Конспект организованной образовательной деятельности по математике и сенсорному развитию с детьми 4-5 лет "Равенство и неравенство двух групп предметов на основе счета. Работа с логическими блоками Дьенеша
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Aндронова Татьяна Владимировна

Целью организованной образовательной деятельности является обогащение сенсорного опыта детей, выявление простейших  зависимостей предметов по форме, размеру, количеству, использование числа как показателя количества, итога счета в совместной игровой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8»

Конспект

организованной образовательной деятельности

(математика и сенсорное развитие) 

с детьми 4-5 лет

«Равенство и неравенство двух групп предметов на основе счета. Работа с логическими блоками Дьенеша»

Выполнила воспитатель Андронова Т.В.

Арзамас, 2021 год

Цель: обогащать сенсорный опыт детей, выявлять простейшие зависимости предметов по форме, размеру, количеству, использовать число как показатель количества, итога счета в совместной игровой деятельности.

Задачи:

  • закреплять счетные умения в пределах 5; умение соотносить количество  с числом и цифрой;
  • формировать представление о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета;
  • закрепить умение различать квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, выделить их свойства (форма, цвет, размер) с помощью логических блоков Дьенеша;
  • использовать эталоны с целью определения формы предмета;
  • закрепить умение различать левую и правую руку, определять пространственные направления и обозначать их словами: налево, направо, вперед, назад.
  • содействовать развитию речи, наблюдательности, логического мышления, памяти;
  • воспитывать интерес к занятиям математикой,  усидчивость, самостоятельность.

Способы взаимодействия с детьми: сюрпризный момент, игра, беседы, наблюдения,  рассматривание, педагогическая оценка, анализ, сравнение, работа с раздаточным материалом.

Средства:, крупные изображения круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, игрушки: кукла Маша, медведь,5 зайцев, белка, еж, лиса; поднос, корзинка.

Раздаточный материал: Блоки Дьенеша: треугольники, квадраты, прямоугольники по 5 штук (большие и маленькие) разные по цвету, 5 кругов разные по цвету и размеру (на каждого ребенка); 24 изображения, имеющих форму геометрических фигур, 24 тарелочки; по 5 зайчиков и по 5 морковок (на каждого ребенка), 24 листа с двумя полосами.

Ход организованной образовательной деятельности:

Воспитатель (построение детей в круг):

«В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья (показываю на детей).

Мы сейчас пойдем направо (идут вправо),

А теперь пойдем налево (идут налево),

В центре круга соберемся (идут в круг),

И на место все вернемся (возвращаются назад).

Улыбнемся, подмигнем (улыбаются, подмигивают друг другу),

Путешествовать  начнем.

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие в лес к зверятам. Они нас уже давно ждут. Мы на волшебном ковре-самолете,  он домчит  вас куда захотите. Только нужно сказать волшебные слова :

                              Ковёр- самолёт, возьми нас в полёт,

                             Взлетай в вышину, приземлись в лесу.

(Дети садятся на ковер, говорят слова , звучит музыка полета…)

Воспитатель: Вот и прилетели в лес! Можно выходить. Посмотрите, кто нас встречает в лесу?

Предполагаемые ответы детей: Медведь, зайчики, белка, лиса, еж.

Воспитатель: Ребята, сколько зайчиков встречают нас? Посчитаем. Предполагаемые ответы детей: Пять зайцев.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что любят кушать зайчики? Предполагаемые ответы детей: Морковку, капусту.

Воспитатель: Угостим их морковками.
(Дети садятся за столы и на карточках раскладывают зайцев и  морковку).

Воспитатель: У вас на столах лежат листы с двумя полочками, в конверте зайчики и морковки. Ребята, что нужно сделать, чтобы узнать сколько зайчиков?

Предполагаемые ответы детей: Нужно их посчитать.

Воспитатель: Считаем: один, два, три, четыре, пять. Сколько зайчиков?

Предполагаемые ответы детей: Всего 5 зайчиков

Воспитатель: На верхнюю  полочку положите пять зайчиков.

Воспитатель: Зайчики проголодались, и мы угостим их морковкой. Под зайчиками на нижней полочке положите 4 морковки. Сколько морковок вы положили?

Предполагаемые ответы детей:4 морковки.

Воспитатель: Давайте сосчитаем вместе: одна, две, три, четыре морковки. Сколько всего морковок?

Предполагаемые ответы детей: Всего четыре

Воспитатель: А хватит ли зайчикам морковок? Давайте проверим. Сколько зайчиков?

Предполагаемые ответы детей: Пять зайчиков.

Воспитатель: Сколько морковок?

Предполагаемые ответы детей: Четыре морковки.

Воспитатель: Скажите, чего больше, зайчиков или морковок?

Предполагаемые ответы детей: Зайчиков больше, чем морковок

Воспитатель: Если зайчиков больше, чем морковок, то, число пять больше чем число четыре. А если морковок меньше, чем зайчиков, то, число четыре меньше чем число пять. Что нужно сделать, чтобы зайчиков и морковок стало поровну, по пять?

Предполагаемые ответы детей: Нужно положить еще одну морковку.

Воспитатель: Правильно, нужно положить еще одну морковку. Положите на полочку еще одну морковку. Сколько стало морковок?

Предполагаемые ответы детей: Пять морковок.

Воспитатель: Поскольку стало зайчиков и морковок?

Предполагаемые ответы детей: по 5.

Воспитатель: Как получилось пять морковок?

Предполагаемые ответы детей: К четырем морковкам мы добавили еще

одну морковку, и морковок стало пять.

Воспитатель: Сколько стало зайчиков и морковок?

Предполагаемые ответы детей: Зайчиков и морковок стало по пять, т.е.

поровну. Зайчиков столько, сколько морковок.  Каждому зайчику досталось

по одной морковке.

Воспитатель: Оставим вновь 5 зайчиков и 4 морковки. Как еще можно сделать, чтобы и зайцев и морковок стало поровну?

Предполагаемые ответы детей: Убрать 1 зайчика.

Воспитатель: Один зайчик убежал.  Сколько стало зайцев, пересчитаем.

Предполагаемые ответы детей: 1, 2, 3, 4. Зайцев 4.

Воспитатель: Зайчиков стало 4 и морковок стало 4. Что мы можем теперь сказать про зайчиков и морковку?

Предполагаемые ответы детей: Их стало поровну.

Воспитатель: А сейчас мы немного поиграем и отдохнем:

( Воспитатель произносит текст и показывает карточки с цифрам).
Головой киваем – цифры повторяем. (Кивают головой один раз.)
Давайте хлопнем столько раз,
Сколько покажу сейчас. (Хлопают два раза.)
Мы присядем столько раз,
Сколько покажу сейчас. (Приседают три раза.)
Давайте топнем столько раз,
Сколько покажу сейчас. (Топают четыре раза.)
Мы подпрыгнем столько раз,
Сколько покажу сейчас. (Подпрыгивают пять раз.)

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам выйти на полянку поиграть  в игру «Найди свой домик».

Жили-были в своих домиках геометрические фигуры. Как они называются? (показываем и раскладываем в обручи большие фигуры)

Предполагаемые ответы детей: Круг, квадрат, треугольник и прямоугольник Воспитатель: Я раздам вам по одной картинке с изображением предмета, имеющего форму геометрической фигуры. Когда я начну читать стишок, те дети, которые имеют картинку с изображением предмета, имеющего  форму геометрической фигуры,  о которой будет идти речь, должен выбежать в домик (обруч). Например, у меня картинка с изображением горы. В чей домик

надо выбежать?

Предполагаемые ответы детей: В домик треугольника.

Воспитатель: В математику играю,

                         Вас в фигуры превращаю!

                       Раз, два, три, треугольник, в дом беги!

                       (дети-треугольники забегают в свой обруч).

Воспитатель: Проверяем, правильно ли ребята забежали в домики.

(Тоже повторяем с прямоугольником, квадратом и кругом)

Воспитатель: Молодцы ребята! Справились!

Воспитатель: Ребята, я хочу вас познакомить с нашей гостьей. Это девочка Маша из сказки Маша и медведь. Вы помните, что было в этой сказке? Предполагаемые ответы детей: Пошла Маша в лес, заблудилась и попала в дом к медведю. Медведь не отпускал Машу домой к дедушке и бабушке. И тогда Маша решила перехитрить медведя.

Воспитатель: Напекла Маша разных пирожков с вареньем, с картошкой, с творогом. Все они получились разных размеров, разной формы, и разного цвета.

Все пирожки перепутались, и Маша не может разобраться. Давайте ей поможем. Пирожки с вареньем Маша хочет оставить медведю. Это пирожки круглой формы. А остальные пирожки Маша хочет отнести дедушке и бабушке. Поможем Маше?

(дети садятся за столы)

Воспитатель: У каждого в тарелочках лежат пирожки, рассмотрите их и скажите какой они формы? Размера? Цвета?

Предполагаемые ответы детей: Форма пирожков круглая, прямоугольная, квадратная, треугольная, фигуры большого и маленького размера, цвет синий, красный, желтый,

Воспитатель: А теперь на поднос положите все пирожки (круглой формы) для медведя (рядом с подносом сидит медведь).

 Воспитатель: Какие по цвету, пирожки вы отложили для медведя?

Предполагаемые ответы детей: Красные, желтые, синие.

Воспитатель: А какой формы они?

Предполагаемые ответы детей: круглой.

Воспитатель: Сколько пирожков для медведя вы положили, сосчитайте?

Предполагаемые ответы детей:  5 пирожков.

Воспитатель: Теперь положите в корзинку большие пирожки для дедушки и бабушки. Какие пирожки вы положили в корзинку?

Предполагаемые ответы детей:  Большие.

Воспитатель: А какого они цвета? Формы?

Предполагаемые ответы детей:   Красного, желтого, синего цвета. Прямоугольной, квадратной, треугольной формы.

Воспитатель: А какие пирожки остались у вас на тарелочках?

Предполагаемые ответы детей:   Маленькие.

Воспитатель: Сколько их? Посчитайте.

Предполагаемые ответы детей:   5 пирожков на тарелочке

Воспитатель:  Какого они цвета? Формы?

Предполагаемые ответы детей:   Красного, желтого, синего цвета. Прямоугольной, квадратной, треугольной формы.

Воспитатель: А теперь положите в корзину все пирожки, кроме, круглых. Какие пирожки вы положили?

Предполагаемые ответы детей:   Красного, желтого, синего цвета, большие и маленькие. Прямоугольной, квадратной, треугольной формы.

Воспитатель: Вот эти пирожки медведь отнесёт дедушке и бабушке. Что сделала Маша в сказке, когда сложила пирожки в корзинку?

Предполагаемые ответы детей:   Она  села в корзинку, а сверху поставила пирожки. Медведь посмотрел, никого нет,  взял корзинку и пошёл в деревню.

Игровое упражнение «Куда пойдешь и что найдешь?»

(по группе расставлены знакомые детям игрушки)

Воспитатель: Выйдем из-за столов на ковер. Сейчас мы с вами поиграем. Я буду загадывать загадки про лесных зверей. Вы должны отгадать загадку, найти эту игрушку в группе и сказать, где она находится.
Воспитатель: Он всю зиму в шубе спал,
                        Лапу бурую сосал,
                        А проснувшись, стал реветь
                        Это зверь лесной…
Предполагаемые ответы детей:    Медведь.
Воспитатель: Молодцы, отгадали загадку. Скажите, где находится медведь справа или слева от вас?
Предполагаемые ответы детей: справа.

Воспитатель: Слушайте следующую загадку:
                         Догадайтесь, кто же это?
                         В шубку рыжую одета.
                         И не рыба, и не птица.
                         Это — хитрая…

Предполагаемые ответы детей:  Лисица.
Воспитатель: Молодцы. Скажите, где находится лиса, слева или справа от вас?
Предполагаемые ответы детей:  слева.
Воспитатель: Следующая  загадка.
                         Кто с высоких толстых сосен

                          В ребятишек шишку сбросил,

                           А в кусты через пенек

                           Промелькнул, как огонек?
Предполагаемые ответы детей:  Белка
Воспитатель: Скажите, где находится белка впереди или сзади от вас?
Предполагаемые ответы детей:  впереди.
Воспитатель: И последняя загадка.
                        Недотрога, весь в иголках,

                          Я живу в норе, под елкой.

                          Хоть раскрыты настеж двери,

                          Но ко мне не входят звери                        

Предполагаемые ответы детей: Еж.
Воспитатель: Скажите, где находится еж сзади или впереди от вас?
Предполагаемые ответы детей: сзади.

IV Подведение итогов. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, кого мы встретили сегодня в лесу?

Предполагаемые ответы детей: медведя, зайчиков, девочку Машу, белку, ежа, лису.

Воспитатель: А кому вам понравилось помогать?

Предполагаемые ответы детей: зайчикам, кукле Маше.

Воспитатель: Ребята,  вспомним, какие задания мы  выполнили?

Предполагаемые ответы детей: мы считали зайчиков и морковку, делали так, чтобы их было поровну. Находили «домики» с нужными геометрическими фигурами. Занимались с блоками Дьенеша: выбирали мишке круглое печенье, пересчитывали его. Определяли, где право и где лево, где сзади и впереди.

Воспитатель: Что вы сможете делать самостоятельно после сегодняшнего путешествия?

Предполагаемые ответы детей: считать до 5, узнавать цифры, делать количество предметов поровну, видеть геометрические фигуры в различных картинках, предметах. Различать геометрические фигуры по форме, цвету, размеру. Ориентироваться в пространстве.

Воспитатель:  Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

                             Ковёр - самолёт, возьми нас в полёт,

                             Взлетай в вышину, приземли нас в детском саду.

Список литературы

  1. Бабаева Т.И.Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО»/Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева.- СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.-с.352.
  2. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в средней группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Т.М.Бондаренко.- Воронеж: Учитель, 2002 - с.315.
  3. Венгер Л.А.,Венгер А.Л. Домашняя школа/ Л.А.Венгер, А.Л.Венгер. - М.: Знаний, 1994 - с.240.
  4. Минкевич Л.М. Математика в детском саду. Средняя группа/ Л.М.Минкевич. – М.: СКРИПТОРИЙ 2003, 2014- с.88.
  5. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников/З.А.Михайлова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015 -с.144.
  6. Носова Е.А. Логика и математика для дошкольника/ Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. – СПб.: Акцидент, 1996 -  с.79.
  7. Семаго Н. Я.Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие/ Н.Я.Семаго.— М.: Айрис-пресс, 2007 — с.112 .
  8. Щербакова Е.И.  Методика обучения математике в детском саду: Учебное пособие для студентов  дошкольных отделений и факультетов средних  педагогических учебных  заведений/Е.И.Щербакова. - М.: Академия, 1998 – с.272.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию с детьми старшей логопедической группы "Птицы весну принесли"

Расширять и укреплять знания детей о птицах: классификация, основные признаки.Развивать интерес и любовь к устному. народному творчеству...

Конспект организованной образовательной деятельности тренировочного вида по физическому развитию с детьми подготовительной группы комбинированной направленности на тему «Школа мяча».

Игры с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе их дети упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, в метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, бе...

Конспект организованной образовательной деятельности в области социально - коммуникативного развития по основам безопасности с детьми старшей логопедической группы Тема: "Дорожные знаки"

Формировать знания детей от дорожных знаках и их назначении.Воспитывать у детей ответственность за свою безопасность и жизнь других людей, культуру поведения на улице и в транспорте....

Конспект организованной образовательной деятельности по математике Тема: «Путешествие в страну математики» Группа общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет.

Цель: Формировать у детей элементарные математические представления. Программное содержание: Обучающие задачи:Совершенствовать навыки порядкового и обратного счета в пределах 6.Закрепить ори...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной группы «ВЕСЕЛЫЙ СЧЕТ»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №59 комбинированного вида Фрунзенского районаг. Санкт-Петербург...

Конспект организованной образовательной деятельности по ФГОС по сенсорному развитию во второй младшей группе «Гости из леса».

Сенсорика. Закрепление знаний об основных геометрических формах, отработка действия приравнивания к эталону, упражнять в определение основных цветов спектра, определение величины предмета по отношению...