Интегрирование в работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста.
статья по теме
Совместные направления в психолого-логопедическом сопровождении детей дошкольного возраста. Направления при разработке коррекционно-развивающей образовательной деятельности. Перечень консультаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovanie.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-логопедическая школа
МКДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №3»
Новоусманского муниципального района Воронежской области
Педагог-психолог Лукина Л. И.
Учитель-логопед Маркина О. В.
Тема: Интегрирование в работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста.
Дошкольному возрасту характерны большие возможности в познании. Раскрыть их помогает организационно – образовательная деятельность. В совместной работе педагога-психолога и учителя-логопеда успешно развиваются самостоятельность, творчество, умственные и речевые способности, учебные интересы, что способствует активному процессу овладения знаниями.
Совместная работа педагога-психолога и учителя-логопеда отражает определение интегрирования, которое заключается в соединении разных областей знаний на равной основе. Занятия, проводимые одним специалистом сопровождаются, дополняют и корректируются вторым.
Данный вопрос возник в ходе практической работы с детьми.
Исходя из этого, поставлена цель: создать модель взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
Задачи:
1. Создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога и логопеда как условие речевого и личностного развития ребенка.
2. Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов.
3.Разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.
С данными задачами необходимо ознакомление педагогов – возрастных групп, музыкальных руководителей. Так как их помощь так же необходима. Во время групповых занятий воспитатели должны учитывать возможности этих детей, закреплять то, что уже достигнуто в индивидуальной работе.
Музыкальные руководители должны включать в занятия музыкальную логоритмику в индивидуальной работе с детьми. Подбирать речевой материал при составлении сценариев к праздникам, с учётом речевых возможностей детей, не большим объёмом.
Первым этапом работы было:
Проведение диагностического обследования.
Задачи:
- Изучение психических и речевых особенностей развития ребенка 5-6 лет.
- Выделение факторов риска, на основе полученных результатов обследования.
- Составление карты развития ребенка.
Второй этап работы: Коррекционно-развивающий.
Задачи:
- Разработка интегрированного перспективного плана коррекционно-развивающих заданий.
- Составление индивидуального плана каждого занятия с учетом особенностей взаимодействия специалистов и особенностей развития ребенка.
Третий этап аналитический.
Задачи:
- Анализ динамики развития ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы.
- Отслеживание эффективности коррекционно-развивающей работы.
Были разработаны индивидуальные, подгрупповые консультации, семинары, методические рекомендации для родителей и педагогов с целью оказания помощи проблемным детям.
Консультации для родителей по следующим темам:
- Психическое развитие детей 5-6 лет.
- О предупреждении отклонений в развитии слухового восприятия у дошкольников.
- Общение – это искусство.
- Правила для родителей.
- Памятка для родителей старшего возраста.
- Развитие речи дошкольника 5-6 лет.
- причины возникновения речевых нарушений.
Консультации для педагогов:
- Взаимосвязь в развитии тонкой моторики рук и речевой функции.
- Предшкольная подготовка детей, требующих коррекционных мероприятий в их развитии.
- Содержание и особенности развития познавательных процессов дошкольника (методические рекомендации).
- Круглый стол – «Психология взаимоотношений взрослого и ребёнка».
Семинары для родителей:
- Психологические речевые настройки.
- Как развивать речь малыша?
- Развитие интеллектуальных способностей дошкольников.
- Домашняя игротека. (логопедические игры, упражнения, задания)
Семинары для педагогов:
- Общие психологические правила, касающиеся свободы, развития и творчества детей.
- Лексико-грамматические игры.
Первое направление - диагностическое, т. е. определение тех сторон развития, которые требуют особого внимания. При разработке диагностической базы учитываются основные принципы педагогической диагностики: системность, конкретность, научная обоснованность, последовательность, преемственность, комплексность, оптимизация форм и методов диагностики, сочетания констатирующей и коррекционно-развивающей функции диагностики, доступности методик и процедур.
Самый главный принцип дидактики – от простого к сложному.
Диагностика в ходе работы приобретает три основные составляющие:
- Определение уровня речевого и психического развития ребенка.
- Разработка совместного диагностического блока методик, позволяющего сократить время на обследование и сделать его белее содержательным.
- Учет новообразований данного этапа развития.
Изучение личности ребенка в ее многообразных проявлениях дает надежный материал для поиска причины нарушений, факторов риска, определения педагогической стратегии тактики по отношению к каждому ребенку, речевому нарушению.
Анализ полученных результатов позволяет объединить их в карту развития ребенка.
Второе направление - коррекционно-развивающее. От качества профилактической и коррекционной работа, своевременности принятых мер, тесного сотрудничества специалистов довольно часто зависит судьба ребенка, его интеллектуальное, личностное и речевое развитие, одним словом, его будущее, адаптация в обществе. Поэтому на данном этапе следует:
- разработать интегрированный перспективный коррекционно-развивающий план работы, построенный на основе комплексной диагностики,
- составить психолого-логопедические занятия с учетом особенностей взаимодействия специалистов и особенностей ребенка.
Выстроить коррекционно-развивающую работу с детьми на основе теории интеграции образования, личностно-ориентированного подхода, на принципах научности, системности, учета структуры дефекта, компенсаторных возможностей каждого ребенка.
Третье направление - аналитическое. Аналитическая деятельность позволит отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития ребенка. Предполагается разработка критериев динамики развития ребенка, с учетом выделенных факторов риска и выделить основные критерии эффективности коррекционно-развивающей работы.
Изложенные взгляды на взаимодействие специалистов при коррекции речевых нарушений, не претендуют на всеобщность и универсальность. Но разработанная модель взаимодействия психолога и логопеда способствует эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, профессиональной подготовке педагогов, росту компетентности родителей в области коррекционной педагогики. В процессе коррекционно-развивающей деятельности необходима своевременная ранняя поддержка ребенка педагогами и родителями, которая позволяет предупредить многие проблемы и вовремя откорректировать их с наименьшими затратами сил.
Заинтересованность родителей играет большую роль. Так как своевременное информирование позволяет им включиться в работу. В домашних условиях они могут закреплять материал изученный детьми на занятиях логопеда и психолога. Очень помогают практические семинары с родителями, когда предлагается исполнять роль своего ребёнка. Они могут прочувствовать на себе то, чем занимаются дети, какие к ним предъявляются требования. В конечном итоге родители понимают, что чувствуют их дети которые имеют определённые проблемы.
Поэтому родители должны стать необходимым звеном в системе коррекционно-развивающей работы с ребёнком. Понять свою значимость и ответственность в первую очередь перед своим ребёнком.
Таким образом необходимо помнить, что полноценный коррекционный эффект достигается при переносе положительных сдвигов со специальных занятий в реальную повседневную жизнь ребёнка. А это возможно лишь тогда, когда родители знают о позитивной динамике и им известны способы и методы закрепления выработанных навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Работа педагога-психолога по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста"
В статье представлена работа педага-психолога по социально-моциональному развитию детей старшего дошкольного возраста. Описаны методы и приёмы, раскрыта взаимосвязь в работе с воспитателями и ро...
Опыт работы педагога-психолога «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста»
На сегодняшний день в педагогике все более актуальным становится вопрос эмоционального развития ребенка. Современные ученые, психологи и педагоги считают, что этому вопросу не всегда удел...
Авторская программа психокоррекционной работы педагога-психолога по преодалению страха у детей старшего дошкольного возраста.
Организация психокоррекционной работы педагога-психолога с детьми переживающими страх....
Интегрированное занятие педагога-психолога ДОУ и учителя-логопеда "Путешествие в зимний лес"
Задачи:Коррекционно-образовательные.Закреплять знания о временах года, о характерных признаках зимы, сезонных изменениях в природе.Расширять представление детей о внешнем виде и образе жизни лесныхзве...
Использование в работе педагога-психолога нейропсихологических игр и упражнений для детей дошкольного возраста
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения л...
Доклад к районному методическому объединению учителей-логопедов и педагогов-психологов на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»
Доклад к районному методическому объединению учителей-логопедов и педагогов-психологов на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук&r...
Взаимодействие педагога -психолога и учителя -логопеда в старшей группе дошкольного возраста с детьми ОВЗ
Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в группе старшего дошкольного возраста с детьми ТНР. У детей с ТНР при нормальном интеллекте зачастую наблюдается сни...