Программа « Приобщение дошкольников к русской национальной и якутской культуре»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Ознакомление с отдельными направлениями народного творчества: с устным, песенным, народными играми, обрядовыми праздниками, народными промыслами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_otpravku_programma.docx | 21.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа « Приобщение дошкольников к русской национальной и якутской культуре»
Автор:
Музыкалый руководительМДОУ ЦРР детский сад «Классика»
Компаниец Лариса Павловна
Саха (Якутия)
Г.Нерюнгри 2014г.
Пояснительная записка.
«Русский народ не должен терять
своего нравственного авторитета
среди других народов - авторитета,
достойно завоёванного русским
искусством, литературой.
Мы не должны забывать о своём
культурном прошлом, о наших
памятниках, литературе, языке, живописи...
Народные отличия сохранятся и в XXI
веке, если мы будем озабочены воспитанием
души, а не только передачей знаний».
(Д. С. Лихачёв).
Детство- это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Истоки национальной культуры высыхают там, где не поют народные песни, где преданы забвению обряды, обычаи, потехи прошлого. Русская поговорка гласит: «Кто старое помянет, тому глаз долой. Но кто старое забудет, тот вовсе может ослепнуть».
Мы стараемся воспитать наших ребят в национальных традициях, для этого мы обратились к истокам национальной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувство наших предков.
Нам известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка- развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного, и поэтому мы решили собрать предметы старинного быта.
Освободив помещение в детском саду, соорудили избу. Здесь, в «избе», поставили печь, сделали деревянные лавки и стол, постелили самотканые половики. Для окон сшили занавески, украшенные вышивкой. В «избе» есть самовар, деревянные ложки, чугунок, прялка и другая утварь. Все занятия по ознакомлению с народным творчеством, проходят в «избе», и от каждой встрече дети получают радость и удовольствие.
Задачи:
- ознакомление с отдельными направлениями народного творчества: с устным, песенным, народными играми, обрядовыми праздниками, народными промыслами.
- раскрытие нравственной основы, нравственного смысла тех или иных сторон национальной культуры, отражения в них лучших моральных качеств.
В работе с дошкольниками выбраны такие направления:
1. Широкое использование фольклора ( сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и.т.п.).
В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве, как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности- представления о доброте, красоте, правде, верности и.т.п. особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
2. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.
В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времён года, поведением птиц, насекомых, растений.
3. Знакомство с народным искусством.
Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные образы росписи на прялках и посуде, причудливые игрушки.
Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках. В Рождество дети ходили по саду, и поздравляли всех с праздником весёлыми колядками, встречали Масленицу, зазывали весну, встречали лето якутским праздником Исыаах. Народные обрядовые праздники всегда связаны и игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию.
Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывают яркие матрёшки. Старших детей знакомим с историей возникновения и со сведениями о создававших её мастерах; предлагаем ребятам попробовать составить небольшие рассказы, где действующим лицом была бы матрёшка.
Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик к этому интерес детей, а в результате, должно сложиться целостное представление о культуре народов, её богатстве и разнообразии, красоте и благородстве.
Дети к концу года приобретают следующие навыки и умения:
- дети знают и умеют играть в народные игры.
- принимают осмысленное и активное участие в проведении календарно- обрядовых праздниках.
- знают элементы русского, якутского костюма.
- умеют различать изделия разных народных промыслов.
-знают потешки, прибаутки, загадки.
-имеют представления о народных промыслах.
Знакомство детей с устным народным творчеством. | |||
номер конспекта | Тема занятия | Содержание | Возрастная группа |
1. | « В гости к хозяюшке» | Знакомство с потешками про котика. Проведение игры «Кот Васька», разыгрывание сказки «Колосок» | Старшая группа |
2. | «Котик-коток» | Заучивание потешки «Пошёл Котик во лесок». Проведение игр «В поясок», «салки-догонялки» | Старшая группа. |
3. | «Ладушки в гостях у бабушки» | Использование на занятии прибауток, потешек. Проведение игры «Десять внучат». Загадывание загадок о кошке и петушке. | Старшая группа. |
4. | «У бабушке в деревне» | Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных. | Старшая группа. |
5. | «В тереме расписном я живу». | Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта. | Подготовительная группа. |
6. | Русские потешки. | Знакомство с потешками. Проведение русских народных игр «У дядюшки Трифона», «Золотые ворота». Отгадывание загадок. | Подготовительная группа. |
7. | «Жихарка» | Загадывание загадок о предметах народного быта. Разыгрывание представления по мотивам сказки «Жихарка». Повторение знакомых и заучивание пословиц о дружбе и смелости. | Подготовительная группа. |
8. | «В гости к хозяюшке» | Загадывание загадок об избе и предметах быта. | Подготовительная группа. |
Знакомство детей с русской народной песней. | |||
1. | «Песня-душа народа». | Рассказ о любви русского народа к песне. Исполнение песен и стихов. Хоровод «Во поле берёза стояла». | Старшая группа. |
2. | Лирическая песня. | Рассказ о том, что такое лирическая песня. Исполнение песен, танцев. | Старшая группа. |
3. | Хороводная песня. | Знакомство с видами хороводной песни. Исполнение песен, хороводов. Хоровод «Мак-маковочек». | Старшая группа. |
4. | Плясовая песня. | Знакомство с плясовой песней. Исполнение частушек, песен, плясок. | Старшая группа. |
5. | «Без частушек прожить можно, да чего-то не живут». | №1. Рассказ о характерных признаках частушки. Знакомство с плясовыми частушками. | Подготовительная группа. |
6. | №2. Знакомство с частушками, исполняемыми в разных регионах России. | Подготовительная группа. | |
7. | Гусли звончатые. | Знакомство с русским народным инструментом гуслями. | Подготовительная группа. |
8. | Дудочка. | Знакомство с русским народным инструментом дудочкой. Рассказывание сказки « Серебряное блюдечко и наливное яблочко». Проведение русской народной игры «Пастух и стадо». | Подготовительная группа. |
Знакомство с народными промыслами | |||
1. | Русская матрёшка | Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой. Проведение игр. | Старшая группа. |
2. | Весёлая ярмарка | Знакомство с дымковской игрушкой, техникой её изготовления. | Старшая группа. |
3. | Едет Ваня в новой шапке, да на дымковской лошадке. | Продолжение работы по ознакомлению детей с дымковской игрушкой. Чтение потешек. | Старшая группа. |
4. | Сия прялка изрядна- хозяюшка обрядна. | Рассказ о прялке. Проведение русской народной игры « Прялица». | Старшая группа. |
5. | В гостях у хозяюшки. | Рассказ о дымковских игрушках- барышни, коня, собаки. Чтение потешок о животных. | Подготовительная группа. |
6. | Знакомство с русской матрёшкой | №1. Рассказ об истории возникновения матрёшки. Рисование детьми семёновской матрёшки. | Подготовительная группа. |
7. | №2. Рассказ о ковровской матрёшки. Сравнительная описание ковровской и семёновской матрёшки. Проведение игры с матрешкой. | Подготовительная группа. | |
8. | №3. Закрепление пройденного материала. Сочинение детьми сказки про матрёшку. | Подготовительная группа. |
Знакомство с обрядовыми праздниками. | |||
1. | Рождественские колядки, новогодние песни. | №1. Рассказ о рождественских колядках. Проведение игры « Скакалка» №2. Рассказ об обычае на Святки рядиться, чтобы изменить свою внешность. Пение колядок №3. Рассказ о новогодних песнях- овсенях. | Старшая, подготовительная группа. |
2. | Пришла коляда отворяй ворота. | Рассказ об обычаи колядования. Загадывание загадок, проведение игр « Бабка Ежка», « Башмачок» | Старшая группа. |
3. | Масленица | Рассказ о масленице, проведении игр «Горшок», «Гори, гори ясно» | Старшая, подготовительная группа. |
4. | Масленичные песни. | №1. Рассказ о праздновании первых двух дней масленицы и пение песен. Игры «Водить козла», «Летят-не летят». №2. Рассказ об остальных днях праздновании масленицы. Игра «Горелки». | Старшая, подготовительная. |
5. | Вербное воскресенье | Рассказ о праздновании вербного воскресенья и о вербе. Проведение игр «Верба- Вербочка» | Старшая группа. |
6. | Пасха | №1. Рассказ о пасхе. Знакомство с пасхальными песнями. №2. Рассказ об обычаи на пасху обмениваться яйцами, проведение народных игр с яйцами. | Старшая, подготовительная. |
7. | Ысыаах. | Знакомство с якутским праздником. Традиции, обычаи праздника, якутская игра «Соколята». | |
Нравственное- патриотическое воспитание. | |||
1. | Мы живём в Якутии. | Знакомство с гербом, флагом, гимном Якутии. Проведение игры «Северный олень» | Старшая, подготовительная. |
2. | Страна в которой мы живём. | Знакомство с гербом, флагом, гимном России. Проведение игры «Заря- заряница». | Старшая, подготовительная группа. |
3. | Культура и традиции Якутского народа. | Знакомство с якутской одеждой, орнамент. Рисование головного убора Бастынги. | Старшая, подготовительная. |
4. | Кто мы, откуда? Где наши корни? | Рассматривание семейных фотографий. Изготовление семейного древа. | Подготовительная. |
5. | Ленские столбы- природный памятник Якутии. | Рассказ легенды о Ленских столбах. Чтения стихотворения А. Ольхона «Ленские столбы» | Подготовительная. |
Итоги
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
ПРОГРАММА НАПРАВЛЕНА НА ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРИОБЩЕНИЕ ИХ КНАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ....
Педсовет "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры":«Психолого-педагогические аспекты приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры».
Выступление на педсовете "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (краткая форма)....
Мониторинг по программе "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
Мониторинг усвоения программы детьми средней группы...
КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ» под редакцией О.Л.Князевой, М.Д.Маханёвой (старшая группа)
Комплексно-тематическое планирование...
Дополнительная образовательная программа. "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры".
Дополнительная образовательная программа по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры Необходимость приобщения молодого поколения к нацио...
Рабочая программа по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Русская изба» (3 – 7 лет)
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: «Наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего». В. В. Путин в с...
Программа Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры средствами музыкального фольклора и инновационной деятельности.
Программа Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры средствами музыкального фольклора и инновационной деятельности....