Школа чистой речи «Чистоговорка»
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
В последнее время большой популярностью стали пользоваться логопедические чистоговорки. Само слово “чистоговорка” принадлежит В. Далю. Именно он ввел в научный язык народную терминологию: “потешки”, “прибаутки”, “скороговорки”. Но, Даль ставил знак равенства между скороговоркой и чистоговоркой. Сейчас же логопеды вкладывают в эти слова совершенно разный смысл. Используются чистоговорки для улучшения произношения отдельных звуков и для их автоматизации. Чистоговорки можно отыскать в логопедических книжках. Но можно и придумывать самим. Чистоговорка — средство, повышающее эффективность работы логопеда с детьми.
Чистоговорка - это зарифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. В методической литературе предполагаются приемы работы с чистоговоркой для отработки звукопроизносительной стороны речи, на развитие силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а так же для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.
Одним из приёмов развития речи детей является использование чистоговорок. Всем детям присуще влечение к рифмованным звукам. Благодаря рифме слова привлекают особое внимание ребёнка. Ввиду несформированности мотивационной сферы трудно вовлечь детей в активное участие в процессе, а это очень важно для достижения максимального результата.
Важным является создание проблемной ситуации, которая активизирует воображение ребенка, словотворчество, придумывание рифмы, формирует языковые способности.
С помощью чистоговорки можно развивать все стороны речи ребёнка. Использование данного приёма предоставляет ребёнку возможность создать «своё», придумать самому. Для этого берётся последний слог слова или последние два звука в односложном слове и повторяется в начале чистоговорки (са-са – вот идёт лиса).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok1.docx | 21.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Зайферт Наталья Александровна, учитель-логопед
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида №21 «Аленький цветочек» муниципального образования город Саяногорск
Кружок.
Школа чистой речи «Чистоговорка»
Пояснительная записка
В последнее время большой популярностью стали пользоваться логопедические чистоговорки. Само слово “чистоговорка” принадлежит В. Далю. Именно он ввел в научный язык народную терминологию: “потешки”, “прибаутки”, “скороговорки”. Но, Даль ставил знак равенства между скороговоркой и чистоговоркой. Сейчас же логопеды вкладывают в эти слова совершенно разный смысл. Используются чистоговорки для улучшения произношения отдельных звуков и для их автоматизации. Чистоговорки можно отыскать в логопедических книжках. Но можно и придумывать самим. Чистоговорка — средство, повышающее эффективность работы логопеда с детьми.
Чистоговорка - это зарифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. В методической литературе предполагаются приемы работы с чистоговоркой для отработки звукопроизносительной стороны речи, на развитие силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а так же для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.
Одним из приёмов развития речи детей является использование чистоговорок. Всем детям присуще влечение к рифмованным звукам. Благодаря рифме слова привлекают особое внимание ребёнка. Ввиду несформированности мотивационной сферы трудно вовлечь детей в активное участие в процессе, а это очень важно для достижения максимального результата.
Важным является создание проблемной ситуации, которая активизирует воображение ребенка, словотворчество, придумывание рифмы, формирует языковые способности.
С помощью чистоговорки можно развивать все стороны речи ребёнка. Использование данного приёма предоставляет ребёнку возможность создать «своё», придумать самому. Для этого берётся последний слог слова или последние два звука в односложном слове и повторяется в начале чистоговорки (са-са – вот идёт лиса).
Цель работы с чистоговорками: развитие речи детей; работа над выразительностью речи, правильным произношением, силой голоса; приобщение ребят к устному народному творчеству.
Задачи:
- Побуждать в ребёнке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения.
- Оптимизировать процесс автоматизации за счёт включения в работу слухового, двигательного, кожно-кинестетического, зрительного анализаторов.
- Формировать моторные навыки, навык звукового анализа и синтеза, звуко-слоговую структуру слова, навыки ориентировки на плоскости, умение осуществлять самоконтроль.
- Развивать мелкую моторику, речевое дыхание, слуховое внимание, фонематический слух, просодическую сторону речи.
- Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.
- Повышать познавательную активность и работоспособность детей.
Методы и приёмы используемые в работе над чистоговоркой:
Задания на карточках:
а) Скажи с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью)
б) Скажи голосом разным по тембру (как мишка, мышка)
в) Скажи тихо-громко
г) Скажи медленно-быстро
д) Скажи выделяя разные слова (ударяем молоточком на разные слова)
Добавь слог с определённым звуком:
са-са-са – ли…, са-са-са – колба…
Прошагай по слогам: ла-ла – ост-ра-я пи-ла
Закончи чистоговорку: са-са – … (каша, коза, коса)
Подбери слово с заданным звуком: са-са – лиса (хитрая, рыжая, пушистая,
смелая)
Повтори не ошибись: су-шу, су-шу – я письмо пишу
Поменяй звук: ал-ал- бал ( «л» на «р»), са-са – крыса (звук на «ш»)
Ответь чистоговоркой на вопрос: ла-ла – где юла? (ла-ла – на столе юла, использовать схемы)
Назови чистоговоркой один - много по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис)
Ответь чистоговоркой какой или какая, что делает (ла-ла – какая юла? Ла-ла – синяя юла, ла-ла-крутится юла)
Посчитай предметы (аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей)
Скажи наоборот, скажи ласково (ра-ра—высокая гора, ра-ра – низкая гора, лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в углу)
Придумай рассказ по картинке са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са - кого встретила лиса?
Использование схем (разные кружки по величине, по частоте), картинки, игрушки, театр.
Развитие словаря, грамматики и связной речи.
С помощью чистоговорок учить детей употреблять предлоги, согласовывать слова, придумывать новые слова, составлять небольшие рассказы
Расписание
Кружок школа чистой речи «Чистоговорка» проводится во вторую и четвёртую неделю каждого месяца, продолжительность занятия 25 минут.
Перспективный план работы
на 2013 -2014 учебный год
Сроки проведения | Темы чистоговорок | Цели |
Сентябрь | Овощи, фрукты | Учимся чётко произносить чистоговорки по картинкам. Побуждать в ребёнке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения. |
Звук /С/ | Обучение различению и правильному произношению звука /с/, определению звука в словах. | |
Октябрь | Осень | Заучивать чистоговорки по теме: «Осень» - зарисовка. |
Звук /СЬ/ | Учимся произносить звук /сь/ чётко, с правильной артикуляцией, по картинкам, развивать речевое дыхание. | |
Ноябрь | Продукты, посуда | Воспроизводить чистоговорки с различной силой голоса. |
Звук /З/ | Закреплять навыки правильного произношения и различения звука /з/ в чистоговорках. | |
Декабрь | Животные | Учить различать интонационные средства выразительности в чистоговорках. |
Звук /ЗЬ/ | Правильно произносить и заучивать чистоговорки по картинкам. | |
Январь | Зима | Воспроизводить чистоговорки с различной интонацией. Оптимизировать процесс автоматизации за счёт включения в работу слухового, двигательного, кожно-кинестетического, зрительного анализаторов. |
Февраль | Птицы | Учить правильно пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией. |
Звук /Ш/ | Развивать правильное произношение звука и речевого дыхания. | |
Март | Весна | Правильно воспроизводить ритмический рисунок в чистоговорках. Воспроизводить фразы - громко, тихо, вполголоса. |
Звук /Ж/ | Учить чётко произносить звук в чистоговорках, работать над силой голоса, над звуко-слоговой структурой слова. | |
Апрель | Растения | Работать над темпом речи в чистоговорках. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления. |
Звуки /Л, ЛЬ/ | Учить дифференцировать звуки в чистоговорках и правильно произносить их. | |
Май | Лето, насекомые | Повышать познавательную активность и работоспособность детей, воспроизводить фразы – медленно, умеренно, быстро. |
Звуки /Р, РЬ/ | Учить дифференцировать звуки в чистоговорках и правильно произносить их. |
Итоговое мероприятие
Развлечение « Поговорим», «Нарисуй чистоговорку», оформление альбомов.
Оборудование:
Липучки, замки, шнуровки, пуговицы, шарики, вертушки, прищепки, су-джок, бусины, декоративные камни, разноцветные палочки, азбука – звуков, пробки от пластиковых бутылок, картонные коробки, предметные и сюжетные картинки, модели звуков, цветные карандаши, бумага, картон, игрушки, компьютерные игры.
Список литературы:
Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии. М., 2008.
Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами. М., 1996.
Волина В.В. Игры в рифмы. СПб., 1997.
Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль 1997.
Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки. СПб., 1999.
Ковалько В. И. Азбука физминуток для дошкольников. М., 2005
Колесникова Е.В. Раз – словечко, два – словечко. М., 1999.
Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. М., 1997.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2001.
Микляева Н.В., Полозова О.А, Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ЛОУ. М.. 2005
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярословль 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Чистая речь -залог успешного обучения в школе"
Готовность ребенка к школе...
Чистую речь ребенку обеспечь. Дистанционное обучение (домашние задания для родителей) для детей с нарушениями речи.
В настоящее время родителям проще обратиться к интернету и найти материал для своего ребенка именно в этом пространстве. Мы предлагаем домашние задания по закреплению звукопроизношения у разных катего...
Чистую речь ребенку обеспечь. Дистанционное обучение (домашние задания для родителей) для детей с нарушениями речи.
В настоящее время родителям проще обратиться к интернету и найти материал для своего ребенка именно в этом пространстве. Мы предлагаем домашние задания по закреплению звукопроизношения у разных катего...
Обобщение опыта. Дополнительная образовательная программа «Формирование и развитие правильной и чистой речи у детей 6-7 лет при подготовке к обучению в школе»
Дополнительная образовательная программа «Формирование и развитие правильной и чистой речи у детей 6-7 лет при подготовке к обучению в школе»Срок реализации 1 год. Целью ...
Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе «Чистая планета»
Конспект образовательной деятельности «Чистая планета»Цель – расширить и углубить знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и ...
Консультация для родителей "В школу с чистой речью".
Консультация для родителей "В школу с чистой речью"....
Программа дополнительного образования для детей 5-6 лет «Школа чистой речи»
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учитьс...