Теория и методика экологического образования
методическая разработка по окружающему миру на тему

Коваленко Татьяна Николаевна

Организация зеленой зоны в помещении и на участке детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekololgiya_k.r.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: «Теория и методика экологического образования».

Тема: «Организация зеленой зоны в помещении и на участке детского сада».

                                 

  План

           Введение.

  1. Цели и задачи экологического воспитания.

     3.  Значение участка детского сада.

4.  Гигиенические требования к участку.  

5.  Организация и озеленение участка.

6.  Труд на  участке.

7.  Труд в огороде.

8.  Организация наблюдений.

9.  Прогулки и экскурсии в природу.

10. Экологическая тропа.

11. Работа с родителями.

 

Литература:

1. Веретенникова Н.А. «Ознакомление дошкольников с природой» Просвещение М., 1980 г.

2. Каменева Л.А. «Как знакомить дошкольников с природой» Просвещение М., 1983 г.

3. Мазурина А.Ф. «Труд и наблюдение в природе» Учебно-педагогическое издательство М., 1960 г.

4. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание дошкольников» М., 1998 г.

5. Рыжова Н.А. «Наш дом – природа» м., 1996 г.

Введение

   Формирование экологической культуры населения, начало ее становления падает на первые семь-восемь лет жизни ребенка. Дошкольное детство – ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностей ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективой.

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей – социальной экологии и экологии человека – не может остаться в стороне от познания ребенком окружающего мира. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов, последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью формирования у детей начальной позиции по этому вопросу.

       Природа планеты – уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная. Материальная, потому что в комплексе всех своих компонентов составляет среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что вдохновляет и стимулирует творческую деятельность.

Изучение законов природы может быть начато в дошкольном возрасте в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказана многочисленными психолого-педагогическими исследованиями.

Ознакомление с конкретными примерами жизни растений и животных, их связи с определенной средой обитания и полной зависимости от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают, что механизм связи является приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой.

2. Цели и задачи экологического воспитания. 

Под экологическим воспитанием дошкольников мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в соответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Цель экологического воспитания детей – формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем, в соответствии с концепцией общего среднего экологического образования, успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие.   Комплекс взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка, включает:

- формирование системы элементарных научны экологических знаний, доступных пониманию ребенка – дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно – правильного отношения к природе);

- развитие познавательного интереса к миру природы;

- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения;

- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

 - формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

3. Значение участка детского сада.

Земельный участок детского сада, особенно в городских условиях, - это место игр, прогулок и занятий. Осенью, зимой и весной дети проводят на участке большую часть дня, а летом, если не уезжают на дачу, - весь день. Здесь во время игр обогащается чувственный опыт детей.

Работая в цветнике, на огороде, в саду, дети приучаются коллективно трудиться, приобретают некоторые трудовые навыки, у них воспитывается любовь и уважение к труду, ответственность за порученное дело. На участке детей знакомят с сезонными явлениями в природе, организуют длительные наблюдения за ростом растений и повадками животных. Все это значительно расширяет кругозор детей, обогащает их знаниями об окружающем мире, воспитывает у них бережное отношение к природе и умение видеть в ней красивое. Правильно организованный и хорошо озелененный участок –

необходимая база для осуществления воспитательно-образовательных задач детского сада.

4.Гигиенические требования к участку.

1.Детские учреждения не должны быть расположены в непосредственной близости от производственных предприятий, выделяющих вредные газы и образующих большое количество пыли;

2.От рынков и мест большого скопления людей, например учреждения общественного питания, больниц, гаражей и др.;

3.Расстояние от детских учреждений до железных дорог должно быть не менее 500м.;

4.Детские учреждения не следует располагать вблизи от крупных автомобильных магистралей;

5.Земельный участок предназначен для прогулок детей, а в тёплые дни – для проведения всей воспитательной работы. Размеры, планировка и оборудование участка зависят от типа детского учреждения, контингента детей, их возраста и содержания воспитательной работы;

6.В яслях – садах с количеством мест, не превышающим 95, на одно место выделяется 40м.кв., дошкольном учреждение рассчитанном на 140 - 320 мест 35м.кв., а в комплексах яслей – садов, рассчитанных на 560 - 660 мест 30 м.кв.;

7.Основные гигиенические требования к участку – чистота почвы, т.к. почва, загрязненная отбросами, может стать средой для сохранения и развития микроорганизмов – возбудителей инфекционных заболеваний и яиц глистов;

8.Земельный участок должен быть сухим с глубоким залеганием подпочвенных вод, в противном случае на участке может образовываться сырость;

9.Участок должен возвышаться над остальной местностью и иметь склон для стока дождевой воды  и тающего снега;

10.Земельный участок должен иметь ограждение высотой не более 1,6м. Не рекомендуются сплошные кирпичные или железобетонные ограждения;

11.по периметру земельного участка располагается полоса деревьев или кустарников насаженных шириной 5м. Зелёные насаждения должны составлять не менее 50% площади участка. Для озеленения участка рекомендуются насаждения, обеспечивающие наличие зелени  в течение года. Не допускается осадка деревьев и кустарников с ядовитыми ягодами и колючками;

12.Деревья и кустарники насаживаются таким образом, чтобы они не препятствовали доступу солнечных лучей и дневного света в помещение: кустарники – нее ближе 5м.; а деревья не ближе 10м. от стен здания. Кроме того на участке деревья не должны затенять более половины групповых и физкультурных площадок;

13.Каждая возрастная группа имеет отдельную площадку, изолированную от других групп кустарником. Площадь определяется из расчёта 5м.кв. на 1 ребёнка в первой и второй группах и 7,5м.кв. в первой младшей группе и 7,2м.кв. – в дошкольных группах. На каждой площадке необходим теневой навес с дощатым полом площадью 40м.кв., закрытый с 3 сторон. Открытая сторона обращена на юг;

14.Групповые площадки для детей ясельного возраста должны иметь травяное покрытие.

5. Организация и озеленение участка.

Земельный участок должен быть озеленен и так организован, чтобы дети могли повседневно участвовать в выращивании растений и наблюдениях за ними. Поэтому на площадке каждой возрастной группы надо иметь цветочные, декоративные, фруктовые, ягодные и овощные растения, а также траву, на которой дети могли бы играть. В тех случаях, когда детский сад располагает достаточной земельной площадью, для детей организуют цветник, огород и сад.

Прежде чем приступить к озеленению, участок надо очистить от мусора и камней, измерить его и составить план размещения на нем растений для всех групп детского сада.

Участок обычно огораживают забором. Хорошо сделать живую изгородь, посадив деревья со смыкающимися кронами или кустарники в 1-3 ряда. Это украсит участок и будет защищать его от ветра, пыли и копоти. Посадки деревьев и кустарников можно отделить участки разных возрастных групп.

Для выращивания деревьев и кустарников требуется несколько лет. Хороший травостой также создается в течение не одного сезона. Удалять деревья и кустарники с участка можно только в том случае, если они затеняют здание детского сада, создают сырость или заражены какой-либо болезнью.  Около беседок, теневых навесов и других построек сеют вьющиеся растения.

Место для огородных культур лучше всего выбирать открытое, защищенное с северной стороны постройками, забором или живой изгородью. Фруктовые деревья и ягодные кусты сажают на пологом склоне или ровном месте, где не скапливается вода.

Дорожки на участке должны быть широкими (1-2 м.), чтобы дети не затаптывали растений. Пространство между клумбами в цветнике и грядками на огороде делают шириной 50-60 см.

На земельном участке должны быть скворечники и площадки с кормушками для наблюдения над перелетающими птицами.

При выборе растений и места их расположения нужно учитывать их биологические особенности. Деревья и кустарники нужно сажать жизнестойкие в данных климатических условиях, с красивыми листьями или цветами, съедобными или интересными плодами, с которыми дети могут играть. Нельзя озеленять участок деревьями и кустарниками с ядовитыми плодами и колючками.

 Деревья, которые рекомендуется высаживать в детском саду: клен остролистый, клен ясенелистный, ясень обыкновенный, липа мелколистная, рябина, тополь, береза, дуб, сосна обыкновенная, ель обыкновенная, лиственница сибирская.

Кустарники: спирея средняя, спирея иволистная, жасмин садовый, сирень обыкновенная, облепиха, гортензия метельчатая, снежноягодник белый, калина обыкновенная, клен татарский, кизильник.

Вьющиеся растения: бобы садовые, душистый горошек, ипомея, настурция вьющаяся, дикий виноград.

6. Уголок природы в детском саду, его воспитательно-познавательное значение Уголок природы – самая доступная экосистема. Растения интересны для наблюдения и ухода. Главная особенность и преимущество уголка природы - непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателям  на протяжении всего учебного года использовать его проведения различных эколого-педагогических мероприятий организации разной деятельности с дошкольниками. При наличии даже небольшого пространства уголок природы целесообразно иметь в каждой возрастной группе. Расположить его можно в групповой комнате, раздевальном помещении. Последний вариант особенно хорош - растения   будут видеть родители, вместе с детьми наблюдать за ними, обсуждать разные моменты, связанные с их жизнью. Родители смогут увидеть, как дети трудятся в уголке природы, что немаловажно для единства воспитания дошкольников в семье и детском саду. Минимальный состав уголка природы - комнатные растения По новым нормативным документам животных в уголке природы содержать нельзя..

      Уголок природы в ясельной и младшей группах. В младшую группу на непродолжительное время с разрешения администрации можно принести рыбок,  рыбки, помещенные в аквариумы младших групп, должны быть яркими, заметными, достаточно крупными, чтобы маленькие дети с еще плохо развитым восприятием могли их увидеть, сосредоточить на них свое неустойчивое внимание. Только в этом случае получатся содержательные наблюдения. Это могут быть любые разновидности золотых рыбок, крупные меченосцы, барбусы, скалярии, тетрагоноптерусы.

     В состав уголка природы средней группы можно аквариум и растения по возрасту. Рыбки в аквариуме могут быть иными, чем в младшей группе, но тоже заметными.

   Уголки природы старших групп включают аквариум с рыбами, кого-нибудь их наземных животных (хомяка или черепаху) и растения. Старшим дошкольникам целесообразно видеть в уголке природы таких животных, которые имеют интересные приспособительные особенности, могут продемонстрировать закономерные взаимосвязи в природе. Для аквариума старшей группы подойдут золотые рыбки в сочетании с карасем - их диким предком. Это даст возможность показать хорошую приспособленность дикого животного и ее отсутствие у декоративной разновидности.

Для аквариума подготовительной к школе группы подойдут рыбы разных слоев воды, на которых можно показать не только приспособленность к разному образу жизни, но и экологические ниши в одной экосистеме. Это могут быть: гуппи или меченосцы (рыбы верхних слоев воды), сомики (донные рыбы), барбусы (обитатели средних слоев воды). Сухопутная черепаха и золотистый хомячок, устроенные в просторных помещениях с «естественным» оформлением, обеспечивают богатое экологическое содержание познавательной деятельности детей 5-7 лет. Из птиц предпочтительнее волнистые попугаи - на них можно показать маскировочную окраску, хорошую приспособленность к лазанию (что доступно и интересно и старшим дошкольникам).

     Видовой состав растений в уголке природы любой группы не имеет принципиального значения - педагогическую работу можно проводить с теми представителями флоры, которые давно находятся в помещении и хорошо себя чувствуют. Важно,  не количество, а ухоженность растений, их благополучное состояние, правильное размещение, красивое оформление. Комнатные растения - это не учебные пособия, а живые существа, которых надо любить и о которых следует заботиться - их сосуществование с человеком взаимовыгодно. И поэтому их не следует, подменять искусственными растениями.

Кроме постоянных растений и животных в уголке природы могут находиться временные объекты природы, например минио-город на окне -лук, чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года. Особенно важны лук и чеснок -витаминная добавка в питание детей. Кроме того, эти растения выделяют фитонциды и тем самым оздоравливают воздух помещения. Весной воспитатель с детьми выращивает цветочную рассаду однолетников для участка, в конце зимы делает выгонку веток. Уголок природы должен быть правильно оборудован – без этого он становится витриной, которая мало используется в педагогическом процессе. В каждой возрастной группе должно быть два функциональных места - для выполнения трудовых операций и для хранения кормов и предметов ухода за обитателями уголка природы. Место для труда - это небольшой столик, на котором можно разместить клетку с птицей или поддон из нее, емкости с кормами, доску для резания овощей и прочие предметы. Столик может быть обычным, или откидным (по типу секретера), или выдвижным. Последние два варианта удобны для небольшого помещения.

7. Комнатные растения в уголке природы. Подбор комнатных растений для разных возрастных групп. Их размещение.  Формы комнатных растений. 1. древовидные – одиночный ствол растений (фикус мелколистный, дроцены, пальмы, манстера, гибискус.

2.кустарниковые или полукустарниковые – фуксия, некоторые виды бегонии, комнатный клен, комнатный жасмин, герань.

3. травянистые растения - папоротник, кислица, фиалка, лилии.

4. вьющиеся растения – комнатный виноград, плющ, сцинтаптус. 5.ампельные – хлорофитум, традесканция, аспарагус, шпренгери, аспарагус. Растения рекомендуемые для содержания в детских садах - Абутилон (кустарник), агава, алоэ, амаралис(луковичное), аспарагус(спаржа 2 видов перистый и Шпренгери), аспидистра(лилейные), аукуба(дерево сем.кизиловых), ахименес, бальзамин, бегония Рекс, пятнистая крапчатая, манжетная, лотосовидная, вечноцветущая, виноград комнатный, гаворция(лилейные), гастерия(лилейные), гемантус белоцветковый, герань(пеларгония), душистая, крупноцветковая, гибискус (китайская роза), глоксиния, драцена, жасмин арабский, зефирантес (выскочка), кактусы, каланхоэ, камнеломка, кливия, колеус (крапивка), кринум, лилия эухарис, маранта, монстера лакомая, оксалис, офиопогон (ландышник сем. лилейные), панкрациум, папоротники, пеперомия, плющ обыкновенный, восковой, примула, сансевьера(щучий хвост), сеткрезия, сциндапсус, традесканция гвианская, виргинская, полосатая, фиалка, фикус, фуксия, хлорофитум(лилейные), цикламен, циперус.

 2-я младшая группа Примерный объем знаний и воспитательные задачи. Дети должны знать названия двух-трех растений, называть их части: цветок, лист. Знать основные растительные группы: дерево, трава. Уметь рассказывать о растениях, отмечая характерные признаки цветков (один или несколько, их цвет, запах), листьев (большие или маленькие, широкие или узкие, их окраску). Находить в группе растений одинаковые.  

Средняя группа  Примерный объем знаний. Дети должны знать названия 4-5 растений, называть их части(ствол, или стебель, ветки, листья, цветы), уметь более точно и подробно описывать растения, отмечая форму листьев (овальные, круглые и др.). 1-ать еще одну растительную группу — куст. Воспитатель продолжает учить детей отмечать сходство и различие а форме, величине, окраске листьев и цветов, формировать интерес и любовь к растениям, умение замечать -изменения в их развитии. Старшая группа примерный   объем   знаний   и   воспитательные   задачи.   Дети    должны   знать    названия 6-7 растений находящихся в группе, их части: бутоны,    корни .Уметь подробно описывать растения, отмечая расположение листьев, их форму, цвет и поверхность, а также особенности строения стебля и цветов (листья гладкие или с ворсинками, края листьев ровные или с зубчиками). Знать, что от правильного ухода зависит состояние растений, что за растениями нужно ухаживать по-разному, в зависимости от времени года (зимой поливать реже, весной — чаще и подкармливать). Уметь замечать изменения, происходящие в растениях, и связывать их с временем года и с условиями жизни. Воспитатель продолжает формировать интерес и любовь детей к растениям, любознательность и наблюдательность. Подготовительная группа Примерный объем знаний, воспитательные задачи. Дети должны знать названия многих растений, находящихся в уголке природы своей группы, подробно описывать их внешний вид, отмечая существенные особенности, называть наземные и подземные части; знать о некоторых лекарственных растениях, происхождении растений (например, фикуса, амариллиса и др.), их жизни на родине; знать о роли света, тепла и влаги в жизни растений, об особенностях ухода за отдельными растениями (поливка в поддон луковичных, необходимость или вред опрыскивания и т. д.); уметь подмечать, что некоторые растения для нормального их роста и развития нуждаются в изменении условий (большем количестве света, уменьшении или увеличении поливки); знать особенности размножения растений (черенками, детками). Педагог продолжает воспитывать интерес и любовь к растениям, желание длительно наблюдать и ухаживать за ними, создавать для растений лучшие условия роста и развития. С какими растениями рекомендуется знакомить детей. С более прихотливыми, требующими сложного ухода (бегония Рекс, узамбарская фиалка); лекарственными (алоэ, туя, герань); интересными своим вегетативным размножением (хлорофитум, камнеломка, бриофиллюм); легко размножающимися черенками (традесканции, сеткрезии и др.); с разными подземными частями — луковицами, клубнями (кринум, сансевьера).

 Уход за комнатными растениями (полив рыхление, содержание в чистоте, опрыскивание, обрезка, подкормка).

Полив-вокруг горшка, или в поддон. Рыхление земли- по краю горшка Опрыскивание, протирание листов бархатные листья протирать кисточкой Удобрение – минеральное или готовое. Мл.гр. Знать, что за растениями надо ухаживать — поливать, протирать листья. Воспитатель продолжает формировать у детей интерес и бережное отношение к растениям, желание помочь педагогу в уходе за ними, умение выполнять работу по уходу за обитателями уголка.

Ср.гр. Продолжать поливать растения водойой комнатной температуры, знать, какое растение нуждается в поливе, какое нет одного земля светлая, сухая на ощупь, его нужно поливать, у другого темная, на ощупь сырая, его поливать не нужно). У детей  пятого  года   жизни  уже  есть  некоторые  знания   о  растениях элементарных приемах ухода за ними. В средней группе эти знания углубляются и расширяются. Ст.гр. Самостоятельно ухаживать за растениями, добиваться хорошего качества выполнения работы. Уметь опрыскивать, рыхлить землю, обрезать сухие листья; знать последовательность выполнения работы и значение каждого приема. Весной и летом подкармливать растения раствором удобрений, приготовленным воспитателем. Знания о растениях углубляются в процессе регулярного ухода за ними во время дежурств. Дежурство вводится в начале года, и обучают детей этой новой форме организации труда на занятии.

Подг.гр. Весь текущий уход осуществляют самостоятельно: определяют необходимость поливки, рыхления, опрыскивания. Помогают воспитателю при пересадке: определяют растение, нуждающееся в пересадке, подбирают горшок нужного размера, готовят песок и землю, помогают пересаживать. Черенкуют растения и выращивают черенки. Удобряют растения, растворам, приготовленным воспитателем. У детей седьмого года жизни в результате накопленных знаний о комнатных растениях и опыта ухода за ними интерес к наблюдению за растительным миром уголка природы становится более устойчивым.  Рыхление почвы. Земля в горшке должна быть рыхлой, так как через рыхлую землю хорошо проходят влага и воздух, в ней свободно развиваются  корни растений. Для рыхления используют деревянные палочки с тупыми концами  (чтобы не повредить корни). Ближе к корневой шейке рыхление следует   проводить   очень   осторожно,   неглубоко,   иначе   можно   задеть корни. Содержание   растений   в   чистоте.   Известно,   что   часть   питательных  веществ растения получают из воздуха. Пыль на листьях закупоривает мельчайшие отверстия — устьица, внутрь мякоти листа не проходит воздух, нужный растениям для питания и дыхания, и растения голодают. Поэтому крупные, плотные кожистые листья очищают от пыли влажной тряпочкой, растения с мелкими нежными листьями моют теплой водой. Всем растениям раз в неделю надо устраивать «баню»: закрыть землю в горшке тряпочкой или клеенкой, чтобы струи воды не размыли ее, и поставить растение под душ или под струю лейки. Формирование кроны. Для лучшего роста и развития, для более обильного цветения некоторые растения (герань, бегония вечноцветущая, фуксия, жасмин, колеус и др.) обрезают на одну треть длины побегов. Обрезка придает растению кустистую форму: после обрезки на нижней части стебля пробуждаются спящие почки и из них вырастают молодые побеги. Растения, у которых ветки имеют нормальную длину, прищипывают-удаляют верхушечную почку, чтобы развивались боковые побеги. Обрезают растения весной, перед началом роста. Обрезанные части веток можно использовать как черенки..

Пересадка и перевалка комн. растений пересадка-это когда пересаживаем в другой горшок, разрушаем земляной ком и засыпаем другой землей. Перевалка- это перемещение растения в другой горшок без разрушения земляного кома, добавляется немного земли. Пересадку проводят в весной ранний период до начала вегетации. Перевалка может производится осенью, весной иногда летом. Перевалка не нарушает корневую систему растений, поэтому переваливать можно в любое время года, а пересаживать - весной, в начале периода роста, тогда растение залечит повреждения корневой системы, сделанные при пересадке. Пересаживать надо до начала цветения.  Размножение комнатных растений.  Существует размножение половое т.е. семенами (цитрусовые) происходит долго кофе-семечко. Вегетативный способ размножения. Существует несколько путей вегетативного размножения:

-деление корневища (деление куста) - прикорневые отпрыски (алоэ)  - черенками (бегония)  - клубнями (глаксиния, бегония -луковицами (амаралис, гипиаструм, гемантус, зеферантус)- детками (усами)- камнеломка - почками (брефилиум, красула, обезьянье дерево, денежное дерево) основной вид размножения комнатных растений -вегетативный, т.е. размножение частями растения. У многих растений есть для этого приспособления: луковички-детки (зефирантес, амариллис, гемантус), ростки на корневище (аспидистра, сансевьера), отпрыски (примула, узамбарская фиалка), молодые растения на усах (камнеломка, хлорофитум). Если таких приспособлений нет, растение размножают с помощью черенков. Черенок- это часть вегетативного органа (стебля, листа), из которого при определенных условиях вырастает целое растение. Время черенкования комнатных растений -весна и лето, древовидных - лето (т.е. период роста). Борьба с вредителями и болезнями. Надо постоянно заботиться о создании оптимальных условий для развития растений. Здоровое, хорошо развивающееся растение имеет меньше опасности заразиться, а вредители на нем размножаются в меньшей степени, чем на ослабленном. Особенно страдают от вредителей и болезней растения, находящиеся на сквозняке, в сухом воздухе, при недостатке света. Если у растения засыхают листья и опускаются ветки - это результат недостаточной поливки. Такое растение нужно поставить в ведро с водой так, чтобы весь земляной ком был под водой, и держать его там нужно до тех пор, пока на поверхности воды не перестанут выделяться из земли пузырьки воздуха. Некоторые растения (лимон, азалея, комнатный жасмин) сбрасывают листья после излишней поливки или когда в комнате слишком сухой и жаркий воздух. Если растение чернеет, желтеет, листья его опускаются вниз или оно легко вынимается из земли - оно залито, его надо поливать реже и теплой водой. Если же это не помогает, растение вынимают из земли, обрезают подгнившие корни, присыпают место среза толченым углем и пересаживают в более тесный горшок в смесь земли и песка. 

                 6.Труд на участке.

Воспитывать у детей любовь к труду, уважение к людям труда – одна из важнейших задач детского сада. В осуществлении этой задачи особую роль играет правильно организованный труд у детей в природе.

Ценность этого труда состоит в том, что дети видят результаты своего труда, доставляющие им много радостных переживаний, а чувство радости, удовольствия – одно из важных условий развития у детей интереса к труду, воспитания трудолюбия.

Уборка участка проводится во все времена года. Доступна она всем детям. Участок младшей группы в основном убирают взрослые, но всё же привлекаются и дети. Они собирают на своей площадке и дорожках камешки, прутики, щепочки, листики, бумажки и складывают всё на носилки.

Детям средней группы при уборке участка можно дать метелки, веники. Вместе с воспитателем они сметают мусор в кучки, а потом лопаточками кладут его на носилки.

Уборка участка бывает особенно интересной во время листопада. Детям нравится сбор ярких, шуршащих листьев. Зимой, после небольшого снегопада, дети могут расчищать свой участок.

Дети старшей группы вполне самостоятельно убирать свой участок, а так же помогать в уборке участка малышей. Им уже даются не только метлы, но и грабли. Собранный мусор дети уносят за пределы участка самостоятельно. Во время работы воспитатель проверяет правильно ли дети выполняют ее указания. Дети старшей группы при достаточном количестве инвентаря могут справиться с уборкой снега на своей площадке, даже после большого снегопада.

Заканчивая работу, воспитатель каждый раз обращает внимание детей на ее результаты, говорит, что сделали они так много лишь потому, что работали все дружно.

К трудовой деятельности детей на участке нудно отнести и ту деятельность, которая, возникая по инициативе детей, протекает в виде творческой игры и в тоже время включает в себя элементы настоящего труда. Дело воспитателя – наиболее целесообразно организовать эту деятельность. Мы должны поощрять всякое проявление детской активности, будь то игра или работа, должны создавать условия для ее возникновения и развития.  

7.Труд в огороде.

В настоящее время многие дошкольные учреждения имеют детские огороды, цветники. Традиционно огород используется с целью выработки у детей навыков ухода за растениями. Знакомства с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе. Чтобы получить хороший урожай овощей, иметь красивые цветы на клумбах, надо своевременно начать подготовку к этой работе, организовать правильный уход за растениями, а для этого надо знать календарь сельскохозяйственных работ.

Участок, отведенный под огород, обычно используется в течение многих лет, и очень важно выбрать такое место, которое соответствовало бы требованиям растений и не затрудняло уход за ними.

На общем огороде каждой группе выделяются отдельные грядки. Для младшей группы достаточно выделить 2–3 грядки, для средней 3–4; остальную площадь предоставить для детей старшего возраста. Дети старшей и подготовительной группы более самостоятельны, имеют некоторые навыки и под руководством воспитателей могут обеспечить уход за растениями на большей площади.

В каждом детском саду необходимо иметь достаточное количество лопат, граблей, леек, ведер, и другого огородного инвентаря, чтобы одновременно могли принимать участие в работе как можно больше детей.

В младшей группе для поливки растений можно использовать игрушечные лейки и ведерки.

На детском огороде если позволяет площадь, можно выращивать разнообразные овощные культуры. Лучше выбрать культуры которые не прихотливы к почве, быстро поспевают, приятные на вкус в сыром виде, интересны по своему росту и развитию. При выборе овощных культур следует учитывать возраст детей. На грядках малышей целесообразно посадить лук, посеять горох, бобы или фасоль. На участке детей старшего возраста можно выращивать овощи, разные по срокам созревания и хозяйственному назначению: салат, капусту, редис, морковь, свеклу, огурцы, кабачки, помидоры. При таком подборе овощных культур можно обучать детей уходу за растениями длительное время.

Большинство корнеплодов выращивают посевом семян прямо в грунт. Такие культуры, как капуста, помидоры выращивают с помощью рассады. Можно вырастить хорошую рассаду в комнатных условиях, если своевременно посеять семена и правильно ухаживать за ними.

На участке детского сада непременно должны быть цветы. Они украшают участок, делают его уютным, живописным и радостным, дают воспитателю богатый материал для работы с детьми.

Во время работ в цветнике и наблюдении, организуемых воспитателем, дети легко и незаметно усваивают много знаний о жизни растений, приобретают навыки по уходу за ними. Устройство цветника зависит от условий каждого учреждения: от площади, занимаемой участком, от его расположения, от пригодности почвы.

8.Организация наблюдений.

Наблюдения, организуемые воспитателем на огороде, в цветнике, ягоднике как в процессе работы детей, так и в другое время, имеют очень большое воспитательное значение.

Дети не все могут увидеть сами, а многое понимают неправильно. У них нет опыта, нет знаний, на которые они могут опереться, чтобы разобраться в непонятном. Нужно руководить ими и направлять их внимание, помогая правильно понять действительность. Поэтому воспитатель должен тщательно продумывать как тематику, так и организацию наблюдений.

Что знает о жизни природы маленький ребенок, особенно городской? Многие дети не представляют себе, как растут овощи, ягоды, никогда , например, не видели курицы и боятся ее.

Дети многое видят впервые. Прорастание семян, распускание листьев, цветков, превращение цветка в ягоду, в яблоко, гнездование птиц – все это интересно для них и все это рядом, нужно только заметить, не пропустить, не пройти мимо. Наблюдения, проводимые с детьми, должны соответствовать их возрастным возможностям.

В младшей группе они могут быть очень короткими. Цель их – хорошенько рассмотреть предмет, выделить и назвать его признаки, познакомиться с его свойствами и качествами. Ни последовательность явлений, ни связь между ними малышам не доступны. Воспитатель подводит детей лишь к конкретным фактам из жизни природы, занимающим и радующим их; время от времени воспитатель обращает внимание детей на что-то новое, появившееся на участке.

В средней группе воспитатель подводит детей  к установлению связей и зависимостей между конкретными фактами, организует систематические наблюдения. Он не только рассматривает с детьми цветки, но и обращает их внимание на готовый раскрыться бутон, чтобы побудить детей ожидать появления цветка, наблюдать за его распусканием.

В старшей и подготовительной группах эти наблюдения расширяются. Нужно отметить с детьми начало появления бутона, еще почти скрытого в листьях, проследить за его ростом и постепенным распусканием. Можно проводить наблюдения за распусканием различных цветов, учить сравнивать, видеть разницу.

Воспитатель приучает детей вглядываться, вдумываться в то, что они видят, делать доступные им выводы и заключения. Если малышам говорят лишь, что нельзя ходить по клумбам и затаптывать землю, то детей средней группы можно уже самих подвести к этому выводу.

Ухаживая и наблюдая за овощами, цветами, дети постепенно приобретают знания не только об их внешнем виде, но и последовательности развития.

В старших группах знания детей расширяются и углубляются в процессе систематических, длительных наблюдений, организуемых воспитателем. В течение определенного времени воспитатель возвращается к одному и тому же растению несколько раз, отмечая с детьми происшедшие с ним изменения и связывая их с предыдущими.

Нельзя требовать от детей, чтобы они ежедневно отмечали изменения в развитии растения. За такой короткий срок заметных изменений не происходит. Надо ждать момента, когда новое проявится отчетливо и ярко, и тогда привлечь детей к наблюдению.

Очень большое значение имеет отношение воспитателя к объекту наблюдения, его заинтересованность, а также его умение рассказывать. Наблюдения должны быть эмоциональными.

Опыт и знания, полученные детьми в результате тесного общения с природой, наглядность обучения исключают всякое ложное, неправильное толкование природных явлений.

И создавая на участке детского сада природное окружение, условия для полноценной работы в природе, мы создаем условия для выработки основ правильного мировоззрения.

9. Прогулки и экскурсии в природу. 

       Экскурсии играют большую роль в экологическом образовании, но проводятся в настоящее время крайне редко. Педагоги объясняют это удаленностью участков естественной природы от их дошкольного учреждения. Но экскурсию можно провести и в обычном сквере, близлежащем парке или у водоема даже в условиях города. Объектом для экскурсий могут стать не только участки естественной, но и измененной человеком природы, на примере которых ребенок может увидеть, как не нужно поступать.

В проведении экскурсий можно выделить несколько этапов.

 Первый этап — подготовительный. Выберите и исследуйте заранее место экскурсии, проверьте, безопасно ли оно для детей, наметьте конкретные объекты, на которые вы обратите их внимание. Затем подберите необходимую информацию об этих объектах из книг. Не стоит сразу рассказывать обо всем, что вы встретите. Одно и то же место можно посещать неоднократно, но с разными целями, каждый раз открывая что-то новое. Познакомьте детей с целями экскурсии, объясните задания, расскажите, куда именно пойдете. Лучше это сделать в условиях детского сада, так как выходя за его пределы, дети отвлекаются на новые предметы и не могут сосредоточиться на ваших рекомендациях. Лучше два раза объяснить задание: один раз в обычных условиях, и второй (если это необходимо) уже в начале экскурсии. Создайте у детей соответствующее настроение, заинтересуйте их предстоящей прогулкой. Напомните им правила поведения во время экскурсии, не забыв объяснить их значение.

     Второй этап — это проведение экскурсии. Очень часто педагог превращает экскурсию в простую прогулку с беседой, когда он рассказывает все обо всем без системы. Помните, что ребенок запомнит лучше всего не ваши слова, а то, что ему удалось потрогать, погладить, внимательно рассмотреть. Старайтесь разнообразить задания. Например, раздайте детям мешочки и предложите собрать различные камешки, шишки, которые затем рассмотрите дома, посчитать, сколько пней они найдут в лесу, постараться заметить как можно больше птиц.      

Третий этап — обсуждение увиденного. Предложите детям по очереди вспомнить, что они видели интересного во время экскурсии, что им больше всего запомнилось, рассмотрите предметы, которые вы нашли, выполните рисунки.

10.Экологическая тропа.

Экологическая тропа — разновидность «учебных троп природы», которые стали активно создаваться у нас в стране в последние годы. Цель создания такой тропы — обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней. Первоначально экологические тропы использовались в основном в образовании школьников и студентов. Однако опыт показал, что они могут быть созданы и в дошкольных учреждениях и иметь большое значение в работе с детьми младшего возраста.

     Создание экологической тропы для дошкольников имеет свою специфику. У большинства детских садов нет возможности организовать тропу в естественных условиях с соблюдением всех правил создания подобных троп. Единственный выход в этом случае — организация экологической тропы на своей территории. Причем такую тропу, вероятно, правильнее называть «экологической тропинкой». Это отражает и возраст детей, для которых она предназначена, и ее масштабы по сравнению с настоящими тропами.

      Согласно существующим рекомендациям, тропа должна прокладываться так, чтобы она пересекала как можно больше разных типов ландшафтов, например, берег реки, холм, выровненный участок луга и т.д. В условиях детского сада такое разнообразие следует создавать искусственно. Можно сформировать на тропе фрагменты естественных растительных сообществ, характерных, прежде всего, для данной местности.  Будет лесной, степной, луговой уголки, где дети смогут познакомиться с представителями местной флоры, фауны и экосистемами леса, луга. Чем больше разнообразие растений на тропе, тем больше и разнообразие животных (в основном беспозвоночных), так как животные связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания.

     Перед тем как выделить места для посадки растений различных сообществ, нужно обследовать территорию двора, выделив наиболее затененные и открытые участки, более влажные и более сухие. Тем самым определить, где лучше всего условия подходят для степных растений (открытые сухие участки), для лесных (затененные, более увлажненные) и т.д.

    При возможности необходимо создать небольшой водоем с водными растениями. Это даст положительный эффект и с познавательной, и с эстетической точек зрения.

    На тропе должны быть деревья разного возраста, в том числе хотя бы одно усыхающее дерево. Это позволит познакомить детей с рядом насекомых, лишайников, грибов, мхов, которые обычно поселяются на таких деревьях, и объяснить круговорот веществ в природе. Для этих же целей необходимо включить в состав точек на тропе пень и уже лежачее старое дерево, обросшее мхами и лишайниками. Такое дерево можно привезти из ближайшего леса или парка.

      На тропе должны быть небольшие повышения, что разнообразит условия произрастания растений, позволяет организовать более интересные наблюдения за снежным покровом, дождевыми осадками. Отдельные большие камни также украсят вашу тропу и в то же время послужат убежищем для многих животных, особенно насекомых, улиток, может быть, ящериц.

     На экологической тропинке должны быть представлены разнообразные жизненные формы растений; деревья, кустарники, травы, лианы. Красиво цветущие растения нужно подобрать таким образом, чтобы в течение года одни цветы сменяли другие, то есть создать сад «непрерывного цветения».

      Одним словом, объекты тропы должны быть как можно более разнообразными. Не нужно стремиться, чтобы все на тропе выглядело идеально: убирать осенью сухие листья, выкорчевывать старые деревья, уничтожать абсолютно все сорняки. Экологическая тропинка — это не клумба!  Задача, в том, чтобы на ней было как можно больше разных природных объектов, а разнообразие условий — максимальным, как и в природе.

11.Работа с родителями.

    К сожалению, знания большинства взрослых людей об экологических проблемах крайне ограничены, а их поведение зачастую носит антиэкологичный характер. Проблемы окружающей среды не кажутся им проблемами первостепенной важности. Не секрет, что осуществлять экологическое образование родителей гораздо труднее, чем детей. Однако воспитателю придется заниматься и этим вопросом, так как без поддержки родителей не обойтись. Нельзя мириться с ситуацией, когда дети в детском саду учатся бережно относиться к природе, а во время отдыха с родителями наблюдают совершенно другое — экологически неграмотное поведение взрослых.               Перед началом работы по программе нужно познакомить родителей с целями, задачами этой работы, подчеркнуть, что занятия будут способствовать общему развитию ребенка, повышению уровня его культуры, приобретению навыков экологически безопасного поведения. Можно провести анкетирование среди родителей, попросить их ответить на ряд вопросов, связанных с экологической ситуацией  районе, городе. Знают ли они о влиянии окружающей среды на здоровье человека и т.д.?

       Опыт показывает, что заинтересовать взрослых людей экологическими проблемами проще всего, рассказав им о тесной связи здоровья человека, продолжительности его жизни и состояния окружающей среды. На первый взгляд кажется, что изучение иностранных языков более престижно и необходимо, чем изучение экологии. Однако, экологические знания помогут детям в будущем избежать отрицательного воздействия окружающей среды, позволят прогнозировать результаты своих действий, сохранить и укрепить здоровье, сделать окружающую среду пригодной для проживания. Это ли не одна из главных задач, стоящих перед любым взрослым человеком?

Главная задача родителей — поддерживать интерес детей к природе, поощрять их экологически грамотные поступки, проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду. Семья может помочь детскому саду в сборе природного материала для проведения занятий, например, собрав коллекцию ракушек во время отдыха на море, коллекцию камней или сухих листьев в парке. В этом случае на занятиях обязательно следует подчеркнуть, что дети мастерят поделки из шишек, которые собрала семья Маши, или из ракушек, которые нашла семья Вовы. Об этом же можно сказать и родителям, приглашенным на выставку детских поделок.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИОННОМУ ЗАНЯТИЮ по предмету «Теория и методика экологического образования дошкольников»

Практические и игровые методы ознакомления с природой в дошкольном учреждении....

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ".

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ"....

Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в ...

Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Перспективный план опытнической деятельности в старшей группе ДОУ

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство  с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают дет...

Конспект прогулки зимой во второй младшей группе По дисциплине: «Теория и методика экологического образования»

Конспект прогулки зимой во второй младшей группеЦель: Формировать у детей представления об этом времени года. Ход прогулки:- Ребята, почему участок сегодня совсем другой? Какая сегодня погод...

теория и методика экологического образования и воспитания

Экологическое образование — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой.    В период дошкольного детства...