«Экспериментирование в неживой природе». «Волшебные стёклышки».
методическая разработка на тему

Комиссарова Наталья Евгеньевна

«Экспериментирование в неживой природе».

«Волшебные стёклышки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_zhurnal_eksper.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

«Экспериментирование в неживой природе».

«Волшебные стёклышки».

                                                                                                       «Самое лучшее открытие – то,

                                                                                                       которое ребенок делает сам»

                                                                                                                            Ральф У. Эмерсон

   Наблюдая и общаясь с детьми-дошкольниками, видишь, насколько активно они проявляют интерес к окружающему: интересуются, обследуют, действуют. Со своими ребятишками мы встретилась, когда они пришли в старшую группу. А это, как известно возраст «Почемучек».  Очень важно, чтобы ответы на вопросы любознательных «Почемучек» подтверждались примерами из жизни. Как говорится: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому в своей работе по ознакомлению дошкольников с окружающим миром мы решили больше внимания уделить  ознакомлению с неживой природой. Чтобы процесс наблюдения и  экспериментирования в неживой природе был интересен детям, мы  используем разнообразные приемы.  Одним из них является внесение  «Волшебных стёклышек»  (лупа, цветные стёклышки, солнечные очки разного цвета). Ещё Конфуций говорил: «Что я слышу – забываю, что я вижу – я помню, что делаю – я понимаю».         В процесс экспериментирования дошкольник, в силу его природы, может войти лишь через эмоциональный заряд детского удивления, загадки, таинственного, столкновения известного с неизвестным, провоцирующего вопрос в этом нам помогают «Волшебные стёклышки».

         Ознакомление дошкольников с некоторыми явлениями неживой  природы   происходит в основном во время непосредственных наблюдений в различные времена года.

Детское экспериментирование - сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. В ходе его дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности - от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке ее опытным путем. Ребенку  доступны приемы простейшего планирования эксперимента, сравнительного анализа наблюдаемых процессов и полученных результатов и т.п.

   Для того чтобы повернуть действия маленького исследователя в полезное русло, мы используем особый тип интегрированных занятий «Сосульки», «Ледоход», «Знойное солнце», «Гололедица», «Небесный бой»,  в основе которых лежат действия экспериментирования, подводящие ребенка к познанию окружающего мира, физическую природу которого малыш будет познавать значительно позже, в школе, а пока, только  идет накопление практического опыта под руководством взрослого. 

   Немаловажное значение  имеет развивающая среда. В нашей группе есть экологический мини центр, где представлен разнообразный материал для самостоятельного детского экспериментирования. В мини центре есть небольшие емкости с песком, глиной, углём, золой, микроскоп, лупы, пробирки, воронки – все, что может понадобиться маленьким экспериментаторам для выявления свойств воды, земли, металла и т.д.   Малыши учатся определять наличие воздуха в исследуемых предметах, обследуют  форму, объём, узнают свойства исследуемых предметов.

          В развивающей среде нашей группы много пособий, побуждающих детей к опытнической деятельности. Это модели, схемы, макеты. Некоторые из них появились в результате совместной деятельности  воспитателя с детьми. Например, картотека опытов, где отмечается поэтапное прохождение того или иного опыта или наблюдения. Так наблюдая за «Солнечным зайчиком» дети схемами  отметили, что для наблюдения  необходимы: «Волшебные стёклышки» (зеркало, цветные стёклышки, лупа) и, конечно же, солнце. Наблюдение за «Росой»: «Волшебные стёклышки» (лупа), прохладная ночь, «теплый» восход, яркое солнце.  Живой интерес у малышей вызывают знаки мотивации, вызывающие интерес ребенка к предстоящей деятельности.   Мотивационный знак «Глаз» призывает детей понаблюдать за чем – либо, «Нос», говорит – понюхай меня. «Рука»- потрогай меня. Детское художественное творчество является неотъемлемой частью познавательной деятельности детей в природе. Нашим детям очень нравится передавать свои впечатления от наблюдений с помощью нетрадиционных приемов ТРИЗ. «Синий, синий, иней!» - тычки жесткой кистью, «Золотая осень» - отпечатки листьев, «Снежинки» - свеча и акварель, «Листопад» - кляксография с трубочкой, «Радуга» - монотипия предметная….

Таким образом, в работе с детьми по изучению неживой природы используем различные формы, методы и приемы работы: наблюдения, опыты, дидактические игры, художественное творчество, беседы, прогулки и т.д.

Так, поздней осенью и зимой особенно было интересно наблюдать за различными состояниями воды. Дети еще не знают, что лед, снег, дождь, пар - все это вода. Пробуем поиграть так, чтобы они сами сделали такой вывод. Начать лучше всего с чтения детской литературы, описывающей, как может выглядеть вода - в реках, озерах, морях, на катке, в чайнике и т.д. Вспомнить с детьми, какую воду и где они видели у озера, дома, понаблюдать за замерзанием воды, ее таянием, сосульками, лужами. С наступлением холодов проводим простой опыт. Готовим вместе несколько формочек с сильно окрашенной водой и ставили их на ночь, на улицу. Утром, обнаружив, что вода превратилась в лед, спрашиваем у детей, кто подменил наши формочки. Очень важно, чтобы они сами пришли к выводу, что холод заморозил воду. Даем возможность детям порассуждать, что могло повлиять на цветную воду, проверяем её на ощупь, рассматриваем через волшебные стёклышки, делаем выводы. Выясняем, навсегда ли она такой останется, наблюдаем за ее таянием. Этим самым, подводим детей к выводу, что при похолодании вода замерзает, при потеплении - тает.

Поддержку в работе и активную заинтересованность по ознакомлению детей с явлениями неживой природы мы встретили со стороны наших родителей. Удовлетворение можно видеть на лицах детей и их родителей во время совместных походов в лес, парк, к водоёму. Все это побуждает родителей больше времени уделять своим детям: соблюдать режим  в выходные дни,  не забывать о прогулках  на свежем воздухе, больше общаться со своим детьми, делиться своими знаниями и наблюдениями.

Подводя итоги нашей работы, хочется ещё раз отметить, что дошкольный возраст – «возраст Почемучек» -  благоприятный период  для познания окружающего мира через детское экспериментирование. Экспериментирование с «Волшебными стеклышками» способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, любознательность, мыслительную деятельность, качественно меняется уровень речевого развития, обогащается словарный запас детей.  

  У детей появляется инициатива, самостоятельность, умение сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими. Расширяется тематика рисунков о природе, появляется желание к творческому самовыражению воспринимаемого  окружающего мира.  Через экспериментирование, наблюдение ребёнок лучше, быстрее познаёт окружающий мир. 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экспериментирование в неживой природе»

Исcледовательско - игровой проект для детей среднего дошкольного возраста....

Картотека по экспериментированию с неживой природой

Для того, чтобы повернуть действие маленького исследователя в полкзное русло я рекомендую особый тип-занятий, в основе которых лежат действия экспериментирования, подводящие ребенка к познанию окружаю...

Наблюдение и экспериментирование с неживой природой для детей старшей и подготовительной группы

Наблюдение и экспериментирование с неживой природой для детей старшей и подготовительной группы...

Экспериментирование в неживой природе.«Волшебные стёклышки».

Влияние развивающей среды на формирование  любознательности, на развитие детского экспериментирования....

Педагогический проект. «Воспитание экологической культуры дошкольников посредством экспериментирования в неживой природе»

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувст...