Поможем рыбке найти друзей
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»
Конспект
интегрированной НОД
с элементами экспериментирования
«Поможем рыбке найти друзей»
с детьми подготовительной группы.
Подготовила:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Аширова Н. Х.
Лямбирь – 2014
Тема: «Поможем рыбке найти друзей»
Возраст: подготовительная к школе группа.
Цель. Развитие коммуникативных, художественных способностей детей, вовлекать в элементарную исследовательскую деятельность.
Задачи.
Образовательные.
Уточнить и закрепить знания детей о воде и её значении для всего живого.
Активизация и расширение словаря по теме «Рыбы».
Научить нетрадиционному способу рисования: рисование гофрированным картоном.
Закрепить нетрадиционные техники рисования фалангой пальчика, ватными палочками.
Развивающие.
Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения; вовлекать в элементарную природоохранительную деятельность.
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать творческое воображение, фантазию, чувство композиции.
Воспитательные.
Воспитывать доброжелательное и внимательное отношение к окружающим, желание сделать приятное.
Воспитание аккуратности и усидчивости.
Воспитывать основы гуманно – ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы.
Интеграция образовательных областей:
«Познание»
Опытническая деятельность. Закрепление знаний детейоб агрегатном состоянии воды и молока.
Ориентировка в пространстве.
«Социализация».
Создание ситуации, при которой дети проявляют нравственные качества: доброту, отзывчивость, дружелюбие, находчивость.
«Коммуникация».
Применение эмоционально-речевого общения со сверстниками и воспитателем в ходе организованной деятельности.
«Художественное творчество».
Умение варьировать разные художественные материалы, техники и приемы работы с целью создания выразительных образов.
«Художественная литература».
Отгадывание загадки.
«Физическая культура».
Обогащение зрительных, слуховых, двигательных ощущений во время пальчиковой гимнастики.
«Здоровье».
Поддержание положительного настроя на выполнение упражнений во время физкультминутки.
«Музыка».
Слушание классической музыки.
Предварительная работа: беседа о значении воды. Опыты с водой, изучение агрегатного состояния воды,опыт с воздушным шариком (не тонет в воде). Чтение художественной литературы: Л. Крылова «Такие разные рыбы», А. Фет «Рыбка», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», загадывание загадок о водных обитателях. Рассматривание фотоматериала «Рыбы, водные растения». Рассматривание иллюстраций в научно - популярных изданиях для детей. Рисование в нетрадиционной технике монотипия «Дно водоема». Лепка рыбок из пластилина и соленого теста. Слушание звуков воды.
Оборудование и материалы.
Демонстрационный материал:фланелеграф, карточки «Вода – молоко», алгоритм «Живая цепочка». Письмо от Золотой рыбки, схема – подсказка. Поэтапное рисование водоема с рыбками.Магнитофон, запись музыки «Аквариум», К. Сен-Санс.
Раздаточный материал: стаканы с водой и молоком на каждого ребенка, мелкие игрушки на каждого ребенка. Готовые детские рисунки подводного мира. Кисти, гуашь, фломастеры, полоски гофрированного картона, ватные палочки, влажные и матерчатые салфетки, лотки для использованных материалов. Рыбки для пальчиковой гимнастики.
Методические приемы: проблемная ситуация, беседа, вопросы, загадка, опытническая деятельность. Нетрадиционная техника рисования: рисование пальчиками, фломастерами, ватными палочками, гофрированным картоном. Слушание записи музыки.
Структура занятия
Структурный компонент | Содержание | Применяемые методы и приемы | Цели и задачи | Время |
Вводная часть
| 1.Этюд «Здравствуйте!».
2.Загадка о воде.
3.Пантомима «Стакан с водой». | Словесный метод: художественное слово, отгадывание загадки,
двигательный тренинг. | Обогащение зрительных, слуховых, двигательных ощущений.
| 1 мин. 1 мин. 1 мин. |
Основная часть
| 1.Опыт с водой и молоком. Прозрачность.
2.Алгоритм «Живая цепочка».
3. «Письмо от Золотой Рыбки». Работа со схемой.
4.Физминутка «Рыбка плавает в водице».
5.Объяснение техники рисования. Опыт с красками.
6.Пальчиковая гимнастика «Рыбки».
7.Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь детям.
| Исследовательский метод; информационно – рецептивный метод: рассматривание; словесный метод: беседа, вопросы.
Словесный метод: беседа, вопросы;
Решение проблемной ситуации.
Игровые упражнения с включением разных форм двигательной активности;
Информационно – рецептивный метод: образец воспитателя; показ воспитателя. Словесный метод: объяснение.
Словесный метод: художественное слово. Игровые упражнения.
Репродуктивный метод: прием повтора; выполнение формообразующих движений рукой. Слушание музыки. | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами; умение делать выводы.
Уточнить знания детей о назначении воды в жизни. Ориентировка в пространстве. Создание ситуации, при которой дети проявляют нравственные качества: доброту, отзывчивость, дружелюбие, находчивость.
Поддержание положительного настроя на выполнение упражнений во время физкультминутки.
Закреплять умения варьировать разные художественные материалы, техники и приемы работы с целью создания выразительных образов.
Развивать мелкую моторику рук.
Закреплять умение пользоваться новыми и знакомыми видами техники для создания изображения. Учить детей способу получения новых оттенков цвета путем добавления разного количества краски к основному цвету. | 4 мин.
2 мин.
3 мин.
1 мин.
4 мин.
1 мин.
10 мин. |
Заключительная часть
| Анализ детских работ.
| Рефлексия. | Учить оценивать свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей. | 2 мин.
|
|
|
|
|
|
Ход НОД.
Организационный момент.
Воспитатель - Все в сборе! Взрослые и дети! Мы можем начинать! Но для начала, надо «Здравствуйте» сказать!
- Скажем «Здравствуйте» руками – дети машут руками.
- Скажем «Здравствуйте» глазами – дети моргают глазками.
- Скажем «Здравствуйте» мы ртом - станет радостней кругом! » - дети здороваются.
Воспитатель - Хорошее настроение пусть будет у вас весь день!
Воспитатель - О чем мы сегодня будем говорить, отгадайте загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Дети - Это вода.
Воспитатель - А теперь возьмитесь за руки и станьте в круг. Это у нас стакан. Стакан наполняется водой.
Дети немного приседают, под музыку медленно поднимаются, все это сопровождается словами.
Воспитатель - Вода в стакане наполняется.Дети машут внизу руками, поднимая затем руки вверх.
Опыт с водой и молоком.
Воспитатель – Ребята, давайте пройдем к столам, на которых стоят стаканы с водой и молоком.
На столах у детей стоят стаканы с водой и молоком, мелкие игрушки.
Воспитатель - Посмотрите, какого цвета молоко?
Ответы детей полным предложением.
Дети - Молоко белого цвета, оно непрозрачное.
Воспитатель - А что можно сказать о воде, какого она цвета?
Дети - Вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная, чистая.
Воспитатель - Сейчас дети, мы поиграем в игру. Возьмите одну игрушку и спрячьте ее в стакане.
Дети бросают в стаканы мелкие игрушки.
Воспитатель - Хорошо ли игрушки спрятались? В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему?
Ответы детей полным предложением.
Дети –В стакане с водой мы видим игрушки, потому что вода в стаканах прозрачная. В стаканах с молоком игрушек не видно.
Воспитатель – У меня на столе лежат карточки с изображением воды и молока, я прошу вас подобрать соответствующие карточки.
Дети выкладывают на фланелеграфе карточки: 1.Вода – прозрачная. 2. Молоко - непрозрачное.
Воспитатель - Подумайте, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: река молочная с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных, непрозрачных реках?
Дети дают ответы полным предложением и под руководством воспитателя выкладывают карточки «Алгоритм «Живая цепочка».
Дети - Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи. Без солнца в водоемах не будут расти растения. А если не будет растений – не будет рыб и других животных. Значит, нельзя загрязнять водоёмы.
Воспитатель - Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?
Воспитатель привлекает детей к речевой работе. Ответы детей полным предложением.
Дети - Вприроде вода встречается в океанах, морях, реках, озёрах, родниках, болотах.
Воспитатель - Водув мореназывают морская вода. Как называется вода в океане, реке, озере, роднике, болоте?
Дети - Вокеане вода океаническая. Вода в реке -речная, в озере - озёрная, роднике - родниковая, в болоте - болотная вода.
Воспитатель - В морях и океанах – вода солёная. Можно ли пить ее? А готовить пищу?
Ответы детей полным предложением.
Проблемная ситуация. Работа со схемой.На столе лежит письмо от Золотой рыбки.
Воспитатель - Ребята, здесь на столе лежит письмо от Золотой рыбки:
«Ребята, у вас в группе есть одна рыбка. Ей очень грустно! Но я не знаю, где она. У меня есть схема – подсказка, которая поможет вам ее найти».
Дети с воспитателем по схеме находят рисунок, на котором изображена грустная рыбка.
Воспитатель - Ой, какая грустная рыбка!
Дети - Ей скучно одной плавать в аквариуме?
Воспитатель - Дети, вам, наверное, тоже скучно, когда вы одни дома?
Воспитатель - Ребята, что мы с вами можем сделать, чтобы рыбка не скучала? Как ее развеселить?
Дети - Давайте с ней поиграем.
Физкультминутка.
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
(Дети, присев на корточки и вытянув вперед руки с сомкнутыми ладонями, покачиваются, имитируя движения рыбки)
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
(На лицах улыбки, голова поворачивается за рукой)
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
(Дети встают, туловище наклонено вперед, одна рука вдоль туловища, другая изображает хвостовой плавник, покачиваются из стороны в сторону)
Воспитатель - Сейчас мы посмотрим, как чувствует себя наша рыбка.
Дети - Она все еще грустит.
Воспитатель - Что мы можем сделать, чтобы ей было не так одиноко?
Дети - Добавить других обитателей водоема: рыбок, водоросли, камешки.
Дети садятся за столы.
Объяснение техники рисования.
Воспитатель - Использовать мы будем разные техники рисования. А также будем экспериментировать с красками, будем смешивать цвета красок, тем самым получать новые цвета и оттенки.
Воспитатель - Ребята в природе рыбки живут стайками. Они весело резвятся вместе, добывают себе корм.
Показ рисования рыб: фалангами пальцев.
Воспитатель – С помощью чего рыбы передвигаются? И зачем им хвостовой плавник?
Дети – Рыбы передвигаются с помощью плавников. Хвостовой плавник помогает менять направление движения рыбки.
Показ рисования плавников фломастерами.
Воспитатель – А чем рыбы дышат? Почему рыбы плавают и не тонут?
Дети - Рыбы дышат жабрами. У рыб есть специальный пузырь, наполненный воздухом, поэтому они не тонут. (Опыт с воздушным шариком проводился предварительно).
Показ рисования пузырьков воздуха ватными палочками.
Воспитатель –Ребята, для чего нужны водоросли?
Дети – Водорослями рыбы питаются. В водорослях рыбы могут прятаться от хищных рыб.
Показ рисования водорослей полосками гофрированного картона (коробочки из-под лампочек). Показ рисования грунта ватными палочками.
Пальчиковая гимнастика «Рыбка».
Воспитатель - А сейчас мы подготовим свои пальчики к работе.
На ладошке закрепить силуэты рыбок. Это повысит интерес детей и одновременно даст возможность провести гимнастику для глаз.
1. «Рыбка плывет по реке».
(Ведут ладони ребром по столу).
2. «Рыбка выныривает из реки и ныряет обратно».
(Ладошки вверх и на стол).
3. «Рыбка выпрыгнула на бережок, и отдыхает».
(Ладошка тыльной стороной лежит на столе).
4. «Рыбка машет плавниками».
(Шевелятся только пальцы).
5. «Пожалеем рыбку, успокоим».
(Поглаживание ладошек поочередно).
6. «Рыбке жарко».
(Дыхательное упражнение).
8. «Рыбка отдохнула и поплыла дальше».
(Повторить первое упражнение).
Воспитатель –Ребята, на прошлом занятии мы с вами рисовали дно водоема, освещенное солнцем. Эти работы лежат у вас на столе. Подумайте, каких друзей для Золотой Рыбки вы заселите в эти водоемы? Что вы будете делать, и какой материал вам для этого понадобится.
Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь детям.
Звучит музыка в записи «Аквариум», К. Сен-Санс.
В конце занятия работы выкладываются на столе вокруг Золотой Рыбки.
Анализ детских работ.
Воспитатель –
Смотрите, у нас на столе
Синие рыбки плывут в глубине.
Там красные рыбки, раскинув хвосты,
Мохнатой травы раздвигают кусты.
И смотрят, как словно по нитке,
Ползут по травинкам улитки.
Воспитатель - Спасибо, ребята, что вы не оставили в беде рыбку. Теперь у рыбки будет много друзей.А вы заметили, наша рыбка улыбается.
В конце занятия подводится итог, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Воспитатель – Ребята, вам интересно было на занятии?Теперь каждый из нас по очереди назовет то, что он научился делать хорошо. Я предлагаю сказать одним предложением, выбирая начало фразы:
сегодня я узнал…
было интересно узнать…
было трудно выполнять…
я научился…
у меня получилось…
я смог…
я попробую сам…
Воспитатель – Вы все молодцы! Спасибо за дружную работу.
Литература:
1.Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ТЦ «Учитель» 2004.
2.Иванова А.И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. ТЦ «Сфера», 2005.
3.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2007.
4.Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2004.
5.Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации / Под общ.ред. Прохоровой Л.Н., 2 изд., испр. и доп., АРКТИ, 2004.
6.Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий./ Под ред. Р.Г.Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2005.
7.Художественно - эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия./ Сост. Е.П.Климова. – Волгоград: Учитель, 2005.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ashirova_pomozhem_rybke_nayti_druzey_podg_gr.docx | 804.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»
Конспект
интегрированной НОД
с элементами экспериментирования
«Поможем рыбке найти друзей»
с детьми подготовительной группы.
Подготовила:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Аширова Н. Х.
Лямбирь – 2014
Тема: «Поможем рыбке найти друзей»
Возраст: подготовительная к школе группа.
Цель. Развитие коммуникативных, художественных способностей детей, вовлекать в элементарную исследовательскую деятельность.
Задачи.
Образовательные.
Уточнить и закрепить знания детей о воде и её значении для всего живого.
Активизация и расширение словаря по теме «Рыбы».
Научить нетрадиционному способу рисования: рисование гофрированным картоном.
Закрепить нетрадиционные техники рисования фалангой пальчика, ватными палочками.
Развивающие.
Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения; вовлекать в элементарную природоохранительную деятельность.
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать творческое воображение, фантазию, чувство композиции.
Воспитательные.
Воспитывать доброжелательное и внимательное отношение к окружающим, желание сделать приятное.
Воспитание аккуратности и усидчивости.
Воспитывать основы гуманно – ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы.
Интеграция образовательных областей:
«Познание»
Опытническая деятельность. Закрепление знаний детей об агрегатном состоянии воды и молока.
Ориентировка в пространстве.
«Социализация».
Создание ситуации, при которой дети проявляют нравственные качества: доброту, отзывчивость, дружелюбие, находчивость.
«Коммуникация».
Применение эмоционально-речевого общения со сверстниками и воспитателем в ходе организованной деятельности.
«Художественное творчество».
Умение варьировать разные художественные материалы, техники и приемы работы с целью создания выразительных образов.
«Художественная литература».
Отгадывание загадки.
«Физическая культура».
Обогащение зрительных, слуховых, двигательных ощущений во время пальчиковой гимнастики.
«Здоровье».
Поддержание положительного настроя на выполнение упражнений во время физкультминутки.
«Музыка».
Слушание классической музыки.
Предварительная работа: беседа о значении воды. Опыты с водой, изучение агрегатного состояния воды, опыт с воздушным шариком (не тонет в воде). Чтение художественной литературы: Л. Крылова «Такие разные рыбы», А. Фет «Рыбка», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», загадывание загадок о водных обитателях. Рассматривание фотоматериала «Рыбы, водные растения». Рассматривание иллюстраций в научно - популярных изданиях для детей. Рисование в нетрадиционной технике монотипия «Дно водоема». Лепка рыбок из пластилина и соленого теста. Слушание звуков воды.
Оборудование и материалы.
Демонстрационный материал: фланелеграф, карточки «Вода – молоко», алгоритм «Живая цепочка». Письмо от Золотой рыбки, схема – подсказка. Поэтапное рисование водоема с рыбками. Магнитофон, запись музыки «Аквариум», К. Сен-Санс.
Раздаточный материал: стаканы с водой и молоком на каждого ребенка, мелкие игрушки на каждого ребенка. Готовые детские рисунки подводного мира. Кисти, гуашь, фломастеры, полоски гофрированного картона, ватные палочки, влажные и матерчатые салфетки, лотки для использованных материалов. Рыбки для пальчиковой гимнастики.
Методические приемы: проблемная ситуация, беседа, вопросы, загадка, опытническая деятельность. Нетрадиционная техника рисования: рисование пальчиками, фломастерами, ватными палочками, гофрированным картоном. Слушание записи музыки.
Структура занятия
Структурный компонент | Содержание | Применяемые методы и приемы | Цели и задачи | Время |
Вводная часть | 1.Этюд «Здравствуйте!». 2.Загадка о воде. 3.Пантомима «Стакан с водой». | Словесный метод: художественное слово, отгадывание загадки, двигательный тренинг. | Обогащение зрительных, слуховых, двигательных ощущений. | 1 мин. 1 мин. 1 мин. |
Основная часть | 1.Опыт с водой и молоком. Прозрачность. 2.Алгоритм «Живая цепочка». 3. «Письмо от Золотой Рыбки». Работа со схемой. 4.Физминутка «Рыбка плавает в водице». 5.Объяснение техники рисования. Опыт с красками. 6.Пальчиковая гимнастика «Рыбки». 7.Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь детям. | Исследовательский метод; информационно – рецептивный метод: рассматривание; словесный метод: беседа, вопросы.
Словесный метод: беседа, вопросы; Решение проблемной ситуации. Игровые упражнения с включением разных форм двигательной активности; Информационно – рецептивный метод: образец воспитателя; показ воспитателя. Словесный метод: объяснение. Словесный метод: художественное слово. Игровые упражнения. Репродуктивный метод: прием повтора; выполнение формообразующих движений рукой. Слушание музыки. | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами; умение делать выводы. Уточнить знания детей о назначении воды в жизни. Ориентировка в пространстве. Создание ситуации, при которой дети проявляют нравственные качества: доброту, отзывчивость, дружелюбие, находчивость. Поддержание положительного настроя на выполнение упражнений во время физкультминутки. Закреплять умения варьировать разные художественные материалы, техники и приемы работы с целью создания выразительных образов. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение пользоваться новыми и знакомыми видами техники для создания изображения. Учить детей способу получения новых оттенков цвета путем добавления разного количества краски к основному цвету. | 4 мин. 2 мин. 3 мин. 1 мин. 4 мин. 1 мин. 10 мин. |
Заключительная часть | Анализ детских работ. | Рефлексия. | Учить оценивать свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей. | 2 мин. |
Ход НОД.
Организационный момент.
Воспитатель - Все в сборе! Взрослые и дети! Мы можем начинать! Но для начала, надо «Здравствуйте» сказать!
- Скажем «Здравствуйте» руками – дети машут руками.
- Скажем «Здравствуйте» глазами – дети моргают глазками.
- Скажем «Здравствуйте» мы ртом - станет радостней кругом! » - дети здороваются.
Воспитатель - Хорошее настроение пусть будет у вас весь день!
Воспитатель - О чем мы сегодня будем говорить, отгадайте загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Дети - Это вода.
Воспитатель - А теперь возьмитесь за руки и станьте в круг. Это у нас стакан. Стакан наполняется водой.
Дети немного приседают, под музыку медленно поднимаются, все это сопровождается словами.
Воспитатель - Вода в стакане наполняется. Дети машут внизу руками, поднимая затем руки вверх.
Опыт с водой и молоком.
Воспитатель – Ребята, давайте пройдем к столам, на которых стоят стаканы с водой и молоком.
На столах у детей стоят стаканы с водой и молоком, мелкие игрушки.
Воспитатель - Посмотрите, какого цвета молоко?
Ответы детей полным предложением.
Дети - Молоко белого цвета, оно непрозрачное.
Воспитатель - А что можно сказать о воде, какого она цвета?
Дети - Вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная, чистая.
Воспитатель - Сейчас дети, мы поиграем в игру. Возьмите одну игрушку и спрячьте ее в стакане.
Дети бросают в стаканы мелкие игрушки.
Воспитатель - Хорошо ли игрушки спрятались? В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему?
Ответы детей полным предложением.
Дети – В стакане с водой мы видим игрушки, потому что вода в стаканах прозрачная. В стаканах с молоком игрушек не видно.
Воспитатель – У меня на столе лежат карточки с изображением воды и молока, я прошу вас подобрать соответствующие карточки.
Дети выкладывают на фланелеграфе карточки: 1.Вода – прозрачная. 2. Молоко - непрозрачное.
Воспитатель - Подумайте, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: река молочная с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных, непрозрачных реках?
Дети дают ответы полным предложением и под руководством воспитателя выкладывают карточки «Алгоритм «Живая цепочка».
Дети - Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи. Без солнца в водоемах не будут расти растения. А если не будет растений – не будет рыб и других животных. Значит, нельзя загрязнять водоёмы.
Воспитатель - Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?
Воспитатель привлекает детей к речевой работе. Ответы детей полным предложением.
Дети - В природе вода встречается в океанах, морях, реках, озёрах, родниках, болотах.
Воспитатель - Воду в море называют морская вода. Как называется вода в океане, реке, озере, роднике, болоте?
Дети - В океане вода океаническая. Вода в реке - речная, в озере - озёрная, роднике - родниковая, в болоте - болотная вода.
Воспитатель - В морях и океанах – вода солёная. Можно ли пить ее? А готовить пищу?
Ответы детей полным предложением.
Проблемная ситуация. Работа со схемой. На столе лежит письмо от Золотой рыбки.
Воспитатель - Ребята, здесь на столе лежит письмо от Золотой рыбки:
«Ребята, у вас в группе есть одна рыбка. Ей очень грустно! Но я не знаю, где она. У меня есть схема – подсказка, которая поможет вам ее найти».
Дети с воспитателем по схеме находят рисунок, на котором изображена грустная рыбка.
Воспитатель - Ой, какая грустная рыбка!
Дети - Ей скучно одной плавать в аквариуме?
Воспитатель - Дети, вам, наверное, тоже скучно, когда вы одни дома?
Воспитатель - Ребята, что мы с вами можем сделать, чтобы рыбка не скучала? Как ее развеселить?
Дети - Давайте с ней поиграем.
Физкультминутка.
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
(Дети, присев на корточки и вытянув вперед руки с сомкнутыми ладонями, покачиваются, имитируя движения рыбки)
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
(На лицах улыбки, голова поворачивается за рукой)
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
(Дети встают, туловище наклонено вперед, одна рука вдоль туловища, другая изображает хвостовой плавник, покачиваются из стороны в сторону)
Воспитатель - Сейчас мы посмотрим, как чувствует себя наша рыбка.
Дети - Она все еще грустит.
Воспитатель - Что мы можем сделать, чтобы ей было не так одиноко?
Дети - Добавить других обитателей водоема: рыбок, водоросли, камешки.
Дети садятся за столы.
Объяснение техники рисования.
Воспитатель - Использовать мы будем разные техники рисования. А также будем экспериментировать с красками, будем смешивать цвета красок, тем самым получать новые цвета и оттенки.
Воспитатель - Ребята в природе рыбки живут стайками. Они весело резвятся вместе, добывают себе корм.
Показ рисования рыб: фалангами пальцев.
Воспитатель – С помощью чего рыбы передвигаются? И зачем им хвостовой плавник?
Дети – Рыбы передвигаются с помощью плавников. Хвостовой плавник помогает менять направление движения рыбки.
Показ рисования плавников фломастерами.
Воспитатель – А чем рыбы дышат? Почему рыбы плавают и не тонут?
Дети - Рыбы дышат жабрами. У рыб есть специальный пузырь, наполненный воздухом, поэтому они не тонут. (Опыт с воздушным шариком проводился предварительно).
Показ рисования пузырьков воздуха ватными палочками.
Воспитатель – Ребята, для чего нужны водоросли?
Дети – Водорослями рыбы питаются. В водорослях рыбы могут прятаться от хищных рыб.
Показ рисования водорослей полосками гофрированного картона (коробочки из-под лампочек). Показ рисования грунта ватными палочками.
Пальчиковая гимнастика «Рыбка».
Воспитатель - А сейчас мы подготовим свои пальчики к работе.
На ладошке закрепить силуэты рыбок. Это повысит интерес детей и одновременно даст возможность провести гимнастику для глаз.
1. «Рыбка плывет по реке».
(Ведут ладони ребром по столу).
2. «Рыбка выныривает из реки и ныряет обратно».
(Ладошки вверх и на стол).
3. «Рыбка выпрыгнула на бережок, и отдыхает».
(Ладошка тыльной стороной лежит на столе).
4. «Рыбка машет плавниками».
(Шевелятся только пальцы).
5. «Пожалеем рыбку, успокоим».
(Поглаживание ладошек поочередно).
6. «Рыбке жарко».
(Дыхательное упражнение).
8. «Рыбка отдохнула и поплыла дальше».
(Повторить первое упражнение).
Воспитатель – Ребята, на прошлом занятии мы с вами рисовали дно водоема, освещенное солнцем. Эти работы лежат у вас на столе. Подумайте, каких друзей для Золотой Рыбки вы заселите в эти водоемы? Что вы будете делать, и какой материал вам для этого понадобится.
Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь детям.
Звучит музыка в записи «Аквариум», К. Сен-Санс.
В конце занятия работы выкладываются на столе вокруг Золотой Рыбки.
Анализ детских работ.
Воспитатель –
Смотрите, у нас на столе
Синие рыбки плывут в глубине.
Там красные рыбки, раскинув хвосты,
Мохнатой травы раздвигают кусты.
И смотрят, как словно по нитке,
Ползут по травинкам улитки.
Воспитатель - Спасибо, ребята, что вы не оставили в беде рыбку. Теперь у рыбки будет много друзей. А вы заметили, наша рыбка улыбается.
В конце занятия подводится итог, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Воспитатель – Ребята, вам интересно было на занятии? Теперь каждый из нас по очереди назовет то, что он научился делать хорошо. Я предлагаю сказать одним предложением, выбирая начало фразы:
сегодня я узнал…
было интересно узнать…
было трудно выполнять…
я научился…
у меня получилось…
я смог…
я попробую сам…
Воспитатель – Вы все молодцы! Спасибо за дружную работу.
Литература:
1.Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ТЦ «Учитель» 2004.
2.Иванова А.И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. ТЦ «Сфера», 2005.
3.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2007.
4.Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2004.
5.Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации / Под общ.ред. Прохоровой Л.Н., 2 изд., испр. и доп., АРКТИ, 2004.
6.Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий./ Под ред. Р.Г.Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2005.
7.Художественно - эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия./ Сост. Е.П.Климова. – Волгоград: Учитель, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие "Поможем зайчонку найти друзей"
Конспект занятия в младшей группе.Цель: продолжать учить рисовать методом "тычок";- уточнить знания детей о зайце....
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО НОД в подготовительной группе «Поможем голубю найти друзей»
Интеграция. Коммуникация. Познание. Худ. творчество. Музыка.Задачи.Образовательные:1. Закрепление навыка четкого произношения поставленных звуков в словах, фразах.2....
ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ «ПОМОЖЕМ ЗАЙЧИКУ НАЙТИ ДРУЗЕЙ»
Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками посредством игровой деятельности....
Конспект НОД "Познание" в подготовительной группе на тему "Поможем голубю найти друзей"
Конспект разработан в рамках ФГТ. Рассчитан на детей седьмого года жизни. Интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Физическая культура", "Музыка"....
Конспект непосредственно- образовательной деятельности для детей средней группы по программе "Ненасилие" модель: « Дружелюбие - враждебность» на тему:" «Поможем Марсику найти друзей"
Вашему вниманию представляю конспект непосредственно- образовательной деятельности для детей средней группы по программе по которой работает наш детский сад " Ненасилие". Это программа по формированию...
Конспект совместной продуктивной деятельности вместе с детьми дошкольного возраста вне занятий «Поможем рыбке найти друзей»
Мыши кота Леопольда уронили аквариум. а кот успел спасти только одну рыбку. ей скучно, а значит ей нужны друзья. И кот предлагает нарисовать рыб по средствам не традиционной техники рисования (л...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (аппликации) в младшей группе «Поможем рыбке найти друзей.»
обучение детей аппликации в мозаичной технике...