Тема: Полоролевое воcпитание дошкольников на основе народных традиций, половиц, поговорок.
план-конспект занятия на тему

Серова Надежда Леонидовна

 

Цель: закрепить у детей понимание различий полов, сформировать правильное отношение к различиям во внешнем отношение, во внешнем облике и поведении.

Материал. Картинки с изображением предметов ( русские народные костюмы мужчин и женщин, банты, куклы, рогатки, шорты, платье, заколки, сумочки, ленточки,предметы труда и т.д.), звукозапись песни «Из чего же, из чего же?» Муз. Ю. Чичкова, ст. Я. Халецкого., русские народные детские песни- «Барыня», «Во кузнице», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.odt24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Полоролевое  воcпитание дошкольников на основе народных традиций, половиц, поговорок.

Цель: закрепить у детей понимание различий полов, сформировать правильное отношение к различиям во внешнем отношение, во внешнем облике и поведении.

Материал. Картинки с изображением предметов ( русские народные костюмы мужчин и женщин, банты, куклы, рогатки, шорты, платье, заколки, сумочки, ленточки,предметы труда и т.д.), звукозапись песни «Из чего же, из чего же?» Муз. Ю. Чичкова, ст. Я. Халецкого., русские народные детские песни- «Барыня», «Во кузнице», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Звучит звукозапись песни «Из чего же, из чего же?».

Воспитатель. Ребята давайте сейчас вспомним и назовем русские народные сказки о мужчинах и мальчиках?

Дети. «Петр и мужик», «Мужик и медведь», «Мальчик с пальчик»

Воспитатель. Ребята  а давайте  вспомним и назовем русские народные сказки о женщинах и девочках?

Дети. «Елена Премудрая», «Царевна Лягушка»,  «Маша и медведь»

Воспитатель. Чем отличаются мальчики от девочек?
Дети. Одеждой, прической, играми, поведением.
Воспитатель. Сравните голоса мальчика и девочки.
Дети. Голоса девочки нежнее, звонче, мелодичнее. А голоса мальчиков – грубее.

Воспитатель. Ребята а как мы говорим о девочках и о мальчиках?  

Дети. Красивая, нежная, хрупкая девочка  и мальчик– сильный, крепкий.  

Воспитатель. Ребята давайте вспомним фольклорное величание мальчика и девочки.

 Величание для мальчика:

Мой сыночек, мой дружочек,
Мой сиреневый цветочек,
Молодец да удалец,
В волосах твоих венец.
Храбрый, смелый богатырь,
Ты добро приносишь в мир.

Величание для девочки: 

Моя девочка – прелестница,
Мастерица и кудесница!
Зорькой алой умывалась
И с рассветом просыпалась.
Маме с солнцем улыбнулась-
Лучики лица коснулись.

Воспитатель. Сравните жесты мальчиков и девочек.
Дети. Жесты мальчиков более резкие, размашистые, а у девочек более плавные, нежные.
Воспитатель. Сравните походки мальчиков и девочек.
Дети. Девочки ходят плавно, а мальчики ходят размахивая руками, шаги у них больше чем у девочек.
Воспитатель. А вы заметили, как отличается одежда мальчиков и девочек?
Дети. Мальчики носят рубашки, брюки, а девочки ходят в платьях, носят юбки.

Дидактическая игра «Кому это нужно» (банты, машинки, куклы, рогатки…)

Дети берут картинки с изображением данных предметов и объясняют, кому бы они их отнесли: к мальчикам или девочкам.

Воспитатель. Мальчики, вы хотите надеть платьице, завязать бантики? Нет! Вам будет неловко бегать, прыгать. Ваша одежда специально для мальчиков.
Воспитатель. Почему же девочки ходят в брюках? Это для тепла, похода, физкультуры, поездки. А каждый день – красивее в платьях. Мальчики, вам больше нравятся девочки в брюках или в платье?

Мальчики. В платьях.
Воспитатель. Самые красивые принцессы, Алёнушки – все в платьях. А принцы и Иванушки – в брюках. Дети давайте вместе споем русскую народную песенку!
                                                           

Дети хором.                                        А баиньки, баиньки

Купим сыну валенки

Наденем на ноженьки  

Пустим по дороженьке

Будет мой сынок ходить

Новые валенки носить.

Какая девушка хороша:

У ней кисейны рукава,

Кисейны рукава

В косе ленточка ала,

Вы пожалуйте сюда

Воспитатель.Дети давайте теперь расскажем  русскую народную причиталку о девочках.

Дети.

Чешу, чешу волосинки,
Расчесываю косыньку,
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса!
Расти, коса, не путайся.
Дочка, маму слушайся!

Как у доченьки моей
Ворох золотых кудрей!
Как у ласточки моей
Речи плавные как ручей!
А в очах – озера синь,
А стан, будто у осин!
Она прытка словно лань,
А душа – цветущий май!
Радость – доченька моя.

Воспитатель. Если девочки и мальчики отличаются друг от друга, то они могут вести себя по – разному?
Воспитатель. В каких случаях.
Дети. Мальчики сильнее, они должны защищать девочек. Мальчики должны уступать место девочке, игрушку. Они могут помочь девочке отнести что – то тяжелое.
Воспитатель. Да, мальчики сильнее. Значит, нельзя бороться с девочкой. Послушайте рассказ. Ведь такая ситуация часто, к сожалению, встречается у нас в саду, и надо уметь её исправить:
Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик. Построила высокую башню. Прибежал Миша.
– Дай башню! – попросил Миша.
– Не дам! – ответила Маша.
– Дай хоть кубик, – сказал Миша.
– Один кубик возьми, – ответила Маша.
Миша протянул руку и взял нижний кубик. И в миг – вся башня развалилась.
 Воспитатель. Как вы думаете, какие слова сказала Маша, когда башня развалилась?
Дети. Она сказала, что Миша плохой, злой, что она никогда не будет с ним дружить.
Воспитатель. А, что ответил Миша на такие Машины слова?
Дети. Он скажет, что играть с Машей не интересно, что игрушки у нее плохие, что дружить с ней не хочет.

Воспитатель.Дети давайте вспомним, каким трудом в Древней Руси занимались женщины и девочки, а каким мальчики  и мужчины?

Дети.

Для мальчиков: 

 … Будем рано разбужать,
На работку посылать,
На работу на таку,
Да на веселую страду,
Будем сено косить,
Да будем в кучки носить.
Будешь большой,
Будешь рыбку ловить.
Тетерьку ловить,
Будешь лес рубит
Тятьку, мамку кормить.

Идет Кузьма из кузнецы,
Несет Кузьма два молота.
Тук, тук, тук!
Вот ударим разом вдруг:
Для всех людей,
Накуем гвоздей!

Для девочек:

Аленка – малёнка
Шустра, быстра:
Грибов насобирала,
Носок довязала,
Сарафан дошила,
Воды наносила.
Везде поспела
В охотку ей дело.

Посылали молодицу
Под горушку по водицу.
А водица далеко,
А ведерко велико.
Наша Катя подрастет,
Катя силы наберет,
Станет по воду ходить,
Вёдра красные носить.

Воспитатель. Ребята, могут ли дружить дети, когда говорят друг другу столько обидных слов?
Дети. Нет не могут, их дружба не будет крепкой.
Воспитатель. Дети, как вы думаете, Миша и Маша навсегда поссорились? Или через какое – то время они заходят играть вместе?
Дети. Конечно, же захотят, по – одному играть очень скучно, но обида может им обоим навредить.
Воспитатель. Что же делать в этом случае? А нужно по – другому повести себя в этой ситуации. Что бы сказал Миша?
Дети. Он бы сказал, что не хотел разрушить башню, ему просто понравился нижний кубик, и он не подумал, что все рухнет. Пусть Маша не расстраивается, он быстро все исправит.
Воспитатель. А что бы ответила Маша?
Дети. Ничего страшного. Она сейчас быстро поможет Мише построить башню снова, еще лучше прежней.
Воспитатель. Ребята, а как вы считаете, хорошо, что в нашей группе есть и мальчики, и девочки?
Дети. Да, конечно.
Воспитатель. А вот, чтобы у нас в группе не было между вами ссор, надо поучиться видеть друг в друге хорошие качества и постараться не обращать внимание на плохие. Если в человеке видеть всегда хорошее, отмечать это, то он будет стараться стать лучше. Давайте поучимся говорить друг другу хорошие, добрые слова.

Игра «Комплименты»

Воспитатель. Какие замечательные комплементы вы научились говорить друг другу, в них столько любви, дружбы, привязанности. Комплементы можно говорить не только, но и всем людям, которых ты любишь, которым хочешь сказать что – то приятное.
Воспитатель. Какие комплементы можно сказать маме?
Дети. Мама, ты самая красивая, когда улыбаешься.
Воспитатель. Папе?
Дети. Папа, ты самый трудолюбивый, веселый, с тобой всегда интересно.
Воспитатель.  Мальчику?
Дети.  Ты – хороший друг, какой ты храбрый, ты – настоящий мужчина.
Воспитатель. С давних времен наш народ обращал внимание на человеческие качества сыновей и дочерей. Об этом говориться и в сказках, и в пословицах. Какие пословицы на эту тему вы знаете?
Дети. Добрый сын – отцу радость, плохой – печаль.
Каков отец, таков и сын.
Кто матери не слушает, тот в беду попадает.
Мальчик – утеха отцу, девочка – радость матери.
При солнце тепло, а при матери сыну добро.
Счастливый сын походит на отца, а счастливая дочь – на мать.
Сын на дочь – ясно солнце, светел месяц.
Хороша дочь Алёнушка, коли хвалит мать да бабушка.
Черные дела сына белят голову отца.
Воспитатель. Молодцы, очень много вы знаете пословиц, а сейчас давайте с вами подарим друг другу улыбки, споем песню «Улыбка» муз. В. Шаинского, ст. М. Пляцковского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание дошкольников на основе народных традиций. Интегративная совместная деятельность "В светлой горнице моей"

План - конспект физкультурно - музыкального досуга для детей среднего дошкольного возраста. Досуг включает в себя хороводы, забавы, эстафеты и народные игры...

«Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе народных традиций»

ТЕМА: «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основенародных традиций»   «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным»К. Д. Ушинский.В настояще...

Методические рекомендации по теме: «Развитие коммуникативных способностей дошкольников на основе культурных традиций народных сказок».

Методические рекомендации по теме: «Развитие коммуникативных способностей дошкольников на основе культурных традиций народных сказок»....

Картотека дидактических игр, выполненных своими руками на тему: «Ознакомление дошкольников с русскими народными традициями»

Картотека дидактических игр для ознакомления дошкольников с русскими народными традициями....

Статья: «Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. Нужно ли?»

Неиссякаемым источником идей, необходимых для решения задачи полоролевого воспитания дошкольников, является веками накопленная педагогическая мудрость народа, заложенная в произведениях устного народн...

Семинар- практикум «Духовно -нравственные основы патриотического воспитания на основе народных традиций и фольклора» 2021г.

laquo;Духовно -нравственные основы патриотического воспитания на основе народных традиций и фольклора»...

Рабочая программа экологического воспитания и образования дошкольников на основе народных традиций и культуры "Берёзка"

Программа экологического воспитания и образования дошкольников на основе Федерального государственного образовательного стандарта. ...