Музейная педагогика
презентация к занятию (старшая группа) по теме

Киселева Наталья Алексеевна

Музейная педагогика  в последние десятилетия приобрела большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания.

Понятие « музейная педагогика» появилось в 80-х гг. и было заимствованно из немецкой терминологии , где оно  появилось на рубеже 19-20 вв. С этого  времени музей начал осознаваться как учреждение, главной функцией которого стала образовательно-воспитательная. За короткое время этот термин и  обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику.

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям  подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день её рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

 «Музей» - происходит от греческого и латинского слов – храм муз, место посвящённое наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, хранением, изучением и показом предметов, характеризующих развитие природы и человеческого общества. Конечно в условиях детского сада невозможно создать экспозиции , соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями», первая часть « мини» указывает на возраст детей, для которых они предназначены, размер экспозиции, напоминает нам  о том, что занимает небольшое пространство, отличительная особенность его  работает постоянно.

Назначение создаваемых  «мини-музеев» - вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.

Было решено, одним из направлений своей педагогической деятельности сделать создание в группе «мини – музеев»

Поставила цель: формировать первичные представления о музее, приобщать детей и родителей к музейному искусству.

В ходе работы решала следующие задачи:

- развивать познавательную и исследовательскую деятельность детей,

-обогащать речь детей, развивать коммуникативные навыки,

-развивать художественное восприятие, воображение, образное и ассоциативное мышление,

-воспитывать культуру поведения в общественных местах.

При использовании музейной педагогики учитывала  принципы:

-наглядности

- доступности

- последовательности

-учёта возрастных  особенностей дошкольников

-опоры на интересы детей

- сотрудничества и взаимоуважения

- поощрения детских вопросов и фантазий при восприятии

- гуманизма (экспонаты  должны вызывать бережное отношение к природе вещей)

При подборе экспозиции работа выстраивалась по следующей логической цепочке: восприятие – понимание – осмысливание – закрепление – применение.

Всю работу по созданию мини музея разделила на этапы.

Первый этап, подготовительный – «Планирование »  (выбор темы музея).

Второй этап, практический – «Создание мини музея» (подбор экспонатов), организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов, опиралась на следующие принципы:

- партнёрство родителей и педагога

- единое понимание целей и задач

-помощь, уважение и доверие со стороны родителей.

Третий этап, презентационный -  « Представление мини-музея», на этом этапе желающие могли ознакомиться с представленной экспозицией.

Четвёртый этап, деятельностный  – «Функционирование мини-музея». В настоящих музеях трогать  большинство предметов руками нельзя, а в наших можно и даже нужно. Здесь идёт максимальное  и системное использование принципа наглядности, а именно демонстрации экспонатов, возможности к ним прикоснуться. В обычном музее ребёнок просто созерцатель, а здесь он соавтор, творец, участник творческого процесса.

В группе были созданы :

Мини – музей «Тайны моря»

Цель: - закрепить и систематизировать представления детей об обитателях подводного мира.

Мини-музей «Дары осени»

Цель: -  познакомить детей с разными способами использования природного материала.

Мини-музей «Чудо-ёлочка»

Цель :- развивать потребность в приобретении новых знаний об объекте живой природы.

Мини-музей «Мой родной край – Заполярье»

Цель:- расширить географические представления о нашем родном крае

Мини-музей «Пасхальное яйцо»

Цель: - приобщение детей к духовной  культуры

Мини-музей «Великая война»

Цель: - вызвать у детей интерес к жизни людей в разное историческое время.

Мини музей « Народные умельцы»

Цель: - воспитывать детей  на народных традициях.

Мини-музей « Творчество родителей»

Цель: Вовлекать родителей в совместную деятельность, вызывать желание познакомить со своим творчеством.


 Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев поспособствовало возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых желания узнать больше. Это подтверждают рассказы воспитанников о посещениях различных  выставок, а также активная помощь родителей в подборе материалов для групповых музеев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon organizatsiya_muzeev.ppt655 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по музейной педагогике "Мини-музей Архитектуры"

План работы на год по мини-музею Архитектуры...

Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ

Прививать  детям любовь к природе  надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...

Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ

Музейная педагогика –одно из направлений работы ДОУ. Приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и...

Музейная педагогика как основа для создания условий для духовно – ценностного развития ребёнка.

Статья будет интересна для воспитателей, ищущих эффективные формы воспитания детей....

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната" (2023)

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...