Самообразование на тему: «Реализация основной общеобразовательной программы ДОУ через создание предметно-развивающей среды»
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Новик Людмила Фёдоровна

     Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой новых Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения, были разработаны требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы  дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.Развивающая предметная среда должна быть современна, отвечать критериям функционального комфорта  и основным положениям развивающей детской деятельности, обеспечивать достижение нового, перспективного  уровня в развитии детской деятельности. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодея­тельности ребенка.                                                                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx32.23 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование на тему: «Реализация основной общеобразовательной программы ДОУ через создание предметно-развивающей среды»

     Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда,  в которой проходит воспитательный процесс.

Понятие образовательная среда - одно из ключевых для образования психологических и педагогических понятий. В этом контексте особенно важны выявленные психологами основные потребности и возможности удовлетворения и развития: физиологических потребностей; потребностей в безопасности; потребности в усвоении групповых норм и идеалов.                                                                                                                                                  Процесс воспитания осуществляется  по двум направлениям. С одной стороны, воспитатель обогащает представления детей об окружающих его людях (в детском саду, семье), помогает понять их действия, чувства, проявлять по отношению к ним эмоциональную отзывчивость. С другой стороны, воспитатель помогает ребёнку разобраться в собственных чувствах и переживаниях, тем самым ребёнок обретает собственный опыт необходимый для его успешного вхождения в социум.                    

Необходимым условием в развитии ребёнка является не только его психологическое состояние, но и его физическое  развитие,  и укрепление здоровья. Для этого предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможности для детей играть и заниматься отдельными подгруппами, а пособие и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Задача воспитателя - создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.                                                                                                                                                      Предметная развивающая среда- система материальных объектов и средств деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Она включает ряд базисных комплектов, необходимых для полноценного физического, познавательного, социального, эстетического развития дошкольников.

Современный детский сад - это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Организация и размещение предметов развивающей среды должны отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям. У ребёнка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Среда организуется так, чтобы у ребёнка был самостоятельный выбор: с кем и где, как во что играть. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей. В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают совместные игры, оборудование необходимо размещать так, чтобы было удобно организовывать совместную деятельность.                                                                                                

При создании предметной развивающей среды необходимо руководствоваться  следующими принципами:

Принцип информативности предполагает разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением

Принцип вариативности: сообразно характеру современного образовательного процесса предметно - пространственная среда определяется видом дошкольных образовательных учреждений, содержанием воспитания  культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями.

Принцип полифункциональности среды – предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной. С целью полифункциональности использования пространства группового помещения, она должно быть условно разделено на 3 части:

           -зону для спокойной деятельности;

           - зону для деятельности, связанной с использованием пространства             (активным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.);

          - рабочую зону.

Принцип трансформируемости среды связан с её полифункциональностью - это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства ( в отличие от монофункционального зонирования, жёстко закрепляющего функции за определённым пространством).

Принцип интеграции образовательных областей: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

Принцип педагогической целесообразности позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно - развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка.  

Ребенок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается. Естественно, что его окружение не может быть застывшим и также требует изменений. Обстановка-это оболочка, «одежда», из которой ребёнок быстро вырастает, поэтому она должна, оставаясь по сути привычной и уютной, «расти», меняться вместе с ребёнком; более того, обстановку должен менять сам ребёнок, подстраивая её под себя. Развивающая среда не может  быть построена окончательно, завтра она уже перестанет  стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его.

В среде должна быть заложена возможность её изменения в соответствии со вкусами и настроением детей, а также с учётом разнообразных педагогических задач. Построение предметно-развивающей среды взрослыми должно позволять организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Инновационность подхода к организации среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГТ, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.

Обогащение и содержательная интеграция центров активности предметно-пространственной среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует активному включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность с целью формирования интеллектуальных, личностных, физических качеств, познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации.

Развитие ребёнка совершается в процессе воспитания и обучения - в активной содержательной деятельности, организуемой педагогами в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно.

В этой среде ребёнок развивает физические функции, формирует сенсорные навыки, учится сопоставлять разные предметы и явления, накапливает жизненный опыт, приобретает знания на собственном опыте.

Учитывая то, что ребёнок находится в детском саду целый день, необходимо создавать ему оптимальные условия для игр, развития и обучения в разных видах деятельности. Если ребёнок нуждается в уединении, то в группе он найдёт специально выделенное для этого место.

В группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво. Хороший интерьер развивает вкус, чувство прекрасного.

В настоящее время встаёт проблема построения образовательной среды в дошкольных учреждениях: меняются требования общества к подрастающей личности, на смену авторитарной педагогике пришла личностно- ориентированная модель воспитания детей, и это требует организационных изменений.

Предметно- развивающая среда должна быть достаточно связанной, с тем, чтобы ребёнок, переходящий от одного вида деятельности к другому , ощущал их взаимосвязанные жизненные моменты, и вместе с тем должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребёнка, так и со стороны педагога.

Развивающая среда содержит социокультурные и природные предметные средства, обеспечивающие развитие разнообразных видов деятельности ребёнка.

Предметный мир детства - это развитие всех детских видов деятельности. Ни один из них не может полноценно развиваться на чисто наглядном и вербальном уровне, вне реальных действий в предметной среде.

Деятельность осуществима только при условии, что у ребёнка есть определённые объекты и средства, сформированы соответствующие им способы действия. Если нет необходимой предметной среды, у ребёнка исчезает стремление узнавать новое, возникает апатия.

Развивающая предметная среда должна быть современна, отвечать критериям функционального комфорта  и основным положениям развивающей детской деятельности, обеспечивать достижение нового, перспективного  уровня в развитии детской деятельности. Её элементы сомомасштабны, соотносимы с макро - и  микропространством  деятельности детей и взрослых, что составляет основу перспектив развития.

Развивающая среда обеспечивает разнообразие детской занятости по интересам, что создаёт условия для необходимого уединения( например, за  режиссёрской игрой, уютном уголке) тем детям, которые хотели бы остаться вне шумного «хоровода»  своих друзей. Развивающие предметные среды обладают релаксирующим воздействием на личность ребёнка.

При создании предметно - развивающей среды необходимо:

  1. Учитывать поло-ролевую специфику и обеспечивать среду, как общим, так и специфичным материалом для мальчиков и девочек.
  2. Систематически проводить анализ состояния предметно-развивающей среды с целью приведения её в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями, подразумевающими единство стиля, гармонию цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т. п.

А также:

  1. Предметно развивающая среда должна способствовать своевременному и качественному развитию всех психических процессов - восприятия, мышления, памяти, воображения .
  2. Её содержание должно быть построено в соответствии с основными элементами социальной культуры;
  3. Основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности( игровую, познавательную, коммуникативную, двигательную, учебную и др.)
  4. Должна быть организована в соответствии с основными принципами - дистанции, позиции при взаимодействии, активности, самостоятельности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия, открытости, закрытости, гибкого зонирования.
  5. Учитывать индивидуальные социально психологические особенности ребёнка, тем самым обеспечивает оптимальный баланс совместной  и самостоятельной деятельности детей и предполагает условия для подгрупповой и индивидуальной деятельности( пространство групповой комнаты разделено на зоны, разграниченные с помощью мебели, невысоких перегородок, индивидуально оформленные, обеспеченные большим количеством оборудования и материалов).
  6. Учитывать индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности ребёнка и тем самым обеспечивать  его право на свободу выбора.

В соответствии с рассмотренными  принципами в старшей группе ДОУ создала следующую предметно развивающую среду.

Театральный уголок - важный объект развивающей среды. Театрализованная  деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дети раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот,  кто без желания шёл в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.  В театральном уголке размещается ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, перчаточный, пальчиковый и настольный виды театра. Вместе с детьми готовлю костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям.

Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. В уголок подобрала и поместила растения, требующие разных способов ухода, приготовила необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы. Также в уголок поместила детские поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны. С подгруппой детей провожу в природном уголке наблюдения, простые опыты.

Для центра искусства «Талантливые пальчики» отвела самое светлое, хорошо освещённое в группе место. Здесь ребята в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликации. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом ( мелки, акварель, тушь, гуашь, сангина).Бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасённый в прок, находятся в тумбочке, на колёсиках.

Детские работ (рисунки, поделки, коллажи) выставляю на всеобщее обозрение на стенде «Тема недели», к которому имеется свободный доступ. Здесь же организовываю выставку работ родителей.

Строительный центр – «Мы -  строители» -  хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой детей, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывают их, комбинируют с другими видами деятельности ( в сюжетно- ролевых играх, играх драматизациях, ручном труде).

Неизменной популярностью у детей пользуется исследовательский центр: «Юные исследователи». На столе размещаются самые разные природные материалы ( мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь ). Микроскопы. Глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда - всё это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития подбираю специальную детскую литературу, алгоритмы проведения опытов.

В группе выделила зону для игр «Мы - играем». Сюжетно - ролевые игры: «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Ателье» и др. Атрибуты к играм подбираю так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры - драматизации по знакомым сказкам.

Яркий, весёлый физкультурный уголок «Мы - спортсмены». Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дети закрепляют разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

В шумном пространстве игровой комнаты есть уголок уединения, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Ребёнок  чувствует себя здесь спокойно и уютно.

Уют,  домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг. Для этого создала уголок «Книжное царство». Здесь читаю детям любимые сказки, рассказы, провожу литературные викторины.

Уголок безопасного дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащён необходимыми атрибутами к сюжетно- ролевым играм. Это всевозможные игрушки - транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим материалом служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

 Осознать своё место в историческом пространстве, оценить себя детям помогает уголок «Мой край». Основной задачей является познакомить детей с историей  России, Ямала

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе - способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, обеспечиваю условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.

В условиях предметно - развивающей среды ребёнок не только познаёт свойства, качества, назначение тех или иных предметов, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игровых действий. Так начинается процесс формирования элементарных навыков коммуникации,  ведущая роль в котором отводится воспитателю. Он – образец для подражания, через него  происходит передача общечеловеческих нравственных норм и правил.

Список использованных источников:

Артамонова О. Предметно- пространственная среда: её роль в развитии личности/ Дошкольное воспитание- 2005-№4

Базуева Е.В, Воронова К.А Роль педагога в преодолении гендерных стереотипов/ Гендерное образование в подготовке учителя: Мат. Всерос. конф.- Томск; Изд. Томского гос. пед. Университета 2006

Венгер Л.А, Пилюгина Э,Г, Венгер Н.Б Воспитание сенсорной культуры ребёнка-М.Просвещение, 1988, с.144

Киреева Л.Г.Организация предметно- развивающей среды / из опыта работы- Волгоград: учитель 2009, с.143


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования1. Общие положения1.1.Настоящие ф...

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Особенности развития ребенка-дошкольника делают средством его образования окружающий предметный мир. Среда предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личност...

ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Настоящие федеральные государственные требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являются обязательны...

Самообразование на тему: «Реализация основной общеобразовательной программы ДОУ через создание предметно-развивающей среды»

       Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувство...

Требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающее реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте закла...

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...