Основы развития восприятия цвета детьми
статья по теме
Цвет влияет на настроение и самочувствие человека, он может не только радовать, но и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски и грусти. Одни цвета успокаивают нервную систему (зеленый, синий, голубой) другие, наоборот, раздражают, возбуждают (красный, оранжевый, пурпурный, желтый цвета). Иными словами, цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Основы развития восприятия цвета | 684.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА ДЕТЬМИ
Издавна цвет считался одним из важных свойств, предметов и явлений окружающей жизни. Уже в древнем мире люди пытались определить воздействие цвета на человека. Считалось, что цвет влияет на настроение и самочувствие человека, что он может не только радовать, но и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски и грусти. Одни цвета успокаивают нервную систему (зеленый, синий, голубой) другие, наоборот, раздражают, возбуждают (красный, оранжевый, пурпурный, желтый цвета). Иными словами, цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие. О восприятии цвета как свойства предмета здесь речи еще не было, так как человек не выступал как субъект персептивной деятельности.
Одним из первых, кто начал исследовать воздействие цвета, был И. Гете. Фундаментальным в теории цвета явился его труд «К учению о цвете», содержащий анализ основных цветовых оттенков. С точки зрения влияния цвета на настроение выделил цвета: возбуждающие, оживляющие, бодрящие – красные, красно-желтые; порождающие печально-беспокойное настроение – сине-фиолетовые; успокаивающего умиротворения – зеленые. И. Гете опоэтизировал воздействие цвета, отмечая, что в зеленом цвете заключены доброта, умиротворение, способность успокоить глаз и душу, синий цвет вызывает чувство холода, а красный действует устрашающе.
На протяжении веков люди по-разному воспринимали и чувствовали цвета. Ученые предполагают, что древние люди не видели всех цветов, которые видим мы. Сначала они научились различать более яркие цвета – красный и желтый, а затем уже синий и зеленый. Известно, например, что палитра древнегреческих живописцев состояла только из четырех красок: красной, охры, черной и белой. Постепенно палитра становилась богаче, но они еще долго продолжали путать зеленый и синий цвета, а лиловую и фиолетовую краски стали различат позднее.
В процессе усвоения опыта предшествующих поколений за многими предметами в нашем сознании закреплен определенный цвет – предметный, или собственный (трава - зеленая, апельсин – оранжевый, лимон – желтый и т.д.). Но обычно в жизни чистых локальных цветов не так много, цвета в природе обусловлены окружающим (влияние света, освещенности солнцем, перспективы, соседство «крашеных» предметов, поверхностей и т.д.).
Традиционно красный цвет считается возбуждающим, оживляющим, а зеленый – спокойным и т.д., в религиозной символике белый цвет символизирует чистоту и непорочность; зеленый – надежду на бессмертие души; голубой – печаль; красный – кровь святого. В народных сказаниях и легендах многих стран зеленый цвет является символом надежды, так как ассоциируется с молодостью, ростом; красный – это цвет огня, крови, означает любовь; белый символизирует невинность, свежесть, чистоту; черный – символ траура, потому что связывается в сознании с мраком тьмой.
На Руси красный цвет считался признаком красоты, и все, что было связано с понятием «красивый», называлось красным: красное крыльцо, красный угол, красна-девица и т.д. Белый наряд невесты – символ веры и чистоты.
Символика цвета рождалась и умирала, но в наши дни она сохранилась в искусстве, поговорках, крылатых выражениях: тоска зеленая, скука серая, дела черные, радость светлая и др.
Восприятие цвета (а человеческий глаз способен отличить до 300 оттенков) может быть одним из счастливых качеств, которыми природа наделила человека. Однако проявиться эта способность может лишь при условии развития восприятия человека в разнообразной деятельности.
Исследователями-физиками было установлено, что лучи солнечного света разлагаются на цветные лучи, среди которых выделяются семь главных цветов, называемых спектром. Но в природе существуют еще и другие цвета: белый, черный и серый.
А указывают исследователи (Л. Рихтер, С.С. Алексеев), в науке о цвете (цветоведении) белые, серые и черные цвета принято называть ахроматическими (не цветными), все же остальные цвета – хроматическими (цветными). Эти термины были предложены в 1922 г. Американской комиссией по колориметрии с целью установления единообразной терминологии в учении о цветах.
С.С. Алексеев поясняет, что ахроматическими цветами называют лишь чисто-белые и чисто-черные цвета. Они не имеют цвета и отличаются, друг от друга только по тону. Но у этих цветов большие изобразительные возможности. Человеческий глаз способен отличить 300-400 переходных оттенков от белого к черному. Если сравнить между собой белый цвет бумаги, гипса и белил (гуашь, темпера, масло), то окажется, что один из них светлее, чем другие. Черные цвета тоже неодинаковы: например: черный бархат темнее черного сукна, а черное сукно темнее черного ситца. Но больше всего грации по насыщенности дают серые тона.
В противоположность ахроматическим цветам, которые не имеют цветового тона, хроматические цвета различаются степенью цветности. У одних спектральных цветов цветовой фон выражен очень резко, у других едва заметно. Мы имеем возможность сравнить такую качественную характеристику цвета, как насыщенность. Насыщенность – называется степень цвета от равного ему по светлоте ахроматического.
Итак, один цвет отличается от другого по трем признакам – светлоте, цветовому тону и насыщенности. Н.Н. Волков эти признаки называет основными или собственными качествами цвета, в отличие от «несобственных» ассоциативных, приобретаемых цветом при воздействии на зрителя.
Известно, что на расстоянии цвет изменяется. Один и тот же цвет при дневном свете кажется другим при электрическом, свечном и других источниках освещения.
Говоря о собственных качествах цвета (светлота, цветовой тон, насыщенность), мы раскрываем их эмоциональную направленность, вызывая рождение новых «несобственных» качеств цвета.
Так, цветоведы вынуждены были принять деление всех цветов по цветовому тону на теплые и холодные. По мнению В. Бецольда, к холодным следует причислить также чисто-белый и средний серые цвета.
Связь деления цветов на теплые и холодные с эмоциональным опытом несомненна. Холодная гамма усиливает впечатления меланхолической успокоенности, а теплая – впечатление жизни, активности, радости, драматизма.
Меняющийся в ходе истории предметный, эмоциональный и, в частности, эстетический опыт людей создал чувство красоты, но этот опыт часто бывает скрыт и сложен, а его отголоски в «блеске красоты» так отдалены, что и сама красота кажется чем-то совершенно простым, присущим цвету и краскам самим по себе. Красоту красок, их сочетаний художник находит «по чувству», интуитивно, чаще всего не умея объяснить свой выбор, но чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо развивать.
Знакомство с цветом предметов, объектов, явлений окружающей жизни и цветовое решение изображений детьми в рисунках, аппликациях способствуют развитию у них эстетического восприятия, чувства цвета. Большую роль в решении этих задач играет знакомство детей с искусством и природой. Об этом в свое время писал еще чешский педагог Я.А. Коменский.
Интерес к цвету, по мнению Я.А. Коменского, формируется у детей постепенно и должен строится с учетом возрастных возможностей. Цвет предметов имеет большое значение в развитии эстетического восприятия детей и может выступать для ребенка как один из признаков предмета.
Известный немецкий педагог 19 в. Ф. Фребель отмечал, что ребенка привлекает не просто все яркое и пестрое (оно не доставляет ему удовольствия), «доставляет же его выражение, нахождение внутренней связи, силы одухотворить все это…»
Таким образом, мы видим, что, по мнению Ф. Фребеля, ребенка не столько привлекает внешняя сторона цветов, сколько их соединение, соотношение. И далее он подчеркивал, что для того, чтобы ребенок понял это соотношение цветов, взрослый должен помочь ему.
Он также рекомендовал использовать те цвета, которые характерны для предметов и явлений природы, окружающих ребенка, и считал необходимым предоставлять детям самим выбирать ту или иную краску. Для этого необходимо учитывать:
- во-первых, рассматривать цвет самостоятельно, независимо от формы предмета. Цвет следует изобразить ради его самого;
- во-вторых (Ф.Фребелю принадлежит одна из первых классификаций последовательности называния детьми цветов), называется чистый цвет сам по себе (красный, зеленый и т.д.), затем цвета по их внутренней силе (светлый, яркий, темный и т.д.) и в конце – отдельные цвета;
- в-третьих, он считал, что с красками необходимо знакомить детей постепенно. Переходить к работе с новым цветом не следует, пока не освоен ранее предложенный цвет, так как с каждой краской надо обходиться особенно.
Ф.Фребель рекомендовал вначале учить детей работать с красками основных цветов и оттенков. Общение ребенка с цветом «…делает образ мыслей и вообще человека благороднее, оживляет чувство к природе и жизнь в ней».
Цвет является важным признаком предмета и при создании изображения в рисунке выступает одним из главных средств выразительности. Развитое зрительное эстетическое восприятие предполагает хорошо сформированное у детей умение дифференцировать и группировать цвета на основе их сходства, контраста и красоты сочетаний. Это умение, несомненно, играет существенную роль в детском изобразительном творчестве.
Е.А. Флерина отмечала необходимость использовать приемов контраста в восприятии ребенка, в различении ими цвета. Педагог при обучении обязательно должен учитывать эмоциональных характер цветового решения, так как цвет выступает для ребенка средством выражения его эмоционального состояния. При правильном руководстве изобразительной деятельностью отношение ребенка в старшем дошкольном возрасте к цвету меняется. Возникает стремление к цветовому соответствию изображения реального предмета.
Педагоги и психологи отмечают в применении цвета детьми тенденции. Одна из них – отражение реального цвета объекта. Другая – произвольное использование цвета, когда последний выступает в роли средства, выражающего отношение, или для украшения. Эта тенденция является связующим звеном между представлениями о цвете, чувством цвета, с одной стороны, и творческим мышлением, воображением, системой оценок – с другой.
В работе по сенсорному воспитанию и формированию чувства цвета у детей было обнаружено, что малыши не стремятся к разнообразному цветовому решению и могут весь рисунок нарисовать одним цветом. Объясняется это тем, что ребенка привлекает в первую очередь форма предмета, стремление передать ее в рисунке, но не цвет. В качестве одного из важных условий формирования чувства прекрасного важна роль взрослого, педагога.
Опыт показывает, что дошкольник не имеет богатого, разностороннего опыта восприятия цвета, цветовых отношений, не может передать его и в своем творчестве. Однако к 6-7 годам при соответствующей педагогической работе уже складываются необходимые предпосылки для развития эстетического чувства цвета. У детей необходимо целенаправленно развивать восприятие цвета и чувство цвета. Эта работа должна проводиться в процессе специальных наблюдений на прогулках, экскурсиях, в повседневной жизни, на занятиях, в разнообразных играх и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Теоретические основы работы с детьми с задержкой психического развития"
В презентации рассмотрены вопросы задержки психического развития: причины возникновения, особенности детей с ЗПР; подходы и организационно-педагогические требования в работе с данной катег...
«Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие» на основе приобретения опыта детьми старшего дошкольного возраста в соответствующих видах деятельности»
Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельности с взрослыми, затем в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятел...
Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Психологические основы речи
Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста1.1 Психологические основы речи...
Конспект организованной образовательной деятельности в области социально - коммуникативного развития по основам безопасности с детьми старшей логопедической группы Тема: "Дорожные знаки"
Формировать знания детей от дорожных знаках и их назначении.Воспитывать у детей ответственность за свою безопасность и жизнь других людей, культуру поведения на улице и в транспорте....
Конспект организованной образовательной деятельности по математике и сенсорному развитию с детьми 4-5 лет "Равенство и неравенство двух групп предметов на основе счета. Работа с логическими блоками Дьенеша
Целью организованной образовательной деятельности является обогащение сенсорного опыта детей, выявление простейших зависимостей предметов по форме, размеру, количеству, использование числа как п...
Конспект занятия по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие » с детьми старшего дошкольного возраста. На основе интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» Тема: «Знакомимся с финансами»
Мотивация: Здравствуйте ребята. .Ребята, как вы думаете, что это за музыка, - Это волшебная музыка, загадочная. С этой музыки начнется наша игра. У меня есть волшебный мешочек .Давайте посмотрим , что...
Перспективное планирование образовательной деятельности по речевому развитию с детьми 3 - 5 лет сроком на один учебный год. Составлено на основе ПРОГРАММЫ по развитию речи Оксаны Семёновны Ушаковой.
Речевое развитие детей дошкольного возраста предполагает решение следующих задач дошкольного образования: овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связн...