Использование народного фольклора в целях нравственно - патриотического воспитания детей
статья по теме
Доклад на тему: "Использование народного фольклора в целях нравственно - патриотического воспитания детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu.docx | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему «Использование народного фольклора в целях нравственно – патриотического воспитания детей».
В последние годы в Российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. С каждым годом увеличивается количество комплексных программ ( например, «Радуга», «Развитие», «Золотой ключик», «Детство», «Истоки» и др.), которые с успехом используются во многих дошкольных учреждениях, но следует заметить, что ни в одной из имеющихся комплексных и парциальных программ проблема нравственно – патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически совсем не затрагивается.
Согласно положения Концепции дошкольного воспитания (1989) о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно – нравственного, эстетического и патриотического развития человека( И. А. Ильин, Д. С. Лихачев и др.) необходимо вести работу с детьми и в обозначенном направлении.
Также важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001- 2005 годы», утвержденной Правительством РФ в феврале 2001 года, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания , обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы её реализации.
Если обратиться к понятию «патриотизм» , в контексте –«воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения», то необходимо ясное понимание того , какой патриотизм мы стремимся воспитать в наших детях. Патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета , достойно завоеванного русским искусством и литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитание душ, а не только передачей знаний»(Д.С. Лихачев).
Именно поэтому родная культура должна быть неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Так, повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нем нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. В отличие от тех лет, когда ребятишки в детском саду учили политизированные стишки, сейчас направление иное – обращается внимание на детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Пожалуй, ни один другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. На деревенских околицах можно было слышать девичье пение, а на проезжих дорогах – протяжную песнь ямщиков. Во время страды молодые и старые , сгребая сено, пели, облегчая тем самым себе труд незамысловатыми мелодиями. Приезжавших в Россию иностранцев приводили в изумление русские хороводы и пляски.
Таким образом, суть патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и к семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок, подобно цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень четко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых – привить детям любовь к прекрасному, научить их умения и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к родным истокам. Россия – родина для многих, но для того , чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Именно поэтому духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.
Ещё в свое время К.Д. Ушинский отмечал, что « воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Исходя из вышеизложенного , по патриотическому воспитанию определены приоритеты:
- Окружающие предметы , впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского на рода.
- Использование всех видов фольклора( сказки, песни, пословицы, поговорки, ярмарки, хороводы и т.д.
- Проведение народных праздников и укрепление традиций. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведение птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Русский фольклор представлен широкой палитрой жанров – прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники : ярмарки, театрализованные сказки.
Так, прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.
Небылицы – это необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные а зачастую все поставлено «с ног на голову». Какие только фантастические картины не возникают в рассказах и песнях: безногие бегают, кочан капусты несет зайца в зубах. Это вызывает у детей смех и в то же время укрепляет в них понимание подлинных , реальных связей вещей и явлений. Небылицы развивают у детей чувство юмора, а также логическое мышление.
Скороговорки. Не каждому из детей удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает, а сама скороговорка запоминается на всегда .Целый ряд скороговорок музыкально интонируется, это можно использовать в работе по совершенствованию произношения слов, правильной дикции.
Игровые и плясовые песни – образно яркие, напевные, поэтичные. В них происходит разыгрывание действий по сюжету песни.
Загадки. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Предмет, который загадан, скрывается под иносказанием или намеком. Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе предметы и явления, о которых идет речь, а также умеет разгадывать в словах скрытый смысл.
Хоровод – это жанр, в котором поэтически - музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Отличает их художественность напевов и поэтических текстов, красота и сценичность хороводных гуляний. В сюжетах хороводных песен отражен народный быт , красота родной природы. Одни игры и хороводы помогают почувствовать себя сильными, ловкими, меткими. Другие - развивают сообразительность и смекалку. Третьи – дают почувствовать себя актером и плясуном, увидеть красоту окружающего мира и воспеть её.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей младшего возраста к устному фольклору как средство нравственно -патриотического воспитания детей.
Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёно...
Проект на тему: «Русский фольклор как средство нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста»
Цель проекта: приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям....
Фольклор как средство нравственно-патриотического воспитания детей
В настоящее время великая культура русского народа, складывающаяся на протяжении тысячелетий и насыщенная своими обычаями, традициями, обрядами и уникальным фольклором, стала забываться. В нашей жизни...
Опыт работы на тему «НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Опыт работы на тему«НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
Педагогический опыт "Устное народное творчество как средство нравственно - патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста."
ВВЕДЕНИЕТЕМА: «Устное народное творчество как средство нравственно - патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста.»АВТОР: Ерилина Галина Александровна.Дата рождения: 17.1...
Мастер-класс для воспитателей "Фольклор, как средство-нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста"
Ценность фольклорных произведений для детей обусловлена, прежде всего, их высокой интонационной выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звуки и слова, обращения заставляют детей за...
Методическая разработка «Организация мини-музея «Наша малая Родина» В предметно-развивающей среде группы с целью нравственно - патриотического воспитания детей старшего возраста»
Воспитание у дошкольников интерес к своей стране, гордость за ее народ, культуру, традиции....