Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой, чтение рассказа В. Бардадым "Колодец"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Знакомим с произведениями Кубанских писателей, развиваем познавательный интерес к истории своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_bardadym.docx | 17.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Чтение рассказа В. П. Бардадым «Колодец».
Цели: - развивать познавательный интерес к истории своего народа;
- продолжать знакомить детей с творчеством писателей Кубани;
- развивать у детей желание выражать свои впечатления и переживания после прочтения художественных произведений;
- обогащать и активизировать словарь детей;
- воспитывать любовь и уважение к родному краю, к народным традициям.
Литература: В. Бардадым «Колодец», А. Васнева «Знай и люби свой край».
Оборудование: макет «Колодец», портрет В. Бардадым.
- Скажите, как называется место, где мы с вами живем? Мы живем на кубанской земле. У нас очень много тружеников – это работники сельского хозяйства, учителя, парикмахеры, врачи, повара и т. д. Среди них есть писатели.
А кто такой писатель?
А что пишет писатель?
Какие литературные жанры знаете?
- Игра «Отгадай литературный жанр»
1) Вот уже кончается степь. Хмурые дубовые леса неласковым шепотом встречают казаки. (Рассказ)
2) Лето ходит босиком
По земле нагретой
К быстрой речке прямиком
Мчится в полдень лето. (Стихотворение)
3)Дождик, дождик, пуще –
На лесные пущи!
На цветы, на кусты!
Посильнее припусти! (Кричалка)
4) Нет в мире краше Родины нашей. (Пословица)
5) Казацкие хаты
Стоят как «старушки»
Годами богаты
На вид как игрушки.(Стихотворение)
- Сегодня мы познакомимся с писателем Кубани, который собирал много материала об истории нашего края и писал об этом. Это Виталий Петрович Бардадым. Он родился 22 июля 1932 года в Краснодаре в семье казаков. Не окончив школу, был призван в армию. Вернувшись из армии, учился в текхникуме, а потом ходил по Кубанским дворикам, ездил по Казачьим станицам, собирал историю Кубани и писал об этом произведения. Был награжден медалью за заслуги.
Казаки на Кубани были очень трудолюбивыми, они с утра до позднего вечера трудились, выращивали хлеб на полях, овощи, ухаживали за землей, косили траву для животных. Для этого нужна была вода.
Издавна вода на Руси – драгоценна и почитаема народом. Ее сила, целебность и красота воспеты в песнях, былинах, сказках. Животворная влага стала символом непобедимости, неиссякаемости народного духа. На Кубани у людей было уважение к воде. Воду брали из колодцев.
- А сейчас давайте посмотрим, как раньше выглядели колодцы. Давайте опишем колодец.
- Игра «У Василки, у казаченька»
Считалкой выбирается «казак». Дети идут хороводом, «казак» в кругу. Дети показывают движения, соответствующие тексту игры. По окончании слов «казак» танцует, а остальные дети повторяют за ним движения, «казак» выбирает лучшего танцора.
У Василки, у казаченька
Жили в сарайчике
Семь сыновей – все без бровей,
С такими ушами,
С такими носами,
С такой головой,
С такой бородой.
Ничего не ели,
Ничего не пили.
Целый день сидели,
На Него глядели.
- Чтение рассказа «Колодец»
Вопросы по содержанию:
- Как начинается рассказ? Начинается обычными словами, строится в описательной форме.
- Каким языком написан рассказ? Простым
- Что нашел атаман, когда привел войско из Украины в Краснодар?
- Что такое «копанка»?
- Как строили колодец?
- Чем черпали воду?
- А сейчас есть колодцы?
- О чем бы напоминали нам колодцы?
- Перескажите тот момент, где рассказывается о «копанке».
- В какой форме заканчивается рассказ?
-Чем отличается стихотворение от рассказа?
- Какие новые слова встретились вам в рассказе?
Игровое упражнение:
-Придумайте предложение в рифме (в стихотворной форме).
_Слышали ли вы,как разговаривали друг с другом казаки в старину? Совсем не так , как мы с вами сейчас. В речи кубанцев часто употреблялись пословицы и поговорки.
Послушайте, как они произносятся на кубанском диалекте.
Очи бояться, а руки роблять.(Глаза боятся, а руки делают).
Не сиди сложа рукы, тай и нэ будэ скукы.(Не будет скуки, если заняты руки)ю
Жывэ, як мыша в крупах.(Живёт, как кот в сметане).
Що посеешь, то и пожнешь. (Что посеешь, то и пожнёшь).
Много языком робыть_ без гроша в кармане быть.( Много языком будешь говорить, денег в кармане не будет).
Хлиб, силь, да вода- то казацька йида! (Хлеб, соль и вода- это казацкая еда).
Встанэ сэло- сломае брэвно.
Дурнэ, як сало биз хлиба.
На словах города бэрэю, а на деле жабы боится.
Игра «Как назывались предметы в старину».
Кабыца – летняя печь.
Половик – узкий половой коврик.
Рушник – полотенце.
Сени – помещение между жилой частью дома и крыльца.
Сундук – тяжёлый напольный ящик для хранения вещей с крышкой на пелях и с замком.
Угольник – посудный шкаф у печи.
- Сегодня мы познакомились с произведением В.П.Бардадым «Колодец». Будем продолжать знакомиться с писателями Кубани.
Мы должны любить свой край. С уважением относиться к труженикам, к традициям родного края.
« На Кубани вырос я». В.Бакалдин.
На Кубани вырос я, мне родней, понятнее
Наши южные края:
Степи необъятные
Горы хлеба до небес,
Ветки вишен алые,
Если лес-
Так южный лес
Черед перевалами.
И понятен мне прибой,
Дикий ли, задумчивый…
Разговор волны с волной
Я как стих заучивал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе. Тема « Детский звуковой журнал» Воспитатель: Е.В.Васильченко
Цель: Закрепить понятие « журнал», познакомить детей с особенностями звукового журнала, активизировать детские творческие способности по созданию звукового журнала.Материал:различные детские жур...
Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе
Русские народные сказки...
Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе "В гостях у дедушки Чуковского"
Занятие по ознакомлению с художественной литературой в средней группе...
"План- конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе".
План-конспект открытого занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе....
Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой Чтение рассказа Н.Носова «Автомобиль»
Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературойЧтение рассказа Н.Носова «Автомобиль»...
Конспект нод по ознакомлению детей с художественной литературой «Чтение стихотворений о весне»
Конспект непрерывно образовательной деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой «Чтение стихотворений о весне»Цель: Формировать представление о весне как пер...
Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой «Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль».
Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой «Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль»....