Проект на тему: "Перелетные птицы"
проект на тему

Образцова Вера Михайловна

Это занятие о перелетных птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_na_temu_perelyotnye_ptitsy.doc766 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   Дошкольное  Образовательное   Учреждение

« Детский сад комбинированного вида № 172»

Ленинского района города  Саратова

Информационно – исследовательский проект

« Перелётные птицы»

Вид проекта – информационно – исследовательский

По количеству участников – коллективный

По контингенту участников – дети 5-6 летнего возраста

По продолжительности – краткосрочный, недельный

Срок реализации – вторая неделя апреля

Руководитель проекта – воспитатель

Участники проекта – воспитатель, дети, логопед.

Проект  подготовила  и    провела

воспитатель 1ой квалификационной

категории  Образцова В.М.

Цель проекта создать условия для развития познавательных действий, в которых воспитанники смогут расширить и обогатить знания о перелёт –ных птицах.

Задачи проекта : 1. –обучающие: дать представление о многообразии пе-релётных птиц, уточнить их названия, части тела, чем питаются. Закрепить представление о пользе птиц.
2. –развивающие : развивать умение сравнивать и обобщать, устанавливать

простейшие причинно – следственные связи. Развивать зрительное внима –ние, речевой слух, память.

3. – воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать умение заду-мываться о необходимости правильного поведения по отношению к птицам

4. - коррекционные: развивать умение формулировать предложения, используя предметный, глагольный словарь признаков по лексической теме.

Этапы проекта

1этап – подготовительный

Подбор художественной литературы.

Подбор дидактических игр.

Подбор картин, сюжетных картинок, альбом о птицах.

Изготовление дидактических игр.

2 этап – выполнение проекта

Проведение дидактических игр: « Разрезные картинки о птицах», «Улета –ет – не улетает», « Птички в клетках», « У кого кто?», « Села птичка на окошко», « Кто как голос подаёт?», « Без чего?»,  « Какая птица лишняя?»,    « Назови ласково», « Отгадайте, что за птица?» « Птички».

Рассматривание альбома о птицах, загадывание загадок.

Проведение подвижных игр : « Гуси – лебеди», «Ласточка».

Проведение сюжетно – ролевых игр « Орнитологи», « Семья».

Проведение пальчиковой гимнастики « Птичка песенку поёт», упр - ие

«Подуй на птичек», « Скажи по – другому».

Эксперимент на тему : « Почему утка плавает, чем курица отличается от утки». Рисование, лепка, конструирование птиц.

Проведение наблюдений за птицами, экскурсия в парк

3 этап – заключительный

НОД « Соревнование 2х команд  : команда « Грачи» и команда « Ласточки»

Календарно – тематическое планирование работы по проекту.

2ая неделя апреля.

Понедельник

1.- Дидактическая игра « Улетает – не улетает» развивать быстроту реак –ции, умение классифицировать птиц по общему признаку.

2.- Рассматривание альбома « Перелётные птицы» - познакомить детей с внешним   видом перелётных птиц, с их названиями.

3. –Рисование на тему : « Жаворонки прилетите, лето в клюве принесите» -

закрепить с детьми умение отражать в рисунке внешний вид птички, её строение, оперение.

4. –Чтение Ф. Ярмена « Жёлтый аист» - развивать интерес  к историям о птицах.

5. –Подвижная игра « Гуси лебеди» - развивать умение в игре подражать гусям, как они передвигаются и как голос подают.

6. –Наблюдение за скворцами, отметить их внешний вид, чем питаются, какую пользу приносят.

Вторник

1. – Дидактическая игра « У кого кто» - упражнять детей в подборе детёнышей, существительных в единственном и множественном числе.

2. –Дидактич. игра « Села птичка на окошко» -учить детей пользоваться предлогом на.

3.- Конструирование на тему : « Скворечник» - закрепить с детьми как называется домик скворцов.

4. Чтение сказки Мамина – Сибиряка « Серая шейка» - воспитывать у детей умение слушать, сопереживать героям сказки.

5. –Подвижная игра « Ласточка» - закрепить умение согласовывать движения с текстом.

6. –Беседа с детьми на тему : « Чем гусь отличается от скворца», дать сравнительную характеристику- развивать у детей разговорную речь, уме-ние рассуждать, делать выводы.

7. – Работа с родителями, изготовление скворечников.

8. –Упр – ие « Скажи одним словом»

Задача – упражнять детей в употреблении сложных слов.

Среда

1. – Дидактическая игра « Кто как голос подаёт?» - учить образованию глагольных форм.

2. – Дид. игра « Без чего?» - ( без крыла и т.д.)- развивать умение образовывать слова с предлогом без в род. падеже.

3. - Рассм. картины « Прилёт птиц» -  расширить знания о птицах, об их повадках.

4.- Экскурсия в парк к местам гнездования птиц – пополнить знания детей о птицах, где они выводят птенцов.

5. –Чтение сказки  « Сказка о кривой уточке» -воспитывать интерес к сказ-кам о птицах, умение понимать смысл прочитанного.

6. –Сюжетно – ролевая игра « Мы  орнитологи» - учёные наблюдают за поведением птиц, зарисовывают наблюдения, составляют таблицы, как ведут себя птицы в разную погоду., чем питаются. Познакомить детей с профессией учёных орнитологов, развивать выдержку, творчество.

7. – Упражнение « Птички улетают» - развивать речевое дыхание.

8. –Игра « Один – много»

Задача – упражнять детей в употреблении существительных в родительном падеже.

Четверг

1. Дидактическая игра « Какая птица лишняя?» - развивать речь, логичес-кое мышление.

2. – Дидактич. игра «Назови ласково» - упражнять в образовании слов с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

3. –Заучивание стих. « Ласточка» - развивать у детей память, интонацион-ную выразительность.

4. –Лепка на тему : « Скворец» - закрепить внешний вид этой птицы.

5. – Сюжетно –ролевая игра « Семья»  в мастерской сделали скворечники –воспитывать интерес к птицам, желание облегчить им жизнь, упражнять  в конструктивной деятельности.

6. Дать трафареты перелётных птиц и предложить обвести их и раскрасить-

развивать мелкую моторику, закрепить названия птиц.

7.  –Загадывание загадок о перелётных птицах – развивать мышление

8. – Эксперимент на тему : « Почему плавают утки? Чем курица отличается от утки? – развивать у детей умение рассуждать, делать правильные умозаключения.

9. – Упраж – ие « Отгадай и присядь»

Задача – развивать внимание, выдержку.

Пятница

1. - Дидактич. игра « Отгадайте, что за птица? –развивать умение описывать птицу и узнавать по описанию.

2. –Дидактич. игра « Птички» - учить различать глаголы настоящего и прошедшего времени.

3. –Наблюдение за полётом любой перелётной птицы, выяснить, что помо-гает им держаться в воздухе?

4.- Чтение сказки Андерсена « Гадкий утёнок» - воспитывать интерес к художественной литературе, проявлять сочувствие к героям произведения.

5. –Упражнение « Скажи по – другому» учить образовывать сложные слова,  клюв например : острый клюв у грача – остроклювый и т.д.

6. –« Домик для скворца» - выкладывание из спичек -  закрепить знания о домике скворца, развивать мелкую моторику рук.

7. – Пальчиковая гимнастика « Птичка песенку поёт»  - развивать моторику рук.

8. – НОД –Соревнование 2х команд : команда « Грачи» и « Ласточка».

Соревнование 2х команд : команда « Грачи» и команда «Ласточки».

Непосредственно – образовательная

деятельность в старшей логопедической группе

МДОУ « Детский сад комбинированного вида

№ 172» Ленинского района г. Саратова

воспитателя 1ой квалификационной категории

Образцовой В.М.

Программные задачи : систематизировать знания детей о перелётных

птицах, уточнить их названия, развивать умение у детей составлять описательные рассказы о птицах по картинкам об их внешнем виде, их повадках, чем питаются, какую пользу приносят. Закрепить такие понятия, как лететь клином, цепочкой, стайкой. Учить выразительно рассказывать стихи о птицах. Воспитывать любовь к птицам, желание наблюдать за ними, В дидактических играх « Разрезные картинки» и « Какая птица лишняя» развивать мышление, внимательность.

Ход  непосредственно – образовательной деятельности.

Спрашиваю детей : « Какое сейчас время года?» ( весна). Назовите

признаки весны. ( день прибавился, растаял снег, стало тепло, солнце   ярче светит, появляется зелёная травка, прилетают птицы из тёплых стран).  

 Загадываю детям загадку : « Всего две буквы знает, в лесу их повто-

ряет ? ( кукушка).

Какая это птица? ( перелётная). О чём сегодня пойдёт речь, вы догада-

лись? Дети, у нас сегодня необычное занятие – игра – соревнование. У

У нас будет 2 команды : « Грачи» и «  Ласточки». Дети делятся на две

команды и одевают эмблемы. А т.к. у нас занятие – соревнование, то

каждая команда будет получать за правильные ответы очки. Первое

задание у нас « загадалки». Дети отгадывают загадки.

1. –« Чёрный, проворный, по полю ходит. Кричит « кряк», всем червя-

кам враг» ( грач).

2. –Прилетел к нам наконец лучший наш певец, дни и ночи напролёт            

он поёт. ( соловей).

3. –На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его …. ( скворец).

4. –Беленькая с живота, хвост раздвинут в два хвоста. ( ласточка).

   

 

5. –Листья падают с осин, мчится в небе острый клин.  (  журавль).

6. –В синем небе голосок, будто крохотный звонок. ( жаворонок).

Второе задание « Объяснялки». Надо описать птицу, не называя её, а

дети должны отгадать о чём идёт речь. Дети описывают птиц.

Это птица перелётная, похожа на ворону, чёрного цвета. Клюв средне-

го размера, хвост короткий, питается насекомыми, червями. Строит

гнездо высоко на деревьях из веток. ( грач).

Эта перелетная птица небольшого размера. Спина чёрная, а грудка ро-

зовая с белым. Клюв очень маленький, а хвост длинный, раздвоенный.

Она ловит на лету мошек, комаров. Строит гнездо из глины и травы

под крышей дома. ( ласточка).

Это водоплавающая перелётная птица. Птица молодая серого цвета, а

белого цвета становится через несколько лет. У этой птицы очень

длинная шея, клюв прямой и широкий. Питается водными растениями,

насекомыми, мелкими рыбами. ( лебеди).

Это большая водоплавающая птица. Клюв широкий, а лапки с пере –

понками. Оперение пёстрое, а пищу ищет в тине. Гнездо строит воз-

ле воды.  ( утка).  Также рассказать про скворца и соловья.

Физминутка. Дети встают в круг с мячом. Дидактическая игра « Пой-

май и назови» ( у грача – грачонок, у утки – утёнок, у кукушки – ку-

кушонок и т.д. )

А теперь такое задание « Разрезные картинки». Кто быстрее соберёт

ту или иную птицу и расскажет стих. про птицу, которую выложили.

Физминутка.

Подвижная игра « Стайка»

Давайте превратимся в птичек и полетаем стайкой.

Вылетайте птички на лужок,

Быстро делайте кружок.

Мы играем в стайку.

Стайка полетайка.

Полетели птички ( бежать на носках по кругу)

Птички невелички ( размахивать руками, как крыльями)

Птички летают.

Устали не знают ( 2-3 раза)

Стоп!

Сели птички на дорожку( Присесть, развернувшись лицом в круг).

Поклевали птички крошки ( стучать указательным пальцем, как клювами по столу).

Клю –клю клю поклюём.

Потом песенку споём.( встать лицом в круг).

Следующее задание последнее « Догонялки».

1. – Чем покрыто тело у птиц?.

2. –Какую пользу приносят птицы?

3.- Какие птицы к нам прилетают сначала? ( которые питаются насеко-

мыми в земле : грачи, скворцы, жаворонки). Затем водоплавающие :

дикие гуси, утки. Затем птицы, которые питаются насекомыми в воз-

духе : чижи, ласточки.

4.- В какое время года к нам прилетают птицы?

5. – Какая самая певчая птица? (соловей).

6-. Для чего птицы вьют гнёзда?

7.-.Строит ли  кукушка гнездо?

8. –Где строят свои гнёзда ласточка и скворец?

9. –Чем покрыто тело птиц?.

10. – Как птицы летят к нам из тёплых стран?( журавли клином, утки            цепочкой, ласточки, стрижи стайкой.)

        Команды соревнуются в игре « Какая птица лишняя?»

Дети за каждое задание получают очки. В конце занятия подвожу

итог. Говорю, что все молодцы, занимались хорошо, отвечали пра-

вильно, я убедилась в том, что вы знаете много загадок и стихов о

птицах. Занятие заканчивается чаепитием с печёными жаворонками.

Используемая литература

1. « Ознакомление с окружающим миром».  И. А. Морозова,  М. А. Пушкарёв.

2. « Ознакомление с природой и развитие речи». Л. Г. Селихова.

3. « Птицы. Какие они?»  Т. А. Шорыгина.

4. « Игры в логопедической работе с детьми».  В. И. Селиверстов.

 

5. « Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим   миром». Л.Ю. Павлова.

6. « Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». Т. Комарова                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал на тему "Перелетные,зимующие птицы"

Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Перелетные и зимующие птицы» Цель: Систематизировать и обобщать у детей представления о зимую...

Детский исследовательский проект на тему: «Перелетные птицы Саратовской области»

  В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как никогда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошко...

Отчет по проекту на тему: "Перелетные птицы"

Отчет по проекту  «экологическое воспитание детей»Подготовительной группы № 4На тему:  «Перелетные птицы»...

Экологический проект на тему « Перелетные птицы».

Проект в средней группе «Перелетные птицы». Авторы проекта: воспитатель Шишмакова Н.Р.; Подлегаева М.В. Аннотация проекта: Обобщение знаний о перелетных птицах. Актуальность темы проекта:...

Практико-ориентированный логопедический проект на тему: «Перелетные птицы Омской области»

Название проекта: «Перелетные птицы»Состав и возраст проектной группы: Учитель-логопед, воспитатели, родители, дети 5-7 лет логопункта.Срок реализации: Краткосрочный (1 неделя)Образователь...

Проект по теме: «Перелетные птицы» для детей старшей группы

Актуальность:        Тема проекта «Перелетные птицы» выбрана не случайно, ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость...