Программа дополнительного образования для детей 5-6 лет «Школа чистой речи»
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_logoped_21-22.docx | 79.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято: Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад «Снежинка» Протокол № 1 от г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ Детский сад «Снежинка» ____________ Зорина Е. В.
|
Программа дополнительного образования
для детей 5-6 лет
«Школа чистой речи»
Составил: учитель-логопед
Иоша Л.В.
Гагарин
2024 г.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
В настоящее время в век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников резко снизился. И так бывает, что речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Поэтому необходима своевременная коррекция речевых проблем.
В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами, которые требуют специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.
Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной.
В соответствии с «Положением о логопедическом пункте», на логопедические занятия зачисляются дети 5-7 лет. Кружковая логопедическая работа является пропедевтической перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, она дает возможность запустить механизм самокоррекции.
Программа логопедического кружка «Школа чистой речи» позволяет оказывать специализированную логопедическую помощь детям-5 лет, которые еще не зачислены на индивидуальные логопедические занятия.
При составлении программы были использованы методические разработки В. А. Кныш, М. Ю. Картушиной, О. И. Крупенчук , Т. А. Ткаченко, Е.И. Веселовой, Е.М. Скрябиной,Н.В. Нищевой и др.,а также собственные методические разработки и пособия автора программы. Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.
Цель работы кружка: создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения и развития связной речи у детей 5-6 лет в условиях дошкольного учреждения.
Задачи:
1. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.
2. Развитие моторики артикуляционного аппарата.
3. Развитие дыхания.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Формирование умения регулировать силу голоса.
6. Формирование правильного звукопроизношения.
7. Работа над интонационной выразительностью речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра).
8. Расширение словарного запаса.
9. Формирование связной речи.
10. Воспитание культуры речевого общения.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю, во второй половине дня..
Продолжительность занятия: 25-30 минут.
Форма организации детей: фронтальная.
Логоритмические занятие составлены с опорой на лексические темы. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Построение их в форме сказок, игр создаёт доброжелательную, эмоциональную атмосферу совместного творчества детей и взрослых. Сюжетно-тематическая организация занятия наиболее соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются возможности детей координировать свои движения.
Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию внимания, снижают утомляемость; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.
В содержание занятий включены следующие виды работы:
- Артикуляционная гимнастика.
- Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.
- Дыхательные и фонопедические упражнения.
- Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения.
- Упражнения на развитие звукового анализа слов.
- Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.
- Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.
- Упражнения на расслабление (релаксация).
Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су – джок терапии, самомассаж ладоней массажными мячиками, игры с бельевыми прищепками, кинезиологические упражнения.
Организация процесса обучения подчинена принципу от простого к сложному и принципу последовательного решения частных задач. Используются многообразные методические приемы, что обеспечивает положительную динамику в развитии речи у детей для активного коммуникативного общения с окружающими.
Программа логопедического кружка «Школа чистой речи» рассчитана на обучение детей в возрасте от 5 до 6 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения и реализуется на базе МБДОУ «Детский сад «Снежинка».
Перспективный план занятий логопедического кружка «Школа чистой речи» на учебный год
Задачи | Содержание занятий, источник. |
Февральь | |
Конспект 1. 1 – я неделя. Тема. Зимние забавы. | |
#1056;азвитие артикуляционного аппарата.
| «Сказка о Весёлом язычке». - Е.Краузе, с.107 |
2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия | Игра «Громко-тихо» - В.А. Кныш, с. 6 |
3. Развитие дыхания | Упражнение «Сдуй снежинку» |
4. Развитие темпа и координации речи и движений. | Упражнение «Морозята» - М.Ю. Картушина, с.44 |
5. Развитие мелкой моторики рук. | Упражнение «Дружба» |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Подвижная игра «Четыре шага» |
7. Релаксация | Упражнение «отдохни» |
Конспект 2. 2 – я неделя. Тема. Морозята. | |
1. Развитие артикуляционного аппарата.
| Упр. «Домик открывается», «Толстячки» - «Худышки» («Помидор» - «Огурец»), «Улыбка» - «Трубочка», «Любопытный язычок» (картотека) |
2. Развитие слухового внимания и восприятия. | Фонопедическое упр. «Морозята» |
3. Развитие дыхания. | Пропевание гласных звуков (пособие) |
4. Развитие темпа и координации речи и движений | Динамическое упражнение «Снег, снег» - М. Ю. Картушина, с. 19 |
5. Развитие мелкой моторики рук.
| Самомассаж фаланг пальцев «Пальчики…» - О. И. Крупенчук, с. 6 |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Дидактическое упражнение «Отгадай» (картотека) |
Конспект 3. 3 – я неделя. Тема. «Мороз Иванович» по мотивам сказки В. Одоевского. | |
1. Развитие слухового и двигательного внимания. | Двигательное упражнение « Ты шагай» (с.70) |
2. Развитие дыхания. | Пропевание гласных звуков |
3. Развитие артикуляционного аппарата | Артикул.упр.(картотека) |
4. Развитие мелкой моторики рук. | Упражнение « Ёжик по лесу бежал…» М.Ю.Картушина |
5. Развитие темпа и координации речи и движений. | Хороводная игра «Каравай» - К.Н.Слюсарь |
6. Развитие лексико-грамматических категорий. | Дидактическая игра «Большой – маленький»- М.Ю. Картушина, с. 24 |
7. Релаксация | Упражнение «Устали» - М.Ю. Картушина, с. 24 |
Конспект 4. 4 – я неделя. Тема. « Мороз Иванович». | |
1. Развитие артикуляционного аппарата. | Упр. «Имитация жевания» , «Оближем губы», «Улыбка», «Почистим зубки», «Заборчик» (картотека) |
2. Развитие слухового внимания и восприятия, силы голоса и речевого дыхания. | Чистоговорки с движениями |
3. Развитие дыхания. | Игра «Сдуй снежинку» (пособие) |
4. Развитие темпа и координации речи и движений | Динамическое упражнение «Ты шагай» - М. Ю. Картушина |
5. Развитие мелкой моторики рук. | Упражнение «Семья» |
6. Развитие зрительного внимания, умения составлять предложения | Предлагаю вспомнить сюжет сказки |
Март | |
Конспект 5. 1 – я неделя. Тема. Приключения снежинки | |
#1056;азвитие артикуляционного аппарата. | Упр. «Вкусное варенье», «Блинчик», «Пирожок» (картотека) |
2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия | Фонопедическое упражнение «Снежинка» |
3. Развитие дыхания | Упр. «Подуй на снежинку через трубочку» (для выработки плавной, длительной, непрерывной воздушной струи). |
4. Развитие темпа и координации речи и движений. | Упражнение «Лесные жители», - М.Ю. Картушина, с. 100 |
5. Развитие мелкой моторики рук. | Пальчиковая игра «Семья» |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Дидактическое упражнение «Подбери словечко: какой, какая, какие?» (картотека игр на описание) |
7. Игра на движение | « Каравай» |
Конспект 6. 2 – я неделя. Тема. Мама дорогая. | |
1. Развитие артикуляционного аппарата. | Упр. «Вкусное варенье», «Грибок», «Ветерок» (картотека) |
2. Развитие дыхания. | Пропевание гласных звуков(звуковые дорожки) |
3. Развитие темпа и координации речи и движений | Упражнение «Умелые ручки» - М.Ю. Картушина, с. 94 |
4. Развитие мелкой моторики рук. | Пальчиковая игра «Мы капусту рубим» (картотека) |
#1056;азвитие связной речи, обогащение словаря | Игра-диалог «По грибы». - В.А. Кныш, с. 9 |
6. Развитие высоты и силы голоса | Фонопедическое упражнение «Потягушки» - М.Ю.Картушина, с.94 |
7. Релаксация. | Дети закрывают глаза и слушают голос рассказчика. |
Развитие слухового восприятия и внимания. | |
Конспект 7. 3 – я неделя. Тема. « Снежная книга» по мотивам рассказа В.Бианки. | |
#1056;азвитие артикуляционного аппарата. | Упр. «Подуй на чай», «Вкусное варенье», «Блинчик», «Пирожок» (картотека) |
2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия | Игра «Отгадай, чей голосок» |
3. Развитие дыхания | Упр. «Дует холодный ветерок» - «сссс» (картотека) |
4. Развитие темпа и координации речи и движений. | Динамическое упражнение «Лесные жители» - М. Ю. Картушина, |
5. Развитие мелкой моторики рук.
| Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге» - О. И. Крупенчук, с. 7 |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Мультимедийная презентация «Чьи детки?» (закрепить названия детенышей) |
7. Релаксация | Упражнение на релаксацию «Звери спят» - М. Ю. Картушина. С. 26 |
Конспект 8. 4 – я неделя. Тема. Почему медведь зимой спит. | |
1. Развитие артикуляционного аппарата. | Упр. «Домик открывается», «Улыбка», «Бублик», «Вкусное варенье» (картотека) |
2. Развитие слухового и внимания и восприятия, силы и высоты голоса. | Игра «Угадай и изобрази» (изменение одного звукокомплекса по высоте и силе) |
3. Развитие дыхания. | Игра на поддувание «Сдуй осу с носа у мишки» (пособие) |
4. Развитие темпа и координации речи и движений | Динамическое упражнение «Здравствуй, дружок» - М. Ю. Картушина, с.103 |
5. Развитие мелкой моторики рук.
| Самомассаж подушечек пальцев |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Беседа по мотивам рассказа |
7. Релаксация | Упражнение на расслабление «Медведь уснул в берлоге» (фонограмма «Колыбельная медведицы») |
Апрель Конспект 9. 3 – я неделя. Тема. Космическое путешествие. | |
1 Развитие слухового внимания, чувства ритма | Пропевание гласных звуков. Громко-тихо. Закрепление символов гласных звуков. |
2. Ритмическая разминка | Упражнение «Мы топаем ногами…» |
3. Развитие артикуляционного аппарата. | Н.В. Нищева. Весёлая артикуляционная гимнастика |
4. Развитие дыхания | Упражнение «Ветерок» (картотека) |
5. Развитие связной речи, обогащение словаря | Беседа о космосе. |
6. Развитие мелкой моторики рук. | Игры с массажными колечками Су-джок. |
7. Релаксация | Упражнение на расслабление «Невесомость…» |
Конспект 10. 2 – я неделя. Тема. Космическое путешествие-2. | |
1. Развитие артикуляционного аппарата.
| Н.В.Нищева. Весёлая артикуляционная гимнастика |
2. Развитие речевого дыхания. | Игра «Футбол» (пособие) |
3. Развитие слухового и внимания и восприятия. | Развитие фонематического восприятия –воспроизведение слоговых рядов. |
4. Развитие мелкой моторики рук. | Игра с массажным мячом «Играю с мячиком-ёжиком» - Е.И. Веселова, Е.М. Скрябина, ч.1., с. 16 |
5. Развитие координации речи с движением.
| Упражнение « Полёт» |
6. Развитие связной речи. | Игра «Каким должен быть космонавт?» (подбор прилагательных). |
7. Релаксация. | Упражнение на расслабление «Невесомость»(музыка ансамбля « Спейс»). |
Конспект 11. 3 – я неделя. Тема. « Гуси-лебеди» по мотивам русской народной сказки. | |
#1056;азвитие артикуляционного аппарата. | Упр. «Заборчик- трубочка», «Лопатка», «пожуём язычок», «дразнилка» (конспект). |
2. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия. | Продолжать знакомство с символами гласных звуков [а], [о], [у], [и].(э),(ы) – Т. А. Ткаченко «Звуки и знаки. Гласные», с.3. |
#1056;азвитие высоты, силы голоса и координации речи и движений. | Фонопедическое упражнение «Полетели» |
#1056;азвитие дыхания | Упр. «Сдуй листочки» (конспект) |
5. Развитие мелкой моторики рук.
| Пальчиковая гимнастика «Пирог»(конспект) |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Дидактическая игра с мячом «Ответь правильно» - Е.И. Веселова, Е.М. Скрябина, ч.1., с.59 |
7. Релаксация | Упражнение на релаксацию «Сказка» (фонограмма) |
Конспект – я неделя. Тема. «Кот, петух и лиса» по мотивам русской народной сказки. | |
1. Развитие темпа и координации речи и движений | Ритмическая разминка «Небо синее» М.Ю.Картушина с.61 |
2. Развитие артикуляционного аппарата. | Упр. «Заборчик», «Окошко», «Иголочка», «Часики», «Лопатка» , «Качели», «Горка» (конспект) |
2. Развитие фонематического восприятия. | Упр. «Птички»с.62 |
3. Развитие мелкой моторики рук. | Пальчиковая гимнастика « Дружба» |
#1056;азвитие общей моторики, меткости | Игра «Здравствуй, дружок!» |
#1056;азвитие дыхания | Упражнение №2(картотека) |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Упр. «Песенка лисы» |
7. Релаксация | Упражнение на релаксацию «Вальс» (фонограмма) |
май Конспект 13. 1 – я неделя. Пасха. | |
#1056;азвитие артикуляционного аппарата.
| Упр. «Домик открывается», «Улыбка», «Лопатка», «Горка», «Саночки» (картотека артикуляционных упражнений) |
2. Развитие слухового внимания, чувства ритма. | Упр. «Отгадай звук» - протяжное выделение 1-го гласного звука в словах. |
3. Развитие дыхания | Упражнение «Сдуй цветок» (картотека упражнений на дыхание) |
4. Развитие темпа и координации речи и движений. | Динамическое упражнение « Солнышко-вёдрышко» - М. Ю. Картушина, с.152 |
5. Развитие мелкой моторики рук, пространственной ориентировки. | Игра «Колобки» (дети делают «колобки», скомкав листок бумаги, затем бросают «колобки» в корзину) |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Стихи о пасхе |
7. Релаксация | Хороводная игра «Колобки» с.155 |
Конспект 14. 2 – я неделя. Тема. День победы. | |
1. Развитие артикуляционного аппарата.
| Упражнения для мышц языка (картотека артикуляционных упражнений) |
2. Развитие навыков звукового анализа, закрепление «символов» гласных звуков. | Игра «Отгадай звук» («отгадать» звук можно, выделив первый гласный звук в слове) |
3. Развитие дыхания и голоса. | Фонопедическая и дыхательная гимнастика «Отважные» |
4. Развитие темпа и координации речи и движений. | Стихотворение М.Исаковского «Навек запомни») |
5. Развитие мелкой моторики рук. | Пальчиковая гимнастика «Дружба» - (картотека) |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | |
Конспект 15. 3 – я неделя. «Палочка-выручалочка» по мотивам сказки В.Сутеева. | |
1. Развитие артикуляционного аппарата.
| Упр. «Заборчик -трубочка», «Лесенка», «Пожуём язычок», «Горка». |
2. Развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепления знания гласных звуков. | Игра «Отгадай звук» («отгадать» звук можно, выделив первый гласный звук в слове) |
3. Развитие дыхания и голоса, мелкой моторики. | Пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие мимики. |
4. Развитие темпа и координации речи и движений. | Упр. «Ты шагай,ты шагай!» |
5. Развитие связной речи, обогащение словаря | Игра «Узнай на ощупь и опиши» - картотека |
6. Релаксация. | « Колыбельная» (фонограмма) |
Конспект 16. 4 – я неделя. Тема. Итоговое занятие. | |
1. Развитие артикуляционного аппарата и дыхания. | Упр. «Погреемся» |
2. Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков. | Анализ сочетаний АУ, УА. Упр. «Соедини картинку с нужным знаком» (на звуки [у], [а]) – Т. А. Ткаченко, с. 5 |
3. Развитие дыхания и голоса. | Пропевание гласных с различной высотой звучания. Упр. «Открываем мы глаза…» - О. И. Крупенчук, с.42 |
4. Развитие темпа, ритма и координации речи и движений. | Подвижная игра «Лиса и зайцы» |
5. Развитие мелкой моторики рук. | Массаж мячиком-ежиком «Колкие иголки» (картотека упражнений с массажным мячом) |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Хороводная игра «Каравай» |
- Бухарина К.Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 4-5 лет с ОНР и ЗПР: методическое пособие. / К.Е.Бухарина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015.
- Веселова Е.И., Скрябина Е.М. Игры и упражнния на каждый день для детей 4-5 лет с ОНР. Ч. 1. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
- Воробьева Т. А., Воробьёва П.А. Дыхание и речь: Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2014.
- Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: «Литера», 2010.
- Дурова, Н.В. Фонематика. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2002.
- Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера», 2004
- Кныш В. А.., Комар И. И. и др. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников – Минск: Аверсэв, 2009.
- Краузе Е. Логопедияю – 5-е изд. – СПб.: КОРОНА-Век, 2009.
- Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010.
- Нищева Н.В. Весёлая артикуляционная гимнастика. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
- Ткаченко Т.А. Звуки и знаки. Гласные. - Юнвес, 2001 г.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 - 7 ЛЕТ КРУЖОК "ШКОЛА ДИЗАЙНА"
I. Пояснительная записка Актуальность. В связи с активным развитием современных технологий всё большее внимание уделяется проектно-художественной де...
Программа дополнительного образования для детей подготовительной к школе группы "Читайка"
Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст для развития и обучения ребёнка. Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. ...
Программа дополнительного образования для детей 6 - 7 лет «РАЗВИВАЙ-ка» (подготовка к обучению в школе)
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «РАЗВИВАЙ-ка» для детей старшего дошкольного возраста п...
Программа дополнительного образования для детей 3-4 лет "Школа песка"
Программа дополнительного образования предназначена для занятий с детьми 3-4 лет и расчитана на один год обучения....
Программа дополнительного образования для детей 5 - 6 лет: "Скоро в школу".
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Важная задача детского сада состоит в том, чтобы на протяжении всего периода воспитания ребенка, начиная с младшей...
Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности "Школа дорожных наук" на 2020-2021 учебный год
Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности "Школа дорожных наук" на 2020-2021 учебный год...
Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Тропинка к школе» для детей подготовительной группы на 2021-2022 учебный год
Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Тропинка к школе» для детей подготовительной группы на 2021-2022 учебный годАннотация к программе...