Коррекционно - педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна.
материал по теме
Еще несколько лет назад дети с синдромом Дауна считались «необучаемыми», их даже не принимали в специализированные детские сады и школы. Родителям этих детей представлялась единственная возможность – это закрытое учреждение интернатного типа. Сейчас же в Центре диагностики и консультаций «Шанс» в нашем городе дети с особенностями развития получают поддержку и реальное принятие обществом, что значительно увеличивает их возможности. Дети, которых я приняла, никогда не посещали дошкольное учреждение, никогда не находились продолжительное время в коллективе своих сверстников и тем более без родителей, поэтому адаптация проходила сложно. У детей резко возросло число социальных контактов. Передо мною встали важные педагогические задачи:
1.научить взаимодействовать со всеми окружающими людьми
2.находить пути решения конфликтных ситуаций
3.научить отстаивать свои интересы и учитывать интересы сверстников
4.научить быть организованными и действовать по определенным правилам.
Чтобы грамотно осуществлять воспитательную и коррекционную работу с такими детьми в условиях дошкольного учреждения, нужно представлять себе все особенности детей с синдромом Дауна, их слабые и сильные стороны. Для большинства этих детей характерно нарушение когнитвного развития. Несмотря на значительные индивидуальны различия, тем не менее, можно выявить типичные особенности. К ним относятся:
1.Медленное формирование понятий и становление навыков:
А. Снижение темпа восприятия.
Б. Снижение памяти, необходимость большого количества повторений для усвоения материала.
В. Низкий уровень обобщения материала.
Г. Замедленное формирование ответа.
Д. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем связаны:
.Трудности, которые возникают при необходимости объединить новую информацию с уже изученным материалом.
.Нарушения переноса усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, т.е. заученными многократно повторяемыми действиями.
.Трудности, возникающие при выполнении заданий, связанных с оперированием несколькими признаками предмета, или цепочки действий.
2.Нарушения целеполагания и планирования действий.
3.Особенностью предметно-практического мышления, характерного для детей с синдромом Дауна, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильную чувствительность). Наилучшие результаты дает зрительно-телесный анализ.
4.Нарушение сенсорного восприятия за счет повышения порога ощущения и часто встречающихся нарушений зрения и слуха.
5.Неравномерность развития ребенка и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер (двигательной, речевой сферы, социально-эмоциональным развитием).
Обучая детей с синдромом Дауна, я ставлю перед собой цель подготовить их к самостоятельной (или относительно самостоятельной) жизни. Для того, чтобы человек мог самостоятельно что-нибудь сделать, ему необходимо: поставить цель, спланировать действия, приводящие к этой цели, и уметь выполнить каждое из этих действий в отдельности. Главной моей задачей является как отработка отдельных навыков, так и обучение детей использованию нескольких понятий или навыков одновременно, что приводит к улучшению целеполагания и планирования действий.
За время работы я достигла многого:
1. дети полностью адаптировались в дошкольном учреждении
2. они с удовольствием идут на контакты с детьми и взрослыми, которые их окружают
3. эмоционально откликаются на индивидуальные и групповые занятия.
Очень важно отметить, что мои дети очень много и тяжело болеют, после чего труды воспитателя и те навыки, которые малыш усваивает в процессе обучения, теряются , и я начинаю свои занятия и обучение практически с нуля.
В работе я меньше употребляю слова «скажи», «повтори», поскольку тогда дети могут вообще отказаться от общения. Гораздо эффективнее создавать условия, в которых ребенок сам захочет что-то сказать. На эмоциональном подъеме, в игре часто удается создать естественную речевую среду. Дети, увлеченные игрой, пытаются подпевать песенку - потешку, повторять ритмичное стихотворение. И их речь в этот момент не отраженная, как на занятии у логопеда, а спонтанно возникающая, живая. В работе с моими детьми я помогаю активно пользоваться жестами. Например: при рассказывании сказок «Теремок», «Колобок» при использовании картинок стараемся параллельно показывать фигурки персонажей либо настольного театра, либо кукол – перчаток театра Би-ба-бо и обозначать их жестами, которые существуют в языке для глухонемых.
Я всегда спокойно реагирую, если ребенок среди занятия встает и начинает бегать по групповой комнате. Это может означать переутомление, замешательство, страх . Я проговариваю создавшуюся ситуацию для беспокоящегося ребенка и всех детей: « Максим волнуется, он устал» и стараемся помочь ребенку, облегчаем задания или меняем вид деятельности.
Одним из самых важных, на мой взгляд, элементов учебно-воспитательного процесса является единство требований и настойчивость всех взрослых, которые окружают детей – родителей, воспитателей, всех специалистов. Постоянное взаимодействие с родителями принесло свои результаты. В самом начале моей работы я побеседовала с родителями каждого ребенка и выяснила, что многие дети метеозависимы, подвержены перепадам настроения, имеют хронические заболевания. Проанализировав всю информацию, я нашла методы и подходы к каждому ребенку. Сейчас моя работа с родителями строится на ежедневных индивидуальных консультациях. Я рассказываю о наших «достижениях» и «неудачах» в течение дня, совместно находим пути их преодоления и вместе радуемся удачам.
В настоящее время не вызывает сомнений то, что дети с синдромом Дауна проходят все те же этапы развития, что и обычные дети, поэтому общие принципы проведения занятия разработаны на основе представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом особенностей когнитивного развития детей с синдромом Дауна. При проведении занятия я ориентируюсь на:
1. предметность мышления дошкольников
2. наглядно-действенное мышление, как базу для дальнейшего перехода к наглядно-образному и логическому мышлению
3. собственную мотивацию ребенка
4. зрительный, слуховой и тактильный анализаторы
5. обучение в игровой форме
В качестве рекомендаций при использовании моего опыта или дополнении опыта другими методами и приёмами, я пришла к выводу, что необходимо соблюдать следующие правила:
- использовать на занятиях методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;
- включать в занятия игры, задания, "тренировочные" упражнения на развитие и обогащение словаря;
- использовать на занятиях знания о мотивационной сфере ребёнка;
- создавать и стимулировать мотивацию деятельности.
- вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;
- по возможности завершать занятие игрой развивающего характера
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eshche_neskolko_let_nazad_deti_s_sindromom_dauna_schitalis.docx | 17.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Еще несколько лет назад дети с синдромом Дауна считались «необучаемыми», их даже не принимали в специализированные детские сады и школы. Родителям этих детей представлялась единственная возможность – это закрытое учреждение интернатного типа. Сейчас же в Центре диагностики и консультаций «Шанс» в нашем городе дети с особенностями развития получают поддержку и реальное принятие обществом, что значительно увеличивает их возможности. Дети, которых я приняла, никогда не посещали дошкольное учреждение, никогда не находились продолжительное время в коллективе своих сверстников и тем более без родителей, поэтому адаптация проходила сложно. У детей резко возросло число социальных контактов. Передо мною встали важные педагогические задачи:
1.научить взаимодействовать со всеми окружающими людьми
2.находить пути решения конфликтных ситуаций
3.научить отстаивать свои интересы и учитывать интересы сверстников
4.научить быть организованными и действовать по определенным правилам.
Чтобы грамотно осуществлять воспитательную и коррекционную работу с такими детьми в условиях дошкольного учреждения, нужно представлять себе все особенности детей с синдромом Дауна, их слабые и сильные стороны. Для большинства этих детей характерно нарушение когнитвного развития. Несмотря на значительные индивидуальны различия, тем не менее, можно выявить типичные особенности. К ним относятся:
1.Медленное формирование понятий и становление навыков:
А. Снижение темпа восприятия.
Б. Снижение памяти, необходимость большого количества повторений для усвоения материала.
В. Низкий уровень обобщения материала.
Г. Замедленное формирование ответа.
Д. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем связаны:
.Трудности, которые возникают при необходимости объединить новую информацию с уже изученным материалом.
.Нарушения переноса усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, т.е. заученными многократно повторяемыми действиями.
.Трудности, возникающие при выполнении заданий, связанных с оперированием несколькими признаками предмета, или цепочки действий.
2.Нарушения целеполагания и планирования действий.
3.Особенностью предметно-практического мышления, характерного для детей с синдромом Дауна, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильную чувствительность). Наилучшие результаты дает зрительно-телесный анализ.
4.Нарушение сенсорного восприятия за счет повышения порога ощущения и часто встречающихся нарушений зрения и слуха.
5.Неравномерность развития ребенка и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер (двигательной, речевой сферы, социально-эмоциональным развитием).
Обучая детей с синдромом Дауна, я ставлю перед собой цель подготовить их к самостоятельной (или относительно самостоятельной) жизни. Для того, чтобы человек мог самостоятельно что-нибудь сделать, ему необходимо: поставить цель, спланировать действия, приводящие к этой цели, и уметь выполнить каждое из этих действий в отдельности. Главной моей задачей является как отработка отдельных навыков, так и обучение детей использованию нескольких понятий или навыков одновременно, что приводит к улучшению целеполагания и планирования действий.
За время работы я достигла многого:
1. дети полностью адаптировались в дошкольном учреждении
2. они с удовольствием идут на контакты с детьми и взрослыми, которые их окружают
3. эмоционально откликаются на индивидуальные и групповые занятия.
Очень важно отметить, что мои дети очень много и тяжело болеют, после чего труды воспитателя и те навыки, которые малыш усваивает в процессе обучения, теряются , и я начинаю свои занятия и обучение практически с нуля.
В работе я меньше употребляю слова «скажи», «повтори», поскольку тогда дети могут вообще отказаться от общения. Гораздо эффективнее создавать условия, в которых ребенок сам захочет что-то сказать. На эмоциональном подъеме, в игре часто удается создать естественную речевую среду. Дети, увлеченные игрой, пытаются подпевать песенку - потешку, повторять ритмичное стихотворение. И их речь в этот момент не отраженная, как на занятии у логопеда, а спонтанно возникающая, живая. В работе с моими детьми я помогаю активно пользоваться жестами. Например: при рассказывании сказок «Теремок», «Колобок» при использовании картинок стараемся параллельно показывать фигурки персонажей либо настольного театра, либо кукол – перчаток театра Би-ба-бо и обозначать их жестами, которые существуют в языке для глухонемых.
Я всегда спокойно реагирую, если ребенок среди занятия встает и начинает бегать по групповой комнате. Это может означать переутомление, замешательство, страх . Я проговариваю создавшуюся ситуацию для беспокоящегося ребенка и всех детей: « Максим волнуется, он устал» и стараемся помочь ребенку, облегчаем задания или меняем вид деятельности.
Одним из самых важных, на мой взгляд, элементов учебно-воспитательного процесса является единство требований и настойчивость всех взрослых, которые окружают детей – родителей, воспитателей, всех специалистов. Постоянное взаимодействие с родителями принесло свои результаты. В самом начале моей работы я побеседовала с родителями каждого ребенка и выяснила, что многие дети метеозависимы, подвержены перепадам настроения, имеют хронические заболевания. Проанализировав всю информацию, я нашла методы и подходы к каждому ребенку. Сейчас моя работа с родителями строится на ежедневных индивидуальных консультациях. Я рассказываю о наших «достижениях» и «неудачах» в течение дня, совместно находим пути их преодоления и вместе радуемся удачам.
В настоящее время не вызывает сомнений то, что дети с синдромом Дауна проходят все те же этапы развития, что и обычные дети, поэтому общие принципы проведения занятия разработаны на основе представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом особенностей когнитивного развития детей с синдромом Дауна. При проведении занятия я ориентируюсь на:
1. предметность мышления дошкольников
2. наглядно-действенное мышление, как базу для дальнейшего перехода к наглядно-образному и логическому мышлению
3. собственную мотивацию ребенка
4. зрительный, слуховой и тактильный анализаторы
5. обучение в игровой форме
В качестве рекомендаций при использовании моего опыта или дополнении опыта другими методами и приёмами, я пришла к выводу, что необходимо соблюдать следующие правила:
- использовать на занятиях методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;
- включать в занятия игры, задания, "тренировочные" упражнения на развитие и обогащение словаря;
- использовать на занятиях знания о мотивационной сфере ребёнка;
- создавать и стимулировать мотивацию деятельности.
- вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;
- по возможности завершать занятие игрой развивающего характера
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое направление в системе комплексного сопровождения детей с синдромом Дауна
Материал доклада, представленного на заседании секции Всероссийской научно-практической конференции "Социальное партнерство при реализации моделей развития системы психолого-педагогического и медико-с...
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения
Материалы V Студенческой научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют», гор. Минск : БГПУ, 13.03.2014г....
Технология социально психологического благополучия ребенка с синдромом Дауна в ДОУ. Педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ.
В статье содержится опыт работы в детском саду с ребёнком с синдромом Дауна....
ВКР Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом раннего детского аутизма (РДА)
Дети - аутисты...
« Психолого – педагогическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности».
Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в дошкольном возрасте....
Индивидуальная программа психолого - педагогического сопровождения ребёнка с синдромом Дауна
Индивидуальная программа сопровождения ребенка с синдромом Дауна составлена с учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и ...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ.
В статье описан опыт работы педагога-психолога ДОУ с воспитанниками с синдромом Дауна В нашем ДОУ более двухсот воспитанников. Среди них есть дети с ограниченными возможностями здоро...