Использования наглядности в работе по формированию познавательных особенностей детей раннего возраста.
статья на тему
Особый период становления органов и функций головного мозга – это раннее детство. В результате взаимодействия организма с окружающей средой развиваются функции коры головного мозга, особенно в первые три года жизни. Наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обуславливающих дальнейшее развитие организма. Начинается социализация ребенка.
Задачи умственного воспитания: развитие умственных, познавательных способностей, формирование психических процессов, развитие речи ребенка Посредством эмоционально – делового общения, взрослого с ребенком во время его самостоятельной деятельности, реализуются эти задачи.
Психологи Л. С. Выготский, А.В. Запорожец утверждают, что развитие ребенка происходит только в том случае, если он сам активно включается в разные виды деятельности: учебную, игровую, трудовую.
Для развития речи оптимальным является ранний возраст. Развитие речи – одна из задач умственного развития ребенка. Задержка в развитии речи у детей наблюдается довольно часто; хотя они не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы, здоровы. В чем причины задержки речи? Степень речевого общения детей с окружающими людьми – это главное от чего зависит речь.
Чтобы процесс обучения детей развитию речи был эффективным педагог должен пользоваться различными средствами. Большое внимание при работе с детьми надо уделять:
- формированию системы знаний об окружающем мире;
- познавательному развитию ребенка;
- накоплению впечатлений;
- расширению чувственного опыта
Обучение на занятиях, является важнейшим средством формирования речи. Игровые приемы и наглядность на занятиях, занимают главное место.
Рассматривая картинки, внимание детей надо обращать на настроение действующих лиц, на их состояние. Например, радуется – подарили игрушку, пригласили на веселый праздник; , плачет – значит, замерз, испугался, кушать хочет.
Постоянно помогая ребенку понимать значение слов, надо формировать умение высказывать элементарные суждения. Большую роль играют вопросы: почему, как ты думаешь, кто это, что делает. Главным приемом для мышления и активизации речи является вопрос.
Ребенок, узнавая действие на картинке, проявляет способность обобщать увиденное. Например, когда детям предлагается рассмотреть картинку, они говорят: «Девочка собирает цветы». Обязательно надо детям задавать вопросы: почему, для чего, где, когда, зачем. Понимание о временных, целевых и причинных отношения можно судить по ответам детей.
Знакомя их с окружающими предметами, следует формировать понимание обобщающих слов: транспорт (машина, автобус, самолет), мебель (кровать, стол, стул); одежда (рубашка, платье, юбка); посуда (чашка, тарелка, ложка).
Реализации воспитательных и образовательных задач способствуют дидактические игры. Игры: «Накормим мишку обедом», «Искупаем куклу», «Кукла заболела» формируют бережное отношение ко всем живому, сопереживания, взаимопомощи и воспитанию чувства доброты.
Игры с зеркалом помогают открыть себя, вызывают желание общаться: «Я улыбаюсь», «Это я!».
Ребенку интересно, когда показывают действия с разными игрушками. Например, начиная играть с куклой, мы привлекаем внимание детей. Объединяя несколько сюжетов, подводим их к доступному пониманию действий: «Разогреваю кашу на плите», «Накормлю куклу», «Укладываю ее спать». Наблюдая за педагогом, дети сами словесно продолжают ход действий.
Хорошо для воспитания звуковой культуры речи подходит ранний возраст. При заучивании потешек, пересказе сказок дети учатся правильно пользоваться средствами выразительности речи, интонацией, произносить различные звукосочетания быстро, медленно, громко, тихо.
Дидактические игры «Постираем кукле платье», «Оденем куклу на прогулку», «Напоим куклу чаем» способствую развитию воображения детей. Показы инсценировок с куклами, игрушками – животными: «Как машина зверей катала», «Собака», «Далеко – близко» очень эффективны.
Использование разнообразных методов и приемов обеспечивает:
- формирование познавательных интересов и творческого мышления;
- сохранение здоровья детей;
- решение задач личностного развития детей.
Ранний возраст – период благоприятный для общего психического развития ребенка. Важно вовремя заметить первые росточки личности, поддерживать, лелеять их и осознанно выращивать Человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческое преобразование развивающей среды, как важнейшее условие формирования познавательной деятельности детей раннего возраста с нарушением зрения.
Создание оптимальных условий для целостного развития детей раннего возраста...
Перспективное планирование работы по формированию КГН для детей раннего возраста
Перспективное планирование работы по формированию К...
Формирование познавательной активности детей раннего возраста через использование дидактических игр и упражнений
Одним из эффективных приёмов и методов в работе по формированию познавательной активности у детей раннего возраста являются дидактические игры и упражнения.....
Статья: «Особенности использования наглядности в работе по формированию познавательных особенностей детей раннего возраста»
Статья: «Особенности использования наглядности в работе по формированию познавательных особенностей детей раннего возраста»...
Формирование познавательной активности детей раннего возраста через использование дидактических игр и упражнений.
Одним из эффективных приемов и методов в работе по формированию познавательной активности у детей раннего возраста являются дидактические игры и упражнения. Реализация принципа активности в обучении и...
Выступление на РМО музыкальных руководителей: Тема: «Роль музыки в формировании познавательных способностей детей раннего возраста».
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творчес...
Опыт работы по использованию дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста
В соответсвии с ФГОС дошкольного образования,позательное развитие -это одна из пяти образовательных областей докольного образования....