"Авторская программа по хореографии для детей детей старших и подготовительных групп в дошкольных образовательных учреждений"
материал по теме
Дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания, развитие личности и обучение посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказание дополнительных образовательных услуг и информационно - деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах детей и его самореализации в раннем возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khoreagrafiya.docx | 37.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Авторская программа по хореографии для детей старших и подготовительных групп дошкольных в образовательных учреждений»
Выполнила: Нигматулина Сабина
Рафаэловна
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………….
1. Цель и задачи программы………………………………….……
2. Ожидаемые результаты и способы их проверки………………
3. Используемые методы, формы обучения и педагогические технологии………………………………………………………….
3. Методические аспекты освоения программы…………………
3.1 Общие теоретические понятия……………………………..
3.2 Общеразвивающие упражнения для детей 4-6 лет……….
3.3 Разминка……………………………………………………..
3.4 Изучаем танцы………………………………………………
4. Примерная программа за год обучения…………….………….
Список литературы………………………………………………....
Пояснительная записка
Дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказание дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека и его самореализации в раннем возрасте.
Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, спортом и искусством в соответствии со своими желаниями и потенциальными возможностями.
Дополнительное образование дает реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями. Дополнительное образование детей в дошкольном возрасте увеличивает пространство, в котором они могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои индивидуальные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую в этом возрасте остаются невостребованными в детских дошкольных учреждениях. В дополнительном образовании ребенок в дошкольном возрасте может не бояться неудач.
Другая важная особенность дополнительного образования детей его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значить и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определенные навыки, помнить о приоритетности воспитания. Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей в этом возрасте, эмоционально и психологически поддерживать его и определяет во многом успешность развития дополнительного образования детей в целом.
При организации дополнительного образования детей следует опираться на следующие приоритетные принципы:
1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
4. Единство обучения, воспитания, развития;
5.Практико-деятельная основа образовательного процесса.
Ритмика на раннем этапе развития ребенка является действенным средством музыкально-пластического, художественно-эстетического, нравственно-эстетического воспитания и физического развития детей.
Основные направления программы.
Эта учебная программа (для детей 4-6 лет) является приложением к дополнительной образовательной программе по спортивным танцам (для обучающихся 4 лет и старше) и предназначена в помощь для тренеров-преподавателей бальных танцев начальной подготовки и рассчитана на 2 года на начальном этапе для спортивно-оздоровительных групп. Она служит фундаментом для эффективного построения многолетней подготовки спортивным танцам. Программа достаточно вариативна и позволяет проявить индивидуальный творческий подход.
В данной программе представлена авторская концепция в части набора развивающих танцев, музыкально-подвижных игр и составления танцевальных фигур для этого возраста. Таким образом, данная программа является достаточно гибкой и применима для детей с раннего (4 лет) нулевого цикла обучения с учетом возрастных особенностей.
Что же такое танец? Откуда его истоки? Как овладеть этим искусством? Танцевальное искусство с незапамятных времен занимало в жизни человека важное место. Танец существует столько же тысячелетий, сколько и человек. На заре своей истории человеческое общество открыло способы выражения мыслей, эмоций через движения. В танце не звучит слово, но выразительность пластики человеческого тела столь могущественна, что язык танца понятен всем, он интернационален.
Сначала танец был обрядом. Люди вкладывали свои представления о мире и верованиях. Шло время. Человечество открывало тайны мироздания, и танцы постепенно утрачивали свое первоначальное магическое предназначение. Теперь в них выражались свойственные людям жизнелюбие, жизнерадостность.
Хореография - искусство, любимое детьми. Плавные, ритмичные движения под мелодичную, красивую музыку доставляют эстетическое наслаждение каждому и тем более детям, которые в силу своих возрастных наклонностей особенно стремятся к движениям и к ритмике. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусство, приносит радость не только исполнителю, но и зрителю.
Танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к творчеству и прекрасному.
Детский хореографический коллектив – это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства.
Область образовательной программы - искусство.
Эта программа помогает адаптации детей в окружающем мире. Она предполагает не только свободу пластики тела, но и свободу эмоционального выражения личности. В наше время ребенку трудно определить свое место в обществе. Развивая свои творческие задатки, дети чувствуют уверенность в себе. Программа направлена на развитие эстетических способностей детей способами хореографии, включает в себя комплексное развитие, как коллектива, так и отдельного ребенка путем художественного воспитания.
Особенность данной программы - комплексное обучение детей различным направлениям хореографии, позволяющее наиболее полно раскрыть творческие способности каждой личности.
Танец - искусство пластическое, каждый участник, пришедший в коллектив, прежде всего, должен научиться владеть своим телом, свободно координировать движения.
Для этого в моей программе существует система упражнений, разучивая которые дети приобретают необходимые для исполнения танцев качество: устойчивость, выворотность, выразительность. Учитывая, что в коллективе дети занимаются не каждый день, мной отобраны лишь движения, необходимые для исполнения любых танцев и доступные всем детям, не имеющим длительной подготовки и физических данных. Детям, имеющим слабые мышцы спины и ног, не координированным в пространстве и не имеющим музыкально-ритмического развития.
Поэтому на первом году обучения основное место занимают музыкально-ритмичные упражнения и партерная гимнастика. Упражнения на полу позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц.
Мышцы и суставы подготавливаются к традиционным классическим упражнениям и упражнениям по народному танцу, которые требуют высокого физического напряжения. Партерная гимнастика также способствует исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогает вырабатывать выворотность ног, развивать гибкость, эластичность стоп. Обучение проходит по принципу от простого к сложному.
1. Цель и задачи программы
Цель: Формирование знаний в области хореографической культуры (основные стили, направления, жанры), развитие исполнительских способностей учащихся.
Задачи:
1. Формировать у детей художественно - эстетический вкус.
2. Воспитывать танцевальную культуру.
3. Знакомить с основами классического танца, народного и джаз - модерн танца.
4. Развивать ассоциативность образность творческого мышления.
5. Развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, умение преодолевать трудности, закалять волю.
6. Способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских навыков в танце.
7. Избавлять от стеснительности, зажатости, комплексов.
8. Формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижений и поз.
Программа рассчитана на один год обучения. Возраст детей: 5 - 6 лет.
Дошкольный возраст. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Самый эффективный стиль общения в группе, когда взрослый и дети стоят друг по отношению к другу в позиции дружеского понимания. Именно такой стиль общения вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание значения сотрудничества в совместной деятельности и обеспечивает сорадость при выполнении той или иной деятельности. Этот стиль общения у педагога с детьми объединяет детей: со временем у них появляется чувство «Мы», ощущение сопричастности друг к другу.
В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным телом (координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного отношения к нему).
Занятия проходят 2 раза в неделю по 30 мин.
Форма организации учебной деятельности: групповые занятия.
2. Ожидаемые результаты и способы их проверки
В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы хореографической студии «В гостях у сказки» после освоения содержания программы ожидаются следующие результаты
Учащиеся буду знать
-музыкальные размеры, темп и характер музыки;
-хореографические названия изученных элементов.
-требования к внешнему виду на занятиях;
-знать позиции ног
Воспитанник будет иметь
-воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками;
-владеть корпусом во время исполнения движений;
-ориентироваться в пространстве;
-координировать свои движения;
-исполнять хореографический этюд в группе.
Итоговое занятие проводится в форме концерта. Концерт является основной и конечной формой контроля знаний, умений, навыков и творческой самореализации учащихся.
3. Используемые методы, формы обучения и педагогические технологии
При организации образовательно-воспитательного процесса программа предусматривает различные методы:
- теоретические (рассказ, беседа, объяснение);
-игровые (создание ситуаций успеха для каждого ребенка);
-визуальные (показ, видео, фотоиллюстрации);
-практические (упражнения, тренаж, основы танцевальных движений);
-сценические (выступления на праздниках).
Воспитание творческой личности проводится с использованием активных инновационных форм обучения:
- уроки-сказки, путешествия «Волшебная страна вальса», «Мир латинских танцев»;
-уроки-конкурсы (открытые занятия, показательные выступления)
-уроки творчества (работа детей над образом в танце, взаимодействие в паре);
-уроки – «работа над ошибками»;
Для работы мы используем следующие педагогические технологии:
- развивающего обучения,
- индивидуализация обучения,
- игровая технология,
- культурно-воспитательная.
4. Методические аспекты освоения программы.
4.1. Общие теоретические понятия.
В течение всего курса учащиеся знакомятся со следующими понятиями:
- позиция ног;
- позиция рук;
- позиции в паре;
- позиции европейских танцев;
- позиции латиноамериканских танцев;
- линия танца;
- направление движения;
- углы поворотов.
4.2. Общеразвивающие упражнения для детей 4-6 лет.
Движения на развитие координации, элементы ассиметричной гимнастики, движения по линии танца:
- на носках/каблуках;
- перекаты стопы;
- высоко поднимая колени;
- выпады;
- ход лицом/спиной;
- бег с подскоками;
- галоп;
- перестроениями (хоровод, шахматы, змейка, круг).
Ставится задача через образное восприятие обогатить набор движений, развить координацию, разработать мышцы стопы, научить ориентироваться в зале и выполнять различные команды тренера-преподавателя.
4.3.Разминка.
Проводится на каждом занятии в виде «статического танца» под современную популярную музыку, что создает благоприятный фон и повышает интерес к занятиям. Задача разминки – развитие координации, памяти и внимания. Последовательная разработка всех основных групп суставов и мышц. Общая продолжительность разминки – 10-15 минут. Нагрузка регулируется от степени подготовленности детей, их индивидуальных качеств и возраста.
4.4. Изучаемые танцы.
Танцы развивают чувство ритма, координацию движений и умение двигать под музыку. Улучшается память, внимание и внутренняя организация в раннем дошкольном возрасте. Изучаются основные движения и вариации следующих танцев: «Стирка», «Утята», «Па-де-грас», «Вару-Вару», «Кадриль», «Рилио», «Полька», «Здравствуй, это я!», «Диско».
Основными в освоении программы Ритмики и Бальных танцев являются принципы:
- от простого к сложному,
- от медленного к быстрому,
- посмотри и повтори,
- вместе с партнером,
- осмысли и выполни.
Знакомство с танцем начинается с музыки, истории танца, места его происхождения. Освоение элементов происходит постепенно, поэтому можно идти по пути параллельного освоения фигур, т.е. не ждать, пока будет освоена полностью одна фигура, а работать сразу над несколькими элементами одинаковой сложности. В результате такой работы у детей расширяется двигательный кругозор, и освоение танца, в целом, происходит быстрее. Освоение быстрых танцев сложных по координации происходит постепенно путем протанцовывания в медленном темпе или в полтемпа под ту же музыку. Перемена темпа развивает чувство ритма.
Дети быстрее осваивают движения, повторяя его за педагогом. Способность к зрительному восприятию свойственна дошкольному возрасту.
Не менее сложной является задача научить двигаться в паре. Здесь необходимо подвести учащихся к изменению мира ощущения из «я» в «мы», т.к. только ощущая себя «вместе», можно справиться с техническими рекомендациями по исполнению парной фигуры.
В танцах со сложной координацией, особенно в латиноамериканской программе, необходимо четко соблюдать последовательность подачи информации о движении:
- куда наступаем,
- как ставим ногу,
- что делает колено,
- как работают бедро,
- что делает корпус,
- движение руками,
- куда направлен взгляд.
Параллельное изучение сразу двух-трех танцев разнообразит занятие, переключит внимание и повысит интерес у ребят.
Дети младшего возраста мыслят образами и поэтому не могут понять логики и конкретности законов движения. Поэтому необходимо сформировать привычки и навыки на эмоциональном уровне, играя с ними в те или иные образы.
Успешное выполнение всех рекомендаций должно на занятии сочетаться с атмосферой радости, интереса и веселья, что побуждает детей к творчеству. В целях создания положительной мотивации и результативности, используются игровые моменты, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых.
5. Примерная программа за год обучения
1 год обучения.
4 часа в неделю, 184 часа в год.
Задачами на данном этапе начальной подготовки (спортивно-оздоровительном) являются:
- укрепление здоровья
- улучшение физического развития
- выявление задатков и способностей детей
- привитие стойкого интереса к занятиям танцами
- овладение начальными основами техники бальных танцев.
В программу 1-го года обучения на начальном этапе подготовки входят:
ИГРОРИТМИКА (специальные упражнения для согласования движений с музыкой).
Хлопки в такт с музыкой, акцентированная ходьба с одновременным махом и согнутыми руками, движения руками в различном темпе, различение динамики звука («тихо - громко»), выполнение заданий под музыку, ходьба на каждый счет и через счет и др. сочетания ритмического рисунка, хлопки и удары ногой на сильную долю такта.
Сентябрь
Знакомство с простейшими элементами музыкальной грамоты. Исполнение хлопками, притопами ритмических рисунков некоторых музыкальных произведений, включенных в программу первого года обучения. Овладение простейшими навыками координации движений. Развитие выворотности, правильной осанки, гибкости, музыкальности. Партерная гимнастика изучается в течение первого года обучения.
Элементы музыкальной грамоты.
-Определение и передача в движения:
-характера музыки (веселый, грустный);
-темпа (медленный, быстрый);
-жанров музыки (марш, песня, танец)
Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу);
упражнения для ног (сокращенная, вытянутая стопа);
упражнения для развития осанки («черепаха – жираф»);
упражнения для выворотности ног, развитие тазобедренного сустава;
упражнения для гибкости спины («лягушка», «мостик», «стойка на лопатках);
упражнение для развития танцевального шага (шпагат, «растяжка»).
Упражнения на развитие художественно – творческих способностей:
- проснулись – потянулись;
Танцевальная игра:
« Догоняшки »
Октябрь
Элементы музыкальной грамоты.
-Определение и передача в движения:
-динамических оттенков (тихо, громко);
-куплетной формы (вступление, запев, припев);
Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу);
-упражнения для ног (сокращенная, вытянутая стопа);
- упражнения для развития осанки («черепаха – жираф»);
- упражнения для выворотности ног, развитие тазобедренного сустава;
- упражнения для гибкости спины («лягушка», «мостик», «стойка на лопатках);
- упражнение для развития танцевального шага (шпагат, «растяжка»).
Упражнения на развитие ориентации в пространстве:
- самостоятельно находить свое место в зале;
- построение в линию, в две линии;
- построение в круг
Изучение поклона:
- реверанс для девочек;
- поклон для мальчиков
Основные танцевальные шаги:
- марш «танцевальный шаг» (исполняется со сменой размеров и темпов);
- шаг на полупальцах с высоким подъемом колена;
- галоп;
Ноябрь
Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу);
- упражнения для ног (сокращенная, вытянутая стопа);
- упражнения для развития осанки («черепаха – жираф»);
- упражнения для выворотности ног, развитие тазобедренного сустава;
- упражнения для гибкости спины («лягушка», «мостик», «стойка на лопатках);
- упражнение для развития танцевального шага (шпагат, «растяжка»).
Упражнения на развитие ориентации в пространстве:
- построение круг в круге;
- положение в парах.
- свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну;
- построение из круга в одну шеренгу, в две, в четыре шеренги и обратное перестроение на месте, в продвижении.
Основные танцевальные шаги:
- рas польки;
- подскоки.
Постановка танца:
- «Мама».
Декабрь
Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу);
- упражнения для ног (сокращенная, вытянутая стопа);
- упражнения для развития осанки («черепаха – жираф»);
- упражнения для выворотности ног, развитие тазобедренного сустава;
- упражнения для гибкости спины («лягушка», «мостик», «стойка на лопатках);
- упражнение для развития танцевального шага (шпагат, «растяжка»).
Танцевальные упражнения на развитие художественно -творческих способностей:
- у жирафов;
Упражнения на развитие ориентации в пространстве:
- «ручеек»
- колонна
Отработка основных танцевальных шагов:
- марш «танцевальный шаг» (исполняется со сменой размеров и темпов);
- шаг на полупальцах с высоким подъемом колена;
- галоп;
- рas польки;
- подскоки.
Постановка танца:
- «Снежинки».
Январь
Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу);
-упражнения для ног (сокращенная, вытянутая стопа);
- упражнения для развития осанки («черепаха – жираф»);
-упражнения для выворотности ног, развитие тазобедренного сустава;
- упражнения для гибкости спины («лягушка», «мостик», «стойка на лопатках);
- упражнение для развития танцевального шага (шпагат, «растяжка»).
Танцевальные упражнения на развитие художественно - творческих способностей:
- «утро».
Постановка танца:
- «Следы».
Февраль
Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу);
- упражнения для ног (сокращенная, вытянутая стопа);
- упражнения для развития осанки («черепаха – жираф»);
- упражнения для выворотности ног, развитие тазобедренного сустава;
- упражнения для гибкости спины («лягушка», «мостик», «стойка на лопатках);
- упражнение для развития танцевального шага (шпагат, «растяжка»).
Танцевальные упражнения на развитие художественно - творческих способностей:
- «зоопарк» (движения в образах животных: зайца, лисы, волка, кота и мышей и т.д.).
Основные положения рук в классическом танце:
- подготовительная позиция.
Основные положения ног в классическом танце:
- первая позиция.
Март
Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу);
- упражнения для ног (сокращенная, вытянутая стопа);
- упражнения для развития осанки («черепаха – жираф»);
- упражнения для выворотности ног, развитие тазобедренного сустава;
- упражнения для гибкости спины («лягушка», «мостик», «стойка на лопатках);
- упражнение для развития танцевального шага (шпагат, «растяжка»).
Танцевальные упражнения на развитие художественно - творческих способностей:
- «где же наши ручки»;
Основные положения рук в классическом танце:
- первая позиция.
Основные положения ног в классическом танце:
- вторая позиция.
Апрель
Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу);
- упражнения для ног (сокращенная, вытянутая стопа);
- упражнения для развития осанки («черепаха – жираф»);
- упражнения для выворотности ног, развитие тазобедренного сустава;
- упражнения для гибкости спины («лягушка», «мостик», «стойка на лопатках);
- упражнение для развития танцевального шага (шпагат, «растяжка»).
Танцевальные упражнения на развитие художественно - творческих способностей:
- «круг»;
Основные положения рук в классическом танце:
- вторая позиция.
Основные положения ног в классическом танце:
- третья позиция.
Постановка танца
- «Игрушка»
Май
Отработка основных танцевальных шагов для открытого урока:
- марш «танцевальный шаг» (исполняется со сменой размеров и темпов);
- шаг на полупальцах с высоким подъемом колена;
- галоп;
- рas польки;
- подскоки.
Отработка танцев для открытого урока:
- «Мама»;
- «Снежинки»;
- «Игрушка»;
- «Следы».
Отработка танцевальных упражнений на развитие художественно - творческих способностей для открытого урока:
- «утро»;
- «где же наши ручки»;
- «круг»;
- «лягушки».
Итоговый концерт!!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация проведения спортивно-игровой программы "Курс молодого бойца" для детей старшей и подготовительной группы и их пап.
Очень интересная спортивно-игровая программа для детей и родителей, где каждый показал свою ловкость, сплоченность. Я проводила это мероприятие на 23 февраля. Цель гармонизировать детско-родител...
Рабочая программа музыкального воспитания и развития детей 3-7 лет муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения № 451 «Теремок» города Новосибирска на 2017-2018 учебный год
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию детей 3-7 лет в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития, разработана в соответствии ...
Конспект занятия в подготовительной группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №111»
Тема: «Нам нужен мир!».Задачи:развивать лучшие качества человечества: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру;формировать чувство личной ответственности к...
Рецензия отзыв на программу дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Легомастера» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Снеговичок»
Апробация опыта в другом регионе. Омская область Горьковский район МБДОУ "Горьковский детский сад" Заведующий Н.Д. Белоус....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лейне» (составлена на основе программы А. И. Исайкиной «Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях» Республики Мордовия)
Одна из важнейших проблем современного образования – переход к культуробразующей системы преподавания, цель которой в формировании гармонически развитой личности. Большую роль в накоплении культ...
Авторская программа кружка «Картинки пластилинки» (для детей старшей и подготовительной группы 5 - 7лет)
Работа с пластилинолм увлекательное и полезное занятие. Поэтому небходимо в как можно больше внтимания уделять этому занятию.Данная программа разработана для детей старшего возраста. что позволи...
«Программа развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Программа направлена на развитие творческих способностей у старших дошкольников....