Коррекционно - педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна.
материал по теме

Краева Оксана Сергевна

Еще несколько лет назад  дети с синдромом Дауна считались «необучаемыми», их даже не принимали в специализированные детские сады и школы. Родителям этих детей представлялась единственная возможность – это закрытое учреждение  интернатного  типа. Сейчас же в  Центре диагностики и консультаций «Шанс» в нашем городе дети с особенностями развития получают поддержку и реальное принятие обществом, что значительно увеличивает их возможности. Дети, которых я приняла, никогда не посещали дошкольное учреждение, никогда не находились продолжительное время в коллективе своих сверстников и тем более без родителей, поэтому адаптация проходила сложно. У детей резко возросло число социальных контактов. Передо мною встали важные педагогические  задачи:

1.научить  взаимодействовать со всеми окружающими людьми

2.находить пути решения конфликтных ситуаций

3.научить отстаивать свои интересы и учитывать интересы сверстников

4.научить быть организованными и действовать по определенным правилам.

Чтобы грамотно осуществлять воспитательную и коррекционную работу с такими детьми в условиях дошкольного учреждения, нужно представлять себе все особенности детей с синдромом Дауна, их слабые и сильные стороны. Для большинства этих детей характерно нарушение когнитвного развития. Несмотря на значительные индивидуальны различия, тем не менее, можно выявить типичные особенности. К ним относятся:

1.Медленное формирование понятий и становление навыков:

А. Снижение темпа восприятия.

Б. Снижение памяти, необходимость большого количества повторений для усвоения материала.

В. Низкий уровень обобщения материала.

Г. Замедленное формирование ответа.

Д. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем  связаны:

     .Трудности, которые возникают при необходимости объединить новую информацию с уже изученным материалом.

    .Нарушения переноса усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, т.е. заученными многократно повторяемыми действиями.

   .Трудности, возникающие при выполнении заданий, связанных с оперированием несколькими признаками предмета, или цепочки действий.

2.Нарушения целеполагания и планирования действий.

3.Особенностью предметно-практического мышления, характерного для детей с синдромом Дауна, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильную чувствительность). Наилучшие результаты дает зрительно-телесный анализ.

4.Нарушение сенсорного восприятия за счет повышения порога ощущения и часто встречающихся нарушений зрения и слуха.

5.Неравномерность развития ребенка и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер (двигательной, речевой сферы, социально-эмоциональным развитием).

Обучая детей с синдромом Дауна, я ставлю перед собой цель подготовить их к самостоятельной (или относительно самостоятельной) жизни. Для того, чтобы человек мог самостоятельно что-нибудь сделать, ему необходимо: поставить цель, спланировать действия, приводящие к этой цели, и уметь выполнить каждое из этих действий в отдельности. Главной моей задачей является как отработка отдельных навыков, так и обучение детей использованию нескольких понятий или навыков одновременно, что приводит к улучшению целеполагания и планирования действий. 

За время работы я достигла  многого:

1.            дети полностью адаптировались в дошкольном учреждении

2.            они с удовольствием идут на контакты с детьми и взрослыми, которые их окружают

3.            эмоционально откликаются на индивидуальные и групповые занятия.

Очень важно отметить, что мои дети очень много и тяжело болеют, после чего труды воспитателя и те навыки, которые малыш усваивает в процессе обучения, теряются , и я начинаю свои занятия и обучение практически с нуля.

В работе я меньше употребляю слова   «скажи», «повтори», поскольку тогда дети могут вообще отказаться от общения. Гораздо эффективнее создавать условия, в которых ребенок сам захочет что-то сказать. На эмоциональном подъеме, в игре часто удается создать естественную речевую среду. Дети, увлеченные игрой, пытаются подпевать песенку - потешку, повторять ритмичное стихотворение. И их речь в этот момент не отраженная, как на занятии у логопеда, а спонтанно возникающая, живая.  В работе с моими детьми я помогаю активно пользоваться жестами. Например: при рассказывании сказок «Теремок», «Колобок» при использовании картинок стараемся параллельно показывать фигурки персонажей либо настольного театра, либо кукол – перчаток театра Би-ба-бо и обозначать их жестами, которые существуют в языке для глухонемых.

Я всегда спокойно реагирую, если ребенок среди занятия встает и начинает бегать по групповой комнате. Это может означать переутомление, замешательство, страх . Я проговариваю создавшуюся ситуацию для беспокоящегося ребенка и всех детей: « Максим волнуется, он устал» и стараемся помочь ребенку, облегчаем задания или меняем вид деятельности.

Одним из самых важных, на мой взгляд, элементов учебно-воспитательного процесса является единство требований и настойчивость всех взрослых, которые окружают детей – родителей, воспитателей, всех специалистов. Постоянное  взаимодействие с родителями принесло свои результаты. В самом начале моей работы я побеседовала с родителями каждого ребенка и выяснила, что многие дети метеозависимы, подвержены перепадам настроения, имеют хронические заболевания. Проанализировав всю информацию, я нашла методы и подходы к каждому ребенку.  Сейчас моя работа  с родителями строится на ежедневных индивидуальных  консультациях. Я рассказываю о наших «достижениях» и «неудачах» в течение дня, совместно находим пути их преодоления и вместе радуемся удачам. 

В настоящее время не вызывает сомнений то, что дети с синдромом Дауна проходят все те же этапы развития, что и обычные дети, поэтому общие принципы проведения занятия  разработаны на основе представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом особенностей когнитивного развития детей с синдромом  Дауна. При проведении занятия я ориентируюсь на:

1.            предметность мышления дошкольников

2.            наглядно-действенное мышление, как базу для дальнейшего перехода к наглядно-образному и логическому мышлению

3.            собственную мотивацию ребенка

4.            зрительный, слуховой и тактильный анализаторы

5.            обучение в игровой форме

В качестве рекомендаций при использовании моего опыта или дополнении опыта другими методами и приёмами, я пришла к выводу, что необходимо соблюдать следующие правила:

- использовать на занятиях методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;

- включать в занятия игры, задания, "тренировочные" упражнения на развитие и обогащение словаря;

- использовать на занятиях знания о мотивационной сфере ребёнка;

- создавать и стимулировать мотивацию деятельности.

- вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;

- по возможности завершать занятие игрой развивающего характера

Скачать:


Предварительный просмотр:

Еще несколько лет назад  дети с синдромом Дауна считались «необучаемыми», их даже не принимали в специализированные детские сады и школы. Родителям этих детей представлялась единственная возможность – это закрытое учреждение  интернатного  типа. Сейчас же в  Центре диагностики и консультаций «Шанс» в нашем городе дети с особенностями развития получают поддержку и реальное принятие обществом, что значительно увеличивает их возможности. Дети, которых я приняла, никогда не посещали дошкольное учреждение, никогда не находились продолжительное время в коллективе своих сверстников и тем более без родителей, поэтому адаптация проходила сложно. У детей резко возросло число социальных контактов. Передо мною встали важные педагогические  задачи:

1.научить  взаимодействовать со всеми окружающими людьми

2.находить пути решения конфликтных ситуаций

3.научить отстаивать свои интересы и учитывать интересы сверстников

4.научить быть организованными и действовать по определенным правилам.

Чтобы грамотно осуществлять воспитательную и коррекционную работу с такими детьми в условиях дошкольного учреждения, нужно представлять себе все особенности детей с синдромом Дауна, их слабые и сильные стороны. Для большинства этих детей характерно нарушение когнитвного развития. Несмотря на значительные индивидуальны различия, тем не менее, можно выявить типичные особенности. К ним относятся:

1.Медленное формирование понятий и становление навыков:

А. Снижение темпа восприятия.

Б. Снижение памяти, необходимость большого количества повторений для усвоения материала.

В. Низкий уровень обобщения материала.

Г. Замедленное формирование ответа.

Д. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем  связаны:

     .Трудности, которые возникают при необходимости объединить новую информацию с уже изученным материалом.

    .Нарушения переноса усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, т.е. заученными многократно повторяемыми действиями.

   .Трудности, возникающие при выполнении заданий, связанных с оперированием несколькими признаками предмета, или цепочки действий.

2.Нарушения целеполагания и планирования действий.

3.Особенностью предметно-практического мышления, характерного для детей с синдромом Дауна, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильную чувствительность). Наилучшие результаты дает зрительно-телесный анализ.

4.Нарушение сенсорного восприятия за счет повышения порога ощущения и часто встречающихся нарушений зрения и слуха.

5.Неравномерность развития ребенка и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер (двигательной, речевой сферы, социально-эмоциональным развитием).

Обучая детей с синдромом Дауна, я ставлю перед собой цель подготовить их к самостоятельной (или относительно самостоятельной) жизни. Для того, чтобы человек мог самостоятельно что-нибудь сделать, ему необходимо: поставить цель, спланировать действия, приводящие к этой цели, и уметь выполнить каждое из этих действий в отдельности. Главной моей задачей является как отработка отдельных навыков, так и обучение детей использованию нескольких понятий или навыков одновременно, что приводит к улучшению целеполагания и планирования действий.  

За время работы я достигла  многого:

1.        дети полностью адаптировались в дошкольном учреждении

2.        они с удовольствием идут на контакты с детьми и взрослыми, которые их окружают

3.        эмоционально откликаются на индивидуальные и групповые занятия.

Очень важно отметить, что мои дети очень много и тяжело болеют, после чего труды воспитателя и те навыки, которые малыш усваивает в процессе обучения, теряются , и я начинаю свои занятия и обучение практически с нуля.

В работе я меньше употребляю слова   «скажи», «повтори», поскольку тогда дети могут вообще отказаться от общения. Гораздо эффективнее создавать условия, в которых ребенок сам захочет что-то сказать. На эмоциональном подъеме, в игре часто удается создать естественную речевую среду. Дети, увлеченные игрой, пытаются подпевать песенку - потешку, повторять ритмичное стихотворение. И их речь в этот момент не отраженная, как на занятии у логопеда, а спонтанно возникающая, живая.  В работе с моими детьми я помогаю активно пользоваться жестами. Например: при рассказывании сказок «Теремок», «Колобок» при использовании картинок стараемся параллельно показывать фигурки персонажей либо настольного театра, либо кукол – перчаток театра Би-ба-бо и обозначать их жестами, которые существуют в языке для глухонемых.

Я всегда спокойно реагирую, если ребенок среди занятия встает и начинает бегать по групповой комнате. Это может означать переутомление, замешательство, страх . Я проговариваю создавшуюся ситуацию для беспокоящегося ребенка и всех детей: « Максим волнуется, он устал» и стараемся помочь ребенку, облегчаем задания или меняем вид деятельности.

Одним из самых важных, на мой взгляд, элементов учебно-воспитательного процесса является единство требований и настойчивость всех взрослых, которые окружают детей – родителей, воспитателей, всех специалистов. Постоянное  взаимодействие с родителями принесло свои результаты. В самом начале моей работы я побеседовала с родителями каждого ребенка и выяснила, что многие дети метеозависимы, подвержены перепадам настроения, имеют хронические заболевания. Проанализировав всю информацию, я нашла методы и подходы к каждому ребенку.  Сейчас моя работа  с родителями строится на ежедневных индивидуальных  консультациях. Я рассказываю о наших «достижениях» и «неудачах» в течение дня, совместно находим пути их преодоления и вместе радуемся удачам.  

В настоящее время не вызывает сомнений то, что дети с синдромом Дауна проходят все те же этапы развития, что и обычные дети, поэтому общие принципы проведения занятия  разработаны на основе представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом особенностей когнитивного развития детей с синдромом  Дауна. При проведении занятия я ориентируюсь на:

1.        предметность мышления дошкольников

2.        наглядно-действенное мышление, как базу для дальнейшего перехода к наглядно-образному и логическому мышлению

3.        собственную мотивацию ребенка

4.         зрительный, слуховой и тактильный анализаторы

5.        обучение в игровой форме

В качестве рекомендаций при использовании моего опыта или дополнении опыта другими методами и приёмами, я пришла к выводу, что необходимо соблюдать следующие правила:

- использовать на занятиях методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;

- включать в занятия игры, задания, "тренировочные" упражнения на развитие и обогащение словаря;

- использовать на занятиях знания о мотивационной сфере ребёнка;

- создавать и стимулировать мотивацию деятельности.

- вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;

- по возможности завершать занятие игрой развивающего характера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое направление в системе комплексного сопровождения детей с синдромом Дауна

Материал доклада, представленного на заседании секции Всероссийской научно-практической конференции "Социальное партнерство при реализации моделей развития системы психолого-педагогического и медико-с...

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения

Материалы V Студенческой научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют», гор. Минск : БГПУ, 13.03.2014г....

« Психолого – педагогическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности».

Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в дошкольном возрасте....

Индивидуальная программа психолого - педагогического сопровождения ребёнка с синдромом Дауна

Индивидуальная программа сопровождения ребенка с синдромом Дауна  составлена с учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и ...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ.

В статье описан опыт работы педагога-психолога ДОУ с воспитанниками с синдромом Дауна    В нашем ДОУ более двухсот воспитанников. Среди них есть дети с ограниченными возможностями здоро...