Интегрирование в работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста.
статья по теме

Совместные направления в психолого-логопедическом сопровождении детей дошкольного возраста. Направления при разработке коррекционно-развивающей образовательной деятельности. Перечень консультаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovanie.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-логопедическая школа

МКДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №3»

Новоусманского муниципального района Воронежской области

Педагог-психолог Лукина Л. И.

Учитель-логопед Маркина О. В.

Тема: Интегрирование в работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста.

Дошкольному возрасту характерны большие возможности в познании. Раскрыть их помогает организационно – образовательная деятельность. В совместной работе педагога-психолога и учителя-логопеда успешно развиваются самостоятельность, творчество, умственные и речевые способности, учебные интересы, что способствует активному процессу  овладения знаниями.

Совместная работа педагога-психолога и учителя-логопеда отражает определение интегрирования, которое заключается в соединении разных областей знаний на равной основе. Занятия, проводимые одним специалистом сопровождаются, дополняют и корректируются вторым.

Данный вопрос возник в ходе практической работы с детьми.

          Исходя из этого, поставлена цель: создать модель взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

Задачи:

1. Создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога и логопеда как условие речевого и личностного развития ребенка.

2. Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов.

3.Разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.

          С данными задачами необходимо  ознакомление педагогов – возрастных групп, музыкальных руководителей. Так как их помощь так же необходима. Во время групповых занятий воспитатели должны учитывать возможности этих детей, закреплять то, что уже достигнуто в индивидуальной работе.

Музыкальные руководители должны  включать в занятия музыкальную логоритмику в индивидуальной работе с детьми. Подбирать речевой материал при составлении сценариев к праздникам, с учётом речевых возможностей детей, не большим объёмом.

Первым этапом работы было:

Проведение диагностического обследования.

         Задачи:

  • Изучение психических и речевых особенностей развития ребенка 5-6 лет.
  • Выделение факторов риска, на основе полученных результатов обследования.
  • Составление карты развития ребенка.

Второй этап  работы: Коррекционно-развивающий.

Задачи:

  • Разработка интегрированного перспективного плана коррекционно-развивающих заданий.
  • Составление индивидуального плана каждого занятия с учетом особенностей взаимодействия специалистов и особенностей развития ребенка.

Третий этап аналитический.

Задачи:

  • Анализ динамики развития ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы.
  • Отслеживание эффективности коррекционно-развивающей работы.

Были разработаны индивидуальные, подгрупповые консультации, семинары, методические рекомендации для родителей и педагогов с целью оказания помощи проблемным детям.

Консультации для родителей по следующим темам:

  1. Психическое развитие детей 5-6 лет.
  2. О предупреждении отклонений в развитии слухового восприятия у дошкольников.
  3. Общение – это искусство.
  4. Правила для родителей.
  5. Памятка для родителей старшего возраста.
  6. Развитие речи дошкольника 5-6 лет.
  7. причины возникновения речевых нарушений.

Консультации для педагогов:

  1. Взаимосвязь в развитии тонкой моторики рук и речевой функции.
  2. Предшкольная подготовка детей, требующих коррекционных мероприятий в их развитии.
  3. Содержание и особенности развития познавательных процессов дошкольника (методические рекомендации).
  4. Круглый стол – «Психология взаимоотношений взрослого и ребёнка».
    Семинары для родителей:
  1. Психологические речевые настройки.
  2. Как развивать речь малыша?
  3. Развитие интеллектуальных способностей дошкольников.
  4. Домашняя игротека. (логопедические игры, упражнения, задания)

Семинары для педагогов:

  1. Общие психологические правила, касающиеся свободы, развития и творчества детей.
  2. Лексико-грамматические игры.

Первое направление - диагностическое, т. е. определение тех сторон развития, которые требуют особого внимания. При разработке диагностической базы учитываются основные принципы педагогической диагностики: системность, конкретность, научная обоснованность, последовательность, преемственность, комплексность,  оптимизация форм и методов диагностики, сочетания констатирующей и коррекционно-развивающей функции диагностики, доступности методик и процедур.

Самый главный принцип дидактики – от простого к сложному.

Диагностика в ходе  работы приобретает три основные составляющие:

  1. Определение уровня речевого и психического развития ребенка.
  2. Разработка совместного диагностического блока методик, позволяющего сократить время на обследование и сделать его белее содержательным.
  3. Учет новообразований данного этапа развития.

Изучение личности ребенка в ее многообразных проявлениях дает надежный материал для поиска причины нарушений, факторов риска, определения педагогической стратегии тактики по отношению к каждому ребенку, речевому нарушению.

Анализ полученных результатов позволяет объединить их в карту развития ребенка.

Второе направление - коррекционно-развивающее. От качества профилактической и коррекционной работа, своевременности принятых мер, тесного сотрудничества специалистов довольно часто зависит судьба ребенка, его интеллектуальное, личностное и речевое развитие, одним словом, его будущее, адаптация в обществе. Поэтому на данном этапе следует:

  • разработать интегрированный перспективный коррекционно-развивающий план работы, построенный на основе комплексной диагностики,
  • составить психолого-логопедические занятия с учетом особенностей взаимодействия специалистов и особенностей ребенка.

 Выстроить коррекционно-развивающую работу с детьми на основе теории интеграции образования, личностно-ориентированного подхода, на принципах научности, системности, учета структуры дефекта, компенсаторных возможностей каждого ребенка.

Третье направление - аналитическое. Аналитическая деятельность позволит  отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития ребенка. Предполагается разработка критериев динамики развития ребенка, с учетом выделенных факторов риска и выделить основные критерии эффективности коррекционно-развивающей работы.

 Изложенные взгляды на взаимодействие специалистов при коррекции речевых нарушений, не претендуют на всеобщность и универсальность. Но разработанная модель взаимодействия психолога и логопеда способствует эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, профессиональной подготовке педагогов, росту компетентности родителей в области коррекционной педагогики. В процессе коррекционно-развивающей деятельности необходима своевременная ранняя поддержка ребенка педагогами и родителями, которая позволяет предупредить многие проблемы и вовремя откорректировать их с наименьшими затратами сил.

 Заинтересованность родителей играет большую роль. Так как своевременное информирование позволяет им включиться в работу. В домашних условиях они могут закреплять материал изученный детьми на занятиях логопеда и психолога. Очень помогают практические семинары с родителями, когда предлагается исполнять роль своего ребёнка. Они могут прочувствовать на себе то, чем занимаются дети, какие к ним предъявляются требования. В конечном итоге родители понимают, что чувствуют их дети которые имеют определённые проблемы.

Поэтому родители должны стать необходимым звеном в системе коррекционно-развивающей работы с ребёнком. Понять свою значимость и ответственность в первую очередь перед своим ребёнком.

Таким образом необходимо помнить, что полноценный коррекционный эффект достигается при переносе положительных сдвигов со специальных занятий в реальную повседневную жизнь ребёнка. А это возможно лишь тогда, когда родители знают о позитивной динамике и им известны способы и методы закрепления выработанных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Работа педагога-психолога по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста"

В статье представлена работа педага-психолога по социально-моциональному развитию детей старшего дошкольного возраста. Описаны методы и приёмы, раскрыта  взаимосвязь в работе с воспитателями и ро...

Опыт работы педагога-психолога «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста»

 На сегодняшний день в педагогике все более актуальным становится вопрос эмоционального развития ребенка. Современные ученые, психологи и педагоги считают, что этому вопросу не всегда удел...

Авторская программа психокоррекционной работы педагога-психолога по преодалению страха у детей старшего дошкольного возраста.

Организация психокоррекционной работы педагога-психолога с детьми переживающими страх....

Интегрированное занятие педагога-психолога ДОУ и учителя-логопеда "Путешествие в зимний лес"

Задачи:Коррекционно-образовательные.Закреплять знания о временах года, о характерных признаках зимы, сезонных изменениях в природе.Расширять представление детей о внешнем виде и образе жизни лесныхзве...

Использование в работе педагога-психолога нейропсихологических игр и упражнений для детей дошкольного возраста

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения л...

Доклад к районному методическому объединению учителей-логопедов и педагогов-психологов на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Доклад к районному методическому объединению учителей-логопедов и педагогов-психологов на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук&r...

Взаимодействие педагога -психолога и учителя -логопеда в старшей группе дошкольного возраста с детьми ОВЗ

Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в группе старшего дошкольного возраста с детьми ТНР. У детей с ТНР  при нормальном интеллекте зачастую наблюдается сни...