Социально-педагогический проект "Школа для родителей детей младшего возраста "Сотрудничество"
проект (младшая группа) по теме
Систематические наблюдения показывает, что вновь прибывшие дети в ДОУ психологически не готовы к его посещению, адаптация у многих проходит в тяжелой степени, уровень нервно-психического развития не соответствует возрастной норме. Основной причиной является психолого-педагогическая некомпетентность молодых родителей в вопросах воспитания и развития детей.
Анализ статистического опроса среди родителей помог нашему коллективу прийти к выводу о целесообразности создания центра образовательного консультирования для родителей, имеющих детей младшего возраста. Так возникла школа «Сотрудничество», разработана программа работы с родителями. Помимо запланированных тем по актуальным вопросам развития и воспитания детей, на занятиях в школе обсуждаются все интересующие родителей вопросы, а также можно на практике обучиться игровым и развивающим психотехникам.
В разработанном проекте интегрировано содержание образования из различных областей знаний. Проект открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности педагогов и родителей.
Практические материалы, представленные в данном проекте, адресованы родительской аудитории и могут быть полезны педагогам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
школа для родителей "Сотрудничество" | 21.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА «СОТРУДНИЧЕСТВО»
Творческий союз педагогов и родителей – залог успешного и радостного «проживания» дошкольного детства каждым ребенком. Хотелось бы, чтобы малыши шли в детский сад с улыбкой, а мамы – со спокойным сердцем на работу. Но, к сожалению, наблюдения показывают, что всё чаще вновь прибывшие дети в ДОУ психологически не готовы к его посещению, у многих тяжело протекает адаптация, да и уровень нервно-психического развития не соответствует возрастной норме. Основная причина этого – психолого-педагогическая некомпетентность молодых родителей в этих вопросах.
Анализ статистического опроса среди родителей помог нашему коллективу прийти к выводу о целесообразности создания службы образовательного консультирования для родителей, имеющих детей младшего возраста. Так возникла идея школы «Сотрудничество». Название выбрано не случайно. Помимо запланированных тем по актуальным вопросам развития и воспитания детей, на занятиях в школе обсуждаются все интересующие родителей вопросы, а также можно на практике обучиться игровым и развивающим психотехникам.
Цель проекта: оказание консультативной и практической помощи по вопросам воспитания детей младшего возраста, преодоление психолого-педагогической некомпетентности молодых семей, а также создание условий для содержательного и радостного «проживания» дошкольного детства каждым ребёнком, путем образования творческого союза педагогов и родителей.
Задачи:
Образовательная: Распространять психолого-педагогические знания среди родителей. Дать представление родителям о физическом, психическом, умственном развитии детей 1,5-3 лет. Рассказать об особенностях данного периода развития;
Воспитательная: Показать различные способы и приемы в воспитании детей данного возраста.
Развивающая: Установление эмоционального контакта и партнерских отношений с родителями. Показать возможность доверительного отношения к работникам образовательного учреждения, уважительного отношения друг к другу.
В начале своего пути мы предположили, что использование разнообразных форм работы педагогов с родителями в ДОУ с применением методов активизации будет способствовать повышению уровня психолого-педагогической компетентности родителей. Поможет сформировать осознанное отношение родителей к развитию детей, создать условия для общения молодых семей по вопросам обмена опытом воспитания детей, а также будет способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей.
В июне-августе творческой группой в составе старшего воспитателя и педагога-психолога изучалась специальная литература по проблеме адаптации детей к ДОУ. Определены проблемы, цели и задачи исследования. В августе разработана анкета для выявления потребностей и запросов родителей. Проведено анкетирование родителей 1 младшей группы ДОУ. Результаты первичного анкетирования указывают на потребность в дополнительных знаниях по вопросам развития и воспитания детей.
В августе с учетом запросов родителей, изучив методическую литературу по данному направлению, творческой группой педагогов (старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели 1 младшей группы) был составлен тематический план-программа работы школы «Сотрудничество». Облегчение адаптации, возрастные и психологические особенности детей, раннее развитие, капризы и упрямство - эти вопросы интересуют каждую любящую маму. Занятия с родителями проводятся в течение всего учебного года, 1раз в 3 месяца. Курс рассчитан на 4 занятия, в каждом занятии принимают участие специалисты разной направленности: старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатель, учитель-логопед, старшая медсестра. По окончании всех проведенных занятий родителям предлагались различного рода памятки с рекомендациями, правилами, советами, «шпаргалки» с описанием игр и упражнений для занятий с ребенком дома.
По результатам беседы с родителями, анкетирования и наблюдения за поведением ребенка складывается прогноз возможной адаптации и основанные на нем предложения, как лучше организовать переход малыша от домашнего к семейно-общественному воспитанию. Для того чтобы помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении, разработан цикл игровых занятий: «Я умею! Я могу! Я уже не плачу!», которые проводят воспитатели 1 младшей группы под руководством педагога-психолога.
В августе на первом занятии «В открытом космосе или адаптация к детскому саду…» было проведено знакомство родителей между собой, обозначены проблемы детей, связанные с адаптацией к ДОУ и пути их решения. Педагог-психолог ДОУ предложила родителям практические упражнения, в ходе которых они должны были найти способы решения обозначенной проблемы. Также было проведено анкетирование родителей «Готов ли ребенок к поступлению в детский сад». Чтобы закрепить полученную информацию родителям были предложены памятки-буклеты: «Идем в детский сад!», «Адаптация к садику – на «отлично»!», «Кнутом и пряником», «Делать – не делать».
Второе занятие в ноябре было решено провести в форме медико-педагогического совещания, на котором были подведены итоги адаптационного периода в ДОУ. Также родителям была представлена фотовыставка первых детских достижений «Мама, я уже не плачу!» и видеосюжеты о том, как проходит день малышей в саду. Актуальной оказалась и информация о проявлениях и преодолении кризиса 3 лет. Родители получили практические рекомендации, как облегчить жизнь в этот период себе и своему крохе.
В январе проведен круглый стол «Раннее развитие». Родители узнали о психологических особенностях детей 2-3 лет и динамике развития мыслительных операций и речи. Разнообразные аспекты раннего развития были раскрыты на консультациях учителя-логопеда и педагога-психолога. Родителям была представлена презентация «Речевое развитие детей младшего возраста». Воспитатель 1 младшей группы познакомила родителей с развивающими играми и игрушками, с помощью которых ребенок сможет гармонично развиваться, познавать окружающий мир, взаимодействовать с ним. Вся необходимая информация и практические рекомендации с описанием развивающих методик была представлена также и в виде буклетов-памяток для «домашней» практической работы «Рекомендации учителя-логопеда», «Потешки для малышей», «Развивающие игры для самых маленьких», «Раннее развитие».
В мае на родительской конференции «В царстве капризов и упрямства» мы постарались привлечь родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с 3-летним ребенком и пополнить арсенал знаний родителей и научить эффективным способам взаимодействия с ребенком. Особую доверительную атмосферу для сплочения родительского коллектива на занятиях в школе помогли создать игры-конкурсы и специальные практические упражнения.
Завершилась работа нашей школы итоговым собранием, на котором была оценена работа «Сотрудничества» и выстроена перспектива дальнейшего развития. Родители ответили на вопросы анкеты по результатам работы проекта. Участники проекта обменялись мнениями о проведённых занятиях, полученных знаниях. Отзывы родителей, педагогов подтверждают необходимость проведения работы, направленной на расширение знаний родителей вновь прибывших детей в ДОУ о развитии и воспитании детей младшего возраста в каждом дошкольном учреждении.
Подводя итоги работы школы для родителей детей младшего возраста «Сотрудничество», можно говорить о следующих результатах:
- 100% удовлетворённость родителей, посещавших занятия, полученными знаниями (результаты анкетирования).
- 100% готовность родителей к дальнейшему сотрудничеству в рамках психолого-педагогического просвещения.
- Расширение сферы психолого-педагогических знаний о развитии и воспитании детей младшего возраста.
- Установление доверительных отношений между педагогами и родителями.
- Сокращение адаптационного периода в ДОУ.
- Формирование активной позиции родителей по отношению к жизни детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Социально-педагогическое взаимодействие как условие адаптации детей дошкольного возраста подготовительной группы ДОУ». (дипломная работа)
Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Это становление происходит на всем протяжении обучения в начальной школе, а сочетание черт дошкольного детства с особенностями школьник...
Дополнительная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Волшебная ручка» для детей от 6 до 7 лет.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у...
Социально-педагогический проект «Детский сад – родители: от диалога к сотрудничеству»
Разработка социально-педагогического проекта...
Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект, Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : "Тайны русского Севера".
Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном отделении образовательного комплекса всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального, осуществляется на основе интеграции отечественных тра...
Программа социально - педагогической направленности "Занимательная сенсорика" с детьми младшего дошкольного возраста.
Программа социально - педагогической направленности разработана для проведения дополнительных занятий в рамках образовательных услуг с детьми младшего дошкольного возраста....
Социально – педагогическое партнерство участников образовательного процесса: дети, родители, воспитатели, в контексте ФГОС.
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись - и не обходятся – без семьи. В ее позитивн...
Социально-педагогический проект «Детский сад – родители: от диалога к сотрудничеству»
Социально-педагогический проект«Детский сад – родители: от диалога к сотрудничеству»...