"Сказка, сказка, прибаутка..."
методическая разработка на тему
Методические рекомендации к созданию спектакля. Процесс создания спектакля очень интересен и увлекателен как для детей, так и для взрослых – членов коллектива ДОУ, родителей воспитанников. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть застенчивость и зажатость. Исходя из многолетнего опыта работы, мы выделяем десять основных этапов создания спектакля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации к созданию спектакля | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к постановке спектакля в ДОУ
«СКАЗКА, СКАЗКА, ПРИБАУТКА…!»
В нашем городе Ступино ежегодно, вот уже более десяти лет проходит театральный фестиваль «Волшебный мир сказки», в котором принимают участие дошкольные учреждения Ступинского района.
Участие в этом фестивале стало традицией и для нашего детского сада. В этом году мы подготовили театрализованное представление по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка» - авторский вариант. Премьера прошла успешно! Наша работа была высоко оценена - 2 призовое место! Спектакль посмотрели все дети нашего ДОУ, их родители, сотрудники ДОУ, а также первоклассники МБОУ «СОШ №4». Все зрители получили огромное удовольствие от просмотра сказки. А еще больший восторг испытали и продолжают испытывать дети, участвовавшие в постановке! И это очень ценно, потому что у наших детей уже возникла потребность творить, доставлять радость окружающим результатом общего труда – созданным спектаклем.
Принимая участие в театральных фестивалях, наш детский сад представлял на суд жюри русские народные сказки: «Лиса, заяц и петух», «Петушок и бобовое зернышко», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «По щучьему велению», «Маша и медведь», «Волк и лиса», «Кот, петух и лиса», а также театрализованные представления: «Поляна сказок», «Лукоморье». И в этом году театрализованное представление «Однажды в сказочном лесу» - авторский вариант русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Почему мы чаще всего обращаемся к русским народным сказкам? Именно русские народные сказки радуют своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором. Через сказку ребенок приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое дает силу, стойкость спокойствие в будущей жизни. Сказки знакомят детей с различными моделями поведения, показывают последствия положительных и отрицательных поступков, воспитывают эстетический вкус и любовь к родной русской речи. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцам для подражания. Сказки захватывают детское внимание, увлекая занимательными сюжетами. Дети, вживаясь в происходящее, переживают эмоциональный подъем, который обостряет внимание, интуицию, пробуждает фантазию, способность запомнить, усилить в своем воображении происходящие события – дает толчок развитию творческих способностей.
С древних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Сам процесс создания спектакля очень интересен и увлекателен как для детей, так и для взрослых – членов коллектива ДОУ, родителей воспитанников. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть застенчивость и зажатость. Исходя из многолетнего опыта работы, мы выделяем десять основных этапов создания спектакля.
Первый этап работы над спектаклем связан с выбором пьесы. Выбрав пьесу, педагог знакомит детей с условиями жизни и быта персонажей, живущих во времена происходящих событий. Рассказ взрослого, показ художественных иллюстраций, прослушивание музыкальных произведений, просмотр фильмов по данной теме помогают детям почувствовать атмосферу событий. Это расширит их кругозор, активизирует познавательный процесс.
Полезно для развития воображения, умения фантазировать предлагать детям сочинять жизнь героев до начала пьесы. Это может расширить содержание, дополнить главную тему, а то и вовсе ее поменять. Так получилось у нас при создании спектакля по сказке «Гуси – лебеди». В результате творческих фантазий появилась новая тема представления – экологическая: мальчик и девочка, убирая нехотя мусор на поляне, встретились с Матерью-Землей, которая отправила их в сказку, превратив в Аленушку и Иванушку. И по ходу сказки дети бережно ухаживали за природой, помогая растениям, зверям… Спектакль удался на славу!
Второй этап - деление пьесы на эпизоды. Дети пересказывают каждый эпизод, дают им названия.
Третий этап – это работа над отдельными эпизодами в форме этюдов. Сначала детям мешает сравнительно небольшой словарный запас, что затрудняет свободное ведение диалога. Но постепенно они действуют более естественно и уверенно, их речь становится разнообразнее, выразительнее.
Четвертый этап – знакомство детей с музыкальными произведениями, которые будут звучать в спектакле. Яркие музыкальные образы помогают детям найти соответствующие пластические решения для какого-либо конкретного персонажа – походку, позы, мимику и жесты.
Пятый этап – это постепенный переход собственно к тексту пьесу. На репетициях один тот же текст звучит много раз, кроме того воспитатели индивидуально повторяют с детьми отдельные эпизоды. В этот период уточняются предлагаемые обстоятельства каждого эпизода и подчеркиваются мотивы поведения каждого действующего лица. На этом этапе педагог, учитывая речевые, пластические, актерские возможности детей, уже может выбрать исполнителей, способных справиться с конкретной ролью.
Шестой этап – собственно работа над ролью. Не надо навязывать ребенку логику действия другого человека или сказочного персонажа. Ребенок еще не способен играть чувства другого человека. Но он может вспомнить ситуацию в своей жизни, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев пьесы. Задача педагога - помочь ребенку вспомнить такую ситуацию и ощущения. Только в этом случае поведение детей на сцене будет естественным, подлинным. Очень важно добиваться взаимодействия с партнерами, умения слушать и слышать друг друга и соответственно менять свое поведение. Добиваясь выразительности и четкости речи, надо выявлять речевые характеристики героев: плавно, растягивая слова или быстро, эмоционально или медленно, уверенно или сердито, или сварливо и т.д.
Седьмой этап – репетиция отдельных картин. Необходимо учить детей размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга. Всякую находку, новое удачное решение необходимо отмечать и поощрять. На данном этапе используются условные декорации, атрибуты.
Восьмой этап – самый непродолжительный по времени. Проходят репетиции всей пьесы целиком с использованием декораций, бутафории, реквизита, а также элементов костюмов, которые помогают в создании образа. Все уже должно быть готово, но использовано частично. Репетиция идет с музыкальным сопровождением, происходит уточнение темпоритма спектакля. На этом этапе закрепляются обязанности детей и взрослых участников в подготовке реквизита и смене декораций. Целесообразно не более трех общих репетиций спектакля.
Девятый этап – премьера спектакля – является одновременно генеральной репетицией, поскольку проходит в костюмах и полных декорациях. Первыми зрителями становятся педагоги, которые, в отличие от родителей, очень строги и объективны.
Премьера – это всегда волнение, суета, приподнятое, праздничное настроение. Дети начинают понимать, как от внимания и ответственности каждого участника зависит успех спектакля.
На следующий день после премьеры педагог, обязательно похвалив детей, отметив удачные и интересные моменты выступления, направляет беседу с детьми в нужное русло, стараясь указать на основные промахи и недостатки.
Заключительный этап – это повторные показы спектакля. Для детей очень важен и полезен период подготовки спектакля, а затем и возможность играть его как можно дольше. Если дети понимают, что они должны делать на сцене, но пытаются действовать каждый раз по-разному, то это уже элемент творческой импровизации. Работу над постановкой и каждый спектакль желательно фиксировать. Очень интересно сравнивать видеозаписи нескольких спектаклей, просматривать их в дальнейшем уже с другими воспитанниками.
Будем очень рады, если наш опыт работы организации театрализованной деятельности в ДОУ поможет кому-то в работе с детьми дошкольного возраста. Играйте с детьми в театр – это очень интересно и здорово!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке" старшая группа
Нравственное воспитание. "Как проживёшь, так и прослывёшь"...
Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"
Значение сказки в жезни ребенка...
Театрализованный показ инсценировки по теме:"Волшебные сказки". Сказка "Волшебная рукавичка" ( по мотивам народной сказки "Рукавичка")
Развитие творческой активности дошкольников, развитие артистических способностей через театрализованную деятельность....
Литературная викторина: "Сказки, сказки, сказки".
Литературная викторина по русским народным сказкам в средней группе....
Литературная викторина по русским народным сказкам "Сказка-сказка,приходи!"
Целью данной викторины было: показать развитие речи детей,активизировать устную речь,совершенствовать элементы актёрского мастерства,прививать любовь к устному народному творчеству....
Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.
Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...
Приобщение детей к русскому народному творчеству через сказки, потешки, прибаутки, песенки и скороговорки"
Проект "Приобщение детей к русскому народному творчеству через сказки, потешки, прибаутки, песенки и скороговорки" в младшей группе...