Материал на тему "Перелетные,зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Перелетные и зимующие птицы»

 

Цель: Систематизировать и обобщать у детей представления о зимующих и перелетных птицах, об условиях их обитания.

Задачи:

1. Образовательные:

·         Закрепить умение детей различать птиц по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище.

·         Углубить представления детей о причинах отлета птиц.

2. Развивающие:

·         Развивать умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.

·         Развивать речевое внимание, наблюдательность, фонематический слух, умение делать выводы.

3. Воспитательные:

·         Воспитывать бережное отношение к природе.

 

Предварительная работа:

·         Наблюдение за птицами на участке, за их поведением возле кормушки.

·         Беседы с детьми о птицах.

·         Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

·         Разгадывание загадок о птицах.

·         Дидактические игры: «Кто где живет?», «Кто чем питается?».

·         Конструирование из  коробок «Кормушки».

·         Заучивание стихотворений: « «Жаворонок» В. Жуковского; «Покормите птиц зимой» А.Яшина; «Воробышки» С.Есенина; «Ворона» А.Барто.

·         Чтение произведений: «Птицы», «Синичкина кладовая» Н.Сладкова; «Гаечки» М.Пришвина.

Материалы:

 Презентация «Перелетные птицы»

  Энциклопедия «Птицы».

  Цветные карандаши, альбомные листы.

 

Ход ООД

Воспитатель: Ребята, вы заметили, что на участке стало меньше птиц? Куда они подевались? (ответы детей).

- А почему от нас улетают птицы на юг? (ответы детей).

- Как называются такие птицы? (ответы детей).

- Ребята, но птицы не все улетели. Как называются те, которые остались? (ответы детей).

- А они почему не улетели? Они не бояться зимы? (ответы детей).

- Назовите  зимующих птиц (ответы детей). А теперь перелетных(ответы детей).

Сейчас мы поиграем и проверим.

Проводится дидактическая игра  «Зимующие и перелетные птицы».

Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»

Описание игры.

На доске расположены птицы: снегирь, скворец, синица, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей. Задача детей – расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.

 Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что для того, чтобы птицы смогли пережить зиму, под их перьями пух становится гуще, крепнет клюв для того, чтобы птицы смогли доставать насекомых в коре деревьев и щелях домов.

 как вы думаете, какие птицы улетели первыми?

Дети: Те, которые питались насекомыми, а насекомые спрятались.

Воспитатель: Сейчас давайте посмотрим, как хорошо вы знаете, чем питаются зимующие и перелетные птицы.

Воспитатель: Сейчас давайте посмотрим, как хорошо вы знаете, чем питаются зимующие и перелетные птицы.

Дидактическая игра «Кто чем питается?»

Задача: закрепить знание детей о питании птиц.

Описание игры.

На доске расположены различные виды корма: пшено, семечки, крошки хлеба, шиповник, ягоды, жук, червяк, яблоко. Задача детей – распределить корм для зимующих и перелетных птиц. Воспитатель: Да, перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать себе его в зимних условиях. Зимующие птицы могут отыскивать себе спрятавшихся насекомых, съедают плоды и семена лиственных деревьев, шишки с семечками хвойных. И все-таки тяжело птицам зимой, особенно в снегопад, метель, сильный мороз. Поэтому они стараются приблизиться к жилищам людей. А мы должны им помочь. Ребята, а как мы можем это сделать?    Дети: Кормушки сделать и развесить их на деревьях. В них каждый день класть корм.                                                                                      Физкультминутка “Журавли учатся летать”
Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и 
поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук – выдох. 
Пальчиковая гимнастика “Уточка”

Шла уточка бережком, (“идут” двумя пальчиками по столу), 
Шла серая по крутому ( переваливаясь.)
Вела детей за собою,
И малого, и большого, (загибают безымянный палец; большой 
палец.)
И среднего, и меньшого, (загибают средний палец; мизинец.)
И самого любимого (загибают указательный палец.)
С целью активизации глагольного словаря ребенка, проводится в игра 
«Как птица подает голос»:
Ласточка – щебечет
Грач кричит «гра»
Соловей – заливается
Кукушка - кукует
Журавль – курлычет
Жаворонок – звенит
 Поиграем в игру «Один – много». Закрепляем умение образовывать существительные множественного числа.
ласточка – ласточки 
жаворонок – жаворонки 
кукушка – кукушки 
журавль – журавли 
грач – грачи
стриж - стрижи
соловей - соловьи
аист - аисты
цапля - цапли
утка - утки 
скворец - скворцы 
 Игра “Поиграем посчитаем” (по картинкам).
Одна утка, две утки,…, пять уток.
Одна утка, две утки,…, пять уток.
Одна кукушка, две кукушки,…, пять кукушек.
Одна птица, две птицы,…, пять птиц.
Один аист, два аиста,…, пять аистов.
Один гусь, два гуся,…, пять гусей.
Одно гнездо, два гнезда,…, пять гнезд.

 Игра “Чей, чья, чье?”
Клюв (чей?) птичий, утиный, гусиный.
Голова (чья?) птичья, утиная, гусиная.
Гнездо (чьё?) птичье, утиное, гусиное.
 Итог . Вспомнить о чём говорили. Что понравилось?

 

 

Консультация для родителей «Как, в какой форме рассказать ребенку о птицах».

 

Задание 1.

 — вспомнить с ребенком названия перелетных птиц, которые прилетают к нам весной (их названия, внешний вид и отличительные признаки;;

 — обратить внимание на сезонные изменения в живой и неживой природе;

 — рассказать ребенку о том, какую пользу приносят пере­летные птицы;

 — учить бережному отношению к живой природе;

 — вместе с ребенком изготовить скворечник и установить его в парке;

 — по возможности понаблюдать за жизнью перелетных птиц весной во время прогулки в парке.

Задание 2. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Ворона, воробей, стриж, голубь. Скворец, грач, голубь, стриж.

Задание 3. Дидактическая игра «Улетает — не улетает». (Взрослый называет птицу, а ребенок говорит, какая она — перелетная или зимующая.)

Задание 4. Дидактическая игра «Назови ласково» (слоообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): соловей — соловушка, журавль — журавушка, лебедь — лебедушка ... .

Задание 5. Дидактическая игра «У кого — кто» (упражнение в словообразовании).

У грача — грачата, у скворца — .... У грача — грачонок, у журавля — ... .

Задание 6. Составить описательные рассказы о перелетных птицах.

Грач — это большая птица. Она похожа на ворону. У нее большой толстый клюв. Грач прилетает к нам весной первый. Грач ходит по пашне и поедает жуков, личинок, червей. Он делает гнездо из тонких прутьев и соломы на верхушках деревьев.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_po_teme_pereletnye_zimuyushchie_ptitsy.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Перелетные и зимующие птицы»

 

Цель: Систематизировать и обобщать у детей представления о зимующих и перелетных птицах, об условиях их обитания.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Закрепить умение детей различать птиц по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище.
  • Углубить представления детей о причинах отлета птиц.

2. Развивающие:

  • Развивать умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
  • Развивать речевое внимание, наблюдательность, фонематический слух, умение делать выводы.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за птицами на участке, за их поведением возле кормушки.
  • Беседы с детьми о птицах.
  • Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
  • Разгадывание загадок о птицах.
  • Дидактические игры: «Кто где живет?», «Кто чем питается?».
  • Конструирование из  коробок «Кормушки».
  • Заучивание стихотворений: « «Жаворонок» В. Жуковского; «Покормите птиц зимой» А.Яшина; «Воробышки» С.Есенина; «Ворона» А.Барто.
  • Чтение произведений: «Птицы», «Синичкина кладовая» Н.Сладкова; «Гаечки» М.Пришвина.

Материалы:

 Презентация «Перелетные птицы»

  Энциклопедия «Птицы».

  Цветные карандаши, альбомные листы.

 

Ход ООД

Воспитатель: Ребята, вы заметили, что на участке стало меньше птиц? Куда они подевались? (ответы детей).

- А почему от нас улетают птицы на юг? (ответы детей).

- Как называются такие птицы? (ответы детей).

- Ребята, но птицы не все улетели. Как называются те, которые остались? (ответы детей).

- А они почему не улетели? Они не бояться зимы? (ответы детей).

- Назовите  зимующих птиц (ответы детей). А теперь перелетных(ответы детей).

Сейчас мы поиграем и проверим.

Проводится дидактическая игра  «Зимующие и перелетные птицы».

Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»

Описание игры.

На доске расположены птицы: снегирь, скворец, синица, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей. Задача детей – расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.

 Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что для того, чтобы птицы смогли пережить зиму, под их перьями пух становится гуще, крепнет клюв для того, чтобы птицы смогли доставать насекомых в коре деревьев и щелях домов.

 как вы думаете, какие птицы улетели первыми?

Дети: Те, которые питались насекомыми, а насекомые спрятались.

Воспитатель: Сейчас давайте посмотрим, как хорошо вы знаете, чем питаются зимующие и перелетные птицы.

Воспитатель: Сейчас давайте посмотрим, как хорошо вы знаете, чем питаются зимующие и перелетные птицы.

Дидактическая игра «Кто чем питается?»

Задача: закрепить знание детей о питании птиц.

Описание игры.

На доске расположены различные виды корма: пшено, семечки, крошки хлеба, шиповник, ягоды, жук, червяк, яблоко. Задача детей – распределить корм для зимующих и перелетных птиц. Воспитатель: Да, перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать себе его в зимних условиях. Зимующие птицы могут отыскивать себе спрятавшихся насекомых, съедают плоды и семена лиственных деревьев, шишки с семечками хвойных. И все-таки тяжело птицам зимой, особенно в снегопад, метель, сильный мороз. Поэтому они стараются приблизиться к жилищам людей. А мы должны им помочь. Ребята, а как мы можем это сделать?    Дети: Кормушки сделать и развесить их на деревьях. В них каждый день класть корм.                                                                                      Физкультминутка “Журавли учатся летать”
Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и 
поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук – выдох. 
Пальчиковая гимнастика “Уточка”

Шла уточка бережком, (“идут” двумя пальчиками по столу), 
Шла серая по крутому ( переваливаясь.)
Вела детей за собою,
И малого, и большого, (загибают безымянный палец; большой 
палец.)
И среднего, и меньшого, (загибают средний палец; мизинец.)
И самого любимого (загибают указательный палец.)
С целью активизации глагольного словаря ребенка, проводится в игра 
«Как птица подает голос»:
Ласточка – щебечет
Грач кричит «гра»
Соловей – заливается
Кукушка - кукует
Журавль – курлычет
Жаворонок – звенит
 Поиграем в игру «Один – много». Закрепляем умение образовывать существительные множественного числа.
ласточка – ласточки 
жаворонок – жаворонки 
кукушка – кукушки 
журавль – журавли 
грач – грачи
стриж - стрижи
соловей - соловьи
аист - аисты
цапля - цапли
утка - утки 
скворец - скворцы 
 Игра “Поиграем посчитаем” (по картинкам).
Одна утка, две утки,…, пять уток.
Одна утка, две утки,…, пять уток.
Одна кукушка, две кукушки,…, пять кукушек.
Одна птица, две птицы,…, пять птиц.
Один аист, два аиста,…, пять аистов.
Один гусь, два гуся,…, пять гусей.
Одно гнездо, два гнезда,…, пять гнезд.

 Игра “Чей, чья, чье?”
Клюв (чей?) птичий, утиный, гусиный.
Голова (чья?) птичья, утиная, гусиная.
Гнездо (чьё?) птичье, утиное, гусиное.
 Итог . Вспомнить о чём говорили. Что понравилось?

Консультация для родителей «Как, в какой форме рассказать ребенку о птицах».

Задание 1. 

 — вспомнить с ребенком названия перелетных птиц, которые прилетают к нам весной (их названия, внешний вид и отличительные признаки;;

 — обратить внимание на сезонные изменения в живой и неживой природе;

 — рассказать ребенку о том, какую пользу приносят перелетные птицы;

 — учить бережному отношению к живой природе;

 — вместе с ребенком изготовить скворечник и установить его в парке;

 — по возможности понаблюдать за жизнью перелетных птиц весной во время прогулки в парке.

Задание 2. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Ворона, воробей, стриж, голубь. Скворец, грач, голубь, стриж.

Задание 3. Дидактическая игра «Улетает — не улетает». (Взрослый называет птицу, а ребенок говорит, какая она — перелетная или зимующая.)

Задание 4. Дидактическая игра «Назови ласково» (слоообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): соловей — соловушка, журавль — журавушка, лебедь — лебедушка ... .

Задание 5. Дидактическая игра «У кого — кто» (упражнение в словообразовании).

У грача — грачата, у скворца — .... У грача — грачонок, у журавля — ... .

Задание 6. Составить описательные рассказы о перелетных птицах.

Грач — это большая птица. Она похожа на ворону. У нее большой толстый клюв. Грач прилетает к нам весной первый. Грач ходит по пашне и поедает жуков, личинок, червей. Он делает гнездо из тонких прутьев и соломы на верхушках деревьев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к проекту "Поможем птицам зимой" (младший возраст).

Дидактическая игра "Кто что ест?". Позволяет не только закрепить знания о питании разных птиц, но и развивать мелкую моторику. Игра выполнена на ламинированых листах, что позволяет неоднократно рисова...

Занимательный материал по теме "Перелётные птицы"

Материал для логопедов и воспитателей по лексической теме "Перелётные птицы"....

Дидактический материал по теме "Домашние птицы"

Данная подборка загадок и стихотворений поможет Вам в подготовке к занятиям.На птичьем двореУтка курице сказала:«Вы яиц несете мало.Все индюшки говорят,Что на праздник вас съедят!»«Косолапка! Дармоедк...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе . Аппликация из природного материала ( из засушенных листьев ). ,, Птицы нашего края".

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе . Аппликация из природного материала ( из засушенных листьев ). ,, Птицы нашего края".Цель : Познакомить детей с новым ...

Дидактический материал к проекту "День птиц"

Подборка стихов и загадок к проекту "День птиц"....

Лексико-грамматический материал по теме : " Зимующие птицы" в схемах и таблицах

способствует прочности запоминания, дает возможность использовать таблицы как справочный материал для логопедической практики и является наиболее наглядным и компактным....

Лексико-грамматический материал по теме : " Перелетные птицы" в схемах и таблицах

Представленный материал имеет вид схем и таблиц, что способствует прочности запоминания, дает возможность использовать таблицы как справочный материал для логопедической практики и является наиболее н...