Консультация для воспитателей «Приобщение детей к здоровьесбережению через создание предметно-развивающей среды в группе».
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Приобщение детей к здоровьесбережению через создание предметно-развивающей среды в группе».
Подготовила и провела:
Резанова С.А.
В настоящее время отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей, появляется всё больше детей с частыми простудными заболеваниями, нарушениями осанки. Поэтому формирование у ребёнка умений заботиться о своём здоровье – одна из важнейших задач воспитательной работы. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие.
Первое, с чем встречается ребёнок при попадании в группу, - это предметно-развивающая среда.
Для того, чтобы ребенок овладел самыми элементарными умениями сохранения и укрепления своего здоровья, большое внимание уделяю созданию развивающей среды, которая постоянно обновляется и пополняется.
Многофункциональная предметно-развивающая среда позволяет решать конкретные образовательные задачи, вовлекать детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивать их любознательность, творчество, повышать двигательную активность детей в течение всего времени пребывания ребёнка в группе.
Свежий воздух улучшает состояние здоровья. Доказано, что комнатные растения активно удаляют из атмосферы замкнутых пространств летучие органические соединения, вредные для человека. Комнатные растения выделяют кислород и повышают влажность воздуха, что особенно важно во время отопительного сезона. Поэтому все растения в группе подбираются с учётом благотворного влияния на самочувствие и здоровье детей.
Для укрепления зрения использую зрительные ориентиры, таблицы, которые снимают утомление глаз и повышают двигательную активность. В каждое занятие необходимо включать коррекционные физкультминутки для укрепления зрения , массаж глаз. Зрительные гимнастики, массаж помогают глазам справиться со значительной зрительной нагрузкой.
Важное место в физическом воспитании детей дошкольного возраста занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, укрепляют дыхательную мускулатуру.
Дыхательная гимнастика – это составная часть лечебной физкультуры, поэтому дыхательные упражнения просто необходимы часто болеющим простудными заболеваниями детям. Использование различных тренажеров вызывают положительные эмоции, повышают интерес ребёнка к дыхательной гимнастике, способствуют воспитанию правильного речевого дыхания, а так же развивают творческое воображение и фантазию (инновационная технология А.Сметанкина «БОС -здоровье»).
Давно установлено, что упражнения для развития мелкой моторики рук благотворно влияют не только на развитие речи ребёнка, но и способствуют укреплению и сохранению его здоровья. Целесообразно в группе использовать уголок «Умелые пальчики». В нем находится множество игр, пособий, игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание играть с ними. Кроме традиционных застежек, шнуровок, конструкторов и мозаик в уголке необходимо использовать и нетрадиционный материал:
- капроновые веревки для завязывания узлов и плетения;
-кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти;
-прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
- щетки для волос, мыльницы типа «травка» - для массажа и самомассажа;
- мозаики из пробок от пластиковых бутылок и коробок от сока; клавиатура от компьютера, кнопочные телефоны – для развития дифференцированных движений пальцев рук;
- «сухие бассейны» - емкости, наполненные горохом и фасолью, игрушками из «киндер-сюрпризов» - для самомассажа кистей;
- моталки, веревки с ручками на концах – для выработки координации вращательных движений.
Огромное влияние на укрепление здоровья детей имеет музыка, музыкотерапия. Музыка действует особенно на гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка. В группе рекомендовано иметь фонотеку с разнообразными произведениями классической, народной и детской музыки. Используются мелодии на занятиях, перед сном и во время сна, игровой деятельности. Колыбельные мелодии помогают успокоиться, расслабиться детям, они затихают и быстро засыпают. Звуки природы «шелеста листьев», «шум моря», «птичий щебет», «журчание ручейка» помогают снять у детей мышечное и эмоциональное напряжение. Под влиянием музыки дети быстро развиваются, лучше занимаются, становятся более спокойными и исцеляются от болезней.
Большой оздоровительный эффект имеет «Ароматерапия» - процесс дыхания ароматов. Вместе с родителями можно создать в группе «Фито бар», в который собрать различный природный материал: травы, плоды, веточки и кору различных деревьев. Оздоровительные запахи природы активизируют биологические процессы в организме ребенка. Запахи ели и сосны – очищают органы дыхания, повышают тонус. Запах березы – улучшает работу сердечнососудистой и дыхательной системы. Запах крапивы уничтожает бациллы. Букетики из веток берёзы, сосны, можжевельника, в сухом виде очищают воздух) .
Во время экскурсий и прогулок необходимо знакомить детей с лекарственными растениями родного края, как они помогают людям во время болезни, как ими лечатся животные и птицы.
В группе необходимо создать уголок здоровьесбережения, в котором находится оборудование для самостоятельных занятий спортом: самодельные тренажеры для коррекции зрения и развития дыхания, «дорожки здоровья», нетрадиционное физкультурное оборудование, игры по закреплению знаний о строении человеческого тела и ОБЖ.
Любые знания ребенка с легкостью усваиваются в игре, так как игра является основным видом деятельности в дошкольном возрасте. Перечисленные ниже дидактические игры помогают закреплять у детей знания о здоровом образе жизни, формировать правила безопасного поведения на дорогах, при пожаре и опасных ситуациях. Дидактические игры:
«У нас порядок»; «Спортивное лото» ;«Наши помощники»; «Моё тело»; «Дорожные знаки»; «Тревожные сигналы»; «Огонь друг или враг» и другие.
Все эти игры учат контролировать себя и свое поведение, настроение, закрепят культурно-гигиенические навыки и заставят задуматься о своем здоровье.
Известно, что хороших результатов в воспитании детей можно добиться только при тесном контакте педагогов и родителей. Поэтому, всю работу по формированию у детей здорового образа жизни необходимо вести в тесном сотрудничестве с родителями. Используют широкий аспект средств и способов взаимодействия с родителями. Благодаря активной помощи мам и пап, бабушек и дедушек создаются разнообразные интерьеры развивающей среды, рубрика «Уроки Айболита», в которой выставляется литература, брошюры, консультации, картотеки различных гимнастик и упражнений для занятий дома с детьми, папки-передвижки. Приглашаются родители на открытые просмотры гимнастик, физкультурных занятий, прогулок.
Все это является органичной составной частью предметно-развивающей среды, которая способствует здоровому развитию детей. При правильно подобранной и оформленной развивающей среде у ребенка появляется желание заботиться о своем здоровье, он сам «открывает» для себя разного рода знания и правила укрепления и сохранения жизни, выполняет физические упражнения.
Литература:
Г.И.Кулик, Н.Н.Сергиенко Школа здорового человека. Москва 2006г.
Исаева С. А. Уроки здоровья. – Мурманск, 1996.
Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья. Программа оздоровления дошкольников. – М., 2007.
Картушина М. Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. – М., 2008.
Савельева Н. Ю. Организация оздоровительной работы в ДОУ. – Ростов-на-Дону. 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Приобщение детей к здоровьесбережению через создание предметно-развивающей среды в группе».
В настоящее время отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей, появляется всё больше детей с частыми простудными заболеваниями, нарушениями осанки. Поэтому формирование у ребёнка умений заботиться...
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к ЗОЖ через создание предметно-развивающей среды.
Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни...
Приобщение детей к здоровьесбережению через создание предметно -развивающей среды в группе
Приобщение детей к здоровьесбережению через создание предметно-развивающей среды в группе...
Статья "Социально–коммуникативное развитие детей раннего возраста через создания эмоционально развивающей среды в группе ДОУ"
В статье раскрываются составляющие элементы среды, которые оказывают влияние на эмоциональную атмосферу в детском коллективе....
Приобщение детей к здоровому образу жизни через создания предметно развивающей среды
Тема: «Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание предметно – развивающей среды».Воспитатель: Ерина С.С.Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательн...
Консультация для воспитателей: «Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды».
Консультация для воспитателей:«Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды»....
Приобщение детей к истокам народной культуры через создание предметно-развивающей среды в ДОУ
Цель: формирование устойчивого интереса и приобщение детей к истокам русской национальной культуры, закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим п...