"Интеграция содержания дошкольного образования на основе проектной деятельности".
статья по теме
, интеграция содержания образования на основе проектной деятельности позволяет повысить качество образования, расширить возможности образовательного пространства, предупредить перегрузки детей, осуществить переход в содержании образования от многопредметности к интегративности знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интеграция в дошкольном образовании. | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
« ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА
ОСНОВЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.»
В дошкольном образовании сегодня происходят серьёзные перемены, основа которых
была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях повышения качества дошкольного образования введены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ). Переходный период выявляет много проблем в практике дошкольного образования, одной из которых является интеграция содержания образовательной деятельности. Согласно ФГТ планирование и содержание образовательной работы в ДОУ должно строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, что позволяет значительно повысить эффективность образования, «на малом учить многому»
Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Интегрированный подход к дошкольному образованию заключается в осуществлении не только содержательных, но и формальных целей и задач воспитания и развития: — компонентов содержания разных образовательных областей программы (межвидовая интеграция) и внутри областей (внутривидовая интеграция); — во взаимодействии методов и приёмов воспитания и обучения (методическая интеграция); — в синтезе детских видов деятельности; — в интеграции различных организационных форм взаимодействия педагогов с детьми и родителями
Принцип интеграции требует от педагогов отбора такого содержания образования, которое обеспечит целостное восприятие ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. Особый интерес для нас, как практиков, в данном случае, представляла интеграция содержания образования на основе проектной деятельности, т.е. проектно–исследовательский метод в обучении дошкольников. Именно тематические проекты являются типичными моделями интеграции содержания в дошкольном образовании.
Проектный метод даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, приобщаться к коллективной творческой деятельности, к культурно–историческим и общечеловеческим ценностям в процессе создания социально значимого продукта.
В практике ДОУ могут быть реализованы несколько типов проектов:
– исследовательско–творческие;
– информационно-практико–ориентированные;
– творческие.
Ярким примером интеграционного взаимодействия в области художественно–эстетического, а также социально–личностного и познавательно–речевого развития детей является реализация в образовательной практике ДОУ программы «Малая Родина»(автор:Власова А.В.) Основной идеей программы проекта является: формирование патриотических чувств у дошкольников,знание истории родного края, приобщение их к русской культуре: знакомство с народными традициями, ремёслами, фольклором и т.д. Содержание деятельности внутри проекта осуществляется на интеграции образовательных областей, их содержания и видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно–исследовательской, продуктивной, музыкально–художественной, чтения и восприятия художественной литературы. Участниками проекта выступают дети, родители, педагоги . .
Основные этапы разработки проекта:
1. Целеполагание, предполагающее постановку цели проекта, совместную разработку плана движения к цели, привлечение специалистов к осуществлению разделов проекта.
2. Разработка проекта, где составляется план – схема проекта с включением различных видов детской деятельности, форм организации работы с детьми и другими участниками проекта.
3. Выполнение проекта, в ходе которого идёт сбор и накопление материала, выполнение самостоятельных заданий и т.д. На данном этапе участники знакомятся с историей своего города ,его бытом и фольклором . Включаются в различные виды творческой и практически значимой деятельности (экскурсии в музеи города)
4. Презентация проекта. Оформление результата проекта, его презентация в виде общего праздника – это большое событие. Праздник – это «зона радости», золотой фонд совместной жизни ребёнка вместе с педагогами и родителями. Праздник является ярким ожиданием детей, кроме того, результатом плодотворной образовательной и творческой работы. Данное событие традиционно организуется и проходит по принципу работы общих и групповых творческих тематических площадок, мастер — классов(«Рождество»…»Масленица «)
Внедрение в образовательную практику ДОУ проектного метода : — создаёт единое образовательное пространство и расширяет его возможности; — совершенствует коммуникативные навыки; — формирует творческие, познавательные способности; — обеспечивает личностный рост детей.
Таким образом, интеграция содержания образования на основе проектной деятельности позволяет повысить качество образования, расширить возможности образовательного пространства, предупредить перегрузки детей, осуществить переход в содержании образования от многопредметности к интегративности знания.
Литература:
1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ РФ от 23.11.2009г. № 655).
2. Штанько И. В. «Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход»: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. — (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
3.Программа «Малая Родина»(автор:Власова А.В.)
Подготовила: воспитатель МКДОУ№4 Зянкина Елена Фёдоровна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция как основа обновление содержания дошкольного образования в рамках изменения воспитательно – образовательной системы
Кареева Светлана Анатольевнастарший воспитатель высшей категорииМБДОУ Краснозерский детский сад №6Краснозерский район Интеграция как основа обновление содержания дошкольного обр...
Выступление на педсовете на тему: «Содержание дошкольного образования в рамках реализации современных моделей дошкольного образования»
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и поним...
Инновационное направление деятельности педагога по проблеме интеграции содержания образовательных областей в музыкально-ритмической деятельности детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно...
Круглый стол «Теоретические основы проектной деятельности в дошкольном образовании» «Метод проектов в дошкольном образовательном учреждении как инновационная педагогическая технология»
Развивающаяся педагогика ненасилия существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Пед...
Коммуникативная деятельность дошкольников как основа интеграции содержания дошкольного образования
Социально-коммуникативное развитие дошкольников является одним из базовых элементов в системе становления личности ребенка. В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности д...
Консультация "Обновление содержания дошкольного образования в условиях вариативных моделей дошкольного образования"
Консультация «Обновление содержания дошкольного образования в условиях вариативных моделей дошкольного образования»...
Эффективное управление обновлением содержания дошкольного образования в ДОУ как основа повышения качества образования.
Профессиональные установки, выраженные в направленностях на взаимодействие....