ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка (средняя группа) по теме
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Рассмотрим предмет, задачи, методы и содержание констатирующего эксперимента.
Предмет диагностики: особенности сюжетно-ролевой игры мальчиков и девочек пятого года жизни.
Задачи и методы диагностики:
1. Изучить процесс тендерной социализации детей пятого года жизни.
Метод - Интервьюирование.
- Изучить особенности отношения к сюжетно-ролевой игре и игровые интересы мальчиков и девочек пятого года жизни.
Методы: Беседа с детьми, интервьюирование родителей.
- Изучить особенности развития игровых умений мальчиков и девочек пятого года жизни:
- сюжетосложения;
- распределения ролей;
- умения вступать в игровое взаимодействие.
Метод: Наблюдение.
Данные диагностические методы позволят выделить особенности возраста и игровой деятельности мальчиков и девочек пятого года жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 23.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
За основу нашего исследования была взята «Диагностика сюжетно-ролевых игр мальчиков и девочек дошкольного возраста (автор А.Харчевникова)» [13].
Рассмотрим предмет, задачи, методы и содержание констатирующего эксперимента.
Предмет диагностики: особенности сюжетно-ролевой игры мальчиков и девочек пятого года жизни.
Задачи и методы диагностики:
1. Изучить процесс тендерной социализации детей пятого года жизни.
Метод - Интервьюирование.
2. Изучить особенности отношения к сюжетно-ролевой игре и игровые интересы мальчиков и девочек пятого года жизни.
Методы: Беседа с детьми, интервьюирование родителей.
3. Изучить особенности развития игровых умений мальчиков и девочек пятого года жизни:
- сюжетосложения;
- распределения ролей;
- умения вступать в игровое взаимодействие.
Метод: Наблюдение.
Данные диагностические методы позволят выделить особенности возраста и игровой деятельности мальчиков и девочек пятого года жизни.
А) Изучение процесса гендерной социализации детей пятого года жизни.
Для выявления гендерных установок детей используется интервьюирование детей (полустандартизированное интервью В.Е. Кагана) по следующим вопросам:
1. Ты мальчик или девочка? (Для того чтобы избежать эхолалических ответов, когда ребенок повторяет последнее слово, здесь и в остальных вопросах первым называется то слово, которое соответствует полу испытуемого, - например, для мальчиков «дядя», «папа» и т.д.).
2. Когда ты вырастешь, кем ты будешь: а) дядей или тетей; б) мужем или женой; в) папой или мамой?
3. Может быть так, что ты вечером ляжешь спать мальчиком (девочкой), а утром проснешься девочкой (мальчиком)?
4. А если бы это было возможно, ты хотел(а) бы заснуть мальчиком (девочкой), а проснуться девочкой (мальчиком)?
5. Знаешь ли ты, чем отличаются мальчики от девочек? (Если вопрос непонятен, можно задать уточняющие вопросы: мальчики или девочки - это одно и тоже? Они одинаковые? Как ты узнаешь - кто мальчик, а кто девочка?).
Анализ ответов детей предполагает выявление соответствия ребенка своему полу, а также наличие знаний ребенка об отличии мальчика от девочки.
Для удобства обработки полученных данных мы предлагаем оценивать ответы детей в балловом эквиваленте таким образом: соответствие ребенка своему полу оцениваем в 1 балл, несоответствие в 0 баллов.
Таблица 1.
Критерии оценивания ответа ребенка Вариант ответа ребенка | Вариант ответа ребенка | Выставляемый балл | Максимально возможный балл по данному критерию |
Осознание своей половой принадлежности | Ответ ребенка соответствует его полу | 1 балл | 6 баллов |
Ответ ребенка не соответствует его полу | 0 баллов |
Б) Для выявления игровых интересов мальчиков и девочек пятого года жизни используются индивидуальные беседы с детьми по следующим вопросам:
1. В какие игры ты любишь играть с другими ребятами?
2. В какие игры ты играешь дома?
3. Кем ты любишь быть в играх?
4. С какими игрушками ты любишь играть? (Ребенку предлагаются реальные игрушки). Пожалуйста, покажи.
5. Если бы мы играли в мультик, то кем бы ты был?
6. Если бы мы играли в сказку, то кем бы ты был, кого изображал?
7. С кем ты больше любишь играть: с мальчиками или девочками? Почему?
Для выявления игровых интересов мальчиков и девочек пятого года жизни автором методики разработаны следующие критерии:
- частота предпочитаемых сюжетов игр мальчиков и девочек;
- частота предпочитаемых ролей мальчиков и девочек;
- привлекающие мальчиков и девочек игрушки;
- предпочитаемые партнеры по игре.
Таким образом, для удобства обработки полученных данных и проведения анализа мы разработали балльные критерии оценивания ответов дошкольников.
Таблица 2.
Критерии оценивания ответа ребенка | Вариант ответа ребенка | Выставляемый балл | Максимально возможный балл по данному критерию |
Предпочитаемые сюжеты для игр | Сюжет соответствует полу ребенка | 1балл | 2 балла |
Сюжет не соответствует полу ребенка | 0 баллов | ||
Предпочитаемые роли в игре | Роль соответствует полу ребенка | 1 балл | 3 балла |
Роль не соответствует полу ребенка | 0 баллов | ||
Привлекающие ребенка игрушки | Все выбранные игрушки соответствуют полу ребенка | 2 балла | 2 балла |
Игрушки частично соответствуют полу ребенка (выбраны вперемешку) | 1 балл | ||
Все выбранные игрушки не соответствуют полу ребенка | 0 баллов | ||
Предпочитаемые партнеры по играм | Выбор партнеров своего пола для игры | 1 балл | 1 балл |
Выбор партнеров обоих полов | 1 балл | ||
Выбор партнеров противоположного пола | 0 баллов |
В) Для выявления особенностей отношения к сюжетно-ролевой игре и игровые интересы мальчиков и девочек пятого года жизни дома используется интервьюирование родителей по следующим вопросам:
1. Часто ли Ваш ребенок играет дома?
2. Во что, в какие игры Ваш ребенок играет? Какие игрушки наиболее интересны для него?
3. Какая любимая игра у вашего ребенка?
4. Каковы источники сюжетов игры: телесериалы, кинофильмы, телепередачи, реклама, рассказы взрослых, мультфильмы, сказки, книги и др.
5. Играете ли Вы с ребенком? С кем ребенок чаще играет: с мамой или папой?
6. Предлагаете ли вы своему ребенку игры своего детства? Какие?
7. Предлагаете ли вы своему ребенку новые игры? Какие?
8. Во время прогулки с кем из детей предпочитает играть Ваш ребенок (с мальчиками или девочками)? Во что любит играть ребенок на улице?
9. Если в семье есть дети разного пола: скажите, пожалуйста, как они взаимодействуют друг с другом: любят ли играть вместе (в какие игры); часто ли у них происходят конфликты, из-за чего; есть ли у них общие интересы, игры (какие?) и т.д.
При анализе ответов родителей методисты советуют обратить внимание на то:
- в какие игры предпочитает играть ребенок дома;
- каковы источники их происхождения;
- с родителем или ребенком, какого пола он больше всего любит играть;
- повторяются ли сюжеты и особенности игры ребенка в детском саду и семье.
Если в семье есть дети разного пола, то важно обратить внимание, как они друг с другом взаимодействуют в игровой деятельности.
Для проведения анализа ответов родителей мы разработали сходные критерии:
Таблица 3.
Критерии оценивания ответа родителей | Вариант ответа родителей | Выставляемый балл | Выставляемый балл |
Предпочитаемые сюжеты для игр | Сюжет соответствует полу ребенка | 1 балл | 1 балл |
Сюжет не соответствует полу ребенка | О баллов | ||
Предпочитаемые партнеры в игре | Ребенок предпочитает родителя своего пола | 1 балл | 2 балла |
Ребенок предпочитает ребенка своего пола | 1 балл | ||
Ребенок предпочитает родителя или ребенка противоположного пола | 0 баллов | ||
Повторяемость сюжетов в д/саду и дома | Сюжет повторяется и соответствует полу ребенка | 2 балла | 2 балла |
Сюжет меняется (соответствует полу частично) | 1 балл | ||
Сюжет меняется (соответствует полу частично) | 0 баллов |
Г) Для изучения особенностей игровых умений мальчиков и девочек пятого года жизни используется наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой мальчиков и девочек.
Цель серии наблюдений - изучить особенности игровых умений мальчиков и девочек пятого года жизни. Оно проводится в естественных условиях по показателям, выделенных Д.Б. Элькониным:
- Умение осуществлять процесс сюжетосложения;
- Умение организовать игру;
- Умение распределять роли. Активность в распределении ролей (без конфликтов с другими детьми);
- Ребенок выступает инициатором новых ролей и новых идей в развитии сюжета;
- Умение ребенка совместно строить и развивать сюжет игры;
- Ребенок является участником нескольких событий, включенных в сюжет;
- Умение отражать ряд сюжетных логических эпизодов в игре;
- Умение вступать в ролевое взаимодействие на длительное время;
- Умение словесно обозначать выполняемую роль;
- Умение передавать характерные особенности персонажа игры;
- Умение использовать игрушки в игре;
- Умение завершить игру.
По критериям наблюдения заносим в таблицу (см. Таблицу 3) данные как «+» (если качество присутствует, как «-», если качество отсутствует).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Методика организации сюжетно-ролевыми играми детей младшего и среднего дошкольного возраста»
В статье подробно рассказывается о том, как выстроить линию сюжетно-ролевых игр с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Вся теоретическая часть подробно подкрепляется конкретными прим...
"Особенности развития и воспитания мальчиков и девочек в дошкольном возрасте"
Различие в развитии и воспитании мальчиков и девочек....
Проект организации сюжетно - ролевой игры "Салон красоты" детей среднего дошкольного возраста
Проект...
Опыт работы по организации и проведению творческих сюжетно-ролевых игр в младшем и среднем дошкольном возрасте
Данный опыт работы по организации и проведению сюжетно-ролевых игр поможет воспитателям использовать в своей работе наиболее эффективные приемы руководства играми....
Как и во что играют мальчики и девочки? (средний дошкольный возраст)
Дошкольный возраст — важный период для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей. Именно в данный период у них формируются первоосновы качеств мужественности и женственн...
Сюжетно-ролевая игра "Парикмахерская" для детей среднего дошкольного возраста
представлен конспект сюжетно-ролнвой игры "Парикмахерская"...