кормлю свиней и белок -

   Ничего, что плод мой мелок (дуб).

- С моего цветка берет

   Пчелка самый вкусный мед.

   А меня все ж обижают,

   Шкурку тонкую сдирают (липа).

(В): молодцы, правильно назвали все деревья и показали их. А теперь внимательно смотрим на карту и отправляемся дальше в путь. Куда сейчас мы пойдем?

(Д): на луг.

(В): верно, сейчас мы с вами отправимся на луг.

    Придя на луг, воспитатель обращается к детям.

(В): вот мы и пришли на луг. Укладываем аккуратно наши рюкзачки на одно место, не разбрасываем их. А сами все тихо садимся на корточки и замираем на мгновение: не разговариваем, не двигаемся, находимся в одном положении. Закрываем глазки, послушаем с вами звуки луга.

     Дети садятся на корточки, закрывают глаза. В течение небольшого промежутка времени все слушают с закрытыми глазами звуки леса.

(В): открываем глаза. Какие звуки вы сейчас услышали?

(Д):-пение птичек;

-шелест листвы;

-жужжание жуков;

- и др.

(В): мы услышали с вами много различных интересных звуков. Прислушайтесь, а это что за интересный звук, который вы еще не назвали.

(Д): молчат.

(В): так стрекочет кузнечик. А вы знаете, что означает слово «стрекочет»?

(Д): нет.

(В): слово «стрекочет» означает то, что кузнечик поет свою песенку, состоящую из коротких и частых звуков, напоминающих треск. Причем из всех кузнечиков поют эту песенку только кузнечики — самцы. Прислушайтесь еще раз внимательно и послушайте как стрекочет кузнечик.

(В): откуда доносится пение:из травы или с деревьев?

(Д): из травы.

(В): какая песенка у кузнечика: длинная или короткая?

(Д): длинная.

(В): песенка тихая или громкая?

(Д): громкая.

(В):  песенка непрерывная или с перерывами?

(Д): с перерывами.

(В): на что похоже стрекотание кузнечика?

(Д):-на треск;

-на звук сломанной палки;

- и др.

(В): поет один кузнечик или их много?

(Д): много.

(В): а сейчас попробуем с вами поиграть в  игру «Шпион». Возьмите из своих походных рюкзаков красные флажки. Каждый из вас сядет в любом месте на полянке, только не очень близко друг к другу. Как только кто-то услышит песенку кузнечика, поднимает бесшумно высоко свой красный флажок. Сидеть нам нужно тихо, чтобы кузнечики не испугались и не прекратили стрекотать. Кто каждый раз будет тихо и правильно поднимать флажки, когда вблизи него будут стрекотать кузнечики – будет хорошим шпионом.

(В): все хорошие шпионы – справились с заданием отлично: узнавали песенку кузнечика из множества других звуков. Теперь попробуем с вами посмотреть на них поближе, для этого возьмем сачки и, проходя по лугу, будем ловить их. Посмотрите, как это буду делать я.

Педагог берет в руки сачок и пытается поймать кузнечика.

(В): сначала я тихо сажусь на корточки, замираю, перестаю шевелиться и начинаю прислушиваться откуда доносится пение кузнечика. Далее бесшумно продвигаюсь к тому месту, где было слышно стрекотание, и всматриваюсь в траву. Найдя его, без резких движений закрываю кузнечика сачком. Через сеточку аккуратно, не причиняя вреда насекомому, беру аккуратно его в руки и начинаю рассматривать. Попробуйте каждый сам поймать кузнечика и рассмотреть его. Только ни в коем случае не делайте ему больно.

      Дети разбредаются по лугу. Воспитатель дает индивидуальные указания и пояснения.

(В): закончили рассматривать? Если да, то очень осторожно отпускаем кузнечиков на волю: открываем ладошки и даем им возможность выпрыгнуть оттуда.

     Дети выпускают кузнечиков, рассаживаются в круг.

(В): кузнечики большие или маленькие по сравнению с муравьями?

(Д): большие.

(В): какого цвета были кузнечики на этом лугу?

(Д): зеленые.

(В): Какие части тела есть у кузнечика?

(Д): - голова

- лапки

- туловище

- усики

(В): сколько лапок у кузнечика?

(Д): - 4 маленькие тонкие лапки и 2 большие толстые лапки с «перевернутым» коленом

(В): глазки большие или маленькие как зернышки?

(Д): большие

(В): усики длинные или короткие?

(Д): длинные

(В): как прыгает кузнечик: на большое или маленькое расстояние?

(Д):  большими прыжками

(В): верно, кузнечики по сравнению, например, с муравьями, большие насекомые. Они бывают разного цвета, но на этом лугу мы с вами увидели пока только зеленых. У кузнечика есть усики, голова, туловище, лапки. У кузнечика усики длинные, 2 лапки из 6 имеют очень интересное строение – коленки как бы «перевернуты» наружу. Передвигается кузнечик в пространстве с помощью больших прыжков. Кузнечики поют песню, напоминающую треск, которая называется стрекотанием. Кузнечики – очень красивые и интересные насекомые.

 (В): наши кузнечики живут на этом большом лугу. Посмотрите, сколько здесь много разных и интересных цветочков. Поиграем в игру? Я буду называть цветочек, если такой цветок растет на этом лугу, вы подпрыгиваете и хлопаете над головой ладошками, если нет, то остаетесь стоять неподвижно.

- ромашка (!)

- роза

- клевер (!)

- георгин

- тюльпан

- василек (!)

- алоэ

- колокольчик (!)

- нарцисс

-пион

 (В): хорошо справились с заданием. Собираемся в обратный путь: берем свои походные рюкзаки, карты и отправляемся в дорогу: из луга по дорожке в лес, а затем в детский сад.

    Идя по дороге, еще не доходя до леса, воспитатель упражняет детей в различных видах ходьбы.

(В): Я буду показывать вам как ходит какое – нибудь животное или какая-нибудь птица, а вы повторяйте все движения за мной и попробуйте отгадать  кого я изображаю.

- ходьба с высоким подниманием колен (петух)

- ходьбы с выпадами вперед (олень)

- ходьба мелкими шажками, носки повернуть друг к другу (пингвин)

- ходьба на внешней стороны стопы (медведь)

- ходьба на внутренней стороне стопы (козленок)

- прыжки на двух ногах (заяц)

     Далее поход продолжается обычным шагом.

 (В):   чтобы было веселей, мы все с вами споем песенку, которую вы хорошо знаете. Петь песенку будем про того, чье стрекотание слушали сегодня. Про кого?

(Д): кузнечика.

(В):   про кузнечика песню запевай:

В траве сидел кузнечик, в траве сидел кузнечик,
Совсем как огуречик, зелененький он был.
Представьте себе, представьте себе,
Совсем как огуречик,
Представьте себе, представьте себе,
Зелененький он был.

Он ел одну лишь травку, он ел одну лишь травку,
Не трогал и козявку, и с мухами дружил.
Представьте себе, представьте себе,
Не трогал и козявку
Представьте себе, представьте себе,
И с мухами дружил.

Но вот пришла лягушка, но вот пришла лягушка -
Прожорливое брюшко - и съела кузнеца.
Представьте себе, представьте себе,
Прожорливое брюшко,
Представьте себе, представьте себе,
И съела кузнеца.

Не думал, не гадал он, не думал, не гадал он,
Никак не ожидал он такого вот конца.
Представьте себе, представьте себе,
Никак не ожидал он
Представьте себе, представьте себе,
Такого вот конца.

 Детям вместе с воспитателям доходят до детского сада. Уже в группе проигрывается игра « Так ли это».

(В):   попробуем вспомнить то, что мы сегодня узнали в походе с помощью игры «Так ли это».  Я буду говорить вам что-то, если вы с этим согласны, то хлопаете в ладошки. Если нет, то не хлопаете. Слушайте внимательно:

- Кузнечики не стрекочут

- Песнь кузнечиков длинная

- Песнь кузнечиков тихая

- Песнь кузнечиков без перерывов

- У кузнечиков нет усиков

- У кузнечиков 6 лапок

- Кузнечики не умеют прыгать.

(В):   молодцы! Все запомнили. Вам понравилось в походе? Пойдем еще раз?

): да!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию (нравственно-духовное воспитание) старшая группа «Защитники Руси»

Закрепить;Дать детям представление о защитниках земли Русской;Поддержать интерес к истории русского народа, вызвать желание подражать русским богатырям;Воспитывать гордость за свой народ, за свою стра...

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК О »

Конспект занятия по подготвки к обучению граммоте детей старшего возраста с ОНР ....

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Ранняя весна». Предлог «БЕЗ».

Материал полезен коллегам, которые работают в группах компенсирующей и комбинированной  направленности для детей с тжелыми нарушеними речи....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «Р’. Дифференциация звуков Р – Р’».

Подгрупповое логопедическое занятие разработанно с использование методических пособий Т.Б. Филичевой и О.С. Гомзяк....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «С - Ш».

Подрупповое логопедическое занятие, разработанное с использованием материалов Т.Б Филичевой и О.С. Гамзяк....

Конспект занятия по развитию речевого (фонематического) восприятия в старшей группе для детей с ЗПР. Тема: Звуки [А], [У].

Представленный конспект занятия может быть использован учителями-логопедами в процессе обучения детей дошкольного возраста с ФФН, ОНР, ЗПР....

Конспект занятия по области «Речевое развитие» с детьми старшей группы, имеющими недостатки в звукопроизношении Тема: “В гостях у дедушки Якова” (Дом, мебель)

Цель: уточнять и расширять словарь по теме.Программные задачи:Образовательные: продолжать учить образовывать относительные прилагательные, составлять предложения с однородными членами; учить детей раз...