ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ СВОИХ ПРЕДКОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО НАРОДНОГО ИСКУССТВА.
статья по теме

Блохина Елена Иосифовна

В статье рассматриваются особенности организации работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами русского народного искусства на основе полихудожесвенного подхода. Автор пишет о развитии творческого потенциала детей посредством приобщения к красоте убранства крестьянской избы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshch._doshk._k_kulture_svoikh_predkov.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

Блохина Е.И., г. Арзамас, МБДОУ №8,

воспитатель, высшая квалификационная категория.

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ СВОИХ ПРЕДКОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО НАРОДНОГО ИСКУССТВА.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь.  Поэтому детям необходимо знать и изучать быт и культуру своих предков.

Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Первоначально это были земляные дома (землянки), затем по мере развития человечества появились деревянные и каменные. Большинство домов на Руси строилось из дерева.

Было замечено, что дети интересуются образом жизни, традициями русского народа, разнообразными старинными предметами домашнего быта. Крестьянский дом – особое явление народной культуры, объект для изучения духовной жизни русского человека. Рассматривая иллюстрации русской избы, дошкольники обращают внимание на декоративное оформление крыши, окон, крыльца. Их радует яркая жизнерадостность, звонкая красочность, самобытность, узорность, свойственная деревенскому дому. Восхищает искусство народных мастеров, работавших по дереву - будь то прялка, посуда, любая домашняя утварь или резное узорочье избы и её расписное убранство.

Работа по теме была начата с составления перспективного плана на учебный год.

Сформулирована цель: организация работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами русского народного искусства на основе полихудожественного подхода (через приобщение к красоте убранства крестьянской избы).

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

1. Познакомить детей с жилищем русских крестьян, разнообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением через разные формы организации работы с детьми.

2. Изготовить макет старинной русской избы с интерьером.

3. Создать условия для развития художественно-эстетического потенциала детей в процессе изучения декоративных украшений крестьянской избы и предметов быта.

4. Развивать творческую фантазию, воображение в процессе восприятия эстетически привлекательных объектов народной культуры и собственной творческой деятельности.

     Для того чтобы вызвать интерес к истории русского народа, получить эмоциональный отклик, были проведены беседы с детьми о старинных поселениях, крестьянской избе с использованием иллюстраций. Во время экскурсий по близлежащим улицам рассмотрены деревянные постройки, отмечены особенности внешнего вида домов. Дети обратили внимание на индивидуальность каждого строения, украшения, сочетания цвета и формы.  

В архитектуре крестьянского дома использованы самые разнообразные средства художественной выразительности — и лаконичная декоративная скульптура, и различные виды резьбы, и живописные фрагменты.
Велико при этом и образно-символическое значение декора. Так, главный фасад крестьянской избы представляет собой как бы лицо дома. Любопытно, что названия, данные народом отдельным элементам фасада и деталям декоративного убранства, в полной мере отражают это его предназначение. Например, сравнение фронтона дома с «челом» породило такие названия, как «причелины» — резные доски, прикрывающие концы слег по краю крыши, или «лобовая доска» (иначе «платок»). Украшения, расположенные над оконными проемами, были названы «очельями». Окна  - «очи» дома. Да и само слово «окно» происходит от старинного «око». «Охлупень», венчающий крышу, именовался еще и «шеломом» (шлемом).

 Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому использовалась не только художественная литература, энциклопедии, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы. Для этого посетили краеведческий музей, а также уголок русской избы в детском саду.  Для детей открылась возможность первого проникновения в историю быта родного края. Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик к этому интерес детей. Кроме того, им интересно было увидеть настоящие старинные вещи, полюбоваться их красотой, потрогать их своими руками.

 Была проделана большая работа по изучению малых жанров русского фольклора. Ребята проявили интерес к пословицам, поговоркам, загадкам, потешкам, колыбельным песням, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учились ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивали умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.  Например, оценивая эстетическую сторону продуктивной деятельности «Русский дом», ребята использовали пословицы: «Одно кривое окно весь фасад портит», «Конь на крыше – в избе тише». Приглашая друг друга к труду, говорили «Чем больше рук, тем легче труд». Как организующий момент на занятии использовалась пословица: «Делу – время, потехе – час», настраивающий детей на последующую работу. Работа с пословицами планировалась на занятии по речевому развитию.  Например, игры-соревнования: кто больше скажет пословиц, д/и «Продолжи пословицу» - воспитатель говорит начало, а дети продолжают; затем начало пословицы произносит один ребёнок, а другой её заканчивает. Детям раздавались картинки, по которым они называли подходящую пословицу: о доме, о труде, о предметах обихода и т.д. постепенно дети сами начали употреблять выражения народной мудрости в нужной ситуации.

 Не  оставили детей равнодушными и русские народные игры. Дошкольники с удовольствием играют в «Углы», «Сидит Яша», «Два Мороза», «Ваня».  
       Не менее важным условием духовно-нравственного воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
«В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин. Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эта заповедь А.С.Макаренко использовалась при работе с детьми и  их родителями.

При помощи родителей в группе появилась настоящая маленькая изба. Дети с удовольствием трогали гладкие ровные брёвнышки и вдыхали аромат свежего дерева. Нам захотелось украсить домик. Мы попросили нашего плотника Павла Андреевича сделать незатейливую резьбу для наличников. Всю свою фантазию дети проявили при украшении «окон» на занятии способом пластилинографии. Пригодились им знания о соответствии цветов.

Для создания интерьера избы было предложено детям побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, рассмотреть иллюстрации, посетить уголок русской избы в детском саду. Деревянную мебель нам сделали родители. А мы постарались украсить внутреннее помещение. Подобрали красивые лоскутки тканей для занавесок, одеял. Половики настоящие – домотканые. Занавески в «красном» углу и скатерть на столе украшены  вышивкой в народном стиле. На стене красуется расшитое полотенце. На занятии «В краю старых вещей» вылепили разнообразную крестьянскую посуду. Постарались, чтобы внутри дома было красиво и уютно. Дети с удовольствием используют свой новый дом в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях.

Для самостоятельной деятельности детей предложены альбомы «Русская изба» (знакомство с эстетикой архитектуры крестьянского дома), «В краю старых вещей» (привлекательность внутреннего убранства избы), «Кружева на доме» (узорчатая красота резных украшений), альбом-сказка «Путешествие в историю. Жизнь наших предков» (об избе и некоторых красивых обычаях крестьян), раскраски, д/и «В гостях у Машеньки и медведя» (с использованием загадок, подчёркивающих ту или иную особенность предметов домашней утвари), «Собери дом» (на формирование цветового зрения), настольная ширма  с интерьером внешнего и внутреннего строения избы для сюжетно-ролевых и творческих игр.

Для формирования у воспитанников чувства красоты большое значение имели занятия на темы: «Русский дом» (формирование представлений о художественном вкусе и мастерстве русского крестьянина,  совершенствование умения сочетать различный изобразительный материал), «В краю старых вещей» (умение эффективно взаимодействовать друг с другом в процессе выполнения коллективной творческой работы), «Колесо истории» (становление и проявление эстетических предпочтений через изобразительную деятельность). Результатами явились выставки детских рисунков, изготовление домашней утвари из пластилина.

Благодаря проведённой работе созданы условия для развития художественно-эстетического потенциала детей посредством изучения декоративных украшений крестьянской избы и предметов быта. Дошкольники обращают внимание на цвет, формы, пропорции избы. У детей развивается чувство красоты, цветовое зрение, художественно-образная память, воображение и фантазия.

Литература.

  • Бармин З.И. Русский дом. Н.Новгород, 1994.
  • Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: изд. 2-е, переработанное. – СПб.: Акцидент, 1996, - 224с.
  • Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / авт.-сост. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова и др.- 3-е изд., перераб. и дополн. – Спб: «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2001. – 400с., ил.
  • Интернет-ресурсы
  • Князева О.Л. Как жили люди на Руси: Рабочая тетрадь для занятий по программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» . – Спб: Детство-Пресс, 1998. – 24с.: ил.

Образовательная область «Художественное творчество». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / науч. ред. А.Г.Гогоберидзе. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», М.:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Приобщение дошкольников к культуре своего народа".

Небольшая презентация с целями и планом по данной теме....

Консультация для педагогов "Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры".

Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам....

Мастер-класс «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры».

Мастер-класс «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры». ...

«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»

Мастер-класс для педагогов с подборкой игр на улице и в помещении....

Мастер класс "Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры"

          "Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры"...

Приобщение дошкольников к духовно нравственным ценностям посредством русских народных игр

Русский народ издревле славился не только уникальной и крайне интересной культурой, но и увлекательными играми как для детей, так и для взрослых. Однако, время, воины и влияние европейских соседей пос...