Применение ИКТ в образовательной деятельности
консультация по теме

Сулейманова Лилия Мингалиевна

D  современном мире с каждым годом  возрастает значимость использования новейших информационных технологий в решении образовательных задач,  они становятся мощнейшим средством в процессе развития психических познавательных процессов, и в решении воспитательных задач. Особо подчёркиваются возможности, которые дают новые технологии в развитии не только интеллектуальных, но и художественно-творческих способностей детей. Современные компьютерные технологии позволяют ребёнку выразить себя, шире раскрыть свои возможности  в рамках образовательных программ.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx39.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                  О чем мечтают дети,

                                                                  О чем мечтают дети,

                                                                         На всей, на всей планете?

                                                                        Мечтают путешествовать,

                                                                     И новый мир познать,

                                                                       Простых вещей основу,

                                                                   И таинства узнать!

  В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Априори, что современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве.

  На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

  В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

  Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.

  Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии.

  Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

  Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.

  Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.

  Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Маленькие дети требуют большей помощи при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль правильности освобождает время педагога для параллельной работы с другими детьми.

  Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.

  В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

  По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес ;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;

ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
  • компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Области применения ИКТ для развития дошкольников

Использование компьютера для обучения и развития детей раннего возраста можно условно разделить на непосредственное и опосредованное.

1. Опосредованное обучение и развитие

а) Использование глобальной сети Интернет

Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета.  Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции становятся составной частью современного образования. В Интернете можно найти информацию по проблемам раннего обучения и развития, о новаторских школах и детских садах, зарубежных институтах раннего развития, наладить контакты с ведущими специалистами в области образования.

Поэтому в последние годы наблюдается массовое внедрение Интернет не только в школьное, но и дошкольное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем направлениям обучения и развития детей.

Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования.

Во-первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании.

Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).

В-третьих, в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и новых дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода.

Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для старших дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, например, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.

Интерес для воспитателей может представлять электронная версия журнала "Дошкольное воспитание" -http://dob.1september.ru/ . Здесь можно найти статьи по творческому, сенсорному, речевому и другим видам развития детей раннего возраста. Среди рубрик на сайте интересны: детский мир; родительская консультация; мастерская; игротека; будь здоров, расти большой; книжный шкаф; школа природы; психологическая школа и др.

Полезным ресурсом является подборка материалов Фестиваля педагогических идей, проводимым Издательским домом "Первое сентября" - http://festival.1september.ru/, где воспитатели и учителя со всех уголков России делятся своими педагогическими находками. В этом году материалы за все предыдущие годы размещены на одном сайте, что облегчает и ускоряет поиск. Правда внутри странички "Дошкольное образование" материал расположен не по рубрикам, что ускоряло бы поиск, а в алфавитном порядке.

Помощником для развития дошкольников может служить сайт http://bukvar.edu.ru

Здесь можно найти иллюстрированный словарь для развития речи детей старшего дошкольного возраста и сюжетные альбомы.

Иллюстрированный словарь для развития речи - ресурс, адресованный как к педагогам, готовящим детей старшего дошкольного возраста к школе, так и к самим дошкольникам. Он в основном предназначен для увеличения словарного запаса детей; его можно использовать как дидактические материалы при обучении детей чтению.

Иллюстрированный словарь может предоставлять педагогу следующие возможности:

  •  подбор иллюстраций к заданной теме,
  • подбор иллюстраций к словам, содержащим конкретную букву в начале, в середине или в конце слова,
  • просмотр отобранных иллюстраций и скачивание их на персональный компьютер.

Сюжетные альбомы для развития речи предназначены для развития связной речи детей.

Электронные альбомы предоставляют педагогу следующие возможности:

  •  отбор иллюстраций для скачивания (для распечатки),
  •  просмотр отобранного,
  •  набор и сохранение текстов рассказов, составленных по картинкам.

Электронные учебные пособия предназначены специально для детей дошкольного возраста. Они помогут выучить начертание букв и научиться читать. Данные разработки в полном объеме учитывают психические и культурно-социальные особенности постижения детьми такого феномена культуры, как слово и словосложение.

Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам раннего развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации для занятий.

б) Использование компьютера для ведения документации.

Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и "продвинутым" родителям по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребенка. Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.

Немаловажный аспект использования компьютера - это ведение базы данных по книгам. На сегодня появилось очень большое количество книг по воспитанию и развитию детей, многие книги отражают комплексные подходы в обучении, другие отражают развитие какого-то определенного качества, дифференцируя возрастные категории и др. Без базы данных трудно ориентироваться в литературе.

2. Непосредственное обучение.

а) Использование развивающих компьютерных программ

Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для

ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.

Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста.

Американские специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:

  • исследовательский характер,
  • легкость для самостоятельных занятий ребенка,
  • развитие широкого спектра навыков и представлений,
  • высокий технический уровень,
  • возрастное соответствие,
  • занимательность.

Существующие на рынке обучающие программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:

1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.

3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

4. Игры-путешествия, "бродилки".

5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.

Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.

б) Использование мультимедийных презентаций

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

3. Сохранение здоровья детей при работе с компьютером.

Говоря об использовании компьютера детьми раннего возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени, но непроизвольное внимание у детей данного возраста очень мало (10-15 минут), поэтому, как правило, дети не могут долго находиться за компьютером. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте двигается 70-80% времени бодрствования, поэтому пока вопрос о "засиживании" за компьютером не актуален.

Вывод

Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка раннего возраста достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.

Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.

  Вне сомнений, дошкольный возраст – это уникальный период для развития личности. Именно в этот период формируются представления ребёнка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие, а функциональные возможности мозга ребёнка наиболее интенсивно развиваются до 6–7 лет.  Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия педагога (воспитателя), ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата. 80% информации человеческий мозг усваивает через органы зрения. По мнению большинства  психологов, мозг ребёнка наиболее активно развивается в первые  7-7,5 лет. Если упустить возможности  этого периода, то в дальнейшем для развития интеллекта или физических качеств ребёнка надо будет потратить гораздо больше усилий, и они будут менее эффективны. 

Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина, Ю.М.  Горвиц и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 5-7 лет.  Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребёнка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А.В. Запорожцем концепцией амплификации (обогащения), является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач деятельности ведет к её осуществлению на всё более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности.          

Все исследователи данного вопроса говорят о том, что в  современном мире с каждым годом  возрастает значимость использования новейших информационных технологий в решении образовательных задач,  они становятся мощнейшим средством в процессе развития психических познавательных процессов, и в решении воспитательных задач. Особо подчёркиваются возможности, которые дают новые технологии в развитии не только интеллектуальных, но и художественно-творческих способностей детей. Современные компьютерные технологии позволяют ребёнку выразить себя, шире раскрыть свои возможности  в рамках образовательных программ.         

Рассматривая задачу преемственности ДОУ и школы, педагоги-исследователи  видят проблему информатизации обучения как целостный процесс, обеспечивающий полноценное развитие личности, взаимосвязь содержания и образовательной работы, передачу детей с таким уровнем знаний и навыков, который стал бы в школе опорой для дальнейшего всестороннего развития личности ребёнка.         

Ведущие педагоги и психологи едины во мнении, что всё большее значение с каждым годом приобретает раннее выявление и развитие способностей детей дошкольного возраста. Чем раньше начинается развитие ребенка, тем органичнее оно проходит, тем легче детям учиться в школе, тем лучше они подготовлены к решению различных жизненных задач. Развитие мыслительных операций: логического мышления, способности к анализу и синтезу, и т.д., важно для развития детей и подготовки их к обучению в школе.

   Самым веским доводом в пользу применения компьютера в дошкольном образовании, по-мнению многих авторов, вполне может стать тот факт, что программное обеспечение позволяет индивидуализировать обучение, соединяет все его компоненты.

В настоящее время использование ИКТ в практику ДОУ в основном заключается в следующем:

         подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);

         подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

         обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;

         создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;

         использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

         использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);

         использование Интернета и ЦОР в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.

         оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности.

         создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.

         использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.

         создание электронной почты, ведение сайта ДОУ.

Играть с детьми можно индивидуально и по подгруппам. Детям предлагается милая куколка Катя (Microsoft  Power Point), на которую нужно надеть одежду для прогулки весной (осенью). Детям очень понравится игра, ведь она напоминает им живую куклу. Взрослый наводящими вопросами побуждает детей правильно называть предмет одежды. По первому щелчку предмет одежды (майка) начинает мигать. Затем по второму щелчку картинка накладывается на куклу и т. д.

  • Игру можно использовать при изучении образовательных областей «Познание», «Социализация», «Коммуникация» (развитие речи), а также в совместной деятельности.

 Задачи игры:

- Учить детей различать и называть предметы одежды: кофта, колготы, футболка, брюки, пальто, шапка, шарф, учить понимать обобщающее слово «Одежда».

- Формировать у детей последовательность действий при надевании одежды на куклу.

- Обогащать словарь детей: надеть, застегнуть, завязать. -Воспитывать заботу к кукле.

  • На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под моим руководством на экране монитора  изучают количественные соотношения.     Для наилучшего представления условия задач и способа её решения можно использовать главных героев задачи.    

      ИКТ помогает, развивать образное мышление, память.

  • Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если не включать в их содержание аудио      средства. Это учит детей слушать, обучает умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других.

  • Особенно яркими и результативными с позиции информационных технологий получаются уроки окружающего мира, изобразительного искусства.

        У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы           окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. А при помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения. 

  • ИЗО.  С помощью слайдов у нас есть возможность показать технику рисования, а также основные виды   росписи, познакомить с цветами радуги

         При проведении физкультминуток можно использовать презентации с песнями, «делай с нами»,     «повторяй за нами», что повышает эмоциональный настрой дошкольников, помогает им отдохнуть

.

  • Использование ИКТ в музыкальном воспитании детей дает следующие преимущества:

 -улучшается запоминание пройденного материала;

 -усиливается познавательный интерес воспитанников;

        - развивается интерес ребенка к самостоятельному выполнению заданий и т.д.

  • Родительские собрания. Помогает заинтересовать родителей, чтобы все пришли на собрание и узнали о достижениях своих малышей. В век высоких технологий можно создать фильм о жизни детей в течении года, использовав  различные фотографии детей в течение года: в режимных моментах, во время образовательной деятельности, на праздниках, на прогулках, на досугах и т. д. Показ фотографий сопровождается музыкой на соответствующую тему. Это позволяет собранию проходить  эмоционально и непринужденно.

     


План по внедрению ИКТ

в учебный и воспитательный процессы

МБДОУ «Детский сад № 168 комбинированного вида»» г.Кзани

2013-2014 уч.г 

Цели:

1.     Совершенствование учебного, воспитательного и управленческого процессов путём внедрения новых компьютерных технологий.

2.    Установка связей между ИКТ и другими образовательными технологиями.

3.    Повышение ИКТ - компетентности руководителей, педагогов и учащихся.

 

Задачи:

1.     Управление процессом внедрения ИКТ в образовательную деятельность.

2.   Обеспечение доступа участников образовательного процесса к информационным ресурсам.

3.    Разработка и наполнение  информационной среды.

4.     Организация повышения квалификации  в области ИКТ.

5.    Организация процессов по обмену информацией посредством телекоммуникаций

Направления работы (пути решения задач):

1.   проведение занятий с использованием мультимедийной установки (ноутбук, проектор, экран).

2.  консультации для коллег по использованию ИКТ в учебном процессе.

3.  использование ИКТ во внеурочной деятельности (конкурсы и др. мероприятия)

4.   поиск учебной информации в сети Интернет.

5.  формирование и совершенствование медиатеки.

6. работа по обслуживанию, ремонту, усовершенствованию технических средств, пополнению расходных материалов.

7. техническая и организационная поддержка в ведении классными руководителями и учителями электронных дневников.

План внедрения ИКТ в воспитательный процесс средней группы

1. Занятия

Срок: весь период

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, аудио средства

Ответственные: воспитатели

2.Дидактические игры.

Срок: весь период

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска

Ответственные: воспитатели

3. Физкультминутки

Срок: весь период

Оборудование: аудио средства

Ответственные: воспитатели:

Задачи: повышает эмоциональный настрой, позволяет отдохнуть.

4. Родительские собрания

Срок: сентябрь, май

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска

Ответственные: воспитатели, администрация дет сада.

5. Самообразование воспитателей

Срок: весь период

Оборудование: ноутбук, интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности педагога и детей подготовительной группы по развитию познавательных способностей с применением технологии ТРИЗ (образовательная деятельность) на тему: «Сужение поля поиска»

Тема: «Сужение поля поиска»Задачи:о.о. Познавательное развитие·       Продолжать обучать  детей работе со зрительно представленным числовым рядом от   0 до...

конспект непосредственно-образовательной деятельности с применением эффективности интеграции образовательных областей через активные виды детской деятельности

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо формированию у дошкольников анализу ситуаций (причинно – следственные связи)...

«Применение лэпбуков в образовательной деятельности с детьми в детском саду»

Лепбук - это универсальное пособие, которое может быть итогом проектоной совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей, тематической недели. Может быть использован при реализации одной и...

Применение ИКТ в образовательной деятельности инструктора по физическому воспитанию

Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно эффективным, открывает новые возможности физического образования не только для детей, н...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с применением экспериментально – исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства воды»

Цель: Создать условия для знакомства со свойствами и значением воды в процессе экспериментирования. Образовательные:- актуализировать и систематизировать знания детей о распространении воды, ее с...