Мастерим для театра Семинар – практикум
консультация по теме

материал для работы с воспитателями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterim_dlya_teatra_sem.-praktikum.docx67.48 КБ

Предварительный просмотр:

Мастерим  для  театра

Семинар – практикум

План

I   Приемы  изготовления  кукол  для  различных  видов                  

                                                                            театра – 5 час 

  • Стендовый театр. Настольный театр.

     Пальчиковый театр. Куклы-попрыгунчики – 1час

                                                                                               

  • Верховые  куклы ( перчаточные, тростевые куклы,                              

куклы  на  гапите,  кулачковый        театр        – 2 час

  • Марионетки, куклы  маски, напольные  куклы,                      театр тантомарески, ростовые куклы           – 2 час

 

II   Изготовление  театрального  оборудования – 1 час

  • Ширмы,  декорации. – 1 час

 

I   Приемы  изготовления  кукол  для  различных  видов

                   

  • Стендовый театр – это фланелеграф, теневой театр и стенд –  книжка, магнитный  театр.
  • Фланелеграф.- это  самый  не  сложный  в  изготовлении  вид  театра. Его  могут  изготовить  и  сами  дети,  начиная  с  средней  группы.

Игрушки для театра на фланелеграфе могут  быть выполнены из картона, на обратной сторона картинки наклеена бархатная бумага. Экран, обтянутый фланелью, изготовлен из фанеры или толстого  картона. Можно использовать  кусок  ковроплена,  тогда  на обратную  сторону картинки – персонажа  наклеить или пришить липкую  ленту.  Картинки для  фланелеграфа лучше  всего  хранить  в  пластиковых конвертах или коробках. Экран для картинок можно повесить на стену или сделать для  него подставку.

Дети могут  сами  вырезать фигурки персонажей и наклеивать на тонкий картон. Старшие дети  могут сами рисовать персонажи и декорации к сказкам.

На  фланелеграфе  могут  быть любые  сказки,  стихи,  рассказы (соответственно  каждому  возрасту  детей)

  • Теневой театр  состоит из экрана - рамки, обтянутого полупрозрачной тканью, источника  света, направленного  с обратной стороны  экрана и картонных  или  фанерных  фигурок персонажей черного  цвета. Дети  могут  сами  изготовить фигурки для  театра.

Для этого театра дети  могут  сами сделать животных и людей. Научите детей делать у фигурок двигающиеся головы, конечности, хвосты. Для этого в деталях делаются проколы (здесь нужна помощь воспитателя), вдевается отрезок проволоки в оболочке и с двух сторон закручивается по спирали. Трости, приводящие в движение отдельные части фигурок, дети прикрепляют самостоятельно. ( их делают из твердой проволоки)  Игрушки дети могут делать по шаблонам, но лучше, когда они сами придумают и нарисуют силуэты. Когда ребята вырежут детали, можно предложить им сделать у фигурок глазки. Для этого воспитатель делает проколы, а дети расширяют отверстия каким-либо заостренным предметом, например, хорошо отточенный карандаш или палочка. Ребята сами могут покрыть детали черной краской.

   Теневой театр можно показывать на большом экране (2х1,5) Для этого понадобится лампа точечного горения (100 вт, применяемая в проекционных фонарях, 1-вольтовая от фильмоскопа, 6-вольтовая для автомобильных фар и др.), которая будет служить для проекции изображения на стену. Лампу надо поместить в коробку из фанеры или жести. Лучше окрасить ее внутри черной краской. Ткань или кальку на экране тогда надо  заменить прозрачной пленкой или оргстеклом. Можно на них нарисовать прозрачным лаком  декорации. Декорации делают приемом аппликации – наклеить детали из прозрачной цветной пленки или слюды. Чтобы изображение спроектировать, лампу устанавливают сзади маленького экрана; пучок света, проходя через него, отчетливо проектирует изображение на большой экран. Представьте радость ребят, когда они будут узнавать свои фигурки и удивляться их размеру. Ведь они, как по волшебству, превратятся из маленьких в огромные. Теневой театр показывают взрослые детям

  • Для  изготовления  стенда – книжки можно использовать старую книгу с плотными страницами. Обклеив страницы цветной бумагой (можно обоями), можно наклеивать картинки  по выбранной  сказке. Можно использовать одну книжку – стенд  для различных  сказок, если на каждую  страницу наклеить уголки, чтобы вставлять картинки.  Картинки для стенда - вертушки можно приготовить точно таким же  способом.  Для вертушки  нужен плоский диск, установленный на спицу в центре. На диск устанавливается четырех или шестигранный стенд. На грани устанавливаются и по ходу поворота меняются картинки.

  • Магнитный  театр –это тот же фланелеграф, только вместо фланелевого экрана используется  магнитная доска, а на обратной стороне картинки  наклеивается легкая металлическая пластинка.

  • Наиболее разнообразен  по своим  видам настольный  

      театр

             это:

  • театр плоских игрушек;
  • театр  игрушек (готовых  и самодельных);
  • театр  на кружках;
  • конусный театр;
  • игрушки из цилиндров;
  • поролоновые игрушки;
  • игрушки – топотушки.
  • магнитный театр
  • театр из  различных коробочек, пластмассовых бутылок;
  • куклы из природного материала
  • куклы из перчаток

  • Как изготовить плоскую игрушку? Нужно нарисовать картинки любимых персонажей, наклеить на тонком картоне, вырезать, затем обвести  и вырезать вторую часть,  Прежде чем склеить обе детали, нужно вклеить между ними тонкую палочку или бумажную трубочку, смазанную клеем.

Устанавливаются фигурки в катушки от ниток, а также можно крепить картинку на картонный кружочек-подставку.

  • Игрушки  для  настольного  театра  можно  использовать готовые (резиновые, пластмассовые, меховые).

А можно  изготовить самим из меха, кусочков ткани, связать.

Оригинальные куклы можно смастерить из бумажной массы. Для изготовления массы газетная бумага рвётся на мелкие кусочки, заливается водой, смешивается с глиной или мелом; добавляется  любой клей для вязкости (3/4 бумаги, 1/4 клея). Затем  игрушка  раскрашивается и покрывается  лаком.

  • Не менее интересен театр на кружках. Кружка устанавливается на стол в перевернутом виде.  На противоположную сторону ручки наклеивается персонаж.   Ребенок, держа кружку  за  ручку, передвигает кружку по столу, соответственно действию.

  • Игрушки из конусов. С помощью циркуля, трафаретов или шаблонов дети вырезают круги разного диаметра, складывают по линиям сгиба и склеивают из полукругов конусы. Затем каждый конус превращают в зверька, птичку, человечка, приклеив к нему соответствующие детали. При изготовлении этих игрушек можно отказаться от шаблонов, следует предложить детям самим вырезать и приклеить детали. Оформить игрушку лучше способом аппликации, используя ткань, цветную  бумагу, бусинки, бисер. Клей лучше использовать ПВА. Для оформления головы куклы можно использовать бумажную массу. Изготовление указано выше. Скатанный из массы шарик надеть на конус и лепить головку прямо  на  нем. Головки  сохнут на конусе. После этого дети могут сами снять их, разрисовать, приклеить необходимые детали - например, волосы -  внучке, косыночку - бабушке, бороду - деду и т.п.) Помогите детям сделать на конусах прорези, в которые будут вставляться сделанные отдельно лапки и хвостики. Имея несколько таких конусов, ребята могут быстро сконструировать любую игрушку.

 

  • Игрушки из цилиндров  Для их изготовления нужны бумажные цилиндры, которые дети сами склеивают из прямоугольных листов плотной бумаги. Вырезаются детали и оформляются игрушки таким же образом, как и игрушки из бумажных конусов. 

  • Игрушки  из поролона Предложите детям предварительно окрашенные кусочки поролона.  Для этого необходимо воспитателю в анилиновым краситель, разведённый в воде, опустить кусок поролона  целиком. Чтобы он лучше прокрасился, надо в краске сжать и отпустить его несколько раз. Если у детей есть навык работы с этим материалом, то можно не показывать способа изготовления игрушек из поролона, так как дети обычно мастерят их на занятиях, а ограничиться рисунками, изображающие игрушки. Если нет навыков работы, то следует показать ребятам способы обработки, материала ножницами: как сделать  надрезы, срезать ненужные части, придать поролону необходимую форму, научить делать перетяжки, склеивать, сшивать детали

  • Игрушки-топотушки.  Относятся к разделу пальчикового театра, а также к разделу  настольного театра.

Чтобы сделать игрушку-топотушку, нужно нарисовать человечка, или зверюшку на картоне. Ножки у человечков и задние лапки у зверюшек рисовать не надо. Изображение вырезать. Прикрепляется фигурка к тыльной стороне ладони при помощи резинки, на указательный и средний пальцы надеваются наперстки или пробочки от одеколона. Такая игрушка может "ходить", "бегать", "плясать" на столе, при этом ножки гопают, отбивая любой ритм.

 Дети старшей и подготовительной групп могут делать такие игрушки самостоятельно.

  • Магнитный театр.

 Детей можно порадовать, удивить, если приспособить сделанные ими игрушки  из бумажных конусов, цилиндров, поролона для магнитного театра. Для этого нужно полосками бумаги прикрепить к нижним частям конусов и цилиндров кусочки металла. Металлические кусочки можно поместить в отверстия катушек.

Сделайте подставку для показа такого театра. К тонкой  фанере или плотному картону приклейте кусок ткани, для того чтобы ребята не увидели, как вы будете передвигать магнит под подставкой. Установить подставку можно на края двух сдвинутых столов. Игрушки будут "ходить" или "бегать" к изумлению и радости ребят. После такого показа откройте ребятам секрет, объясните им в доступной  форме принципы  действия такого театра и предложите использовать в самостоятельной  деятельности. 

  • Игрушки из коробок и пластмассовых бутылок.

Сделать такие игрушки нетрудно. Нужно научить ребят отбирать

коробочки разной формы и размера (от пищевых продуктов, парфюмерных товаров, несыпучих лекарственных средств и др.) обклеивать их, склеивать друг с другом, и приклеивать, детали. Обклеивать коробочки, можно так: наложить коробку на лист бумаги к его краю, обвести карандашом, перевернуть на другую грань, тоже обвести, и так все грани. Вырезать полученную  заготовку надо не по линии, а немного отступив от края со всех сторон, для того чтобы можно было загнуть полоски и аккуратно обвести боковую грань и вырезать сразу две детали, после чего намазать заготовку клеем и обклеить коробочку, начиная  накладывать на нее заготовку в той же последовательности, как и обводили. После этого обклеиваются боковые грани. Можно обклеить коробочку и без разметки: обернуть её бумагой, срезать лишние части, затем намазать бумагу и приступить к оклеиванию. 

    Из пластмассовых коробок, бутылок от шампуней, моющих средств, пищевых продуктов можно смастерить забавные игрушки. На них наклеить нитки, покрыв  ими всю поверхность поделки или отдельные части, приклеить разные элементы из любых материалов.  

  • Игрушки  из  природного материала

Они тоже  могут быть использованы для настольного театра, а изготовлены из разнообразного природного материала: шишек, желудей, каштанов, коры, семян, косточек и др. В работе следует  учитывать, что  детали из природного материала не следует скреплять при помощи пластилина (нужен клей ПВА, казеиновый или столярный)

Природный материал не рекомендуется окрашивать, поделки из него

лучше покрывать бесцветным лаком. Не следует применять в работе крупы, а также нельзя пользоваться тем материалом, который может повредить здоровью детей. (репейник, колючки, ядовитые растения, их плоды, семена). Птичка делается из двух шишек, веточек, перьев, а подставка - из древесного гриба. Лисичку и Бабу-Ягу можно сделать из еловых шишек (туловище, хвост из маленьких сосновых шишек), поросенка, свинопаса - из желудей; собачку и кошечку - из разных ракушек.

Настольный театр из природного материала удобнее показывать на песке. Для этого можно прибить к крышке стола со всех сторон дощечки высотой 10 см, насыпать промытого песку и предложить ребятам самим придумать и оформить декорацию к сказке. Для этого можно использовать корни, кору, камушки, веточки  растений. Можно посоветовать ребятам врыть в песок какую-нибудь емкость и налить в неё воды, тогда персонажи могут плавать на плотиках и лодочках из коры.

Дети в зимний период года очень скучают по играм с природным материалом, поэтому постарайтесь, доставить им радость, создайте условия для таких игр.

  • Игрушки из перчаток можно изготовить из старых детских перчаток, пришив к тыльной стороне перчатки сделанную руками головку персонажа.  Четыре пальчика используются, как  лапки у зверька, большой пальчик ребенок подгибает  и прячет в ладошку. Либо большой пальчик на перчатке зашить. 

  • Пальчиковый театр 

Персонажи для пальчикового  театра могут быть сделаны из бумаги. Это и миниатюрные фигурки из конусов и цилиндров, которые надеваются на пальцы. Можно предложить детям нарисовать фигурки или только головки зверюшек и человечков, приклеить их к картонным колечкам, которые надеваются на пальцы.

Персонажей для театра можно изготовить из маленьких коробочек, которые надеваются на палец. Интересен пальчиковый театр из поролона. Ребята вырезают из него головки различных персонажей. В том месте, где у головки должна быть шея, делают  углубления для того, чтобы можно было надеть ее на палец ( тут педагог помогает ребятам) Детали лучше пришить, используя для этого и разноцветный поролон, и кусочки тканей.

 Персонажи для пальчикового театра  могут быть сделаны из различных тканей. В том случае, если ткани не сыпучие, можно сшивать детали швом "вперёд иголку" с лицевой стороны. Можно научить ребят подготовительной к школе группы делать обметочный шов через край или научить сшивать детали с изнанки, затем выворачивать на лицевую сторону. Детали пусть ребята пришивают по-своему. Для этого используются пуговицы шерстяные нитки, тесьма, кружево.

Пальчиковый театр из бумажной массы также представляет интерес для ребят. Научите их  склеивать маленькие картонные цилиндры, из бумажной массы сделайте головки персонажам, наклейте с детьми их к краям цилиндра. После высыхания детям предлагается  расписать головки красками. Можно  приклеить к ним некоторые детали - уши, глаза (которые лучше сделать из пуговиц); из ткани, ниток, пакли, мочала и др. материалов смастерить волосы. Такие игрушки могут делать самостоятельно  дети старшего дошкольного возраста.

  • Игрушки – попрыгунчики

Для изготовления  персонажей такого  театра понадобится тонкая круглая резинка (шляпная или рыболовный жгут). Научите  детей скатывать комочек из бумажной массы так, чтобы резинка была внутри него, а кончик с узелком оставался снизу снаружи. Вот из такого комочка можно слепить головку для персонажа или туловище. Остальные детали могут быть приклеены. Для этих поделок можно использовать бумагу, разные ткани, поролон, клеенку.

Можно изготовить игрушки – попрыгунчики и из кусочков меха,  связать головки персонажей или полностью игрушку. Хороши игрушки – попрыгунчики, изготовленные из футляров киндер-сюрприза. Его можно обшить, обвязать, обклеить, разрисовать.

Игрушки – попрыгунчики можно изготовить из «воздушных ниток». Для этого нужно надуть маленький надувной шарик диаметром не более 10 см. Затем, пропуская нитку из катушки через канцелярский клей, плотно намотать шарик. После того, как нитки высохнуть, иглой проткнуть надувной шарик внутри шарика из ниток. Получился легкий шарик из ниток. Добавляя детали из любого подручного материала ( нитки, бумага, кусочки меха и пр) получим головку  человечка или зверюшки. Пришиваем тонкую резинку и получилась игрушка-попрыгунчик.

  • Верховые  куклы

  • Перчаточный  театр

Самый простой перчаточный  театр  это куклы из варежек. Старые варежки могут оказаться хорошим материалом для изготовления кукол. Такие игрушки тоже доступны для изготовления детьми. Варежка может изображать голову куклы, при атом её большой палец служит персонажу носом. Можно превратить варежку в целого зверька. Тогда большой палец варежки будет хвостиком. Варежка может служить кукле туловищем, к ней пришивается голова и другие детали. У такой куклы при игре активно действует «хвостик» (большой палец руки).  Если не найдется ненужных варежек, предложите детям сшить их из старых вязанных вещей или ткани. При этом можно не выкраивать место для пальца. Разные детали пришиваются к варежке.

  • Куклы из перчаток.

Персонажей для такого театра можно сделать из старых перчаток. Коли такой не найдется, то её можно сшить. Предложите ребятам выкройку такой перчатки  - обратите внимание, что у неё не 5 пальцев, как у обычною перчатки, а 4. Пусть дети скроят детали, сошьют их швом "вперёд иголку" (стежки делают частые).  Если к перчатке пришить кусок чулка или колготок, из пуговиц сделать глаза и надеть на руку, получится змейка. Она может изгибаться благодаря движению руки и кисти, может раскрывать рот и разговаривать. Такой персонаж дети смогут смастерить самостоятельно.

           Особенно понравятся ребятам  игрушки, изготовленные из двух старых перчаток: собачка, кошечка, зайчик, волк, лисичка и др.

Сделать их нетрудно. У одной из перчаток нужно связать попарно узлами указательный палец перчатки со средним, безымянный- с мизинцем, отрезать у перчатки большой палец-это будет хвостик. Свернуть перчатку поперёк пополам, спрятать в середину сложенной перчатки лишние части, затем ещё раз сложить пополам вдоль и полученную деталь сшить, чтобы она не развёртывалась. Это  будет голова. Теперь её нужно пришить к среднему пальцу второй перчатки (помогите ребятам сделать это).Напомнить пришить хвостик (тот пальчик, который раньше был отрезан от первой перчатки) в том месте, где заканчивается кисть руки. Останется только пришить глаза-пуговки, носик-бусинку, и собачка готова. Изменяя форму головок и хвостиков, можно смастерить таким способом любую зверюшку.

Когда ребенок надевает такую игрушку  на руку, она  

 делается  подвижной - движется и головка, и все четыре лапки.   Естественно, что ребят это очень забавляет, поэтому такие игрушки они особенно любят использовать в театрально-игровой деятельности.

 

  • Куклы из коробок.

Любую коробку можно приспособить для головы куклы  (картонную упаковку из-под молока, бумажную, кубическую, цилиндрическую и др.)

Важно только, чтобы в ней могла  свободно поместиться рука  ребёнка. Научите ребят отбирать   для своих игрушек коробки, отвечающие   по   форме   их   замыслу;  вырезать  и наклеивать детали можно  из любых материалов. Для этого покажите способы  оформления,   рассмотрите   с детьми рисунки, изображающие такие  игрушки. Есть два варианта изготовления: либо коробка  изображает целую фигурку, либо делается только голова. В таком случае на руку надевается сначала как бы юбочка из ткани, которую дети могут сшить самостоятельно.  Кисть при этом спрятана в  коробочке, а руку от запястья до локтя скрывает юбочка на резинке. Такую  куклу  можно  сделать  игрушкой -говорушкой. Помогите ребятам вырезать  отверстие на месте рта. Если внутри коробки возле отверстия пошевелить указательным пальцем, то создаётся иллюзия, что кукла говорит.

 

  • Куклы на гапите

Куклы на гапите – это куклы на  стержне.

Куклы на гапите:

  • куклы – ложки;
  • куклы – вертушки;
  • кулачковый  театр.
  • и другие куклы на стержне.

  • Для изготовления кукол на деревянных  ложках, нужны, конечно же, сами ложки. Используя тыльную сторону ложки как лицо персонажа, сшив юбочку  на резинке и чехлы-маски, получим забавный театр зверюшек и человечков.

  • Для изготовления кукол-вертушек понадобятся палочки. Секрет игрушки в том, что детали прикрепляются к палочке и игрушка приводится в движение благодаря ее повороту.

Отдельные детали таких игрушек можно слепить из бумажной массы. Например, прикрепить к палочке голову или туловище, а из различных материалов сделать детали.

Игрушки – вертушки могут быть из коробочек. Для этого в коробке делается отверстие и в него вставляется палочка. Чтобы она хорошо держалась, намотать на конец полоску ткани, смазанную клеем, и загнать в отверстие, после чего зафиксировать с помощью кусочков ткани, затем бумаги. Когда изделия высохнут, дети оформляют головки так же, как и для пальчикового театра.

Ребята  могут сшить для этих кукол платья из полос тканей, сшитых с одной стороны, прикрепить к палочке (собрать ткань по окружности, стянуть на нитку и прикрепить к палочке). Головы для игрушек-вертушек могут быть сшиты из ткани, сделаны из поролона, других материалов.

  • Принцип изготовления игрушек кулачкового театра довольно прост. Игрушка интересна для ребят тем, что она динамична. Голова может вращаться, так как она прикреплена к палочке, которая зажата в кулаке и выведена через отверстие в платье, а шея (палочка)  вытягивается и втягивается в таких пределах, которые делают игрушку при необходимости комичной.. При вождении участвуют две руки. На кулак левой руки надевается платье, которое ребенок может сшить самостоятельно по выкройке. Воспитатель показывает детям способ изготовления головы: как вырезать по трафарету круг из ткани, прошить по нему, отступив от края швом «вперед иголку», слегка стянуть нить,  набить деталь ватой или поролоном, затянуть сильнее и надеть получившуюся головку на палочку, укрепить той же нитью, обвив палочку несколько раз. А вот детали к головке пусть дети придумают сами в зависимости от того, кого им хочется изобразить.

  • Так же хороши и удобны в изготовлении игрушки – вертушки, которые сделаны  из футляров киндер-сюрприза, коробочек из под йогурта и старых детских  цветных колгот.

Футляр от киндер – сюрприза надевают на палочку или карандаш, отточенной стороной внутрь киндер-сюрприза. А другой стороной проходит через отверстие, проделанное в коробке из под йогурта.  На эту конструкцию натягивается кусок колгот, лучше эластичных, фиксируется вокруг образованной головки, как бы на шее, а дальше закрепляется резинкой по краю коробки йогурта.  Оформить головку может сам ребенок при помощи, пуговиц, бумаги, кусочков ткани и меха. Игрушка – вертушка готова. 

  • Кукла би-ба-бо, если надеть ее на  руку и просунуть в голову куклы палочку, это кукла тоже будет куклой на гапите. А вообще это кукла относится к перчаточному  театру.

Способ действия их заключается в том, что они надеваются на руку. На указательный палец н

адевается  головка  куклы. А большой палец и средний служат кукле  руками. Обычно для таких  игрушек шьют платья, украшенные  некоторыми элементами. Например, пришивается к платью кармашек, фартучек, поясок. Все это ребята могут сшить сами. Головки могут быть изготовлены из разных материалов: вырезаны из поролона, слеплены из бумажной массы, сделаны из папье-маше, сшиты из ткани.

Что касается изготовления головок из поролона, бумажной массы, они делаются так же, как и для пальчикового театра, только больше размером.

Для изготовления головок из ткани подойдет любой трикотаж. Покажите ребятам, как вырезать круг, собрать его по периметру на нитку, слегка стянуть, набить ватой или мелкими кусочками поролона и стянуть окончательно. Получится голова. Детали дети могут пришить сами. Нос получится смешной, если его сделать в форме маленького шарика, который делается по тому же принципу, что и голова. Обеспечьте детей разнообразным материалом.  Ничего, если у куклы нос окажется несколько крупноватым или пришитым не совсем посередине лица, или уши получатся не на одном уровне, или один глаз будет больше другого, это придает игрушке неповторимый образ. Чем смешнее кукла, тем лучше, тем веселее и интереснее работать над ней, а потом с ней играть.

Итак, когда голова готова, останется пришить ее к туловищу-платью. Тут, конечно, необходима помощь взрослого.

Головки можно сделать и из папье-маше. Голову слепить из пластилина. После этого обмажьте заготовку вазелином, обклейте одним слоем газеты кусочками, смоченными в воде, а затем обмажьте форму клейстером. Остальную работу пусть завершают дети – обклеят  слоями обрывков газеты в 3-4 слоя. Когда изделие высохнет, разрежьте его на 2 равные части и освободите  заготовку, затем предложите детям склеить ее снова.. Не забудьте оставить снизу головки отверстие и вклеить в него картонную трубочку (патрон) для пальца. После высыхания детям можно предложить зачистить изделие наждачной бумагой, покрыть краской, разрисовать, приклеить волосы, рот, брови, если необходимо, усы, бороду и другие детали. Помогите ребятам прикрепить платье к картонной трубочке.

    Представляют интерес игрушки, сочетающие в себе и игрушку – вертушку и бибабо, делают  их так: голова прикрепляется к палочке (шее), а на ткани (платье) прорезаются два круглых отверстия, куда вставляются большой и указательный  пальцы. Своеобразие игрушки в том, что участвуют в работе обе руки. Левая держит палочку, а пальцы правой руки вставлены в отверстия.  У такой куклы и голова может поворачиваться (в отличие би-ба-бо), «руки»  действуют более свободно.

  • Куклы  из  надувных  шаров

Куклу из надувных шаром можно отнести к  разделу театра на гапите, так как шарик-кукла устанавливается на стержень. Надуваем шар (слабо), отделяем часть слабо надутого  шара и перетягиваем ниткой. Получится шарик разделен на две части (маленькая-голова, большая туловище) Шарик привязывается к палочке длиной 20-25 см. А затем шарик обшивается (юбочка, платочек и пр.)  головы  для  таких  кукол  дети  оформляют  сами (наклеивают  на  шары различные  детали), проявляют  свою фантазию, творчество, закрепляют умение использовать в  работе  разные материалы.  Кукла готова.

       Эти  куклы  можно  использовать и без стержня. Для

этого нужно привязать резинку к тому  месту, где как бы образована шея куклы. Ребенок надевает резинку на руку на уровне запястья и, используя как верховую куклу, показывает ее за  ширмой.

  • Ростовые куклы Такие  куклы  могут  быть и плоскими, и объемными, делаются из разных материалов.

Такие    куклы     лучше     всего   делать из поролона. Покажите  куклу,  уже готовую. Объясните  принцип ее действия. Действия с такими  куклами доставляют  детям  большое  удовольствие. Помогите  детям  вырезать  детали, сшить их, посоветуйте, как можно  оформить такие куклы, и предложите им сделать это самостоятельно. Ноги ребенка вставляют в  «шлепанцы», изготовленные  у куклы  на  ногах. Аналогично  надевает  

на  руки варежки-ручки.

  • Куклы-.марионетки

Персонажи театра Марионеток делаются из разных материалов. Детали можно сшить по принципу изготовления мягкой игрушки. При  этом  детям  предлагаются шаблоны – выкройки. Надо  научить ребят экономно накладывать выкройку на ткань, обводить ее мелом, кроить, сшивать несложные детали. Перед началом работы покажите ребятам принцип действия таких игрушек. Дайте детям попробовать поводить кукол. Конечно, ребятам захочется смастерить подобные игрушки. Делать их дети могут коллективно (шить детали, сшивать их между собой). Помощь воспитателя в этой  работе обязательна, так как эти игрушки довольно сложны в изготовлении.

  • Напольные  куклы

 Напольные  куклы  чаще  всего – это  конусные  куклы. Интересны объёмные куклы из тонкого картона или ватмана.

Детали ребята  вырезают  сами по разметкам, сделанными воспитателем.

Кукла  состоит из двух конусов – большого  и  маленького. Большой конус это туловище, маленький – голова.  Конусы обтягиваются  тканью, дополняются соответствующими  деталями,  сзади пришиваются петли-держатели,  для  того,  чтобы  ребенок  мог  управлять  куклами.

Точно  таким  же  способом можно  изготовить напольные  куклы  из  цилиндров, кубов (параллелепипедов). Не забудьте,  чтобы  маленький конус-голова, должна  крепиться  к  туловищу  не  плотно,  а шнуром небольшой длины, чтобы  голова  у  куклы  подвижна

  • Крупные  тростевые  куклы

Это довольно сложные  в изготовлении куклы, однако ребята могут оказать значительную помощь воспитателю  в их изготовлении. Делаются они, обычно, больших размеров. Материал применяется  любой. Голова у таких кукол прикрепляется к палке, руки действуют с помощью тростей (толстой проволоки, палочек). Головы кукол можно сделать из папье–маше, сшить из ткани. Платья украшаются тесьмой, кружевом, лентами, аппликацией. Эти  отделочные материалы могут быть прикреплены или  пришиты.

     Тростевые куклы можно делать и плоскими из картона. Принцип изготовления такой же, как и для кукол теневого театра, только делаются они крупных размеров и расписываются красками или оформляются аппликацией из бумаги или ткани. Дети могут сделать по совету педагога детали, а он их скрепляет.

 

  • Театр тантомарески. ( Куклы-тантомарески получили название по имени итальянского клоуна-эксцентрика Тантомарески) выпилить доски из фанеры или негнущегося картона.

Каждая доска состоит из трёх частей: центральной (45х65) и двух боковых (20х40), которые прикрепляются к центральной при помощи полоски плотного материала (5-бсм шириной), так что боковые части подвижны. Отклоняясь в стороны, эти боковые части придают всей доске устойчивость, в сложенном виде прилегают к ней. На центральной части рисуется персонаж и вырезаются отверстия: верхнее - для лица и два боковых - для рук (около плеч или локтя).

К этим отверстиям подклеиваются рукава из материала под цвет рубашки персонажа. Лицевая сторона доски покрывается лаком.  Для использования Тантомараски ставятся два стола на расстояемм1метр друг от друга. На каждый стол кладется по доске. Тот, кто хочет моментально превратиться в нарисованный на доске персонаж, должен зайти за доску, просунуть руки в рукава, а лицо - в верхнее отверстие . Здесь должен быть легкий текст, шутки, загадки, песенки. Это  чаще  всего  Петрушка либо другой комичный персонаж. Если участвуют два героя – прежде всего получается диалог (вопрос – ответ)

  • Куклы – маски.

Сами маски изготавливаются из папье-маше, шпаклюется и разрисовывается, на маске вырезаются отверстия для глаз и рта. К верхней части  маски  закрепляются  волосы и головной  убор (платок), который переходит в платье накидку с прорезями для  рук. Ребенок надевает маску вместе с платьем через голову. В таких костюмах  выступления  должны быть очень короткими. Используют их чаще всего как сюрпризный момент

II  Изготовление  театрального  оборудования

  • Изготовление  декораций

Для показа различных театров необходимы декорации.  К  их изготовлению следует привлечь ребят.  Они  могут, например, самостоятельно смастерить разные деревья, скамеечки, из коробок русскую печь или из нескольких разных по величине и форме коробочек сделать блоки для двора  (обклеить коробки бумагой и переднюю часть коробок оформить аппликацией; крыши для теремка плоские, приклеены к коробкам)  Устанавливаются  такие  блоки по-разному:  можно построить быстро, как по волшебству любой дворец.  Деревья, дома и другие декорации к  сказкам, используемые для ширмы, нужно укрепить на палочки, которые  устанавливаются на  грани ширмы, на которой,  соответственно, просверлены отверстия для палочек.

  • Устроиство ширмы.

Чтобы сделать ширму, нужно сколотить шесть прямоугольных деревянных рамок и с таким расчётом, чтобы две рамки, поставленные одна на другую, равнялись росту исполнителей.

Рамки эти скрепляются петлями, чтобы ширма могла складываться. Когда ширма  ставиться, то в тех местах, где нет петель, она застёгивается на крючки.

Снаружи она обтягивается  материей. Ширма ставится на пол в виде буквы " П". Две средние рамки образуют перёд ширмы.

Основные  правила  работы в  театральной  мастерской:

  • Работая с детьми по изготовлению кукол для театра, следует учитывать, что прежде всего нужно делать те персонажи, которые часто встречаются в народных сказках.

  • В целях охраны жизни детей нельзя предлагать детям для работы оголенную проволоку, канцелярские скрепки, булавки, спицы и другие  травмирующие предметы

  • Чтобы раскрашенные  рисунки  не  пачкались, нужно  добавить в гуашь клей ПВА или обклеить картинки прозрачной клейкой пленкой, можно также их покрыть мебельным  лаком.

  • Желательно шить куклы или вязать  из тканей и ниток стойкого крашения.

  • Для работы должны быть ткани и шерстяные нитки  простираны, чтобы избежать аллергических  проявлений у детей.

Используемая  литература:

  1. Мартинсон, Сорокина «Театр – творчество – дети»
  2. А.Буреннина «От игры к спектаеклю»
  3.                       «Домашний  театр»
  4.  «Музыка в сказке»
  5. «Театр  на  ладошке»
  6. «Москвичок» раздел – Театрально-игровая деятельность.
  7. «Дошкольное  воспитание»
  8. Что такое театр
  9. «Дошкольное  воспитание» (Театр Тантомарески)
  10. «Театр  марионетки»
  11. «Что  такое  театрализованные  игры»

12.«Играем  в  театр»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.

laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Что такое семинары и семинары-практикумы?

Что такое семинары и семинары-практикумы?...