Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
В статье описан опыт работы педагога-психолога ДОУ с воспитанниками с синдромом Дауна
В нашем ДОУ более двухсот воспитанников. Среди них есть дети с ограниченными возможностями здоровья.
Работа с такими детьми в рамках учреждения определяется ст.79 п.1 закона РФ об образовании, который гласит: «Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации».
Ещё один документ, на который мы опираемся – это Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. На основании пункта 3.2.7 ФГОС « Для коррекционной работы с детьми с ОВЗ, осваивающими Программу совместно с другими детьми в Группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья». И мы стараемся создать эти условия.
В первые две недели пребывания ребенка в ДОУ мы наблюдаем за его поведением, оцениваем уровень развитие коммуникативной, познавательной, эмоционально-волевой сферы, намечаем задачи развития.
Используя индивидуальную программу реабилитации, мы строим свою работу на тесном взаимодействии специалистов. Каждые 3 месяца мы собираемся и обсуждаем успехи и трудности детей, корректируем дальнейшую программу реабилитации.
Сегодня мы расскажем о том, как строится наша работа с детьми с синдромом Дауна.
Между собой мы называем их «СОЛНЕЧНЫМИ» ДЕТЬМИ. В нашем ДОУ несколько таких «солнечных» деток. Есть воспитанник, который посещает группу раннего возраста и проходит адаптацию. Другие дети, ходят в общеобразовательные и группы компенсирующего назначения.
Начальный этап работы подразумевал взаимодействие со всеми взрослыми
участниками образовательного процесса - воспитателями и родителями, в том числе родителями нормально развивающихся детей, посещающих группу.
Для наших занятий с «солнечными» детьми стали актуальными следующие задачи:
формировать положительный эмоциональный настрой на совместную деятельность с педагогом и сверстниками (в начале учебного года некоторые наши «солнечные» настороженно присматривались к другим детям, боялись заходить ко мне в кабинет, сначала их сопровождали воспитатели; со временем дети стали нам доверять)
развивать мелкую моторику (сниженный мышечный тонус характерен практически для всех солнечных детей, что сказывается на формировании навыков мелкой моторики, затрудняя захват ложки, карандаша, удержание и манипулирование предметами, поэтому эта задача очень важна);
Всем известно, что сильной стороной «солнечных» детей является способность к подражанию. Дети охотно имитируют простые движения, необходимые при занятиях рисованием, когда видят, как это делают другие дети. Например, наши «солнечные» дети любят играть в « Коробку форм», разбирают по цветам предметы. Конечно, им необходима постоянная помощь педагога.
развивать сенсорные процессы (развитие полноценного восприятия окружающего пространства, знакомство со свойствами предметов, формирование представления о схеме собственного тела: где глазки? где ротик? и т.д.);
Эти задачи мы поставили на год. Они тоже отражены в индивидуальной программе реабилитации.
Для реализации этих задач мы использовали разнообразные методы и приемы.
Очень продуктивными и интересными для использования оказались нестандартные приемы рисования (рисуем и ручками, и ножками). Нам удалось создать для солнечных детей ситуацию успеха, т.к. особых навыков рисования для этого не требуется, а получается интересно и весело!
Особенно интересно было рисовать ножками!
Вообще рисование ногами дает ощущение свободы, помогает снять накопившееся напряжение, как эмоциональное, так и физическое, лучше почувствовать свое тело. А если рисовать дружно, то это замечательный способ наладить общение и вместе повеселиться! И главное, тут все равны, независимо от умения рисовать! Каждый художник, каждый — талантлив! Можно делать индивидуальные рисунки, или рисовать всем вместе на одном большом листе! Происходящий во время рисования (а так же ополаскивания и вытирания) массаж ног может быть приятным и успокаивающим.
Без сотрудничества с родителями наша работа не была бы эффективной. Надо сказать, что с родителями солнечных детей нам повезло. У них у всех педагогическое образование, они общаются между собой и адекватно оценивают развитие своих детей. В начале учебного года мы проводили собрание, на котором познакомили родителей с режимом работы ДОУ, с тем, как строятся занятия с их детьми. Затем были индивидуальные консультации с целью выяснения индивидуальных особенностей ребенка. Все данные были занесены в ИПР.
Мы родителям объясняли, что для развития солнечных детей очень важна здоровая среда. Дети посещают обычную группу с нормально развивающимися сверстниками, соблюдают режим, присутствуют на занятиях. Уже это их развивает.
Многие психологи отмечают, что у родителей особых детей со временем чувства несколько притупляются, т.к. быстрых, видимых изменений в развитии ребенка не происходит. Поэтому мы рекомендовали родителям завести дневник достижений ребенка, чтобы сконцентрироваться на его успехах (тетрадь или альбом, когда у ребенка что-то получилось: произнес новое слово, сумел сам собрать пирамидку – родители отмечают, записывают! Пусть это маленький шажок в развитии, а для мамы - радость. Эти записи будут греть родителям душу!)
Мы хотим донести до родителей, что ресурс есть у каждого ребенка, заниматься надо обязательно, ведь темпы развития детей с синдромом Дауна зависят исключительно от условий, которые мы для них создаем.
В нашем ДОУ была проведена дополнительная работа со всеми педагогами.
Мы изучили много доступной для нас литературы по солнечным детям, проводили консультации для воспитателей, рассказывали об особенностях развития детей, о необходимости постоянной индивидуальной работы, об упрощении и дозировании программного материала, о медленном темпе овладения даже простыми навыками.
У нас введена безоценочная система по отношению к солнечным детям, чтобы не сравнивать их со сверстниками, а сделать упор на отслеживание их личных результатов.
Каковы эти реальные результаты? Пусть небольшие, но ДОСТИЖЕНИЯ у наших детей есть:
все « солнечные» дети (кроме одного ребенка, который является часто болеющим ) успешно прошли адаптацию, они приняты сверстниками в группах и с удовольствием посещают детский сад и занятия наравне со всеми детьми;
наши дети частично овладели культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания (учатся самостоятельно мыть и вытирать руки, принимать пищу и т.д.)
развиваются познавательные процессы (детки учатся сличать цвета, раскладывать предметы по цвету и форме, один ребенок даже научился составлять разрезную картинку из 4-х частей);
развивается игровая деятельность (появилось стремление играть в подвижные и сюжетно-ролевые игры со сверстниками);
развивается речь (постепенно, у многих очень медленно, но все равно это маленькие, уверенные шаги вперед!)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.doc | 1.74 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно - педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна.
Еще несколько лет назад дети с синдромом Дауна считались «необучаемыми», их даже не принимали в специализированные детские сады и школы. Родителям этих детей представлялась единственная возможно...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
работа с родителями...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
опыт работы с детьми не посещающих ДОУ...
Психолого-педагогическое направление в системе комплексного сопровождения детей с синдромом Дауна
Материал доклада, представленного на заседании секции Всероссийской научно-практической конференции "Социальное партнерство при реализации моделей развития системы психолого-педагогического и медико-с...
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения
Материалы V Студенческой научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют», гор. Минск : БГПУ, 13.03.2014г....
«Тьюторское сопровождение семей имеющих детей с синдромом Дауна в условиях инклюзивного образования»
Данная статья предназначена для специалистов, а также для родителей имеющих детей с синдромом Дауна....
Технология социально психологического благополучия ребенка с синдромом Дауна в ДОУ. Педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ.
В статье содержится опыт работы в детском саду с ребёнком с синдромом Дауна....