Экспериментирование в неживой природе
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме

Захаркина Любовь Викторовна

Проектная деятельность 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperementirovanie_v_nezhivoy_prirode.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

«Экспериментирование в неживой природе

в рамках проектной деятельности»

подготовил воспитатель

МБДОУ «Детский сад №51»

Захаркина Любовь Викторовна

Планета Земля – наш общий дом. Каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все ценности и богатства.  

          В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему они стали актуальными? Причины в деятельности человека, его вторжения в природу, часто безграничные, недопустимые с экологической точки зрения, расточительные, ведущие  к нарушению экологического равновесия на планете, ухудшению состояния окружающей среды.

        Традиционно больше внимания уделяется в проектах растениям и животным, а область неживой  природы рассматривается мало. Нами разработан  проект «Мир природы», направленный на исследование  объектов и явлений неживой природы.

      В повседневной жизни ребёнок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми  ему  предметами и явлениями живой и неживой природы, и у него  возникает  желание узнать новое, понять непонятное. Необходимо  помогать ему в попытках установить простейшие закономерности, обратить внимание на объективные   причины, связи и отношения явлений окружающего мира.

    В рамках проектной деятельности я остановлюсь, сегодня на детском экспериментировании, которое  мы   взяли, как  главный метод  исследования.  Считаем, что детское экспериментирование является эффективным средством развития, таких важных качеств  личности, как  творческая активность и самостоятельность, внимание, мышление, память. Оно помогает ребёнку приобрести новые знания об окружающем мире.

Наш проект экологический, исследовательский, направленный на экологическое воспитание и ознакомление с окружающим миром. Продолжительность его -  три месяца. Участниками проекта стали воспитанники средней группы №7, воспитатели группы.

     Работа по проекту проводилась по этапам.

Первый этап – аналитический, организационный. Были проанализированы знания детей по данной теме, определены цели  и задачи, которые должны способствовать формированию экологического сознания, культуры, добра и милосердия, как базисных качеств личности. Проведено изучение и подбор литературы по данной проблеме, знакомство с методами и приёмами, позволяющих формировать у ребёнка  исследовательских умений.

Цель:

Формирование у детей заботливого и бережного отношения к окружающему миру неживой природы.

  Задачи:

1) Формировать элементарные естественнонаучные представления, знания об окружающем мире ( в неживой природе);

 2)Знакомить детей со свойствами веществ неживой природы;

 3)Развивать желание экспериментировать, наблюдать;

 4)Учить доводить начатое дело до конца;

5) Воспитывать гуманное, осознанное отношение к природе, показывать значимость действий каждого человека в её сохранении.

    На первом этапе была создана необходимая развивающая среда, образовательная зона, где собрано всё необходимое для проведения экспериментов (оборудование, пособия для визуализации); подобраны коллекции, предназначенные для знакомства с различными природными материалами; изготовлена картотека опытов. Для безопасного проведения опытов  в нашей группе разработаны правила работы. На начальном этапе проводился мониторинг уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.

    В рамках проекта были запланированы НОД познавательной и исследовательской деятельности, беседы с детьми, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы.

    Второй этап – практический, непосредственно направленный на формирование элементарных экологических знаний и представлений посредством экспериментов и опытов с веществами и явлениями.

Разработаны этапы опытно-исследовательской деятельности.

  1. Создание проблемной ситуации
  2. Постановка цели
  3. Проведение эксперимента
  4. Получение результата. Формирование вывода.
  5. Представление результатов. Ведение Дневника наблюдений.

       Экспериментирование мы начали с изучения свойств и качеств воды. «Вода – источник жизни» назывался наш первый опыт. Дети срезали  две ветки дерева, одну  ставили в воду, другую в пустую емкость. Наблюдали, что происходит и пришли к выводу, что без воды нельзя выжить.

     Дети определяли свойства воды. Они выяснили, что вода не имеет формы. Наливали воду в сосуды и выясняли, что она принимает форму того сосуда, в котором она находится. Узнали, что вода – это жидкое вещество, переливая её из одного сосуда в другой. Познакомились и с другим состоянием воды, когда она замерзает при низкой температуре и превращается в лёд или в снег.  Дети наблюдали, как происходит обратное  - при комнатной температуре лёд таял и вновь становился водой.

   Проводились эксперименты на выявление  вкуса, запаха, цвета воды. Дети пробовали на вкус воду, растворяли в ней соль, сахар, муку. Пробовали на вкус растворы. Определили, что вода растворяет данные вещества и приобретает вкус. Пробовали растворять песок, наблюдали и выяснили, что он не растворяется в воде.

  Для выяснения запаха воды дети сравнивали чистую воду и раствор, приготовленный  из воды и сока из  выжатого лука. Сделали вывод, что вода не имеет запаха.

   В исследовании цвета воды дети использовали краски (гуашь), муку, смешивали, наблюдали, что происходит с водой, как она становится мутной. Определяли, как виден предмет в чистой воде и мутной. Пришли к выводу, что вода не имеет цвета. Для очистки воды были изготовлены элементарные фильтры. После очистки вода становилась прозрачной. Для обеззараживания её использовали йод. Только после этого можно было ею пользоваться. Данный опыт подвёл детей к выводу, что вода может быть загрязнена и вредна  здоровью; перед её  использованием людьми, она должна быть очищена фильтрами от грязи.

  Во время опыта «Корабли»  дети знакомились со свойствами плавающих предметов. Наблюдали, что происходит с плавающими и металлическими предметами, камешками, песком.

  В эксперименте «Буруны» дети с удовольствием показывали, как можно получить буруны (волны  в стакане), используя стакан с водой и трубочку для коктейля

Изучали с детьми состояние почвы(песка).

   Проделывая эксперименты с песком, дети познакомились  его свойствами. Сначала они рассматривали под лупой, из чего состоит песок, пробовали на ощупь, сравнивали с более крупными камешками. Дети просеивали песок , рассматривали, чем отличается просеянный  от непросеянного, окрашивали его в белый  цвет с помощью растёртого в ступке мелка. Делали узоры из окрашенного сухого песка. Вывод детей: окрашивать можно не только бумагу, но и песок.

    В  эксперименте «Песочные часы» произошло знакомство  детей непосредственно с песочными часами, узнали историю их возникновения. Здесь они пробовали  определять длительность времени по песочным часам, слушали песенки, одевались.

   Дети пробовали строить из сухого песка «Песочный замок», наблюдали, что происходит, сыпали песок струйкой. Потом его смачивали. Создали коллективную работу « песочный замок». Все эти опыты привели детей к выводу, что песок обладает сыпучестью, из мокрого песка можно делать постройки, которые  при высыхании затвердевают, и получается прочная постройка.

Исследовали свойства воздуха.

  В опыте «Игрушка – вертушка» дети выясняли свойства такого явления, как ветер.Выяснили, как можно приводить в движение при помощи ветра объекты. Так же делали бумажные корабли и направляли их с помощью ветра в плавание. Вывод детей: ветер можно использовать для  движения и направления предметов.

Третий этап – итоговый, диагностический. На этом этапе проведен мониторинг усвоения знаний детей по данной теме. Обобщение работы представили в виде оформления стенда с подбором фотографий детей участвующих в опытно-экспериментальной деятельности, подготовили альбом, в котором педагоги вместе с родителями записывали впечатления детей от участия в опытно-экспериментальной деятельности.

По результатам проектной деятельности определили задачи для продолжения работы в данном направлении с использованием исследовательской деятельности с детьми в течении учебного года.              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экспериментирование в неживой природе»

Исcледовательско - игровой проект для детей среднего дошкольного возраста....

Картотека по экспериментированию с неживой природой

Для того, чтобы повернуть действие маленького исследователя в полкзное русло я рекомендую особый тип-занятий, в основе которых лежат действия экспериментирования, подводящие ребенка к познанию окружаю...

Наблюдение и экспериментирование с неживой природой для детей старшей и подготовительной группы

Наблюдение и экспериментирование с неживой природой для детей старшей и подготовительной группы...

«Экспериментирование в неживой природе». «Волшебные стёклышки».

«Экспериментирование в неживой природе».«Волшебные стёклышки»....

Экспериментирование в неживой природе.«Волшебные стёклышки».

Влияние развивающей среды на формирование  любознательности, на развитие детского экспериментирования....

Педагогический проект. «Воспитание экологической культуры дошкольников посредством экспериментирования в неживой природе»

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувст...