"Метод проектов" в работе с дошкольниками
статья по теме
При всей своей актуальности проектная деятельность дошкольников остается малоизученным видом совместной деятельности взрослых и детей. Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя - это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Как вырастить маленького гения? - Дать возможность ребенку экспериментировать, фантазировать, искать ответы на вопросы. Ничто так не помогает мылышу развиваться и отыскивать ответы на свои вопросы как совместная исследовательская деятельность.
Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых является проектная деятельность. "Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать", - писал Песталоцци.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.5 КБ |
![]() | 604.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Горбовская Ирина Михайловна
учитель-дефектолог
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №5»
Иркутская область, г. Усолье-Сибирское
«МЕТОД ПРОЕКТОВ» В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей.
В совместной деятельности с взрослым ребенок способен к выполнению тех действий, которые самостоятельно он выполнить еще не может. Они образуют зону ближайшего развития ребенка, становясь его индивидуальным достоянием на следующем этапе развития, благодаря процессу интериоризации. Доля участия ребенка в его совместной деятельности с взрослым закономерно растет с возрастом малыша. В конечном итоге (по достижении взрослости) в его индивидуальной активности может полностью воспроизводиться содержание целостной совместной деятельности. Таким образом, процесс интериоризации относится не только к отдельным действиям и психическим функциям, но и к деятельности ребенка в целом.
Выбор форм совместной деятельности, обусловленный, в первую очередь, психологическими особенностями дошкольного возраста, ведущим видом деятельности, будет зависеть от интересов и предпочтений воспитанников детского сада, от профессиональной компетентности воспитателей и специалистов дошкольного образования, от заинтересованности и включенности родителей в совместную деятельность. Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых является проектная деятельность.
Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Иными словами, проектная деятельность (как вид культурной практики) - это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым формировать практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать.
Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности дошкольников, начиная с младшего возраста. Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. Интеграция – один из ведущих принципов реализации содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Проектная деятельность сочетается с игрой, что также принципиально для осуществления педагогической работы с дошкольниками, и является коллективным продуктом и творчеством для каждого ребенка.
Метод проектов привлек внимание педагогов России в начале 20 века. Под руководством С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В качестве ведущих и прогрессивных идей в проекте выделялись:
- Совместная проектировочная деятельность учеников с учителем;
- Комплексный подход к реализации проекта, предусматривающий самостоятельное приобретение знаний и навыков непосредственно в процессе выполнения проекта.
Эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но в дальнейшем, постановлением ЦК ВКП/б/ в 1932 году метод проектов был осужден, и с тех пор вплоть до недавнего времени в России не предпринималось серьезных попыток широко возродить этот метод в школьной практике.
В настоящее время в России постепенно возрождается метод проектов. Его применение связано, как и прежде, с идеей воспитания человека, «умеющего работать, постоянно проявляя свою инициативу, ставящего себе широкие практические задачи и умеющего их выполнить» (Е.С.Полат). В дошкольном образовании метод проектов фактически сделал «первые шаги». Появились преимущественно методические работы, раскрывающие отдельные аспекты использования метода проекта в образовательном процессе ДОУ.
Подходы к определению понятия «проект»:
Проект (от лат. Брошенный вперед):
- План, замысел.
- Разработанный план, совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия.
- Предварительный текст какого-либо документа.
Проект – спрогнозированный комплекс действий по решению значимой для обучающегося проблемы. Проект завершается созданием проектного продукта.
Проектирование – процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого объекта, состояния.
Проектировать – составлять проект, делать предположения, намечать план.
Проектное обучение комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность детей (научить проектированию).
Метод проектов (в обучении детей) – это способ достижения дидактической (обучающей) цели через детальную разработку проблемы (технологии), завершенный вполне реальным, осязаемым практическим результатом, который должен иметь соответствующее оформление.
Целью проектной деятельности становится поиск способа решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. Проектная деятельность – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности. Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии с взрослыми, а с другой, не менее важной, - на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственные пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами и действиями, конструирование, фантазирование, наблюдение-изучение-исследование).
Проектная деятельность – это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать», - писал Песталоцци. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.
Суть проектной деятельности – активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам. В основе проектной деятельности лежит:
- Развитие познавательных интересов детей;
- Умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях;
- Ориентироваться в информационном пространстве;
- Восполнять недостающие знания и обретать умения;
- Развитие критического мышления.
Проектная деятельность стимулирует надситуативную активность, что означает стремление ребенка к постоянному углублению в проблему. Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующее: практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений; нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников; интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.
Проектная деятельность включает в себя: задание для детей, сформулированное в виде проблемы; целенаправленную детскую деятельность; формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом; результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.
Применение педагогами метода проектов позволяет:
- Строить активность ребенка на основе свободы (роль педагога при этом – руководство самостоятельной деятельностью детей и пробуждение их пытливости).
- Развивать творческую инициативу и самостоятельность ребенка в процессе обучения.
- Формировать следующие личностные качества ребенка:
Умение:
- работать в коллективе, ощущая себя членом команды, подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела;
- решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участником деятельности (обучать партнеров, делиться собственным опытом);
- обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого, не воспринимать чужие успехи как свое поражение.
- Научить не только транслировать полученные знания, но и применять их на практике – находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; устанавливать причинно-следственные связи; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов.
- Ориентироваться в информационном пространстве.
- Вооружить ребенка универсальным умением решения самых разных проблем, в том числе и образовательных.
Ребенок должен научиться самостоятельно приобретать знания, которые могут и должны пригодиться ему в жизни. Этому и учит метод проектов.
ПРОЕКТ – это ШЕСТЬ «П»:
1. Проблема.
2. Проектирование (планирование)
3. Поиск информации.
4. Продукт работы.
5. Презентация.
6. Портфолио проекта, т.е. проектная папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе планы, отчёты, фото и другие необходимые материалы.
Введены названия уровней осуществления проектной деятельности дошкольников, исходя из особенностей их психического развития:
- Подражательно-исполнительский (от 3,5 – 4 до 5 лет):
- не могут самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей;
- активная роль принадлежит взрослому, который помогает определить проблему, «заказываемую» (явно или неявно для себя) детьми, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников;
- осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне через выполнение детьми заданий, предложенным взрослым.
- Развивающий (конец 5 года жизни):
- могут не только принять проблему, но и самостоятельно ее выделить, уточнить цель, т.к. к этому возрасту дети уже накапливают определенный социальный опыт;
- способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности;
- активность взрослого несколько снижается: он не только генерирует свои идеи, но и подключается к реализации идей детей;
- роль взрослого на этом этапе: суметь увлечься (искренне, с полной отдачей) тем, чем в данный момент занят ребенок; принять интересы, желания, цели деятельности ребенка и углубить их за счет включения собственных целей и задач.
- Творческий (конец 6 – 7 года жизни):
- способны к творческому проектированию, которое обусловлено высоким уровнем познавательного и личностного развития детей;
- роль взрослого на этом этапе: развитие и поддержка творческой активности детей; создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели, содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом, организовать непосредственную работу.
Таким образом, проектная деятельность дошкольников – это форма учебной деятельности, основанная на свободе его участников в выражении субъективного мнения, а также в выборе как содержания деятельности, так и средств решения проблемы. На основании анализа соответствующей литературы можно представить следующую классификацию проектов:
- По характеру результата: информационный тип; исследовательский тип; творческий тип; приключенческий тип; практико-ориентированный тип; ролево-игровой тип.
- По форме проведения: мини-фестивали (например, «Веселые нотки», «Мир танца» и т.д.); театрализованные представления; гостиные (театральные, литературные, музыкальные); практические мастерские; викторины, КВН; сочинение сказок; игры-этюды; игры-фантазии и др.
- По направленности развития детей: монопроекты (в рамках одного направления: физическое развитие ребенка; познавательно-речевое; социально-личностное; художественно-эстетическое); комплексные (сочетание разных направлений развития ребенка).
- По продолжительности: краткосрочные (одно или несколько занятий в течение 1-2 недель); средней продолжительности (один-два месяца); долгосрочные (до года).
- По числу участников: индивидуальные; групповые; межгрупповые.
Продукты проектной (детской деятельности) – это реальное средство разрешения поставленной проблемы.
- Внешние: альбомы (например, «Защитники Отечества», «Наш город», «Наше лето»); «Временная лента» (подбор и систематизация иллюстративного материала по определенной тематике, например, «История нашего города»); выставка (например, семейных реликвий, организация мини-музея ); выпуск рукописных изданий (например, газет, журналов, книг «Приключения в стране витаминов», «Наши помощники» - об истории создания бытовых приборов); изготовление театральной атрибутики (афиш, программ, приглашений); проспекты (например, «Наши меньшие братья» - о домашних животных; «Наши лесные друзья» - о диких животных; «Военная техника»; «Автомобили»); макеты; коллажи.
- Внутренние: развитие общих и специальных способностей (сенсорных, интеллектуальных, декоративно-прикладных, изобразительных, музыкальных).
Метод проектов включает в себя несколько этапов и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется проектная деятельность в детском саду: погружение в проект; организация деятельности; осуществление деятельности; презентация результатов.
Воспитатель | Дети |
Погружение в проект | |
Формулирует проблему проекта, сюжетную игровую ситуацию, цель и задачи. Вводит детей в проблему, активизируя интерес к ней, «заражая» стремлением решить ее. | Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи предстоящей деятельности. |
Организация деятельности | |
Создает условия для самостоятельной деятельности детей. Предлагает и организует:
| Распределяются по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, ответственность. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов. |
Осуществление деятельности | |
При косвенном участии:
| Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя:
|
Презентация | |
Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги. Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников. Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию. | Демонстрируют:
|
Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя – это обозначить и сформулировать проблему таким образом, чтобы дети захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Продукт проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное – поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно. Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. Проектная деятельность сочетается с игрой, что также принципиально для осуществления педагогической работы с дошкольниками, и является коллективным продуктом и творчеством для каждого ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
- Деркунская В.А. Проектная деятельность/ Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: пособие для педагогов/ О.В.Акулова, А.Г.Гогоберидзе и др. – М.: Просвещение, 2012.
- Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013.
- Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Из истории проектного метода Метод проектов возник в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем. Он связывался с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, и развитыми его последователями и прежде всего, его учеником В.Х.Килпартиком. Как педагогическая идея, технология и форма учебной работы, метод проектов получил распространение в первой трети 20 века . Метод проектов привлек внимание педагогов России в начале 20 века. Под руководством С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Подходы к определению понятия «проект» Проект - от лат. « Брошенный вперед ». Проектирование – процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого объекта, состояния. Проектировать – составлять проект, делать предположения, намечать план . Метод проектов (в обучении детей) – это способ достижения дидактической (обучающей) цели через детальную разработку проблемы (технологии), завершенный вполне реальным, осязаемым практическим результатом, который должен иметь соответствующее оформление . Проектное обучение комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность детей (научить проектированию ). Целью проектной деятельности становится поиск способа решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Главное в проектной деятельности дошкольников Суть проектной деятельности – активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам. В основе проектной деятельности лежит: Развитие познавательных интересов детей; Умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях; Ориентироваться в информационном пространстве; Восполнять недостающие знания и обретать умения; Развитие критического мышления. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» Песталоцци.
Главное в проектной деятельности дошкольников Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующее: Практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений; Нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников; Интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем . Проектная деятельность включает в себя: Задание для детей, сформулированное в виде проблемы; Целенаправленную детскую деятельность; Формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом; Результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.
Применение педагогами «Метода проектов» Позволяет : Строить активность ребенка на основе свободы. Развивать творческую инициативу и самостоятельность ребенка в процессе обучения. Формировать личностные качества ребенка. Научить не только транслировать полученные знания, но и применять их на практике – находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; устанавливать причинно-следственные связи; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов. Ориентироваться в информационном пространстве. Вооружить ребенка универсальным умением решения самых разных проблем, в том числе и образовательных.
Проект – это шесть «П»
Уровни проектной деятельности дошкольников Подражательно-исполнительский (от 3,5 – 4 до 5 лет ) Развивающий (конец 5 года жизни) Творческий (конец 6 – 7 года жизни ) Проектная деятельность дошкольников – это форма учебной деятельности , основанная на свободе его участников в выражении субъективного мнения, а также в выборе как содержания деятельности, так и средств решения проблемы.
Классификация проектов
Классификация проектов
В ДОУ используются следующие типы проектов Нормативные (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях). Информационно - практико-ориентированные (дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы: оформление и дизайн группы, витражи и т.п.). Исследовательско-творческие (дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна). Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему). Творческие (оформление результата в виде детского праздника и т.п.).
Продукты проектной детской деятельности Внешние : Альбомы (например, «Защитники Отечества», «Наш город», «Наше лето» и др.). «Временная лента» (подбор и систематизация иллюстративного материала по определенной тематике, например, «История нашего города»). Выставка (например, семейных реликвий, организация мини-музея и др.). Выпуск рукописных изданий (например, газет, журналов, книг «Приключения в стране витаминов», «Наши помощники» - об истории создания бытовых приборов и др.). Изготовление театральной атрибутики (афиш, программ, приглашений). Проспекты (например, «Наши меньшие братья» - о домашних животных; «Наши лесные друзья» - о диких животных; «Военная техника»: «Автомобили» и др.). Макеты . Коллажи.
Продукты проектной детской деятельности Внутренние: Развитие общих способностей – Познавательных (сенсорных, интеллектуальных, творческих). Практических (организаторских, конструктивно-технических). Развитие специальных способностей – Художественные: изобразительные; декоративно-прикладные; музыкальные (мелодический и ритмический слух, чувство лада); театрально-речевые (поэтический слух, выразительность интонации и мимики). Ребенок должен научиться самостоятельно приобретать знания, которые могут и должны пригодиться ему в жизни. Этому и учит метод проектов.
Задачи исследовательской деятельности в дошкольном возрасте Младший дошкольный возраст Старший дошкольный возраст 1. Вхождение в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога). 1. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. 2. Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом). 2. Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. 3. Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты). 3. Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. 4. Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Этапы «Метода проектов»
Содержание этапов проектной деятельности Воспитатель Дети Погружение в проект Формулирует проблему проекта, сюжетную игровую ситуацию, цель и задачи. Вводит детей в проблему, активизируя интерес к ней, «заражая» стремлением решить ее. Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи предстоящей деятельности. Организация деятельности Создает условия для самостоятельной деятельности детей. Предлагает и организует: Группы детей; Распределяет роли, ответственность; Планирование детской деятельности по решению задач проекта; Формы презентации результатов, итогов работы. Распределяются по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, ответственность. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов.
Содержание этапов проектной деятельности Воспитатель Дети Осуществление деятельности При косвенном участии: При необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует; Деликатно контролирует; Обогащает знания детей, повышает их эрудицию; Репетирует с детьми презентацию, обсуждает, помогает. Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя: Выполняют свою работу в рамках выбранной роли и ответственности; Консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и положительного подкрепления; Ищут необходимые и недостающие знания; Фантазируют; Готовят презентацию. Презентация Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги. Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников. Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию. Демонстрируют: Понимание проблемы, цели и задачи; Умение планировать и осуществлять работу; Найденные способы решения проблемы; Самоанализ деятельности и ее результата; Взаимную оценку друг друга в деятельности, способность выбрать лучших участников.
Требования к использованию «Метода проектов» в ДОУ В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. Проект – это игра «всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых. Обязательное составляющее проекта – детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.
Цель технологии «Метод проектов» – направить учебно-познавательную деятельность воспитанников на четко заданный результат, который достигается путем решения теоретической или практически значимой проблемы.
Авторская страничка Горбовская Ирина Михайловна учитель-дефектолог Муниципальное бюджетное д ошкольное о бразовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №5» Иркутская область, г. Усолье-Сибирское
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование эффективных приемов и методов в работе с дошкольниками по развитию общей и мелкой моторики
Для развития мелкой моторики рук и координации движений можно использовать различные методы и приемы работы. Но сегодня я хотела бы акцентировать ваше внимание в большей степени на развитии мелк...
Кейс-метод в работе с дошкольниками
Этот материал будет полезен как для консультации малоопытных специалистов, так и для работы....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/20/picture-408663-1392904068.jpg)
Здоровьесозидающие приёмы и методы в работе с дошкольниками.
Здоровье – одна из главных ценностей в жизни.Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка.Поэтому, в работе с детьми применяют здор...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/25/picture-909056-1490467910.jpg)
Научно-практическая конференция педагогов дошкольных отделений «Использование проектного метода в работе с дошкольниками»
Материал содержит в себе: цели и задачи данного мероприятия, "Положение о проведении научно-практической конференции педагогов дошкольных отделений ГБОУ Школы № 777 «Использование проектного метода в ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/14/picture-896693-1494780343.jpg)
Использование арт-методов в работе с дошкольниками.
Использование арт-методов в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста позволяет специалисту глубже понять внутреннее состояние ребенка, помочь отреаги...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/02/picture-921532-1493719947.jpg)
Актуальность проектного метода в работе с дошкольниками в контексте требований ФГОС ДО
Актуальность проектного метода в работе с дошкольниками в контексте требований ФГОС ДО...
Сообщение из опыта работы "«Цветотерапия, как инновационный и эффективный метод в работе с дошкольниками по здоровьесбережению»
Цветотерапия – это один из эффективных методов здоровьесбережения. Это инновационный. эффективный способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов....