Самообразование на тему: «Реализация основной общеобразовательной программы ДОУ через создание предметно-развивающей среды»
рабочая программа (средняя группа) по теме

Набиева Альбина Муллаахматовна(Михайловна)

         Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда,  в которой проходит воспитательный процесс.

Понятие образовательная среда - одно из ключевых для образования психологических и педагогических понятий. В этом контексте особенно важны выявленные психологами основные потребности и возможности удовлетворения и развития: физиологических потребностей; потребностей в безопасности; потребности в усвоении групповых норм и идеалов.                                                                                            Процесс воспитания осуществляется  по двум направлениям. С одной стороны, воспитатель обогащает представления детей об окружающих его людях (в детском саду, семье), помогает понять их действия, чувства, проявлять по отношению к ним эмоциональную отзывчивость. С другой стороны, воспитатель помогает ребёнку разобраться в собственных чувствах и переживаниях, тем самым ребёнок обретает собственный опыт необходимый для его успешного вхождения в социум.                    

         Необходимым условием в развитии ребёнка является не только его психологическое состояние, но и его физическое  развитие,  и укрепление здоровья. Для этого предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможности для детей играть и заниматься отдельными подгруппами, а пособие и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Задача воспитателя - создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.                                                    Предметная развивающая среда- система материальных объектов и средств деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Она включает ряд базисных комплектов, необходимых для полноценного физического, познавательного, социального, эстетического развития дошкольников.

              Современный детский сад - это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Организация и размещение предметов развивающей среды должны отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям. У ребёнка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Среда организуется так, чтобы у ребёнка был самостоятельный выбор: с кем и где, как во что играть. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей. В  дошкольном возрасте дети предпочитают совместные игры, оборудование необходимо размещать так, чтобы было удобно организовывать совместную деятельность.    

При создании предметной развивающей среды необходимо руководствоваться  следующими принципами:

 

Принцип информативности предполагает разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением

Принцип вариативности: сообразно характеру современного образовательного процесса предметно - пространственная среда определяется видом дошкольных образовательных учреждений, содержанием воспитания  культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями.

Принцип поли функциональности среды – предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной. С целью поли функциональности использования пространства группового помещения, она должно быть условно разделено на 3 части:

           -зону для спокойной деятельности;

           - зону для деятельности, связанной с использованием пространства             (активным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.);

          - рабочую зону.

Принцип трансформируемости среды связан с её поли функциональностью - это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства ( в отличие от монофункционального зонирования, жёстко закрепляющего функции за определённым пространством).

Принцип интеграции образовательных областей: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

Принцип педагогической целесообразности позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно - развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка.  

Ребенок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается. Естественно, что его окружение не может быть застывшим и также требует изменений. Обстановка-это оболочка, «одежда», из которой ребёнок быстро вырастает, поэтому она должна, оставаясь по сути привычной и уютной, «расти», меняться вместе с ребёнком; более того, обстановку должен менять сам ребёнок, подстраивая её под себя. Развивающая среда не может  быть построена окончательно, завтра она уже перестанет  стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его.

В среде должна быть заложена возможность её изменения в соответствии со вкусами и настроением детей, а также с учётом разнообразных педагогических задач. Построение предметно-развивающей среды взрослыми должно позволять организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Развитие ребёнка совершается в процессе воспитания и обучения - в активной содержательной деятельности, организуемой педагогами в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно.

В этой среде ребёнок развивает физические функции, формирует сенсорные навыки, учится сопоставлять разные предметы и явления, накапливает жизненный опыт, приобретает знания на собственном опыте.

Учитывая то, что ребёнок находится в детском саду целый день, необходимо создавать ему оптимальные условия для игр, развития и обучения в разных видах деятельности. Если ребёнок нуждается в уединении, то в группе он найдёт специально выделенное для этого место.

В группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво. Хороший интерьер развивает вкус, чувство прекрасного.

В настоящее время встаёт проблема построения образовательной среды в дошкольных учреждениях: меняются требования общества к подрастающей личности, на смену авторитарной педагогике пришла личностно- ориентированная модель воспитания детей, и это требует организационных изменений.

Предметно- развивающая среда должна быть достаточно связанной, с тем, чтобы ребёнок, переходящий от одного вида деятельности к другому, ощущал их взаимосвязанные жизненные моменты, и вместе с тем должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребёнка, так и со стороны педагога.

Развивающая среда содержит социокультурные и природные предметные средства, обеспечивающие развитие разнообразных видов деятельности ребёнка.

Предметный мир детства - это развитие всех детских видов деятельности. Ни один из них не может полноценно развиваться на чисто наглядном и вербальном уровне, вне реальных действий в предметной среде.

Деятельность осуществима только при условии, что у ребёнка есть определённые объекты и средства, сформированы соответствующие им способы действия. Если нет необходимой предметной среды, у ребёнка исчезает стремление узнавать новое, возникает апатия.

Развивающая предметная среда должна быть современна, отвечать критериям функционального комфорта  и основным положениям развивающей детской деятельности, обеспечивать достижение нового, перспективного  уровня в развитии детской деятельности. Её элементы сомомасштабны, соотносимы с макро - и  микро пространством  деятельности детей и взрослых, что составляет основу перспектив развития.

При создании предметно - развивающей среды необходимо:

  • Учитывать поло-ролевую специфику и обеспечивать среду, как общим, так и специфичным материалом для мальчиков и девочек.
  • Систематически проводить анализ состояния предметно-развивающей среды с целью приведения её в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями, подразумевающими единство стиля, гармонию цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т. п.

А также:

1.   Предметно развивающая среда должна способствовать своевременному и качественному развитию всех психических процессов - восприятия, мышления, памяти, воображения.

2.   Её содержание должно быть построено в соответствии с основными элементами социальной культуры;

3.   Основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (игровую, познавательную, коммуникативную, двигательную, учебную и др.)

4.   Должна быть организована в соответствии с основными принципами - дистанции, позиции при взаимодействии, активности, самостоятельности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия, открытости, закрытости, гибкого зонирования.

5.   Учитывать индивидуальные социально психологические особенности ребёнка, тем самым обеспечивает оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей и предполагает условия для подгрупповой и индивидуальной деятельности (пространство групповой комнаты разделено на зоны, разграниченные с помощью мебели, невысоких перегородок, индивидуально оформленные, обеспеченные большим количеством оборудования и материалов).

В соответствии с рассмотренными  принципами в средней группе ДОУ мы создали  следующую предметно развивающую среду.

 

Театральный уголок - важный объект развивающей среды. Театрализованная  деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дети раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот,  кто без желания шёл в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.  В театральном уголке размещается ширма, кукольный, перчаточный, пальчиковый и настольный виды театра. Вместе с детьми готовим костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям.

Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. В уголок подобрали и поместили растения, требующие разных способов ухода, приготовили необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы. Также в уголок поместили детские поделки из природного материала, экспонаты природы. С подгруппой детей проводим в природном уголке наблюдения, простые опыты.

Для центра искусства «Талантливые пальчики» отвела самое светлое, хорошо освещённое в группе место. Здесь ребята в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликации. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом (мелки, акварель, гуашь). Бумага разной фактуры, размера и цвета, картон.

Детские работы (рисунки, поделки, коллажи) выставляем на всеобщее обозрение на стенде, к которому имеется свободный доступ. Здесь же организовываем выставку работ родителей.

Строительный центр – «Мы -  строители» -  хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой детей, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывают их, комбинируют с другими видами деятельности (в сюжетно- ролевых играх, играх драматизациях, ручном труде).

Неизменной популярностью у детей пользуется исследовательский центр: «Юные исследователи». На столе размещаются самые разные природные материалы (мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь). Микроскопы. Глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда - всё это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития подбираем специальную детскую литературу, алгоритмы проведения опытов.

В группе выделили зону для игр «Мы - играем». Сюжетно - ролевые игры: «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Ателье» и др. Атрибуты к играм подбираю так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у детей  желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры - драматизации по знакомым сказкам.

 

Яркий, весёлый физкультурный уголок «Мы - спортсмены». Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дети закрепляют разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

В шумном пространстве игровой комнаты есть уголок уединения, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Ребёнок  чувствует себя здесь спокойно и уютно.

Уют,  домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг. Для этого создали  уголок «Книжное царство». Здесь читаем  детям любимые сказки, рассказы, проводим литературные викторины.

 

Уголок безопасного дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащён необходимыми атрибутами к сюжетно- ролевым играм. Это всевозможные игрушки - транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим материалом служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

 Осознать своё место в историческом пространстве, оценить себя детям помогает уголок «Мой край». Основной задачей является познакомить детей с историей  России, Ямала

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе - способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, обеспечиваю условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.

В условиях предметно - развивающей среды ребёнок не только познаёт свойства, качества, назначение тех или иных предметов, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игровых действий. Так начинается процесс формирования элементарных навыков коммуникации,  ведущая роль в котором отводится воспитателю. Он – образец для подражания, через него  происходит передача общечеловеческих нравственных норм и правил.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование на тему: «Реализация основной общеобразовательной программы ДОУ через создание предметно-развивающей среды»

   Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой новых Федеральных государственны...

Консультация для воспитателей «Приобщение детей к здоровьесбережению через создание предметно-развивающей среды в группе».

В настоящее время отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей, появляется всё больше детей с частыми простудными заболеваниями, нарушениями осанки. Поэтому формирование у ребёнка умений заботиться...

Приобщение детей к здоровьесбережению через создание предметно -развивающей среды в группе

Приобщение детей к здоровьесбережению  через создание предметно-развивающей среды в группе...

Приобщение детей к здоровому образу жизни через создания предметно развивающей среды

Тема: «Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание предметно – развивающей среды».Воспитатель: Ерина С.С.Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательн...