"Авторская программа по хореографии для детей детей старших и подготовительных групп в дошкольных образовательных учреждений"
материал по теме
Дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания, развитие личности и обучение посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказание дополнительных образовательных услуг и информационно - деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах детей и его самореализации в раннем возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Авторская программа по хореографии для детей старших и подготовительных групп дошкольных в образовательных учреждений»
Выполнила: Нигматулина Сабина
Рафаэловна
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………….
1. Цель и задачи программы………………………………….……
2. Ожидаемые результаты и способы их проверки………………
3. Используемые методы, формы обучения и педагогические технологии………………………………………………………….
3. Методические аспекты освоения программы…………………
3.1 Общие теоретические понятия……………………………..
3.2 Общеразвивающие упражнения для детей 4-6 лет……….
3.3 Разминка……………………………………………………..
3.4 Изучаем танцы………………………………………………
4. Примерная программа за год обучения…………….………….
Список литературы………………………………………………....
Пояснительная записка
Дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказание дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека и его самореализации в раннем возрасте.
Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, спортом и искусством в соответствии со своими желаниями и потенциальными возможностями.
Дополнительное образование дает реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями. Дополнительное образование детей в дошкольном возрасте увеличивает пространство, в котором они могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои индивидуальные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую в этом возрасте остаются невостребованными в детских дошкольных учреждениях. В дополнительном образовании ребенок в дошкольном возрасте может не бояться неудач.
Другая важная особенность дополнительного образования детей его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значить и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определенные навыки, помнить о приоритетности воспитания. Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей в этом возрасте, эмоционально и психологически поддерживать его и определяет во многом успешность развития дополнительного образования детей в целом.
При организации дополнительного образования детей следует опираться на следующие приоритетные принципы:
1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
4. Единство обучения, воспитания, развития;
5.Практико-деятельная основа образовательного процесса.
Ритмика на раннем этапе развития ребенка является действенным средством музыкально-пластического, художественно-эстетического, нравственно-эстетического воспитания и физического развития детей.
Основные направления программы.
Эта учебная программа (для детей 4-6 лет) является приложением к дополнительной образовательной программе по спортивным танцам (для обучающихся 4 лет и старше) и предназначена в помощь для тренеров-преподавателей бальных танцев начальной подготовки и рассчитана на 2 года на начальном этапе для спортивно-оздоровительных групп. Она служит фундаментом для эффективного построения многолетней подготовки спортивным танцам. Программа достаточно вариативна и позволяет проявить индивидуальный творческий подход.
В данной программе представлена авторская концепция в части набора развивающих танцев, музыкально-подвижных игр и составления танцевальных фигур для этого возраста. Таким образом, данная программа является достаточно гибкой и применима для детей с раннего (4 лет) нулевого цикла обучения с учетом возрастных особенностей.
Что же такое танец? Откуда его истоки? Как овладеть этим искусством? Танцевальное искусство с незапамятных времен занимало в жизни человека важное место. Танец существует столько же тысячелетий, сколько и человек. На заре своей истории человеческое общество открыло способы выражения мыслей, эмоций через движения. В танце не звучит слово, но выразительность пластики человеческого тела столь могущественна, что язык танца понятен всем, он интернационален.
Сначала танец был обрядом. Люди вкладывали свои представления о мире и верованиях. Шло время. Человечество открывало тайны мироздания, и танцы постепенно утрачивали свое первоначальное магическое предназначение. Теперь в них выражались свойственные людям жизнелюбие, жизнерадостность.
Хореография - искусство, любимое детьми. Плавные, ритмичные движения под мелодичную, красивую музыку доставляют эстетическое наслаждение каждому и тем более детям, которые в силу своих возрастных наклонностей особенно стремятся к движениям и к ритмике. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусство, приносит радость не только исполнителю, но и зрителю.
Танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к творчеству и прекрасному.
Детский хореографический коллектив – это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства.
Область образовательной программы - искусство.
Эта программа помогает адаптации детей в окружающем мире. Она предполагает не только свободу пластики тела, но и свободу эмоционального выражения личности. В наше время ребенку трудно определить свое место в обществе. Развивая свои творческие задатки, дети чувствуют уверенность в себе. Программа направлена на развитие эстетических способностей детей способами хореографии, включает в себя комплексное развитие, как коллектива, так и отдельного ребенка путем художественного воспитания.
Особенность данной программы - комплексное обучение детей различным направлениям хореографии, позволяющее наиболее полно раскрыть творческие способности каждой личности.
Танец - искусство пластическое, каждый участник, пришедший в коллектив, прежде всего, должен научиться владеть своим телом, свободно координировать движения.
Для этого в моей программе существует система упражнений, разучивая которые дети приобретают необходимые для исполнения танцев качество: устойчивость, выворотность, выразительность. Учитывая, что в коллективе дети занимаются не каждый день, мной отобраны лишь движения, необходимые для исполнения любых танцев и доступные всем детям, не имеющим длительной подготовки и физических данных. Детям, имеющим слабые мышцы спины и ног, не координированным в пространстве и не имеющим музыкально-ритмического развития.
Поэтому на первом году обучения основное место занимают музыкально-ритмичные упражнения и партерная гимнастика. Упражнения на полу позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц.
Мышцы и суставы подготавливаются к традиционным классическим упражнениям и упражнениям по народному танцу, которые требуют высокого физического напряжения. Партерная гимнастика также способствует исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогает вырабатывать выворотность ног, развивать гибкость, эластичность стоп. Обучение проходит по принципу от простого к сложному.
1. Цель и задачи программы
Цель: Формирование знаний в области хореографической культуры (основные стили, направления, жанры), развитие исполнительских способностей учащихся.
Задачи:
1. Формировать у детей художественно - эстетический вкус.
2. Воспитывать танцевальную культуру.
3. Знакомить с основами классического танца, народного и джаз - модерн танца.
4. Развивать ассоциативность образность творческого мышления.
5. Развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, умение преодолевать трудности, закалять волю.
6. Способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских навыков в танце.
7. Избавлять от стеснительности, зажатости, комплексов.
8. Формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижений и поз.
Программа рассчитана на один год обучения. Возраст детей: 5 - 6 лет.
Дошкольный возраст. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Самый эффективный стиль общения в группе, когда взрослый и дети стоят друг по отношению к другу в позиции дружеского понимания. Именно такой стиль общения вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание значения сотрудничества в совместной деятельности и обеспечивает сорадость при выполнении той или иной деятельности. Этот стиль общения у педагога с детьми объединяет детей: со временем у них появляется чувство «Мы», ощущение сопричастности друг к другу.
В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным телом (координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного отношения к нему).
Занятия проходят 2 раза в неделю по 30 мин.
Форма организации учебной деятельности: групповые занятия.
2. Ожидаемые результаты и способы их проверки
В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы хореографической студии «В гостях у сказки» после освоения содержания программы ожидаются следующие результаты
Учащиеся буду знать
-музыкальные размеры, темп и характер музыки;
-хореографические названия изученных элементов.
-требования к внешнему виду на занятиях;
-знать позиции ног
Воспитанник будет иметь
-воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками;
-владеть корпусом во время исполнения движений;
-ориентироваться в пространстве;
-координировать свои движения;
-исполнять хореографический этюд в группе.
Итоговое занятие проводится в форме концерта. Концерт является основной и конечной формой контроля знаний, умений, навыков и творческой самореализации учащихся.
3. Используемые методы, формы обучения и педагогические технологии
При организации образовательно-воспитательного процесса программа предусматривает различные методы:
- теоретические (рассказ, беседа, объяснение);
-игровые (создание ситуаций успеха для каждого ребенка);
-визуальные (показ, видео, фотоиллюстрации);
-практические (упражнения, тренаж, основы танцевальных движений);
-сценические (выступления на праздниках).
Воспитание творческой личности проводится с использованием активных инновационных форм обучения:
- уроки-сказки, путешествия «Волшебная страна вальса», «Мир латинских танцев»;
-уроки-конкурсы (открытые занятия, показательные выступления)
-уроки творчества (работа детей над образом в танце, взаимодействие в паре);
-уроки – «работа над ошибками»;
Для работы мы используем следующие педагогические технологии:
- развивающего обучения,
- индивидуализация обучения,
- игровая технология,
- культурно-воспитательная.
4. Методические аспекты освоения программы.
4.1. Общие теоретические понятия.
В течение всего курса учащиеся знакомятся со следующими понятиями:
- позиция ног;
- позиция рук;
- позиции в паре;
- позиции европейских танцев;
- позиции латиноамериканских танцев;
- линия танца;
- направление движения;
- углы поворотов.
4.2. Общеразвивающие упражнения для детей 4-6 лет.
Движения на развитие координации, элементы ассиметричной гимнастики, движения по линии танца:
- на носках/каблуках;
- перекаты стопы;
- высоко поднимая колени;
- выпады;
- ход лицом/спиной;
- бег с подскоками;
- галоп;
- перестроениями (хоровод, шахматы, змейка, круг).
Ставится задача через образное восприятие обогатить набор движений, развить координацию, разработать мышцы стопы, научить ориентироваться в зале и выполнять различные команды тренера-преподавателя.
4.3.Разминка.
Проводится на каждом занятии в виде «статического танца» под современную популярную музыку, что создает благоприятный фон и повышает интерес к занятиям. Задача разминки – развитие координации, памяти и внимания. Последовательная разработка всех основных групп суставов и мышц. Общая продолжительность разминки – 10-15 минут. Нагрузка регулируется от степени подготовленности детей, их индивидуальных качеств и возраста.
4.4. Изучаемые танцы.
Танцы развивают чувство ритма, координацию движений и умение двигать под музыку. Улучшается память, внимание и внутренняя организация в раннем дошкольном возрасте. Изучаются основные движения и вариации следующих танцев: «Стирка», «Утята», «Па-де-грас», «Вару-Вару», «Кадриль», «Рилио», «Полька», «Здравствуй, это я!», «Диско».
Основными в освоении программы Ритмики и Бальных танцев являются принципы:
- от простого к сложному,
- от медленного к быстрому,
- посмотри и повтори,
- вместе с партнером,
- осмысли и выполни.
Знакомство с танцем начинается с музыки, истории танца, места его происхождения. Освоение элементов происходит постепенно, поэтому можно идти по пути параллельного освоения фигур, т.е. не ждать, пока будет освоена полностью одна фигура, а работать сразу над несколькими элементами одинаковой сложности. В результате такой работы у детей расширяется двигательный кругозор, и освоение танца, в целом, происходит быстрее. Освоение быстрых танцев сложных по координации происходит постепенно путем протанцовывания в медленном темпе или в полтемпа под ту же музыку. Перемена темпа развивает чувство ритма.
Дети быстрее осваивают движения, повторяя его за педагогом. Способность к зрительному восприятию свойственна дошкольному возрасту.
Не менее сложной является задача научить двигаться в паре. Здесь необходимо подвести учащихся к изменению мира ощущения из «я» в «мы», т.к. только ощущая себя «вместе», можно справиться с техническими рекомендациями по исполнению парной фигуры.
В танцах со сложной координацией, особенно в латиноамериканской программе, необходимо четко соблюдать последовательность подачи информации о движении:
- куда наступаем,
- как ставим ногу,
- что делает колено,
- как работают бедро,
- что делает корпус,
- движение руками,
- куда направлен взгляд.
Параллельное изучение сразу двух-трех танцев разнообразит занятие, переключит внимание и повысит интерес у ребят.
Дети младшего возраста мыслят образами и поэтому не могут понять логики и конкретности законов движения. Поэтому необходимо сформировать привычки и навыки на эмоциональном уровне, играя с ними в те или иные образы.
Успешное выполнение всех рекомендаций должно на занятии сочетаться с атмосферой радости, интереса и веселья, что побуждает детей к творчеству. В целях создания положительной мотивации и результативности, используются игровые моменты, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых.
5. Примерная программа за год обучения
1 год обучения.
4 часа в неделю, 184 часа в год.
Задачами на данном этапе начальной подготовки (спортивно-оздоровительном) являются:
- укрепление здоровья
- улучшение физического развития
- выявление задатков и способностей детей
- привитие стойкого интереса к занятиям танцами
- овладение начальными основами техники бальных танцев.
В программу 1-го года обучения на начальном этапе подготовки входят:
ИГРОРИТМИКА (специальные упражнения для согласования движений с музыкой).
Хлопки в такт с музыкой, акцентированная ходьба с одновременным махом и согнутыми руками, движения руками в различном темпе, различение динамики звука («тихо - громко»), выполнение заданий под музыку, ходьба на каждый счет и через счет и др. сочетания ритмического рисунка, хлопки и удары ногой на сильную долю такта.
Сентябрь
Знакомство с простейшими элементами музыкальной грамоты. Исполнение хлопками, притопами ритмических рисунков некоторых музыкальных произведений, включенных в программу первого года обучения. Овладение простейшими навыками координации движений. Развитие выворотности, правильной осанки, гибкости, музыкальности. Партерная гимнастика изучается в течение первого года обучения.
Элементы музыкальной грамоты.
-Определение и передача в движения:
-характера музыки (веселый, грустный);
-темпа (медленный, быстрый);
-жанров музыки (марш, песня, танец)
Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу);
упражнения для ног (сокращенная, вытянутая стопа);
упражнения для развития осанки («черепаха – жираф»);
упражнения для выворотности ног, развитие тазобедренного сустава;
упражнения для гибкости спины («лягушка», «мостик», «стойка на лопатках);
упражнение для развития танцевального шага (шпагат, «растяжка»).
Упражнения на развитие художественно – творческих способностей:
- проснулись – потянулись;
Танцевальная игра:
« Догоняшки »
Октябрь
Элементы музыкальной грамоты.
-Определение и передача в движения:
-динамических оттенков (тихо, громко);
-куплетной формы (вступление, запев, припев);
Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу);
-упражнения для ног (сокращенная, вытянутая стопа);
- упражнения для развития осанки («черепаха – жираф»);
- упражнения для выворотности ног, развитие тазобедренного сустава;
- упражнения для гибкости спины («лягушка», «мостик», «стойка на лопатках);
- упражнение для развития танцевального шага (шпагат, «растяжка»).
Упражнения на развитие ориентации в пространстве:
- самостоятельно находить свое место в зале;
- построение в линию, в две линии;
- построение в круг
Изучение поклона:
- реверанс для девочек;
- поклон для мальчиков
Основные танцевальные шаги:
- марш «танцевальный шаг» (исполняется со сменой размеров и темпов);
- шаг на полупальцах с высоким подъемом колена;
- галоп;
Ноябрь
Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу);
- упражнения для ног (сокращенная, вытянутая стопа);
- упражнения для развития осанки («черепаха – жираф»);
- упражнения для выворотности ног, развитие тазобедренного сустава;
- упражнения для гибкости спины («лягушка», «мостик», «стойка на лопатках);
- упражнение для развития танцевального шага (шпагат, «растяжка»).
Упражнения на развитие ориентации в пространстве:
- построение круг в круге;
- положение в парах.
- свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну;
- построение из круга в одну шеренгу, в две, в четыре шеренги и обратное перестроение на месте, в продвижении.
Основные танцевальные шаги:
- рas польки;
- подскоки.
Постановка танца:
- «Мама».
Декабрь
Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу);
- упражнения для ног (сокращенная, вытянутая стопа);
- упражнения для развития осанки («черепаха – жираф»);
- упражнения для выворотности ног, развитие тазобедренного сустава;
- упражнения для гибкости спины («лягушка», «мостик», «стойка на лопатках);
- упражнение для развития танцевального шага (шпагат, «растяжка»).
Танцевальные упражнения на развитие художественно -творческих способностей:
- у жирафов;
Упражнения на развитие ориентации в пространстве:
- «ручеек»
- колонна
Отработка основных танцевальных шагов:
- марш «танцевальный шаг» (исполняется со сменой размеров и темпов);
- шаг на полупальцах с высоким подъемом колена;
- галоп;
- рas польки;
- подскоки.
Постановка танца:
- «Снежинки».
Январь
Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу);
-упражнения для ног (сокращенная, вытянутая стопа);
- упражнения для развития осанки («черепаха – жираф»);
-упражнения для выворотности ног, развитие тазобедренного сустава;
- упражнения для гибкости спины («лягушка», «мостик», «стойка на лопатках);
- упражнение для развития танцевального шага (шпагат, «растяжка»).
Танцевальные упражнения на развитие художественно - творческих способностей:
- «утро».
Постановка танца:
- «Следы».
Февраль
Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу);
- упражнения для ног (сокращенная, вытянутая стопа);
- упражнения для развития осанки («черепаха – жираф»);
- упражнения для выворотности ног, развитие тазобедренного сустава;
- упражнения для гибкости спины («лягушка», «мостик», «стойка на лопатках);
- упражнение для развития танцевального шага (шпагат, «растяжка»).
Танцевальные упражнения на развитие художественно - творческих способностей:
- «зоопарк» (движения в образах животных: зайца, лисы, волка, кота и мышей и т.д.).
Основные положения рук в классическом танце:
- подготовительная позиция.
Основные положения ног в классическом танце:
- первая позиция.
Март
Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу);
- упражнения для ног (сокращенная, вытянутая стопа);
- упражнения для развития осанки («черепаха – жираф»);
- упражнения для выворотности ног, развитие тазобедренного сустава;
- упражнения для гибкости спины («лягушка», «мостик», «стойка на лопатках);
- упражнение для развития танцевального шага (шпагат, «растяжка»).
Танцевальные упражнения на развитие художественно - творческих способностей:
- «где же наши ручки»;
Основные положения рук в классическом танце:
- первая позиция.
Основные положения ног в классическом танце:
- вторая позиция.
Апрель
Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу);
- упражнения для ног (сокращенная, вытянутая стопа);
- упражнения для развития осанки («черепаха – жираф»);
- упражнения для выворотности ног, развитие тазобедренного сустава;
- упражнения для гибкости спины («лягушка», «мостик», «стойка на лопатках);
- упражнение для развития танцевального шага (шпагат, «растяжка»).
Танцевальные упражнения на развитие художественно - творческих способностей:
- «круг»;
Основные положения рук в классическом танце:
- вторая позиция.
Основные положения ног в классическом танце:
- третья позиция.
Постановка танца
- «Игрушка»
Май
Отработка основных танцевальных шагов для открытого урока:
- марш «танцевальный шаг» (исполняется со сменой размеров и темпов);
- шаг на полупальцах с высоким подъемом колена;
- галоп;
- рas польки;
- подскоки.
Отработка танцев для открытого урока:
- «Мама»;
- «Снежинки»;
- «Игрушка»;
- «Следы».
Отработка танцевальных упражнений на развитие художественно - творческих способностей для открытого урока:
- «утро»;
- «где же наши ручки»;
- «круг»;
- «лягушки».
Итоговый концерт!!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/09/picture-64598-1515510345.jpg)
презентация проведения спортивно-игровой программы "Курс молодого бойца" для детей старшей и подготовительной группы и их пап.
Очень интересная спортивно-игровая программа для детей и родителей, где каждый показал свою ловкость, сплоченность. Я проводила это мероприятие на 23 февраля. Цель гармонизировать детско-родител...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/20/picture-196571-1508528329.jpg)
Комплексная программа по развитию речи для детей старшей и подготовительной группы.
Комплексная программа по развитию речи разработана воспитателем и логопедом для разновозрастной группы от 5 до 7 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/22/picture-965162-1571732067.jpg)
Рабочая программа музыкального воспитания и развития детей 3-7 лет муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения № 451 «Теремок» города Новосибирска на 2017-2018 учебный год
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию детей 3-7 лет в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития, разработана в соответствии ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/20/picture-692881-1445364668.jpg)
Конспект занятия в подготовительной группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №111»
Тема: «Нам нужен мир!».Задачи:развивать лучшие качества человечества: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру;формировать чувство личной ответственности к...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/22/picture-361525-1511369042.jpg)
Рецензия отзыв на программу дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Легомастера» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Снеговичок»
Апробация опыта в другом регионе. Омская область Горьковский район МБДОУ "Горьковский детский сад" Заведующий Н.Д. Белоус....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/18/picture-1138336-1555566569.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лейне» (составлена на основе программы А. И. Исайкиной «Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях» Республики Мордовия)
Одна из важнейших проблем современного образования – переход к культуробразующей системы преподавания, цель которой в формировании гармонически развитой личности. Большую роль в накоплении культ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/11/picture-739191-1665465649.jpg)
Авторская программа кружка «Картинки пластилинки» (для детей старшей и подготовительной группы 5 - 7лет)
Работа с пластилинолм увлекательное и полезное занятие. Поэтому небходимо в как можно больше внтимания уделять этому занятию.Данная программа разработана для детей старшего возраста. что позволи...